МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 24 ноября 2011 г. № 749
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА НА ТЕРРИТОРИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
В соответствии с Трудовым кодексом
Российской Федерации, Законом
Нижегородской области от 3 февраля 2010 года № 9-З "Об охране труда в Нижегородской области" и пунктом 1.4
Системы программных мероприятий областной целевой программы "Улучшение условий и охраны труда в организациях Нижегородской области" на 2010 - 2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 13 апреля 2009 года № 218, приказываю:
1. Утвердить Рекомендации
по организации управления охраной труда на территории муниципального образования Нижегородской области (прилагается).
2. Признать утратившим силу приказ директора департамента социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области от 25 июля 2007 года № 319 "Об утверждении рекомендаций по управлению охраной труда органами местного самоуправления Нижегородской области".
3. Рекомендовать органам местного самоуправления Нижегородской области организовать управление охраной труда на территории муниципальных районов (городских округов) в соответствии с утвержденными Рекомендациями
.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра В.И. Корещикову.
Министр
О.В.НОСКОВА
Утверждены
приказом
министерства социальной политики
Нижегородской области
от 24 ноября 2011 г. № 749
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА НА ТЕРРИТОРИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Настоящие Рекомендации по организации управления охраной труда на территории муниципального образования Нижегородской области разработаны в соответствии с Трудовым кодексом
Российской Федерации (далее - ТК РФ), Законом
Нижегородской области от 3 февраля 2010 года № 9-З "Об охране труда в Нижегородской области" (далее - Закон "Об охране труда в Нижегородской области), рекомендаций по созданию системы управления охраной труда министерства социальной политики Нижегородской области и направлены для оказания организационно-методической помощи органам местного самоуправления в организации управления охраной труда на местном уровне.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Конституция
Российской Федерации устанавливает высшей ценностью права и свободы человека, в том числе право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
ТК
РФ определяет охрану труда как систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающую в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия <1>
.
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется <2>
: трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из ТК
РФ, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права;
иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:
указами Президента Российской Федерации;
постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с ТК
РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации <3>
.
Нормативные правовые акты органов местного самоуправления, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах территории соответствующего муниципального образования <4>
.
В соответствии со статьей 210
ТК РФ реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.
Органы местного самоуправления муниципальных образований области, решая задачи социально-экономического развития муниципальных образований, обеспечивают реализацию основных направлений государственной политики в сфере охраны труда в пределах своих полномочий <5>
.
Наиболее эффективной формой реализации государственной политики, направленной на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности является создание системы управления охраной труда (СУОТ) на всех уровнях управления.
Положительное воздействие внедрение СУОТ, в том числе на местном уровне, выражается как в снижении уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, так и в повышении производительности труда.
Практика показывает, что создание СУОТ на местном уровне обеспечивает повышение уровня реализации функционирование единой государственной политики в сфере охраны труда.
Нумерация разделов дана в соответствии с официальным текстом документа.
1. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ПРИНЦИПЫ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ
1.1. СУОТ - это совокупность субъектов управления охраной труда на территории муниципального образования, обеспечивающих с помощью принципов управления реализацию основных направлений государственной политики в сфере охраны труда.
1.2. Субъектами управления охраной труда на территории муниципального образования являются администрация муниципального образования, управления, отделы и иные структурные подразделения администрации муниципального образования, работодатели и их объединения, профсоюзы и их объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам охраны труда.
1.3. Объектами управления являются работодатели.
1.4. Объектом управления охраной труда в организации является деятельность функциональных служб и структурных подразделений по обеспечению безопасных и здоровых условий труда на рабочих местах и в организациях в целом.
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
1.6. Основные принципы СУОТ:
профилактическая направленность деятельности;
обеспечение перспективного целевого планирования мероприятий по охране труда и их финансирования;
взаимодействие всех уровней управления в вопросах охраны труда;
осуществление прямых и обратных связей на всех уровнях управления;
территориально-отраслевой принцип управления.
1.7. Основные задачи СУОТ:
реализация основных направлений государственной политики в сфере охраны труда и выработка предложений по ее совершенствованию;
нормативное и правовое обеспечение охраны труда;
разработка и реализация территориальных целевых программ по улучшению условий и охраны труда и обеспечение их финансирования;
организация взаимодействия и координация деятельности субъектов управления охраной труда на территории муниципального образования;
кадровое обеспечение органов управления охраной труда;
обеспечение функционирования единой системы обучения по охране труда;
мониторинг состояния условий и охраны труда;
развитие системы информационного обеспечения охраны труда.
2. СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ
ОХРАНОЙ ТРУДА В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
2.1. Управление охраной труда в муниципальном образовании осуществляется на следующих уровнях:
уровень местного самоуправления;
уровень организаций.
2.2. На уровне местного самоуправления управление охраной труда осуществляет администрация муниципального образования.
Распоряжением главы администрации муниципального образования определяется ответственный за охрану труда.
Организация реализации основных направлений государственной политики в сфере охраны труда с учетом специфики развития территории возлагается на структурное подразделение или специалиста администрации муниципального образования, осуществляющего управление охраной труда.
2.3. На уровне организации с целью создания здоровых и безопасных условий труда работников управление охраной труда осуществляет работодатель.
2.4. Для координации деятельности субъектов управления охраной труда в муниципальном образовании создается межведомственная комиссия (МВК) по охране труда под председательством одного из заместителей главы администрации муниципального образования.
2.5. На всех уровнях управления охраной труда в муниципальном образовании принимают участие в пределах своих полномочий федеральные органы исполнительной власти, министерство социальной политики Нижегородской области, министерства и иные органы исполнительной власти Нижегородской области в пределах своих полномочий, профсоюзы и иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам охраны труда.
3. ПОЛНОМОЧИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ТРУДА
Администрация муниципального образования, решая задачи социально-экономического развития на территории муниципального образования, обеспечивает реализацию основных направлений государственной политики в сфере охраны труда в пределах своих полномочий, в этих целях:
определяет ответственных за охрану труда, создает структурное подразделение или вводит должность специалиста, осуществляющего управление охраной труда на территории муниципального образования;
разрабатывает нормативные правовые акты муниципального образования по вопросам охраны труда <6>
;
разрабатывает и утверждает территориальные целевые программы улучшения условий и охраны труда, контролирует их выполнение <7>
;
взаимодействует в вопросах охраны труда с органами государственного надзора и контроля, органами исполнительной власти Нижегородской области, филиалом Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, объединениями работодателей, профсоюзами и иными общественными объединениями;
обеспечивают реализацию раздела "Охрана труда" территориальных трехсторонних соглашений;
обеспечивает работу межведомственной комиссии по охране труда;
содействует работодателям в создании систем управления охраной труда;
содействует в организации обучения и проверки знаний требований охраны труда работников организаций;
участвует в методическом обеспечении служб охраны труда организаций, обобщении и распространении передового опыта в области охраны труда;
осуществляет внутриведомственный контроль за соблюдением требований охраны труда в подведомственных муниципальных организациях <8>
;
созывает территориальные совещания и иные организационные мероприятия по вопросам охраны труда с приглашением руководителей и специалистов территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Нижегородской области, работодателей, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования, а также представителей профсоюзов и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда;
принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве (групповых, с тяжелым и смертельным исходом), направляя своих представителей в соответствующие комиссии <9>
;
в случае необходимости принимает решение о введении у отдельных работодателей дополнительных условий и показаний к проведению обязательных медицинских осмотров (обследований);
организует сбор и анализ информации о состоянии условий и охраны труда, произошедших на территории муниципального образования несчастных случаях на производстве (групповых, с тяжелым и смертельным исходом) и направляет ее в министерство социальной политики Нижегородской области;
финансирует мероприятия по улучшению условий и охраны труда в подведомственных организациях, может создавать фонды охраны труда в соответствии с действующим законодательством и нормативными правовыми актами муниципального образования <10>
;
обеспечивает информирование населения, включая работодателей, работников, профсоюзов и иных представительных органов работников о состоянии условий и охраны труда на территории муниципального образования с использованием средств массовой информации и коммуникаций;
направляет в органы государственного надзора (контроля) запрос для проведения внеплановой проверки работодателей, нарушающих требования охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников <11>
, в министерство социальной политики Нижегородской области для осуществления государственной экспертизы условий труда <12>
;
исполняет иные полномочия по управлению охраной труда на территории муниципального образования, переданных в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами Нижегородской области.
4. МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ КОМИССИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
4.1. Для обеспечения взаимодействия и координации деятельности по охране труда на территории муниципального образования создается межведомственная комиссия (МВК) охране труда.
4.2. В состав МВК по охране труда включаются: представители администрации муниципального образования, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, филиала Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, работодателей, профсоюзных организаций и иных общественных объединений.
4.3. В своей деятельности МВК по охране труда руководствуется действующим законодательством Российской Федерации и законодательством Нижегородской области.
--------------------------------
<1> Статья 209
ТК РФ.
<2> Статья 5
ТК РФ.
<3> Статья 5
ТК РФ.
<4> Статья 13
ТК РФ.
<5> Статья 8
Закона "Об охране труда в Нижегородской области.
<6> Статья 5
ТК РФ.
<7> Статья 8
Закона "Об охране труда в Нижегородской области".
<8> Статья 353
ТК РФ.
<9> Статья 229
ТК РФ.
<10> Статья 13
Закона "Об охране труда в Нижегородской области".
<11> Статья 360
ТК РФ.
<12> Статья 216.1
ТК РФ.