Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Приморский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 23 марта 2012 г. № А51-21373/2011

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 16 марта 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 23 марта 2012 года.
Арбитражный суд Приморского края,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Уссурийского муниципального унитарного предприятия тепловых сетей Уссурийского городского округа (ИНН 2511002442, ОГРН 1022500857312, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 27.09.2002, место нахождения: Приморский край, г. Уссурийск, ул. Фрунзе, 26)
к Департаменту по тарифам Приморского края (ИНН 2540069025, ОГРН 1022502269790, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 29.11.2002, место нахождения: Приморский край, г. Владивосток, ул. Алеутская, 45 А)
об оспаривании постановления,

установил:

Уссурийское муниципальное унитарное предприятие тепловые сети Уссурийского городского округа (далее - УМУПТС, заявитель, предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления от 31.08.2011 № 53/8 департамента по тарифам Приморского края (далее - Департамент по тарифам, ответчик) и обязании ответчика принять тариф на услуги в сфере водоснабжения - на горячую воду, оказываемые потребителями, находящимися на территории Уссурийского городского округа, за один кубический метр без учета НДС в размере 157,12 рублей.
В судебном заседании заявитель требования поддержал, пояснил, что расчет тарифа на горячую воду УМУПТС был произведен на основании Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Министерства регионального развития от 15.02.2011 № 47. Предприятие не согласно с количеством тепловой энергии на нагрев 1 куб. метра холодной воды, включенной Департаментом по тарифам на горячее водоснабжение, поскольку количество тепловой энергии необходимое на подогрев воды для горячего водоснабжения было рассчитано без учета потерь тепла трубопроводами систем центрального горячего водоснабжения. Департаментом неправомерно применен средний коэффициент, учитывающий потери тепла трубопроводами систем централизованного водоснабжения (Kn) в размере 0,25, вместо коэффициента - 0,35, предусмотренного для систем горячего водоснабжения с неизолированными стояками и полотенцесушителями.
Считает, что постановление Департамента по тарифам, которым установлен тариф на горячую воду ниже, чем заявляло УМУПТС, нарушает права и законные интересы предприятия в сфере предпринимательской деятельности.
Представитель ответчика в судебном заседании по заявленным требованиям возразил, пояснил, что оспариваемое УМУПТС постановление Департамента по тарифам принято в соответствии с федеральным законодательством и нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, и принято в рамках предоставленных полномочий. В связи с чем просил в удовлетворении требований заявителя отказать.
При рассмотрении материалов дела судом установлено, что 8 апреля 2011 года УМУПТС направило в Департамент по тарифам заявление № 69-1774 об установлении тарифа на услуги в сфере водоснабжения на горячую воду, оказываемые потребителям, находящимся на территории Уссурийского городского округа.
В заявлении предприятие предлагало установить тариф на горячую воду в размере 157,12 руб./куб. м, исходя из тарифа на тепловую энергию в размере 2057,0 руб./Гкал, количества тепловой энергии на подогрев воды в размере 0,0664 Гкал/куб. м, тарифа на холодную воду, используемую для целей горячего водоснабжения в размере 19,45 руб./куб. м, инвестиционной надбавки в размере 1,09 руб./куб. м. При расчете тарифа на горячую воду УМУПТС руководствовалось Методическими указаниями по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 № 47.
9 июня 2011 года Департаментом по тарифам в адрес УМУПТС был направлен запрос № 69/2751 о предоставлении дополнительных документов для оценки расчета количество тепла, необходимого для приготовления 1 куб. м горячей воды.
17 июня 2011 года УМУПТС предоставило перечень жилых домов и пояснило, что всего жилых домов, получающих горячее водоснабжение от УМУПТС - 268, из них по закрытой системе ГВС - 212 домов (79%), с открытой системой ГВС - 56 домов (21%). Все строения с неизолированными стояками и полотенцесушителями. На регулируемый период никаких изменений в системе горячего водоснабжения не предусматривается.
29 июня 2011 года на повторный запрос Департамента по тарифам УМУПТС предоставило информацию по основным показателям производственной программы УМУПТС, оказывающей услуги в сфере горячего водоснабжения на период с 1 сентября 2011 года по 31 августа 2012 года.
По результатам рассмотрения заявления УМУПТС и дополнительно представленных документов Департамент по тарифам, основываясь на экспертном заключении от 25.07.2011 по согласованию производственной программы и расчету тарифов для УМУПТС на горячую воду, реализуемую потребителям на территории Уссурийского городского округа на период с 1 сентября 2011 года по 31 августа 2012 года, постановлением от 31.08.2011 № 53/8 установил на период с 1 октября 2011 года по 30 сентября 2012 года тариф на услуги УМУПТС Уссурийского городского округа в сфере водоснабжения - на горячую воду, оказываемые потребителям, находящимся на территории Уссурийского городского округа, за один кубический метр без учета налога на добавленную стоимость в размере 133 руб. 68 коп.
Постановление Департамента по тарифам от 31.08.2011 № 53/8 "Об установлении тарифа в сфере водоснабжения для Уссурийского муниципального унитарного предприятия тепловых сетей Уссурийского городского округа" было опубликовано в "Приморской газете" от 2 сентября 2011 года № 69 (571).
УМУПТС полагая, что указанный нормативный правовой акт не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы сторон, проанализировав законность оспариваемого постановления, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя в силу следующего.
Федеральный закон от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Федеральный закон № 210-ФЗ) устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона № 210-ФЗ организацией коммунального комплекса признается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
Установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
На территории Приморского края органом, осуществляющим государственное регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, является Департамент по тарифам Приморского края.
Расчеты потребителей за услуги по водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод, по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов осуществляются исходя из суммы, включающей цену (тариф) для потребителей и надбавку к цене (тарифу) для потребителей (пункт 3 статьи 3 Федерального закона № 210-ФЗ).
Тарифы и надбавки могут дифференцироваться в зависимости от систем коммунальной инфраструктуры.
В соответствии с пунктом 6 Основ ценообразования и порядка регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 (далее - Основы ценообразования), к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся: тарифы на холодную воду; тарифы на горячую воду; тарифы на водоотведение; тарифы на очистку сточных вод; тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов.
Согласно пункту 7 Основ ценообразования органы регулирования устанавливают два вида тарифов на горячую и холодную воду, водоотведение и очистку сточных вод: одноставочный тариф и двухставочный тариф. Одноставочный тариф на горячую воду представляет собой ставку платы за потребление горячей воды, из расчета платы за 1 кубический метр горячей воды.
Выбор вида тарифа (одноставочный, двухставочный), устанавливаемого на товары и услуги конкретной организации коммунального комплекса, осуществляется регулирующими органами в порядке, определяемом методическими указаниями.
При изучении материалов дела суд установил, что УМУПТС является организацией, осуществляющей при открытой системе теплоснабжения непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием системы централизованного горячего водоснабжения, т.е. осуществляет водоснабжение как к закрытой, так и к открытой системе теплоснабжения.
В соответствии с пунктами 47 - 49 Основ ценообразования тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения.
Тарифы на горячую воду включают в себя стоимость 1 кубического метра холодной воды и расходы на подогрев воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева 1 кубического метра холодной воды до температуры, установленной в соответствии с нормативными правовыми актами, и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109. Стоимость 1 кубического метра холодной воды, используемой для целей горячего водоснабжения, определяется как сумма тарифа на холодную воду и стоимости ее дополнительной химической очистки и деаэрации.
При расчете тарифа на горячую воду в размере 133,68 руб./куб. м без НДС Департаментом по тарифам были приняты:
- стоимость 1 куб. метра холодной воды в размере 20,54 руб./куб. м без НДС, в том числе тариф - 19,45 руб./куб. м без НДС (Постановление Департамента по тарифам Приморского края от 25.11.2010 № 49/6), надбавка к тарифу 1,09 руб./куб. м без НДС (решение Думы Уссурийского городского округа от 07.12.2010 № 335-НПА);
- количество тепловой энергии на подогрев воды горячего водоснабжения - 0,055 Гкал/куб. м (постановление главы Уссурийского городского округа от 19.06.2008 № 693 с внесенными изменениями от 27.12.2010 № 2126-НПА);
- тариф на тепловую энергию, поставляемую УМУПТС потребителям в 2011 году - 2057 руб./Гкал без НДС (постановление Департамента по тарифам Приморского края от 29.12.2010 № 65/2) с ростом 114,8% по отношению к 2010 году.
УМУПТС при расчете тарифа в размере 157,12 руб./куб. м без НДС исходило из составляющих - 20,54 руб./куб. м без НДС - стоимость 1 куб. м холодной воды; 0,0664 Гкал/куб. м - количество тепловой энергии на подогрев воды для горячего водоснабжения; 2057 руб./Гкал без НДС - тариф на тепловую энергию. Таким образом, УМУПТС было предложено включить в расчет тарифа на горячее водоснабжение количество тепловой энергии на нагрев 1 куб. метра воды в размере 0,0664 Гкал/куб. м с ростом фактически применяемому 120,7%.
При расчете количества тепла, необходимого для одного кубического метра горячей воды Департаментом по тарифам была принята средняя за год температура горячей воды, поступающей потребителям из систем централизованного горячего водоснабжения, в размере 55 град. C.
При этом УМУПТС необоснованно полагает, что при расчетах тарифа должен использоваться показатель температуры горячей воды равный 60 град. C, который определен пунктом 2.4 САНПИН 2.1.4.2496-09, утвержденные постановлением Роспотребнадзора от 07.04.2009 № 20.
Расчет количества тепла, необходимого для 1 куб. метра горячей воды определяется по Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306, и Методикой определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения, утвержденной Заместителем Председателя Госстроя России 12 августа 2003 года.
В соответствии с пунктом 5 раздела 2 приложения № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, определено обеспечение температуры горячей воды в точке разбора не менее 60 град. C для открытых систем централизованного теплоснабжения, не менее 50 град. C для закрытых систем централизованного теплоснабжения.
Таким образом, Департаментом по тарифам обосновано была принята средняя за год температура горячей воды, поступающей потребителям из систем централизованного горячего водоснабжения, в размере 55 град. C.
Методическими указаниями по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 № 47 (далее - Приказ № 47), определены следующие коэффициенты:
К1 - коэффициент для систем горячего водоснабжения с неизолированными стояками и полотенцесушителями, равен 0,35;
К2 - коэффициент для систем горячего водоснабжения с изолированными стояками и полотенцесушителями, равен 0,25;
К3 - коэффициент для систем горячего водоснабжения с неизолированными стояками и без полотенцесушителей, равен 0,25;
К4 - коэффициент для систем горячего водоснабжения с изолированными стояками и без полотенцесушителей, равен 0,15.
Пунктом 3 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520, определен перечень документов, предоставляемых организациями для установления тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса, согласно которому расчет финансовых потребностей для реализации производственной программы предоставляется с расшифровкой затрат.
По информации, представленной УМУПТС на запрос Департамента по тарифам от 09.06.2011 № 69/2751 о предоставлении дополнительных документов для оценки расчета количество тепла, необходимого для приготовления 1 куб. м горячей воды, невозможно достоверно определить количество тепла, необходимого для приготовления одного кубического метра горячей воды, поскольку в ней содержится только перечень жилых домов без подтверждений конструктивных и технических параметров многоквартирных домов, влияющих на объем (количество) потребления коммунальных ресурсов.
Учитывая, что подтверждения конструктивных и технических параметров многоквартирных домов, влияющих на объем (количество) потребления коммунальных ресурсов, УМУПТС не были представлены, то при расчете тарифа на горячую воду Департаментом был применен средний коэффициент, учитывающий потери тепла трубопроводами систем централизованного водоснабжения (Kn) в размере 0,25.
В соответствии со статьей 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания оспариваемого акта или его отдельных положений не действующим, необходимо наличие одновременно двух условий, установленных ст. 192 АПК РФ.
При этом судебная коллегия считает, что предприятие не обосновало нарушение своих прав и законных интересов оспариваемым постановлением.
В судебном заседании заявителем был представлен перечень многоквартирных домов, оборудованных горячим водоснабжением, полотенцесушителями с неизолированными стояками составленный по состоянию на 12.03.2012. Из представленного перечня видно, что количество таких домов изменилось и составило 203 дома, в то время как при обращении в департамент 07.06.2011 с обоснованием предлагаемого тарифа, заявителем указывалось 268 домов. Таким образом, в регулируемый период произошли изменения, влияющие на определение размера установленного тарифа, однако, предприятие не представило перерасчета таких сведений, следовательно, не обосновало нарушение своих прав и законных интересов.
С учетом изложенного судебная коллегия считает, что оспариваемый нормативный правовой акт соответствует федеральному законодательству и нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, принят в рамках полномочий, предоставленных департаменту по тарифам Приморского края, не нарушает гражданских прав и интересов заявителя, в связи с чем, требования Уссурийского муниципального унитарного предприятия Уссурийского городского округа о признании недействующим постановления департамента по тарифам Приморского края от 31.08.2011 № 53/8 "Об установлении тарифов в сфере водоснабжения для Уссурийского муниципального унитарного предприятия тепловых сетей Уссурийского городского округа" удовлетворению не подлежат.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя. На основании ст. 333.40 НК РФ излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату заявителю.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Признать постановление департамента по тарифам Приморского края "Об установлении тарифа в сфере водоснабжения для Уссурийского муниципального унитарного предприятия тепловых сетей Уссурийского городского округа" № 53/8 от 31.08.2011 соответствующим Федеральному закону от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Постановлению Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса".
В удовлетворении требований Уссурийского муниципального унитарного предприятия тепловых сетей Уссурийского городского округа о признании недействующим постановление департамента по тарифам Приморского края от 31.08.2011 № 53/8 и об обязании департамента по тарифам Приморского края принять тариф на услуги в сфере водоснабжения - на горячую воду, оказываемые потребителями, находящимися на территории Уссурийского городского округа, за один кубический метр без учета НДС в размере 157,12 рублей отказать.
Возвратить Уссурийскому муниципальному унитарному предприятию тепловых сетей Уссурийского городского округа 2000 (две тысячи) руб. государственной пошлины излишне уплаченной согласно платежного поручения № 5513 от 12.12.2011.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru