ПРАВИТЕЛЬСТВО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 октября 2012 г. № 392-п
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА (ПРОГРАММЫ) ДЕЙСТВИЙ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ ДЕЙСТВИЙ
В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ НА 2012 - 2017 ГОДЫ
В соответствии со статьей 26.3
Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в целях улучшения положения детей в Ивановской области Правительство Ивановской области постановляет:
1. Утвердить план
(программу) действий Ивановской области по реализации Национальной стратегии
действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (прилагается).
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Ивановской области Хасбулатову О.А.
Вице-Губернатор Ивановской области,
руководитель аппарата Правительства
Ивановской области
В.В.СМИРНОВ
Приложение
к постановлению
Правительства
Ивановской области
от 12.10.2012 № 392-п
ПЛАН (ПРОГРАММА)
ДЕЙСТВИЙ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ
НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ
НА 2012 - 2017 ГОДЫ
I. Введение
План (программа) действий Ивановской области по реализации Национальной стратегии
действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы разработан в целях координации действий органов исполнительной власти Ивановской области и определения ключевых механизмов улучшения положения детей с учетом сложившейся демографической и социально-экономической ситуации в регионе.
Ивановская область относится к числу регионов с низким уровнем рождаемости. В 2011 году показатель рождаемости в области составил 10,4 человека на 1000 населения при среднероссийском уровне 12,6 промилле. Во многом данная ситуация обусловлена сокращением количества женщин репродуктивного возраста, в частности, когорты 20 - 29-летних, на которую приходится наибольший удельный вес рождения детей.
В целях роста уровня рождаемости и численности детского населения в области усилена государственная поддержка многодетных семей. Семьи, в которых, начиная с 01.01.2011, родился третий или последующий ребенок, получили право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка и приобретение на льготных условиях древесины на строительство жилого дома. С 01.07.2012 введен региональный материнский (семейный) капитал в размере 50,0 тыс. рублей. С 01.01.2013 планируется осуществлять ежемесячную денежную выплату в размере величины прожиточного минимума на третьего и последующих детей до достижения ими возраста трех лет. Эффективность данных мер подтверждает динамика численности многодетных семей: 01.01.2010 - 3003 семьи, 01.01.2011 - 3189 семей, 01.01.2012 - 3431 семья, 01.07.2012 - 3606 семей.
Несмотря на улучшение социально-экономической ситуации в области (рост объемов производства и выпуска продукции, снижение уровня безработицы, увеличение номинальной и реальной заработной платы, среднедушевого дохода населения), численность граждан, в том числе семей с несовершеннолетними детьми, которые нуждаются в поддержке государства, по-прежнему значительна.
По данным территориальных органов Департамента социальной защиты населения Ивановской области, на учете на 01.01.2012 состоят 66800 семей, воспитывающих 87640 несовершеннолетних детей, что на 4,1% меньше, чем в 2010 году. Три четверти состоящих на учете семей по-прежнему имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума.
Система социальной поддержки семей, воспитывающих детей, включает в себя адресное предоставление денежных выплат, пособий, льгот, субсидий, компенсаций, государственной социальной помощи в денежном и натуральном выражении. С ноября 2011 года в Ивановской области внедряется механизм оказания государственной социальной помощи на основе социального контракта о взаимных обязательствах между малоимущим гражданином и органом социальной защиты населения при предоставлении помощи в виде ежемесячного социального пособия в размере 1,0 тыс. рублей на каждого члена семьи. Цель введения социального контракта - снижение иждивенческих настроений, активизация внутренних ресурсов семьи, повышение качества и уровня жизни малоимущих семей за счет появления постоянных самостоятельных источников дохода.
В Ивановской области также активно реализуется проект по развитию сети социальных магазинов, которые реализуют товары первой необходимости с минимальной торговой надбавкой (на хлеб - до 5%, на остальные продукты - до 10%). В настоящее время насчитывается 167 социальных предприятий розничной торговли, 3 предприятия общественного питания и 16 предприятий бытового обслуживания населения.
В связи с передачей с 2010 года на уровень субъектов Российской Федерации полномочий по организации отдыха и оздоровления детей сформирована система, предусматривающая максимальную доступность данной меры поддержки для семей с детьми.
Путевки в санаторно-оздоровительные лагеря предоставляются бесплатно всем детям, нуждающимся в оздоровлении. Путевки в загородные оздоровительные лагеря выделяются бесплатно детям из многодетных семей, детям-сиротам и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, остальным - при оплате родителями 10% стоимости путевки или при оплате организациями, предприятиями 50% стоимости путевки.
В целях повышения качества детского отдыха постановлением
Правительства Ивановской области от 01.03.2012 № 62-п утверждена долгосрочная целевая программа
"Развитие системы отдыха и оздоровления детей в Ивановской области" на 2012 - 2014 годы, в которую включены предложения загородных организаций отдыха и оздоровления, находящихся в частной собственности и в аренде, по укреплению материально-технической базы лагерей и обеспечению безопасных условий отдыха детей.
Одним из приоритетов государственной социальной политики является раннее выявление и преодоление семейного неблагополучия, профилактика социального сиротства. С 2001 года в Ивановской области действуют областные целевые программы, включающие различные мероприятия в данном направлении. В настоящее время реализуется долгосрочная целевая программа
"Дети Ивановской области" на 2009 - 2013 годы, утвержденная постановлением Правительства Ивановской области от 24.09.2008 № 244-п.
По состоянию на 01.01.2012 в информационном банке данных зарегистрировано 1473 семьи, находящихся в социально опасном положении, воспитывающих 2565 детей. За период с 2007 по 2012 год в Ивановской области количество детей, находящихся в социально опасном положении, сократилось на 46,2% (с 4765 до 2565 человек).
│ │несовершеннолетних │администрации городских│ │
│ │ │округов и муниципальных│ │
│ │ │районов Ивановской│ │
│ │ │области │ │
└──────┴────────────────────────────────┴────────────────────────┴─────────────┘
III. Механизм реализации плана (программы) действий
Ивановской области по реализации Национальной стратегии
действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы
Координирующим органом реализации плана (программы) действий Ивановской области по реализации Национальной стратегии
действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы является комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Ивановской области. Данная комиссия не реже одного раза в год рассматривает результаты реализации плана (программы) действий Ивановской области по реализации Национальной стратегии
действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы и при необходимости вносит предложения в Правительство Ивановской области о его уточнении.
Финансирование мероприятий плана (программы) действий Ивановской области по реализации Национальной стратегии
действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы осуществляется за счет средств областного бюджета, предусмотренных в рамках действующих долгосрочных и ведомственных целевых программ, а также привлечения внебюджетных источников.
IV. Ожидаемые результаты
Снижение уровня бедности у семей с детьми.
Повышение качества услуг для семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.
Повышение уровня защищенности ребенка от насилия и любых форм эксплуатации, обеспечение гарантий получения детьми - жертвами насилия социально-психологической помощи.
Снижение численности семей, находящихся в социально опасном положении, и числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях граждан Российской Федерации.
Сокращение случаев отмены решений о передаче детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан Российской Федерации.
Создание в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, условий для их полноценного развития и образования.
Увеличение числа выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, трудоустроенных по востребованным на рынке труда специальностям.
Обеспечение доступности дошкольного образования для всех категорий детей, повышение гибкости и многообразия форм предоставления дошкольных услуг.
Организация обучения и воспитания детей в соответствии с требованиями новых федеральных государственных образовательных стандартов; развитие материально-технической базы образовательных учреждений, в том числе с использованием современных информационно-компьютерных технологий.
Расширение возможностей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях.
Рост удовлетворенности обучающихся и их родителей условиями воспитания, обучения и развития детей в образовательных учреждениях.
Увеличение численности детей и подростков, задействованных в различных формах внешкольной деятельности.
Увеличение доли школьников, вовлеченных в освоение дополнительных образовательных программ, в том числе не менее 60 процентов - на бесплатной основе.
Увеличение вариативности программ дополнительного образования, реализуемых музеями и культурными центрами.
Рост посещаемости детских библиотек, музеев, культурных центров, театров.
Создание надежной системы защиты детей от противоправного контента в образовательной среде школы и дома.
Снижение показателей младенческой и детской смертности.
Снижение случаев ранней беременности и абортов у несовершеннолетних девушек.
Доступность и своевременность для всех категорий детей качественных профилактических и медицинских услуг, средств лечения болезней и восстановления здоровья.
Получение комплексных медицинских услуг детьми с особыми потребностями, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, детьми, проживающими в труднодоступных местностях.
Сокращение числа детей и подростков, употребляющих табачную и алкогольную продукцию, наркотики, психотропные и другие токсические вещества.
Сокращение числа детей и подростков с ВИЧ-инфекциями, вирусными гепатитами B и C, туберкулезом.
Сокращение числа подростковых суицидов.
Доступность физкультурно-спортивной, туристической инфраструктуры для всех категорий детей с учетом их индивидуальных потребностей.
Увеличение доли детей и подростков, систематически занимающихся физической культурой и спортом.
Доступность отдыха и оздоровления для всех категорий детей с учетом их индивидуальных потребностей.
Создание реабилитационно-образовательной инфраструктуры, обеспечивающей максимально полную реабилитацию и образование большинства детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Снижение количества правонарушений, совершаемых детьми и в отношении детей.
Расширение практики применения технологий восстановительного подхода в сфере правосудия, а также в иных сферах, затрагивающих права и законные интересы ребенка.
Расширение влияния института уполномоченных по правам ребенка.
Создание системы постоянного мониторинга и оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.