Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Нижегородская область


МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ
от 24 ноября 2011 г. № 749

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА НА ТЕРРИТОРИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Законом Нижегородской области от 3 февраля 2010 года № 9-З "Об охране труда в Нижегородской области" и пунктом 1.4 Системы программных мероприятий областной целевой программы "Улучшение условий и охраны труда в организациях Нижегородской области" на 2010 - 2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 13 апреля 2009 года № 218, приказываю:
1. Утвердить Рекомендации по организации управления охраной труда на территории муниципального образования Нижегородской области (прилагается).
2. Признать утратившим силу приказ директора департамента социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области от 25 июля 2007 года № 319 "Об утверждении рекомендаций по управлению охраной труда органами местного самоуправления Нижегородской области".
3. Рекомендовать органам местного самоуправления Нижегородской области организовать управление охраной труда на территории муниципальных районов (городских округов) в соответствии с утвержденными Рекомендациями.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра В.И. Корещикову.

Министр
О.В.НОСКОВА





Утверждены
приказом
министерства социальной политики
Нижегородской области
от 24 ноября 2011 г. № 749

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА НА ТЕРРИТОРИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Настоящие Рекомендации по организации управления охраной труда на территории муниципального образования Нижегородской области разработаны в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - ТК РФ), Законом Нижегородской области от 3 февраля 2010 года № 9-З "Об охране труда в Нижегородской области" (далее - Закон "Об охране труда в Нижегородской области), рекомендаций по созданию системы управления охраной труда министерства социальной политики Нижегородской области и направлены для оказания организационно-методической помощи органам местного самоуправления в организации управления охраной труда на местном уровне.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Конституция Российской Федерации устанавливает высшей ценностью права и свободы человека, в том числе право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
ТК РФ определяет охрану труда как систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающую в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия <1>.
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется <2>: трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из ТК РФ, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права;
иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:
указами Президента Российской Федерации;
постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации <3>.
Нормативные правовые акты органов местного самоуправления, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах территории соответствующего муниципального образования <4>.
В соответствии со статьей 210 ТК РФ реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.
Органы местного самоуправления муниципальных образований области, решая задачи социально-экономического развития муниципальных образований, обеспечивают реализацию основных направлений государственной политики в сфере охраны труда в пределах своих полномочий <5>.
Наиболее эффективной формой реализации государственной политики, направленной на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности является создание системы управления охраной труда (СУОТ) на всех уровнях управления.


Положительное воздействие внедрение СУОТ, в том числе на местном уровне, выражается как в снижении уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, так и в повышении производительности труда.
Практика показывает, что создание СУОТ на местном уровне обеспечивает повышение уровня реализации функционирование единой государственной политики в сфере охраны труда.


Нумерация разделов дана в соответствии с официальным текстом документа.

1. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ПРИНЦИПЫ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

1.1. СУОТ - это совокупность субъектов управления охраной труда на территории муниципального образования, обеспечивающих с помощью принципов управления реализацию основных направлений государственной политики в сфере охраны труда.
1.2. Субъектами управления охраной труда на территории муниципального образования являются администрация муниципального образования, управления, отделы и иные структурные подразделения администрации муниципального образования, работодатели и их объединения, профсоюзы и их объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам охраны труда.
1.3. Объектами управления являются работодатели.
1.4. Объектом управления охраной труда в организации является деятельность функциональных служб и структурных подразделений по обеспечению безопасных и здоровых условий труда на рабочих местах и в организациях в целом.

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

1.6. Основные принципы СУОТ:
профилактическая направленность деятельности;
обеспечение перспективного целевого планирования мероприятий по охране труда и их финансирования;
взаимодействие всех уровней управления в вопросах охраны труда;
осуществление прямых и обратных связей на всех уровнях управления;
территориально-отраслевой принцип управления.
1.7. Основные задачи СУОТ:
реализация основных направлений государственной политики в сфере охраны труда и выработка предложений по ее совершенствованию;
нормативное и правовое обеспечение охраны труда;
разработка и реализация территориальных целевых программ по улучшению условий и охраны труда и обеспечение их финансирования;
организация взаимодействия и координация деятельности субъектов управления охраной труда на территории муниципального образования;
кадровое обеспечение органов управления охраной труда;
обеспечение функционирования единой системы обучения по охране труда;
мониторинг состояния условий и охраны труда;
развитие системы информационного обеспечения охраны труда.

2. СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ
ОХРАНОЙ ТРУДА В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

2.1. Управление охраной труда в муниципальном образовании осуществляется на следующих уровнях:
уровень местного самоуправления;
уровень организаций.
2.2. На уровне местного самоуправления управление охраной труда осуществляет администрация муниципального образования.
Распоряжением главы администрации муниципального образования определяется ответственный за охрану труда.
Организация реализации основных направлений государственной политики в сфере охраны труда с учетом специфики развития территории возлагается на структурное подразделение или специалиста администрации муниципального образования, осуществляющего управление охраной труда.
2.3. На уровне организации с целью создания здоровых и безопасных условий труда работников управление охраной труда осуществляет работодатель.
2.4. Для координации деятельности субъектов управления охраной труда в муниципальном образовании создается межведомственная комиссия (МВК) по охране труда под председательством одного из заместителей главы администрации муниципального образования.
2.5. На всех уровнях управления охраной труда в муниципальном образовании принимают участие в пределах своих полномочий федеральные органы исполнительной власти, министерство социальной политики Нижегородской области, министерства и иные органы исполнительной власти Нижегородской области в пределах своих полномочий, профсоюзы и иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам охраны труда.

3. ПОЛНОМОЧИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ТРУДА

Администрация муниципального образования, решая задачи социально-экономического развития на территории муниципального образования, обеспечивает реализацию основных направлений государственной политики в сфере охраны труда в пределах своих полномочий, в этих целях:
определяет ответственных за охрану труда, создает структурное подразделение или вводит должность специалиста, осуществляющего управление охраной труда на территории муниципального образования;
разрабатывает нормативные правовые акты муниципального образования по вопросам охраны труда <6>;
разрабатывает и утверждает территориальные целевые программы улучшения условий и охраны труда, контролирует их выполнение <7>;
взаимодействует в вопросах охраны труда с органами государственного надзора и контроля, органами исполнительной власти Нижегородской области, филиалом Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, объединениями работодателей, профсоюзами и иными общественными объединениями;
обеспечивают реализацию раздела "Охрана труда" территориальных трехсторонних соглашений;
обеспечивает работу межведомственной комиссии по охране труда;
содействует работодателям в создании систем управления охраной труда;
содействует в организации обучения и проверки знаний требований охраны труда работников организаций;
участвует в методическом обеспечении служб охраны труда организаций, обобщении и распространении передового опыта в области охраны труда;
осуществляет внутриведомственный контроль за соблюдением требований охраны труда в подведомственных муниципальных организациях <8>;
созывает территориальные совещания и иные организационные мероприятия по вопросам охраны труда с приглашением руководителей и специалистов территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Нижегородской области, работодателей, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования, а также представителей профсоюзов и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда;
принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве (групповых, с тяжелым и смертельным исходом), направляя своих представителей в соответствующие комиссии <9>;
в случае необходимости принимает решение о введении у отдельных работодателей дополнительных условий и показаний к проведению обязательных медицинских осмотров (обследований);
организует сбор и анализ информации о состоянии условий и охраны труда, произошедших на территории муниципального образования несчастных случаях на производстве (групповых, с тяжелым и смертельным исходом) и направляет ее в министерство социальной политики Нижегородской области;
финансирует мероприятия по улучшению условий и охраны труда в подведомственных организациях, может создавать фонды охраны труда в соответствии с действующим законодательством и нормативными правовыми актами муниципального образования <10>;
обеспечивает информирование населения, включая работодателей, работников, профсоюзов и иных представительных органов работников о состоянии условий и охраны труда на территории муниципального образования с использованием средств массовой информации и коммуникаций;
направляет в органы государственного надзора (контроля) запрос для проведения внеплановой проверки работодателей, нарушающих требования охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников <11>, в министерство социальной политики Нижегородской области для осуществления государственной экспертизы условий труда <12>;
исполняет иные полномочия по управлению охраной труда на территории муниципального образования, переданных в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами Нижегородской области.

4. МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ КОМИССИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

4.1. Для обеспечения взаимодействия и координации деятельности по охране труда на территории муниципального образования создается межведомственная комиссия (МВК) охране труда.
4.2. В состав МВК по охране труда включаются: представители администрации муниципального образования, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, филиала Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, работодателей, профсоюзных организаций и иных общественных объединений.
4.3. В своей деятельности МВК по охране труда руководствуется действующим законодательством Российской Федерации и законодательством Нижегородской области.
--------------------------------
<1> Статья 209 ТК РФ.
<2> Статья 5 ТК РФ.
<3> Статья 5 ТК РФ.
<4> Статья 13 ТК РФ.
<5> Статья 8 Закона "Об охране труда в Нижегородской области.
<6> Статья 5 ТК РФ.
<7> Статья 8 Закона "Об охране труда в Нижегородской области".
<8> Статья 353 ТК РФ.
<9> Статья 229 ТК РФ.
<10> Статья 13 Закона "Об охране труда в Нижегородской области".
<11> Статья 360 ТК РФ.
<12> Статья 216.1 ТК РФ.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru