Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 12 июля 2012 года

ПО ДЕЛУ № 12-01-10-04/285
О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Резолютивная часть решения оглашена 28 июня 2012 года.
В полном объеме решение изготовлено 12 июля 2012 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению дела № 12-01-10-04/285 о нарушении антимонопольного законодательства, утвержденная приказом руководителя Волгоградского УФАС от 25 апреля 2012 года № 221 в составе:
П.И. Мироненко - руководителя Управления;
А.В. Гаджиевой - начальника отдела контроля монополистической деятельности и субъектов естественной монополии Управления;
Г.В. Кочетова - государственного инспектора отдела контроля монополистической деятельности и субъектов естественной монополии Управления,
в присутствии:
от администрации г. Волжского - Р. (доверенность <...>); от ООО "Г" - К. (доверенность <...>), Л. (доверенность <...>); от МКП "Т" - Ф. (<...>); от управления муниципальным имуществом администрации г. Волжского - Н. (доверенность <...>),
рассмотрев дело № 12-01-10-04/285 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное по признакам нарушения ООО "Г" (адрес: <...>) ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - Управление) поступило заявление администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (далее также - Заявитель) с жалобой на неправомерные действия ООО "Г" (далее также - Ответчик по делу, Общество), выразившиеся в отказе от намерений заключить договор купли-продажи инженерных коммуникаций к котельным поселка Краснооктябрьский, с одновременным увеличением арендной платы по договорам аренды вышеуказанных инженерных коммуникаций, с указанием на возможность принятия решения о демонтаже инженерных коммуникаций (вх. № 9375 от 23.12.2011).
В обоснование изложенных в заявлении доводов Заявитель указал, что в собственности города Волжского Волгоградской области находятся котельные поселка Краснооктябрьский, которые обеспечивают жителей поселка тепловой энергией и горячей водой. Вместе с тем собственником инженерных коммуникаций (сети электро-, газо-, водо-, теплоснабжения, связи и канализации), обеспечивающих функционирование вышеуказанных котельных, является ООО "Г". МКП "Т" городского округа - город Волжский Волгоградской области, на балансе которого находятся котельные, пользуется вышеуказанными сетями на основании договора аренды.
Первоначально собственник сетей - ООО "Г" предлагал Заявителю приобрести арендуемые сети инженерно-технического обеспечения. Впоследствии ООО "Г" уведомил Заявителя об отказе от намерения продать имущество и об увеличении с 01.01.2012 арендной платы, с указанием на возможный демонтаж существующих коммуникаций.
В обращении Заявитель просит дать разъяснения по вопросу о правомерности (неправомерности) действий ООО "Г", выразившихся в отказе от намерений заключить договор купли-продажи инженерных коммуникаций к котельным поселка Краснооктябрьский, с одновременным увеличением арендной платы по договорам аренды вышеуказанных инженерных коммуникаций, с указанием на возможность принятия решения о демонтаже инженерных коммуникаций.
По результатам рассмотрения заявления администрации г. Волжского, на основании приказа руководителя Волгоградского УФАС от 25 апреля 2012 года № 221 было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ООО "Г" ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее также - Закон о защите конкуренции).
В ходе рассмотрения дела № 12-01-10-04/285 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены МКП "Т" городского округа - город Волжский Волгоградской области; управление муниципальным имуществом администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области.
В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства администрация г. Волжского уточнила заявленные при обращении в Управление требования. Считает, что действия ООО "Г", выраженные в заключении договоров аренды сетей и необоснованном увеличении арендной платы; отказе от намерения продать инженерные коммуникации; заявлении о проведении мероприятий по демонтажу сетей, не соответствуют требованиям антимонопольного законодательства.
ООО "Г" наличие в действиях Общества нарушения антимонопольного законодательства не признало, пояснило, что договоры аренды инженерных коммуникаций и дополнительные соглашения к ним подписаны без протоколов разногласий; Общество не навязывало МКП "Т" заключение договора купли-продажи инженерных коммуникаций. При этом Общество не является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке аренды инженерных коммуникаций в г. Волжском. Подробно объяснения изложили в в пояснениях.
Заинтересованные лица пояснили, что в настоящее время у МКП "Т" отсутствуют финансовые возможности вносить арендную плату по договорам аренды сетей.
Рассмотрев материалы дела и выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Комиссия Управления приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
При этом согласно п. 4 постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и в частности определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
Из материалов дела следует, что 28 июня 2001 года между ООО "В1" (правопредшественником ООО "Г") и ООО "В2" (Заказчик) был заключен договор на выполнение инвестиционного проекта модернизации теплового хозяйства № 09-6-0906/01 (далее также - договор), согласно условиям которого Заказчик принял обязанность от своего имени организовать выполнение работ по модернизации теплового хозяйства пос. Краснооктябрьский г. Волжского, включающих в себя строительство и передачу "под ключ" 8 котельных, а также всех коммуникаций, необходимых для их эксплуатации.
Согласно справке ООО "В2" от 26.05.2003 б/н, подписанной сторонами договора, во исполнение вышеуказанного договора построено 8 мини-котельных с инженерными коммуникациями, обеспечивающими эксплуатацию котельных. Из вышеуказанной справки следует, что в состав котельных входили инженерные сети, включая линии электропередач.
Постановлениями администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от 07.02.2003 № 448; от 04.08.2003 № 2945 были утверждены акты приемочных комиссий по вводу в эксплуатацию вышеуказанных мини-котельных.
09 сентября 2009 года на основании договора купли-продажи недвижимого имущества № 09-6-4048, заключенного между ООО "В1" и МКП "Т" (с учетом дополнительного соглашения от 29.04.2010), в муниципальную собственность были приобретены мини-котельные № 2, 4, 8. Право собственности городского округа - город Волжский на вышеуказанные котельные подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 13.01.2011.
Право собственности городского округа - город Волжский на котельные № 3, 7, нежилое помещение котельной № 5 подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 09.12.2009; 26.02.2009. Нахождение в муниципальной собственности здания мини-котельной № 1 подтверждается выпиской из реестра муниципальной собственности городского округа - город Волжский Волгоградской области от 18.05.2012 № 4674; постановлением администрации г. Волжского от 23.07.2001 № 898-р.
Вышеуказанные котельные находятся в оперативном управлении МКП "Т" городского округа - город Волжский Волгоградской области, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права; договором о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за МКП "Т" от 17.06.2008.
23 ноября 2009 года ООО "В1" письмом за исх. № 10218/56 предложило МКП "Т" для надлежащей эксплуатации теплоэнергетического комплекса (мини-котельных) приобрести в собственность линии электропередач к вышеуказанным котельным или заключить договор аренды вышеуказанных сетей. ООО "В1" просило МКП "Т" сообщить о принятом решении до 30.11.2009. В случае отказа от заключения соответствующих договоров, как указало ООО "В1", последнее произведет демонтаж линий электропередач.
Письмом от 30 ноября 2009 года ООО "В1" письмом за исх. № 10489/56 повторно уведомило МКП "Т" о необходимости заключения одного из вышеуказанных договоров, указав, что в случае отказа ООО "В1" произведет демонтаж электрических сетей.
Письмом от 30.11.2009 № 02/2164 МКП "Т" уведомило ООО "В1" о том, что принятие решений о заключении соответствующих договоров выходит за рамки компетенции Предприятия.
Письмом от 23.12.2009 № 06-07/8900 администрация г. Волжского сообщило МКП "Т", что администрацией будет рассмотрен вопрос о приеме электрических сетей в муниципальную собственность. До определения соответствующей возможности МКП "Т" было предложено заключить договор аренды электрических сетей.
20 января 2010 года между ООО "В1" (в настоящее время - ООО "Г") и МКП "Т" в целях обеспечения функционирования котельных № 1, 3, 4, 5, 7, 8 был заключен договор аренды № 09-06-4658 линий электропередач к вышеуказанным котельным. Размер платы был определен п. 3.2 договора и составил 12409,72 рубля в месяц.
08 сентября 2010 г. между ООО "В1" (ООО "Г") и МКП "Т" в целях обеспечения функционирования котельных № 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8 был заключен договор аренды № 09-6-4970/20 газопроводов, наружных сетей водоснабжения и канализации, наружных тепловых сетей, сети горячего водоснабжения к вышеуказанным котельным.
11 мая 2011 года ООО "Г" письмом за исх. № 0005161/56 направило в адрес администрации города Волжского для рассмотрения проект договора купли-продажи инженерных коммуникаций к котельным (в том числе электрических сетей) (далее также - инженерные коммуникации), арендуемых МКП "Т" на основании вышеуказанных договоров аренды.
Письмом от 24.05.2011 № 07-05/4424 администрация г. Волжского уведомила ООО "Г" об отсутствии документа, подтверждающего проведение оценки стоимости выкупаемых инженерных коммуникаций. Также Заявитель сообщил, что действующим городским положением о бюджете города Волжского на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов расходы на приобретение вышеуказанных инженерных коммуникаций не предусмотрены. В связи с дефицитом городского бюджета Заявитель просил увеличить период оплаты стоимости имущества до 31.01.2013, в то время как согласно проекту направленного договора Заявитель должен был произвести полную оплату стоимости имущества в срок до 15.04.2012. Просил включить в текст проекта договора обязанность покупателя осуществить регистрацию прав на приобретаемое имущество.
Письмом от 15.06.2011 за исх. № 0006328/56 ООО "Г" направило в адрес Заявителя выписку из отчета по оценке рыночной стоимости объектов. График оплаты имущества в редакции Заявителя принят не был.
Письмом от 07.07.2011 за исх. № 14537 Заявитель в лице управления муниципальным имуществом в целях формирования муниципального заказа просил ООО "Г" представить копии отчетов об оценке; копии свидетельств права собственности на инженерные коммуникации и сведения об их технических характеристиках.
Письмом от 12.07.2011 № 0007480 ООО "Г" запрошенные документы были представлены.
Письмом от 18.08.2011 Заявитель письмом за исх. № 07-05/11005 сообщил, что конкурс на право заключения контракта на приобретение инженерных коммуникаций котельных будет проведен в ноябре 2011 года, после утверждения поправок в городской бюджет.
Письмом от 15.12.2011 за исх. № 0013766156 ООО "Г" в связи с выделением Заявителю бюджетных ассигнований на приобретение инженерных коммуникаций просило ускорить процесс формирования муниципального заказа для осуществления купли-продажи имущества.


19 декабря 2011 года письмом за исх. № 0014564156 ООО "Г" уведомило Заявителя, что "в связи с затягиванием реализации ранее достигнутых договоренностей по приобретению инженерных коммуникаций котельных пос. Краснооктябрьский г. Волжского со стороны администрации городского округа - город Волжский ООО "Г" аннулирует свое предложение о продаже вышеуказанных сетей. С 01 января 2012 года арендная плата по договорам № 09-6-4658 от 20.01.10 и № 09-6-4970/20 от 08.09.10 будет пересмотрена исходя из рыночной стоимости объекта. Принятие решения о дальнейшей эксплуатации сетей или демонтаже будет принято Обществом после окончания отопительного периода".
30 декабря 2011 года ООО "Г" направило в адрес МКП "Т" дополнительные соглашения к договорам аренды, которые были подписаны МКП "Т" без протоколов разногласий. Согласно вышеуказанным дополнительным соглашениям арендная плата по договору аренды линий электропередач была увеличена с 12409,72 рубля до 29492 рублей в месяц; по договору аренды газопроводов, наружных сетей водоснабжения и канализации, наружных тепловых сетей, сети горячего водоснабжения - с 30789,69 до 69309,55 рубля в месяц.
Письмом от 10.02.2012 № 06-07/1443 Заявитель сообщил, что увеличение стоимости арендной платы тепловых и электрических сетей, обеспечивающих работу котельных, делает непосильным бремя затрат МКП "Т" на внесение арендной платы, просил ООО "Г" рассмотреть принципиальную возможность продажи инженерных коммуникаций.
Письмом от 16.02.2012 № 0002204/56 ООО "Г" в адрес Заявителя сообщило, что при условии предоставления оформленного договора купли-продажи Общество "рассмотрит возможность продажи вышеуказанных сетей".
В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе (утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331) Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа). Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (п. 4 Положения).
Из материалов дела следует, что право собственности на линии электропередач к котельным № 1, 3, 4, 5, 7, 8 принадлежит ООО "Г", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 15.04.2011.
Из вышеуказанных свидетельств, справки ООО "В2" от 26.05.2003 б/н, договора аренды № 09-06-4658 линий электропередач усматривается, что линии электропередач имеют непосредственное присоединение к вышеуказанным котельным и обеспечивают функционирование котельных (обеспечивают снабжение теплоэнергетического комплекса электрической энергией).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) услуги по передаче электрической энергии - комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями.
Таким образом, через арендуемые МКП "Т" у ООО "Г" электрические сети происходит передача (переток) электрической энергии на принадлежащие городскому округу - город Волжский котельные.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) услуги по передаче электрической энергии являются сферой деятельности субъектов естественных монополий. Субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии (ст. 3 Закона о естественных монополиях).
В соответствии с ч. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В соответствии со ст. 3 Закона об электроэнергетике территориальная сетевая организация - коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Согласно ст. 3 Закона об электроэнергетике объекты электросетевого хозяйства - линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
Таким образом, ООО "Г", владея на праве собственности электрическими сетями к котельным, обеспечивая (осуществляя) фактическую передачу электроэнергии на котельные, выполняет функции сетевой организации и на рынке передачи электрической энергии в границах принадлежащих ООО "Г" объектов электросетевого хозяйства (электрических сетей) его положение является доминирующим.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду часть 4 статьи 26, а не часть 5 статьи 26.

Согласно ч. 5 ст. 26 Закона об электроэнергетике сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов.
В соответствии с п. 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утв. постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 года № 861) собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения настоящих Правил, предусмотренные для сетевых организаций.
Из вышеизложенного следует, что до установления ООО "Г" тарифа на передачу электрической энергии Общество обязано осуществлять переток электрической энергии на котельные на безвозмездной основе. При этом обязанность осуществления перетока электрической энергии не ставится в зависимость от совершения (несовершения) собственником объектов, на которые осуществляется передача электрической энергии, каких-либо действий.
Согласно п. 43 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке (утв. приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2) расчет тарифа на услуги по передаче электрической энергии по региональным электрическим сетям определяется исходя из стоимости работ, выполняемых организацией, эксплуатирующей на правах собственности или на иных законных основаниях электрические сети и/или устройства преобразования электрической энергии, в результате которых обеспечиваются:
передача электрической энергии (мощности) как потребителям, присоединенным к данной сети, так и отпускаемой в электрические сети других организаций (собственников);
поддержание в пределах государственных стандартов качества передаваемой электрической энергии;
содержание в соответствии с техническими требованиями к устройству и эксплуатации собственных электроустановок и электрических сетей, технологического оборудования, зданий и энергетических сооружений, связанных с эксплуатацией электрических сетей.
Таким образом, единственным источником покрытия (компенсации) затрат ООО "Г" на содержание электрических сетей, через которые происходит переток электрической энергии, является плата за оказание услуг по передаче электрической энергии, рассчитанная с применением установленного уполномоченным органом тарифа.
Из п. 1.1 договора аренды № 09-06-4658 линий электропередач от 20.01.2010 следует, что последний заключен в целях обеспечения функционирования котельных, т.е. ООО "Г" передало во временное владение и пользование МКП "Т" линии электропередач за плату с целью обеспечения перетока (передачи) электрической энергии на котельные, что фактически выводит регулируемый вид деятельности - передача электрической энергии в сферу гражданско-правовых отношений.
Из вышеизложенного следует, что у МКП "Т" и у администрации г. Волжского отсутствует обязанность для сохранения энергоснабжения котельных как заключать договор аренды электрических сетей, так и договор купли-продажи инженерных коммуникаций. При этом у Общества вне зависимости от заключения (незаключения) вышеуказанными лицами соответствующих договоров имеется обязанность осуществлять через принадлежащие ему сети переток электрической энергии на котельные на безвозмездной основе, поскольку Обществу не установлен тариф на передачу электрической энергии.
Согласно п. 2.4 Положения об Управлении по региональным тарифам Администрации Волгоградской области (постановление Администрации Волгоградской обл. от 14.12.2010 № 674-п) установление цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных [минимального и (или) максимального] уровней таких цен (тарифов), на момент существования спорных правоотношений, относилось к полномочиям Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области.

Содержание абзаца соответствует официальному тексту документа.

Вместе с тем ООО "Г" в УРТ Администрации Волгоградской области с заявлением об установлении тарифа на передачу электрической энергии не обращалось (письмо ООО "Г" от 08.006.2012).
При этом следует отметить, что установление для ООО "Г" тарифа на передачу электрической энергии не повлекло бы к увеличению стоимости приобретаемой МКП "Т" для функционирования котельных электрической энергии по договору энергоснабжения от 24.11.2011 № 2010029/12.
Так, согласно п. 28 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442) по договору энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а потребитель (покупатель) обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.
При этом п. 42 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (постановление Правительства РФ от 27.12.2004 № 861) установлено, что при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии ставки тарифов определяются с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность).
Расчеты по заключаемому территориальными сетевыми организациями договору передачи электрической энергии осуществляются по тарифу на услуги по передаче электрической энергии, который определяется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, в отношении каждой из сторон такого договора и носит индивидуальный характер. При этом расходы территориальной сетевой организации на оплату предоставляемых в соответствии с указанным договором услуг включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии для иных потребителей ее услуг, а доходы другой стороны указанного договора от предоставляемых ею по этому договору услуг и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых иным потребителям, должны в сумме обеспечивать необходимую валовую выручку данной организации.
Таким образом, оплачивать ООО "Г" услуги по передаче электрической энергии на котельные по установленным индивидуальным тарифам будет сетевая организация, из сетей которой электрическая энергия отпускается в сеть Общества, с последующей передачей на котельные. При этом соответствующие расходы первой сетевой организации будут включены в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии для иных потребителей ее услуг.
При таких обстоятельствах направление Обществом в адрес МКП "Т" писем от 23.12.2009 № 06-07/8900 и от 30 ноября 2009 года № 10489/56 с предложением приобрести в собственность линии электропередач к вышеуказанным котельным или заключить договор аренды вышеуказанных сетей с уведомлением в случае отказа от заключения соответствующих договоров о демонтаже линий электропередач является неправомерным, представляет собой понуждение к заключению договоров, в которых контрагент экономически не заинтересован, что следует расценивать как злоупотребление доминирующим положением на рынке передачи (перетока) электрической энергии.
В свою очередь, угроза демонтажа сетей неизбежно влечет угрозу прекращения энергоснабжения котельных, что влечет ущемление прав и законных интересов как МКП "Т" и администрации г. Волжского как правообладателей котельных, так и населения поселка Краснооктябрьского, снабжение тепловой энергией и горячей водой которых осуществляется с использованием вышеуказанных котельных.
По тем же причинам являются неправомерными и действия ООО "Г" по направлению в адрес Заявителя письма от 19.12.2011 за исх. № 0014564156 с указанием на возможность принятия решения о демонтаже сетей после несовершения администрацией г. Волжского действий, направленных на выкуп инженерных коммуникаций, с одновременным уведомлением об увеличении арендной платы.
Проанализировав предшествующую направлению вышеуказанного письма переписку Общества с администрацией г. Волжского Комиссия Управления приходит к выводу, что направлению соответствующего письма способствовало несовершение администрацией г. Волжского действий, направленных на приобретение инженерных коммуникаций к котельным (в том числе электрических сетей) в муниципальную собственность. При этом целью направления соответствующего письма являлось формирование у администрации г. Волжского мнения о необходимости принятия решения о приобретении инженерных коммуникаций, о чем, в частности, свидетельствует последующая переписка Общества с администрацией.
При таких обстоятельствах действия ООО "Г" по направлению Обществом в адрес МКП "Т" писем от 23.12.2009 № 06-07/8900 и от 30 ноября 2009 года № 10489/56 с предложением приобрести в собственность линии электропередач к вышеуказанным котельным или заключить договор аренды вышеуказанных сетей с уведомлением в случае отказа от заключения соответствующих договоров о демонтаже линий электропередач; в адрес Заявителя письма с указанием на возможность принятия решения о демонтаже сетей после несовершения администрацией г. Волжского действий, направленных на выкуп инженерных коммуникаций, с одновременным уведомлением об увеличении арендной платы, являются неправомерными, нарушают права и законные интересы администрации МКП "Т", городского округа - город Волжский, создают угрозу нарушения прав и законных интересов жителей поселка Краснооктябрьский и не соответствуют требованиям ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции. Следствием совершения вышеуказанных действий явилось заключение договора аренды электрических сетей и возложение на бюджет муниципального образования бремени несения дополнительных, необоснованных расходов в виде выделения денежных средств на внесение арендной платы по договору аренды линий электропередач.
Более того, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что увеличение арендной платы по договорам аренды инженерных коммуникаций также не соответствует требованиям гражданского законодательства.
Так, в соответствии с п. 3 ст. 614 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год. Законом могут быть предусмотрены иные минимальные сроки пересмотра размера арендной платы для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества.
Вместе с тем согласно п. 1.2 договоров аренды инженерных коммуникаций срок действия договоров составляет одиннадцать месяцев и исчисляется с момента подписания сторонами акта приема-передачи объекта. В случае если после истечения срока аренды Арендатор продолжает пользоваться объектом аренды при отсутствии возражений со стороны арендодателя, то договор аренды считается возобновленным на тех же условиях и на тот же срок.
Таким образом, стоимость вышеуказанных договоров аренды, заключенных на срок менее 1 года, изменению не подлежит. Аналогичная позиция изложена в Определениях ВАС РФ от 13.01.2011 № ВАС-17967/10; от 12.01.2011 ВАС-17966/10; № ВАС-17965/10.
В связи с тем, что в настоящее время нарушение антимонопольного законодательства не устранено, Комиссия Управления приходит к выводу о необходимости выдать ООО "Г" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия Управления решила:
1. Признать общество с ограниченной ответственностью "Г" (адрес: <...>) нарушившим ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать ООО "Г" предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства - отозвать направленные в адрес МКП "Т" письма от 23.11.2009 № 10218/56; от 30.11.2009 № 10489/56; от 19.12.2011 за исх. № 0014564156.
3. Передать материалы дела № 12-01-10-04285 уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении в отношении ООО "Г" дела об административном правонарушении по ст. 14.31 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.

Председатель Комиссии
П.И.МИРОНЕНКО

Члены Комиссии
А.В.ГАДЖИЕВА
Г.В.КОЧЕТОВ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru