Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Свердловская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 2 августа 2012 г. по делу № А60-21120/2012

Резолютивная часть решения объявлена 01 августа 2012 года
Полный текст решения изготовлен 02 августа 2012 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего С.П. Воронина, судей Ю.К. Киселева, М.Л. Сергеевой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.В. Кондрат рассмотрел в судебном заседании дело
по заявлению
Прокурора Свердловской области
к Главе Волчанского городского округа
о признании нормативного правового акта недействующим
при участии в судебном заседании
от заявителя: Зобнина Л.В., представитель по доверенности № 8-12-12 от 19.01.2012.
Заинтересованное лицо в судебное заседание не явилось, представив ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Ходатайство судом удовлетворено.
Лицу, участвующему в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, других ходатайств не заявлено.

Прокурор Свердловской области просит признать недействующим постановление Главы Волчанского городского округа от 17.04.2008 № 202 "Об утверждении норм накопления твердых бытовых отходов на территории Волчанского городского округа", устанавливающего единые нормы для неопределенного круга лиц и являющегося в силу этого нормативным актов.
По мнению прокурора, данный акт вынесен в превышением компетенции органа местного самоуправления, кроме того, не опубликован в установленном порядке, в связи с чем не соответствует ст. 2, ст. 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", ст. 78 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Заинтересованное лицо представило отзыв, в соответствии с которым требование прокурора признает и подтверждает, что указанное постановление опубликовано в официальном печатном издании не было.
Рассмотрев материалы дела, суд

установил:

Главой Волчанского городского округа 17.04.2008 принято постановление № 202 "Об утверждении норм накопления твердых бытовых отходов на территории Волчанского городского округа", которым с 03.04.2008 на территории Волчанского городского округа введены в действие нормы накопления твердых бытовых отходов потребления от объектов общественного назначения, торговых, спортивных, образовательных, медицинских, культурно-бытовых учреждений для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не имеющих утвержденных проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Пунктом 3 данного постановления установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, не имеющие утвержденных проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, при заключении договоров на сбор, транспортирование и размещение отходов должны руководствоваться нормами, установленными настоящим постановление.
Согласно ч. 2 ст. 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
Статьей 29 названного Кодекса установлено, что арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Учитывая, что постановление Главы Волчанского городского округа от 17.04.2008 № 202 устанавливает единые правовые нормы, обязательные для применения неопределенным кругом лиц - органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами, учреждениями и организациями различных форм собственности, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на регулирование общественных отношений, связанных с накоплением и образованием отходов потребления, это постановление является нормативным правовым актом в сфере нормирования отходов производства и потребления.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными правовыми актами. При этом в силу 3 ст. 8 данного Закона к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Пунктом 11 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения муниципального образования относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального образования.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 6 Устава Волчанского городского округа, утвержденного решением Волчанской городской Думы от 09.06.2005 № 100, к вопросам местного значения относятся, в том числе, организация вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Из этого следует, что нормирование накопление отходов производства и потребление не отнесено к компетенции органов местного самоуправления.
Нормирование в области обращения отходов осуществляется в соответствии со ст. 18 Закона об отходах производства и потребления, пунктом 1 которой установлено, что в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (п. 2 ст. 18 Закона).
В силу пунктов 3 и 4 ст. 18 Закона об отходах производства и потребления индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Пунктом 4 ст. 18 данного Закона установлено, что порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утвержден Приказом Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 № 50, согласно п. 5 которого нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Таким образом, оспариваемое постановление органа местного самоуправления об установлении (утверждении) норм накопления твердых бытовых отходов противоречит установленному Законом об отходах производства и потребления порядку нормирования в области обращения отходов, т.е. не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, что является основанием для признания такого нормативного акта недействующим.
Помимо этого, постановление Главы Волчанского городского округа от 17.04.2008 № 202 "Об утверждении норм накопления твердых бытовых отходов на территории Волчанского городского округа" официально для всеобщего сведения опубликовано не было.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Согласно ст. 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" все муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
Пунктом 47 Устава Волчанского городского округа также предусмотрено обязательное опубликование муниципальных правовых актов.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт затрагивает права и обязанности неограниченного круга лиц, в частности, хозяйствующих субъектов, для которых установлены нормы накопления отходов, и, поскольку официально не опубликован, не соответствует ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Требования Прокурора Свердловской области удовлетворить.
2. Признать недействующим постановление Главы Волчанского городского округа от 17.04.2008 № 202 "Об утверждении норм накопления твердых бытовых отходов на территории Волчанского городского округа" как не соответствующий п. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст. ст. 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
3. Решение по делу вступает в законную силу немедленно после его принятия.
4. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий
С.П.ВОРОНИН

Судьи
Ю.К.КИСЕЛЕВ
М.Л.СЕРГЕЕВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru