Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Рязанская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 18 июля 2012 г. по делу № А54-3226/2012

(извлечение)

В Арбитражный суд обратилось общество с ограниченной ответственностью "Уником" с заявлением к Министерству природопользования и экологии Рязанской области об отмене предписания № 23 старшего государственного инспектора по геологическому контролю Министерства природопользования и экологии Рязанской области К.В.Н., как незаконного и создающего препятствия для осуществления предпринимательской деятельности.
В порядке статьи 49 АПК РФ, заявитель уточнил требования. Просит признать недействительным предписание № 23 от 18.10.2011 старшего государственного инспектора по геологическому контролю Министерства природопользования и экологии Рязанской области К.В.Н., выданное ООО "Уником".
Ответчик в судебное заседание не явился. В отзыве на заявление с заявленными требованиями согласился частично, указав, что пункты 1, 2, 5 предписания действительно являются незаконными.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Правительства РФ от 12.05.2005 имеет номер 293, а не номер 29.

Из материалов дела следует:
на основании Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 мая 2005 г. № 29, Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, на территории Рязанской области утвержденного постановлением Правительства Рязанской области от 18 марта 2005 г. № 53, была проведена внеплановая документарная проверка выполнения обществом с ограниченной ответственностью "Уником" предписания № 12 от 20.06.2011. По результатам проверки составлен акт № 23 от 18.10.2011.
18.10.2011 старшим государственным инспектором по геологическому контролю Минприроды и экологии Рязанской области обществу "Уником" выдано следующее предписание:
1. Обеспечить проведение корректировки проекта разработки месторождения песков строительных "Кореньковское" в части, касающейся вида работ по проведению эксплуатационной разведки на месторождении в соответствии с целевым назначением и видами работ, установленных Лицензией РЯЗ 00101 ТЭ, с предоставлением в Министерство документов, подтверждающих выполнение корректировки.
2. Обеспечить проведение корректировки проекта разработки месторождения в части объемов добычи песка строительного на месторождении песков строительных "Кореньковское", с представлением в Министерство документов подтверждающих выполнение корректировки.
3. Представить в Министерство заявку на получение горного отвода в уточненных границах и оформление горноотводного акта, с документами, содержащими достоверные сведения о Недропользователе и оформленными в порядке, установленном действующим законодательством документами.
4. Обеспечить представление в Министерство государственной отчетности.
5. Представить в Министерство документы о наличии у ООО "Уником" утвержденных нормативов потерь твердых полезных ископаемых (включая общераспространенные), которые рассчитывались по конкретным местам образования при проектировании горных работ и включены в состав проектной документации (технического проекта, технико-экономического обоснования, проекта обустройства месторождения и иной документации) (п. 2 правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 921 от 29.12.2001)
Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось в суд с требованием о признании его недействительным.
Рассмотрев материалы дела, заслушав и оценив пояснения сторон, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
На основании статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198 и части 2 статьи 201 АПК РФ, ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц могут быть признаны судом недействительными (незаконными) по заявлению граждан, организаций и иных лиц при наличии одновременно двух условий: если такой акт, действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, должностных лиц Арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предписание выносится в случае установления нарушений законодательства в целях их устранения.
При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность (статья 19.5 КоАП РФ).
Следовательно, предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.
При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
Согласно пп. б пункта 4 Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.05.2005 № 293, государственный геологический контроль по вопросу выполнения недропользователем условий, содержащихся в технических проектах и иной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
Согласно пункту 7 Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.05.2005 № 293, органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют государственный геологический контроль по следующим вопросам:
а) соблюдение требований законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, принятых ими в пределах полномочий по регулированию отношений недропользования на своих территориях;
б) геологическое изучение участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, а также участков недр местного значения;
в) достоверность геологической информации, полученной за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также материалов, положенных в основу подсчета запасов общераспространенных полезных ископаемых и учета участков недр местного значения, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
г) выполнение условий лицензий на пользование участками недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, а также участками недр местного значения.
Таким образом, пункты 1, 2 предписания о необходимости проведения корректировки проекта разработки месторождения песков строительных "Кореньковское" в части, касающейся вида работ по проведению эксплуатационной разведки и в части объемов добычи песка, являются незаконными, поскольку вынесены с превышением полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственный геологический контроль, в связи с чем является необоснованным и излишним.
С указанным выводом ответчик выразил согласие в отзыве на заявление (л.д. 75-76).
Пунктом 3 оспариваемого предписания обществу предложено предоставить в Министерство заявки на получение горного отвода в уточненных границах и оформление горноотводного акта в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Постановлением Правительства Рязанской области от 13.08.2008 № 164 (ред. от 21.12.2011) утверждено Положение о порядке предоставления геологических и горных отводов для геологического изучения и разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых на территории Рязанской области.
Согласно п. 3 раздела 1 указанного Положения все субъекты предпринимательской деятельности, ведущие добычу полезных ископаемых, обязаны иметь лицензию на пользование недрами и горноотводный акт, зарегистрированный в порядке, установленном уполномоченным исполнительным органом государственной власти Рязанской области.
Согласно п. 5 раздела 1 Положения после проведения геологоразведочных работ, утверждения запасов общераспространенных полезных ископаемых на предоставленном в пользование участке недр, разработки, согласования, утверждения технического проекта разработки месторождения и получения заключения экспертизы промышленной безопасности технического проекта пользователь недр обязан получить в уполномоченном органе горный отвод в уточненных границах с оформлением горноотводного акта.
Порядок предоставления горного отвода в уточненных границах определен в разделе 2 Положения, согласно которому недропользователь обязан предоставить ряд документов и соответствовать ряду требований.
Общество "Уником" неоднократно направляло в Минприроды Рязанской области заявки с приложением документов, о чем свидетельствуют приобщенные к материалам дела заявки: 05.02.2010, от 09.09.2010, от 17.05.2011, 01.07.2011, 08.09.2011, 02.12.2011.
Данное обстоятельство Министерством не оспаривается.
Какие претензии к поданным заявкам и приложенным документам имелись у Министерства в предписании не указано.
Выданное предписание должно быть не только законным, но и исполнимым, то есть возлагать на лицо, которому оно выдано, только те обязанности, которые оно объективно может исполнить в рамках действующего законодательства.
Поскольку факт подачи заявок подтвержден материалами дела, пункт 3 оспариваемого предписания является незаконным.
Пункт 4 предписания о предоставлении в Министерство государственной отчетности также подлежит признанию незаконным, поскольку в акте проверки 23 от 18.10.2011 (л.д. 141), на котором основано оспариваемое предписания содержится указание на отсутствие указанного нарушения, а само предписание не содержит указания на период за который необходимо представить отчетность. Исходя из формулировки, речь идет о будущем периоде.
Пункт 5 предписания обязывает недропользователя утвердить нормативы потерь твердых полезных ископаемых (включая общераспространенные), которые рассчитывались по конкретным местам образования при проектировании горных работ и включены в состав проектной документации (технического проекта, технико-экономического обоснования, проекта обустройства месторождения и иной документации). Вместе с тем условиями лицензии не предусмотрена такая обязанность недропользователя.
Следовательно, пункт 5 предписания также подлежит признания незаконным. С указанным выводом ответчик выразил согласие в отзыве на заявление (л.д. 75-76).
Таким образом, предписание № 23 старшего государственного инспектора по геологическому контролю министерства природопользования и экологии Рязанской области К.В.Н. является незаконным в полном объеме и подлежит признанию недействительным.
Расходы по оплате государственной пошлины, в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

1. Признать недействительным предписание № 23 от 18.10.2011, вынесенное старшим государственным инспектором по геологическому контролю Министерства природопользования и экологии Рязанской области К.В.Н.
Обязать Министерство природопользования и экологии Рязанской области устранить нарушение прав и законных интересов ООО "Уником", вызванное предписанием № 23 от 18.10.2011, признанным судом недействительным.
2. Взыскать с Министерства природопользования и экологии Рязанской области (ОГРН 1086234009916, г. Рязань) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Уником" (ОГРН 1066215013810, Рязанская область, Рязанский район, с. Поляны) расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый Арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, через Арбитражный суд Рязанской области.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru