Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


ГУБЕРНАТОР ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 октября 2012 г. № 969

О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НАБЛЮДЕНИЯ
ЗА СОСТОЯНИЕМ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ДО 2017 ГОДА

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьей 6 Федерального закона от 04 мая 1999 г. № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" и в целях обеспечения потребности органов исполнительной власти Волгоградской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления Волгоградской области, юридических и физических лиц в оперативной и достоверной информации о качестве атмосферного воздуха постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития территориальной системы наблюдения за состоянием атмосферного воздуха Волгоградской области до 2017 года.
2. Признать утратившими силу:
постановление Главы Администрации Волгоградской области от 05 октября 2009 г. № 1158 "О Концепции развития территориальной системы наблюдения за состоянием атмосферного воздуха Волгоградской области до 2015 года";
пункт 1.17 постановления Главы Администрации Волгоградской области от 07 апреля 2010 г. № 489 "О внесении изменений в некоторые постановления Главы Администрации Волгоградской области";
постановление Главы Администрации Волгоградской области от 30 июня 2010 г. № 1032 "О внесении изменений в постановление Главы Администрации Волгоградской области от 05 октября 2009 г. № 1158 "О Концепции развития территориальной системы наблюдения за состоянием атмосферного воздуха Волгоградской области до 2015 года";
пункт 1.3 постановления Главы Администрации Волгоградской области от 08 ноября 2011 г. № 1218 "О внесении изменений в некоторые постановления Главы Администрации Волгоградской области";
пункт 1.5 постановления Главы Администрации Волгоградской области от 09 февраля 2012 г. № 123 "О внесении изменений в некоторые постановления Главы Администрации Волгоградской области";
постановление Главы Администрации Волгоградской области от 17 февраля 2012 г. № 148 "О внесении изменений в постановление Главы Администрации Волгоградской области от 05 октября 2009 г. № 1158 "О Концепции развития территориальной системы наблюдения за состоянием атмосферного воздуха Волгоградской области до 2015 года".
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.

Губернатор
Волгоградской области
С.А.БОЖЕНОВ





Утверждена
постановлением
Губернатора
Волгоградской области
от 11 октября 2012 г. № 969

КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА СОСТОЯНИЕМ
АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2017 ГОДА

1. Общие положения

Настоящая Концепция определяет цель и основные направления развития территориальной системы наблюдения за состоянием атмосферного воздуха Волгоградской области.
Стратегические цели обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования определены Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года", направлены на сохранение окружающей среды и обеспечение ее защиты, а также ликвидацию экологических последствий хозяйственной деятельности.
Настоящая Концепция разработана в соответствии с федеральными законами от 04 мая 1999 г. № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденными Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 г., постановлением Волгоградской областной Думы от 24 июня 2004 г. № 8/231 "О рекомендациях депутатских слушаний "Охрана и использование природных ресурсов и экологический мониторинг на территории Волгоградской области", постановлением Правительства Волгоградской области от 22 мая 2012 г. № 104-п "Об утверждении Положения о комитете охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области".

2. Основные термины и определения

В настоящей Концепции используются следующие основные термины и определения:
территориальная система наблюдения за состоянием атмосферного воздуха Волгоградской области (далее именуется - ТСН) - система мероприятий, обеспечивающих определение параметров, характеризующих состояние атмосферного воздуха, его загрязнение. Является частью единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды);
наблюдательная сеть за состоянием атмосферного воздуха Волгоградской области (далее именуется - наблюдательная сеть) - система стационарных, маршрутных, передвижных (подфакельных) постов наблюдения, предназначенных для определения характеристик атмосферного воздуха, его загрязнения;
пост наблюдения за состоянием атмосферного воздуха, его загрязнением (далее именуется - пост наблюдения) - выбранное место (точка местности), на котором размещают павильон или автомобиль, оборудованные соответствующими приборами;
стационарный пост наблюдения за состоянием атмосферного воздуха, его загрязнением (далее именуется - стационарный пост) - пост наблюдения, предназначенный для непрерывной регистрации содержания загрязняющих веществ (автоматизированный пост) или регулярного отбора проб воздуха для последующего анализа;
маршрутный пост наблюдения за состоянием атмосферного воздуха, его загрязнением (далее именуется - маршрутный пост) - пост наблюдения, предназначенный для регулярного отбора проб воздуха, когда невозможно (нецелесообразно) установить стационарный пост или необходимо более детальное изучение состояния атмосферного воздуха в отдельных районах;
передвижной (подфакельный) пост наблюдения за состоянием атмосферного воздуха, его загрязнением [далее именуется - передвижной (подфакельный) пост] - пост наблюдения, располагаемый на фиксированных расстояниях от источника выброса для выявления зоны влияния данного источника выбросов;
передвижная лаборатория - комплекс, включающий в себя автомашину с установленными на ней приборами и оборудованием, предназначенными для определения характеристик атмосферного воздуха, его загрязнения [при проведении наблюдений с использованием маршрутных и передвижных (подфакельных) постов].

3. Характеристика действующей ТСН и факторы,
определяющие ее развитие

3.1. В настоящее время действующая наблюдательная сеть представлена 15 стационарными постами (8 постов в городском округе город-герой Волгоград, 5 постов в городском округе город Волжский, 1 пост в Светлоярском муниципальном районе, 1 пост в Среднеахтубинском муниципальном районе) и двумя передвижными лабораториями, используемыми при проведении наблюдений на маршрутных и передвижных (подфакельных) постах, в том числе по жалобам на загрязнение атмосферного воздуха.
3.2. Эксплуатация стационарных постов и передвижных лабораторий проводится федеральным государственным бюджетным учреждением "Волгоградский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды", комитетом охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области, муниципальным бюджетным учреждением "Служба охраны окружающей среды" городского округа город Волжский и муниципальным учреждением "Городское управление аналитического и оперативного контроля качества окружающей природной среды" (Волгоград).
Таким образом, существующая наблюдательная сеть Волгоградской области с учетом потенциала передвижных лабораторий обеспечивает репрезентативность оценки состояния атмосферного воздуха как в дискретном режиме, так и в режиме реального времени и в оперативном режиме.
3.3. В соответствии с установленной программой наблюдений в атмосферном воздухе определяются концентрации основных и специфических загрязняющих веществ, характерных для выбросов промышленных предприятий и автотранспортного комплекса в районе расположения поста: оксида азота, диоксида азота, оксида углерода, диоксида серы, взвешенных веществ, сероводорода, аммиака, хлорида водорода, фторида водорода, формальдегида, озона, сажи, фенола, бенз(а)пирена, а также тяжелых металлов: хрома, марганца, железа, никеля, меди, цинка, свинца. Характеристики загрязнения атмосферы определяются одновременно с метеорологическими показателями, необходимыми для их интерпретации.
3.4. На протяжении ряда лет Волгоград и г. Волжский входят в число городов Российской Федерации с наибольшим уровнем загрязнения атмосферного воздуха. Основными веществами, определяющими уровень загрязнения, являются формальдегид, бенз(а)пирен, фенол, хлорид водорода, сероводород и диоксид азота.
Анализ уровня загрязнения атмосферного воздуха показывает необходимость предотвращения и снижения негативного воздействия на окружающую среду, совершенствования ТСН и соответственно развития наблюдательной сети, входящей в ее состав.
Для дальнейшего развития ТСН необходимо расширение сети стационарных постов до рекомендованной РД 52.04.186-89 "Руководство по контролю загрязнения атмосферы" нормативной потребности за счет организации стационарных наблюдений в муниципальных образованиях Волгоградской области (в том числе на территориях природных парков), приобретение передвижных лабораторий, использование потенциала ведомственных лабораторий, а также дооснащение существующих постов наблюдения и расширение перечня наблюдаемых загрязняющих вредных веществ.

4. Цель и основные направления развития ТСН

4.1. Целью развития ТСН является получение объективных данных о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении, необходимых для предотвращения и (или) уменьшения последствий неблагоприятного влияния на атмосферный воздух, об условиях рассеивания загрязняющих веществ при наличии застройки, в том числе в периоды неблагоприятных метеорологических условий, способствующих накоплению вредных (загрязняющих) веществ в атмосфере.
Развитие ТСН способствует получению детальных репрезентативных данных о качестве атмосферного воздуха, уточнению распределения содержания загрязняющих веществ по конкретной территории, которые могут быть использованы для:
прогнозирования социально-экономического развития области;
разработки мероприятий по оздоровлению воздушного бассейна отдельного города или крупного промышленного района;
разработки целевых программ и мероприятий в сфере охраны атмосферного воздуха;
проведения государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха;
территориального планирования;
ведения социально-гигиенического мониторинга.
Информация о состоянии атмосферного воздуха пополняет государственный фонд данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и предназначена для обеспечения информацией территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Волгоградской области, органов местного самоуправления Волгоградской области, юридических и физических лиц (по требованию). Данные наблюдения за загрязнением атмосферы и полученные на их основе статистические показатели также используются для формирования Государственного доклада "О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации" и доклада "О состоянии окружающей среды Волгоградской области".
4.2. ТСН позволяет проводить:
наблюдения за количественными и качественными показателями (их совокупностью), характеризующими состояние атмосферного воздуха, уровень его загрязнения, на территориях муниципальных районов и городских округов, включая природные парки Волгоградской области, в том числе в районах расположения источников антропогенного воздействия;
оценку качества (уровня загрязнения) атмосферного воздуха, включая своевременное выявление негативных процессов под воздействием природных и антропогенных факторов, влияющих на качество атмосферного воздуха, выработку рекомендаций по предотвращению негативных воздействий.
4.3. Основными направлениями деятельности по развитию ТСН являются:
а) увеличение количества стационарных постов до 25 единиц за счет их организации на территории Волгоградской области, в том числе:
в городских округах город Михайловка и город Урюпинск в 2013 году;
в природных парках "Щербаковский" и "Эльтонский" в 2014 году;
в городском округе город Фролово и природном парке "Донской" в 2015 году;
в городском округе город Камышин и природном парке "Цимлянские пески" в 2016 году;
в природных парках "Усть-Медведицкий" и "Нижнехоперский" в 2017 году;
б) приобретение одной передвижной лаборатории в 2013 году;
в) повышение эффективности работы стационарных постов за счет их оснащения современным автоматизированным измерительным и аналитическим оборудованием, обеспечения стабильности сбора, обработки, хранения и передачи информации;
г) расширение перечня измеряемых компонентов в атмосферном воздухе;
д) расширение наблюдательной сети за счет использования потенциала ведомственных систем наблюдения организаций, осуществляющих мониторинг атмосферного воздуха на территории Волгоградской области, и использования потенциала ведомственных лабораторий (центров) организаций, обеспечивающих проведение производственного контроля уровня загрязнения атмосферного воздуха в районах расположения источников антропогенного воздействия;
е) формирование баз данных результатов деятельности наблюдательной сети и ведомственных систем наблюдения за состоянием атмосферного воздуха;
ж) использование данных ТСН для оценки эффективности проводимых воздухоохранных мероприятий;
з) совершенствование правового и методического обеспечения деятельности ТСН.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru