Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Рязанская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 23 июля 2012 г. по делу № А54-5355/2012

(извлечение)

Муниципальное унитарное предприятие города Рязани "Управление Рязанского троллейбуса" обратилось с заявлением к Межрайонной ИФНС России № 1 по Рязанской области о признании частично не действительными решения от 21.03.2012 № 2.11-07/00626 ДСП о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушении и требования № 13888 по состоянию на 16.05.2012 об уплате налога, сбора, пени, штрафа в части взыскиваемого штрафа по НДФЛ 5056784,40 руб. - пп. 1 п. 1 решения, п. 3 требования, который просит уменьшить (уточнение - т. 1 л.д. 106). Решение принято по результатам выездной проверки.
В обоснование заявленного требования организация указывает на то, что на предприятии сложилось тяжелое материальное положение в связи с перевозкой, в числе других, льготной категории граждан, недофинансирование Министерством финансов РФ компенсации предоставленных льгот по оплате проезда в общественном транспорте с 2007 г. составляет 440 млн. руб. Полученные на основании решения Арбитражного суда Рязанской области в виде компенсации понесенных расходов от перевозки 146000000 руб. направлены на оплату задолженности по НДФЛ.
Предприятие просит в соответствии со ст. 112, 114 НК РФ оценить указанные обстоятельства как смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, а также учесть отсутствие умысла на совершение налогового правонарушения, несоразмерность размера санкции последствиям установленного правонарушения, задолженность по НДФЛ погашена в полном объеме.
Налоговая инспекция требование не признает, ссылаясь на то, что штраф начислен в пределах санкции, установленной ст. 123 НК РФ, при этом были учтены смягчающие вину обстоятельства.
Из материалов дела судом установлено:
Межрайонной ИФНС России № 1 по Рязанской области, на основании решения налогового органа от 23.01.2012 № 12-05/11 проведена выездная налоговая проверка в отношении Муниципального унитарного предприятия города Рязани "Управление Рязанского троллейбуса", в том числе, по вопросу правильности исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2010 по 31.12.2010, по результатам составлен акт от 27.02.2012 № 2.11-07/00347ДСП. (т. 1 л.д. 19).
Уведомлением от 02.03.2012 № 211-16/02068 (т. 2 л.д. 44) организация извещалась о необходимости явиться 21.03.2012 в 11 час. 00 мин. в Межрайонную ИФНС России № 1 для рассмотрения материалов налоговой проверки. Уведомление получил представитель общества 02.03.2012 под роспись, о чем имеется соответствующая запись в уведомлении.
21.03.2012 по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки Межрайонной ИФНС России № 2 по Рязанской области принято частично оспариваемое решение № 2.11-07/00626 ДСП (т. 1 л.д. 22).
Решением Управления ФНС России по Рязанской области от 05.05.2012 № 2.15-12/04553 (т. 1 л.д. 72) апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения, решение инспекции утверждено.
Решением налоговой инспекции от 21.03.2012 № 2.11-07/00626 ДСП предусмотрено:
пп. 1 п. 1 - привлечение организации к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ, за неперечисление (не полное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок НДФЛ, в виде взыскания штрафа в сумме 5056784,40 руб.,
пп. 1 п. 2 - пени по НДФЛ 3584434,43 руб.,
пп. 1 п. 3 - НДФЛ 26037665 руб.
Решение в части пени и НДФЛ организацией не оспаривается.
Налоговым органом учтены смягчающие ответственность обстоятельства и согласно приложению № 3 к решению (т. 2 л.д. 69) общая сумма штрафа по НДФЛ - 10113568,80 руб. уменьшена до 5056784,40 руб.
На основании решения налоговым органом в адрес предприятия направлено требование № 13888 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 16.05.2012, пунктом 3 которого предусмотрен штраф по НДФЛ в сумме 5056784,40 руб.
Согласно представленному расчету и платежным поручениям (т. 3 л.д. 4-25) задолженность по НДФЛ согласно решению уплачена в период с апреля по май 2012, также организацией полностью уплачиваются текущие платежи.
В силу статьи 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате; налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.
Материалами дела подтверждается, что предприятие в проверяемом периоде являлось налоговым агентом и не перечислило в бюджет 26037665 руб. НДФЛ за 2010 год, удержанного с доходов работников.
Факт совершения налогоплательщиком правонарушения подтверждается решением инспекции от 21.03.2012 № 2.11-07/00626 ДСП.
Статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, в виде взыскания штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 5 статьи 101 НК РФ в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.
Следовательно, установление смягчающих ответственность обстоятельств является обязанностью налогового органа.
В пункте 1 статьи 112 НК РФ содержится перечень смягчающих ответственность обстоятельств.
Согласно подпункту 3 пункта 1 названной статьи Кодекса судом или налоговым органом в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, могут быть признаны иные обстоятельства, не указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 данной статьи.
В соответствии с пунктом 4 статьи 112 НК РФ судом или налоговым органом, рассматривающим дело, устанавливаются обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, и учитываются им при наложении санкций.
В силу пункта 3 статьи 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Кодекса.
Таким образом, право устанавливать наличие смягчающих ответственность обстоятельств, а также уменьшать размер штрафа предоставлено как налоговому органу при производстве по делу о налоговом правонарушении, так и суду при рассмотрении дела.
Исчерпывающего перечня обстоятельств, смягчающих ответственность налогоплательщика, Кодекс не содержит, и суд в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определяет меру ответственности за конкретное налоговое правонарушение на основании объективного исследования имеющихся в деле доказательств, которые оценивает по своему внутреннему убеждению.
Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, содержащимся в постановлении от 15.07.1999 № 11-П, санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 № 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", если при рассмотрении дела о взыскании санкции за налоговое правонарушение будет установлено хотя бы одно из смягчающих ответственность обстоятельств, перечисленных в пункте 1 статьи 112 НК РФ, суд при определении размера подлежащего взысканию штрафа обязан в соответствии с пунктом 3 статьи 114 данного Кодекса уменьшить его размер не менее чем в два раза по сравнению с предусмотренным соответствующей нормой главы 16 Кодекса.
По настоящему делу размер налоговой санкции является значительным, уплата штрафа в полном размере может повлечь за собой, неблагоприятные последствия для финансового состояния заявителя. Суд в соответствии с положениями ст. 71 АПК РФ считает необходимым учесть такие обстоятельства совершения правонарушения, как совершения правонарушения впервые, признание факта его совершения, незамедлительную уплату задолженности по результатам проверки.
Согласно Уставу (т. 1 л.д. 86) основной целью создания Муниципального унитарного предприятия города Рязани "Управление Рязанского троллейбуса" является удовлетворение потребностей населения города Рязани в транспортном обслуживании. Услуги по организации транспортного обслуживания населения и возмещение расходов, связанных с перевозкой граждан, в отношении которых оказание мер социальной поддержки относится к ведению субъекта Российской Федерации, осуществляются на основании договора с Министерством транспорта, связи и информационных технологий Рязанской области от 06.11.2008 (т. 3 л.д. 61), в соответствии с которым выполненная работа оплачивается Министерством в установленном порядке. Аналогичный договор заключен также по организации перевозки граждан, в отношении которых оказание мер социальной поддержки относится к ведению Российской Федерации (т. 3 л.д. 73), выполненная работа также подлежит оплате Заказчиком (Министерством) в установленном порядке. 25.11.2009 заключен договор по организации перевозки граждан, в отношении которых оказание мер социальной поддержки относится к ведению Российской Федерации и субъекта Российской Федерации (т. 3 л.д. 86).
Соответственно предприятие имеет социальное значение, основной причиной образовавшейся задолженности, что подтверждается также актом проверки, является задолженность соответствующих бюджетов по возмещению оплаты проезда льготной категории граждан. Общее недофинансирование с 2007 г. составило 440 млн. руб.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Рязанской области от 22.11.2011 по делу № А54-4070/2011 (т. 1 л.д. 109) с Российской Федерации в лице Минфина РФ за счет казны Российской Федерации в пользу МУП города Рязани "Управление Рязанского троллейбуса" взысканы убытки в сумме 146016152,50 руб. Взыскание указанной суммы позволило полностью уплатить образовавшуюся задолженность по НДФЛ.
Ссылаясь на решение Арбитражного суда Рязанской области от 04.04.2012 по делу № А54-3552/2012 (т. 3 л.д. 141), согласно которому с Российской Федерации в лице Минфина РФ взысканы убытки в сумме 60654895,30 руб., предприятие считает, что уплата указанной суммы по решению позволит исполнить решение налогового органа в части пени и штрафа в разумном пределе.
Суд считает возможным учесть, что правонарушения совершено в кризисный период, что также вызвало тяжелое финансовое положение налогоплательщика.
Согласно бухгалтерскому балансу за 2009 г. предприятие имело убыток 34145 тыс. руб., за 2010 г. - 65272 тыс. руб., за 2011 г. - 87086 тыс. руб., взыскание начисленной суммы штрафа может привести к его неплатежеспособности.
В данном случае, применение штрафных санкций, предусмотренных ст. 123 НК РФ, без учета положений пп. 3 п. 1, п. 4 ст. 112, п. 3 ст. 114 НК РФ влечет за собой нарушение имущественных прав налогового агента, - обязанного уплатить налоговые санкции вне зависимости от степени вины и общественной опасности совершенного налогового правонарушения.
Суд также учитывает, что компенсацией потери бюджета являются начисленные предприятию пени в сумме 3584434,43 руб. за нарушение срока уплаты НДФЛ.
На основании вышеизложенного, суд пришел к выводу о несоответствии размера налоговой санкции, примененной к организации, размеру и характеру причиненного ущерба, и, соответственно, о необходимости снижения размера штрафа до разумного предела, который предприятие имеет возможность уплатить - 500000 руб.
Суд исходит из принципа соблюдения баланса частных и публичных интересов, а также из того, что меры налогового воздействия должны иметь не только карательный, но и воспитательный характер. Учитывая общую тенденцию к послаблению налогового бремени, заинтересованность государства в стабильной работе предприятий, имеющих социальную направленность, отвлечение предприятием средств на уплату налоговых санкций скажется негативным образом не только на финансово-хозяйственной деятельности заявителя, но и на пополнении бюджета от налоговых отчислений данным налогоплательщиком.
В этой связи, исходя из того, что, оспариваемый ненормативный правовой акт налогового органа, содержит чрезмерную меру налоговой ответственности за налоговое правонарушение, совершенное налогоплательщиком без умысла, не влекущее каких-либо неблагоприятных последствий для бюджета, Арбитражный суд считает возможным уменьшить размер налоговой санкции до 500000 руб., соответственно оспариваемое решение в части пп. 1 п. 1 (штраф по ст. 123 НК РФ по НДФЛ) и направленное на основании решения требование № 13888 в части п. 3 подлежат признанию недействительными в части суммы штрафа 4556784,40 руб.
Оснований для признания решения и требования инспекции в части начисления штрафа по ст. 123 НК РФ недействительными в остальной сумме не имеется, так как налоговое правонарушение в виде неполного перечисления сумм НДФЛ материалами дела подтверждено и предприятием не оспаривается.
В удовлетворении остальной части заявленных требований следует отказать.
Судебные расходы по делу относятся на налоговый орган. Обеспечительные меры в части суммы штрафа 500000 руб. подлежат отмене.
Руководствуясь статьями 110, 167, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

1. Решение Межрайонной ИФНС России № 1 по Рязанской области от 21.03.2012 № 2.11-07/00626ДСП о привлечении Муниципального унитарного предприятия города Рязани "Управление Рязанского троллейбуса" (г. Рязань, ОГРН 1026200870850) к ответственности за совершение налогового правонарушения, проверенное в части пп. 1 п. 1 (штраф по НДФЛ по ст. 123 НК РФ) на соответствие Налоговому кодексу Российской Федерации, признать недействительным в части суммы штрафа 4556784,40 руб.
В признании недействительным пп. 1 п. 1 решения в остальной части отказать.
2. Требование Межрайонной ИФНС России № 1 по Рязанской области об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 16.05.2012 № 13888, направленное Муниципальному унитарному предприятию города Рязани "Управление Рязанского троллейбуса" (г. Рязань, ОГРН 1026200870850), проверенное в части п. 3 (штраф по НДФЛ по ст. 123 НК РФ) на соответствие Налоговому кодексу Российской Федерации, признать недействительным в части суммы штрафа 4556784,40 руб.
В признании недействительным п. 3 требования в остальной части отказать.
3. Взыскать с Межрайонной ИФНС России № 1 по Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1046206020365) в пользу Муниципального унитарного предприятия города Рязани "Управление Рязанского троллейбуса" (г. Рязань, ОГРН 1026200870850) судебные расходы по уплате госпошлины по заявлению 4000 руб., по заявлению о принятии обеспечительных мер 2000 руб.
4. Отменить обеспечительные меры, принятые определением суда от 07.06.2012, в части суммы штрафа по НДФЛ в сумме 500000 руб.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый Арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, через Арбитражный суд Рязанской области.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru