Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 16 апреля 2012 г. по делу № 3-39/2012

Красноярский краевой суд в составе:
Председательствующего Зинченко И.Н.,
при секретаре Ускове Д.А.
С участием прокурора отдела прокуратуры Красноярского края Назаркина В.П., представителя Правительства Красноярского края - Полевой Е.А., представителей министерства строительства и архитектуры Красноярского края - Афанасьева А.П., Бабинцевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Красноярского края о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пункта 5 подраздела 2.3.3 раздела 2.3 и пункта 1 подраздела 2.3.6 раздела 2.3 долгосрочной целевой программы "Переселение граждан, проживающих в городском округе г. Норильск и городском поселении г. Дудинка Красноярского края, в районы с благоприятными природно-климатическими условиями на территории Российской Федерации" на 2011 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 26.10.2010 № 523-п, в части

установил:

В соответствии с Постановлением Правительства Красноярского края от 26.10.2010 года № 523-п утверждена долгосрочная целевая программа "Переселение граждан, проживающих в городском округе г. Норильск и городском поселении г. Дудинка Красноярского края, в районы с благоприятными природно-климатическими условиями на территории Российской Федерации" на 2011 - 2020 годы, которой регулируются вопросы переселения граждан из указанных городов путем предоставления социальных выплат на приобретение жилья на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера.
В соответствии с пунктом 5 подраздела 2.3.3 раздела 2.3 этой долгосрочной целевой программы, в случае отчуждения гражданином и (или) членами его семьи занимаемого жилого помещения, принадлежащего им на праве собственности, размер социальной выплаты уменьшается на стоимость жилого помещения, указанную в договоре отчуждения жилого помещения, либо на расчетную стоимость жилого помещения, определяемую как произведение общей площади отчужденного жилого помещения и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья, определенной органом местного самоуправления по месту жительства гражданина, но не более средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по Красноярскому краю, установленной Министерством регионального развития Российской Федерации на дату расчета размера социальной выплаты. При этом при расчете размера социальной выплаты учитывается наибольшая из указанных сумм.
На основании пункта 1 подраздела 2.3.6 раздела 2.3 краевой долгосрочной целевой программы предоставление социальной выплаты участнику программы осуществляется при условии безвозмездной передачи им и членами его семьи, с учетом которых осуществляется расчет размера социальной выплаты, одного жилого помещения, принадлежащего на праве собственности или занимаемого на основании договора социального найма, в котором участник программы и члены его семьи состояли на регистрационном учете на момент обращения с заявлением об участии в программе, в собственность соответствующего муниципального образования и (или) расторжения договоров социального и (или) коммерческого найма.
Прокурор Красноярского края обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пункта 5 подраздела 2.3.3 раздела 2.3 краевой долгосрочной целевой программы в части слов: "либо на расчетную стоимость жилого помещения, определяемую как произведение общей площади отчужденного жилого помещения и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья, определенной органом самоуправления по месту жительства гражданина, но не более средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по Красноярскому краю, установленной Министерством регионального развития Российской Федерации на дату расчета размера социальной выплаты"; а также пункта 1 подраздела 2.3.6 раздела 2.3 этой же программы в части слов: "одного жилого помещения, принадлежащего на праве собственности".
Заявленные требования мотивированы противоречием указанных положений абзацам 3 и 4 статьи 6 Федерального закона от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ (в редакции от 17.07.2011 г.) "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", а также Правилам, предусмотренным приложением № 10 к федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1050 (в редакции от 27.12.2011 г.).
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, проанализировав оспариваемые положения и нормы федерального законодательства, суд находит, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Согласно пунктам "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В силу статьи 23 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ постановления Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.
Приложением № 10 к федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ № 1050 от 17.12.2010 года, установлены правила, определяющие порядок и условия предоставления субсидии из федерального бюджета бюджету Красноярского края на осуществление социальных выплат гражданам, проживающим в городах Норильске и Дудинке, в целях их переселения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
В соответствии с п. 2 указанных Правил субсидия предоставляется на софинансирование мероприятий долгосрочной целевой программы Красноярского края, предусматривающих осуществление социальных выплат гражданам, проживающим в городах Норильске и Дудинке, имеющим право на получение социальных выплат в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
В силу п. 3 Правил порядок осуществления социальных выплат переселяемым гражданам, проживающим в городах Норильске и Дудинке, устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти Красноярского края с учетом положений названного выше Федерального закона.
Соответствующий порядок установлен Постановлением Правительства Красноярского края от 26.10.2010 № 523-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Переселение граждан, проживающих в городском округе город Норильск и городском поселении город Дудинка Красноярского края, в районы с благоприятными природно-климатическими условиями на территории Российской Федерации" на 2011 - 2020 годы" (с последующими изменениями).
Указанное Постановление принято в пределах компетенции Правительства Красноярского края и официально опубликовано в печатном издании "Наш Красноярский край", № 81, 09.11.2010 года. Изменения, создающие ныне оспариваемых прокурором положений краевой долгосрочной целевой программы, внесены Постановлением Правительства Красноярского края от 16.08.2011 № 485-п "О внесений изменений в Постановление Правительства Красноярского края от 26.10.2010 № 523-п", официально опубликованным в печатном издании "Наш Красноярский край", № 68, 24.08.2011 года.
В соответствии с паспортом краевой долгосрочной целевой программы ее финансирование осуществляется за счет средств федерального, краевого и местных бюджетов, безвозмездных поступлений ОАО "ГМК "Норильский никель", а именно 8 651 000,0 тыс. рублей - за счет средств федерального бюджета (1 181 000,0 тыс. рублей в 2011 году, в последующие годы по 830 000,0 тыс. рублей ежегодно); 9 831 000,0 тыс. рублей - за счет средств краевого бюджета, в том числе: 1 180 000,0 тыс. рублей - средства краевого бюджета (161000,0 тыс. рублей в 2011 году, в последующие годы по 113 200,0 тыс. рублей ежегодно); 8 651 000,0 тыс. рублей - безвозмездные поступления от ОАО "ГМК "Норильский никель", ежегодно перечисляемые в краевой бюджет (1 181 000,0 тыс. рублей в 2011 году, в последующие годы по 830 000,0 тыс. рублей ежегодно) 400 000,0 тыс. рублей - за счет средств местных бюджетов городского округа город Норильск и Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района.
Таким образом, оказание мер социальной поддержки в рамках краевой долгосрочной целевой программы для приобретения жилья гражданам, выезжающим из городов Норильск и Дудинка, фактически осуществляется Красноярским краем на условиях их паритетного софинансирования с Российской Федерацией, осуществляемого путем целевой передачи финансовых средств, в виде субсидий из федерального бюджета в бюджет края.
Так, в соответствии с приложением 6 к Федеральному закону от 30.11.2011 года № 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", Министерству регионального развития РФ для субсидирования мероприятий по переселению граждан, проживающих в городах Норильск и Дудинка, и модернизации коммунальной инфраструктуры города Норильска из средств федерального бюджета выделено 830 000 000 рублей.
При этом условием предоставления Красноярскому краю субсидий со стороны бюджета Российской Федерации является установление порядка осуществления социальных выплат с учетом требований Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Согласно абзацу 4 статьи 6 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ, в случае отчуждения гражданином, выезжающим из районов Крайнего Севера, и (или) членами его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, иным лицам размер предоставляемой жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на сумму, указанную в справке, составленной на дату заключения такого договора и выданной организацией, осуществляющей техническую инвентаризацию. При этом для расчета значения, на которое уменьшается размер жилищной субсидии, учитывается наибольшая из указанных сумм.
Вместе с тем оспариваемым пунктом 5 подраздела 2.3.3 раздела 2.3 краевой долгосрочной целевой программы предусмотрено уменьшение размера социальной выплаты, производимой министерством строительства и архитектуры края на стоимость жилого помещения, указанную в договоре отчуждения жилого помещения, либо на расчетную стоимость отчужденного жилья, определяемую как произведение общей площади жилого помещения и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья, установленной органом местного самоуправления по месту жительства гражданина, но не более средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по Красноярскому краю, установленной Министерством регионального развития Российской Федерации на дату расчета размера социальной выплаты.
В силу абзаца 3 статьи 6 Федерального закона № 125-ФЗ для получения жилищной субсидии при переселении из районов Крайнего Севера отчуждению в государственную или муниципальную собственность подлежат все жилые помещения, принадлежащие гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности.
Однако пунктом 1 подраздела 2.3.6 раздела 2.3 краевой долгосрочной целевой программы предусмотрено предоставление социальной выплаты участнику программы при условии безвозмездной передачи им и членами его семьи одного жилого помещения, принадлежащего на праве собственности, в котором участник программы и члены его семьи состояли на регистрационном учете на момент обращения с заявлением об участии в программе, в собственность соответствующего муниципального образования.
Как следует из пояснений представителей Правительства Красноярского края и министерства строительства и архитектуры Красноярского края, а также пояснительной записки первого заместителя министра строительства и архитектуры края, указанное несоответствие оспариваемых положений краевой долгосрочной целевой программы и федерального закона вызвано тем, что оценочная стоимость жилья в городах Норильск и Дудинка, рассчитываемая организациями, осуществляющими техническую инвентаризацию, значительно превышает его рыночную стоимость, что ставит жителей указанных городов в неравное положение с жителями других северных регионов Российской Федерации, получающих социальные выплаты при выезде оттуда. Условие передачи муниципальному образованию только одного жилого помещения, принадлежащего на праве собственности, для получения социальной выплаты позволит жителям Норильска и Дудинки распоряжаться остальными жилыми помещениями по своему усмотрению.
По мнению заинтересованных лиц, установление таких мер социальной поддержки в краевой долгосрочной целевой программе, по сути, является дополнительной социальной помощью, осуществляемой за счет средств краевого бюджета.
Суд с такими доводами согласиться не может.
Действительно, в силу абзаца 5 статьи 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с последующими изменениями), органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Однако у суда отсутствуют основания полагать, что финансирование расходов, связанных с дополнительными мерами социальной поддержки, установленными оспариваемыми положениями краевой долгосрочной целевой программы, осуществляется только за счет средств бюджета Красноярского края, поскольку из указанной программы такого распределения расходов не следует. В связи с чем финансирование мер социальной поддержки, не предусмотренных федеральным законом, производится и за счет средств федерального бюджета, имеющих целевое назначение, что противоречит условиям их предоставления Красноярскому краю, а также вышеприведенным положениям Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ.
Кроме того, суд считает необходимым отметить, что предоставление субсидий из федерального бюджета бюджету Красноярского края на осуществление мероприятий краевой долгосрочной целевой программы производится на основании ежегодно заключаемого соглашения между Министерством регионального развития РФ и Красноярским краем. Условием такого соглашения, заключенного 27 июня 2011 года, в соответствии с которым Красноярскому краю были перечислены 830 000 000 рублей на осуществление социальных выплат гражданам, проживающим в г. Норильске и г. Дудинке в целях их переселения, было предоставление Минрегионразвития РФ копии краевой долгосрочной целевой программы, разработанной в соответствии с требованиями федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
При этом на день подписания приведенного выше соглашения оспариваемые прокурором положения краевой программы, прошедшие проверку Минрегионразвития РФ, существовали в редакции, полностью соответствующей Федеральному закону от 25.10.2002 № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". В ныне действующей редакции они были изложены 16 августа 2011 года, в связи с принятием Постановления Правительства Красноярского края № 485-п.
Таким образом, отсутствуют основания полагать, что орган исполнительной власти Российской Федерации произвел перечисление субсидии в бюджет края в том числе и для финансирования иных мер социальной поддержки, нежели установлены федеральным законодательством.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных прокурором Красноярского края требований о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пункта 5 подраздела 2.3.3 раздела 2.3 и пункта 1 подраздела 2.3.6 раздела 2.3 долгосрочной целевой программы "Переселение граждан, проживающих в городском округе г. Норильск и городском поселении г. Дудинка Красноярского края, в районы с благоприятными природно-климатическими условиями на территории Российской Федерации" на 2011 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 26.10.2010 № 523-п, в части, указанной в заявлении прокурора, ввиду их противоречия вышеприведенным нормам Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", приложения № 10 к федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ № 1050 от 17.12.2010 года.
Согласно части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
По настоящему делу суд считает необходимым признать оспариваемые пункты краевой долгосрочной целевой программы недействующими со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку они на момент рассмотрения настоящего дела неоднократно применялись.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198, 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 5 подраздела 2.3.3 раздела 2.3 долгосрочной целевой программы "Переселение граждан, проживающих в городском округе г. Норильск и городском поселении г. Дудинка Красноярского края, в районы с благоприятными природно-климатическими условиями на территории Российской Федерации" на 2011 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 26.10.2010 № 523-п (в редакции Постановления Правительства Красноярского края от 16.08.2011 года № 485-п) в части слов: "либо на расчетную стоимость жилого помещения, определяемую как произведение общей площади отчужденного жилого помещения и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья, определенной органом самоуправления по месту жительства гражданина, но не более средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по Красноярскому краю, установленной Министерством регионального развития Российской Федерации на дату расчета размера социальной выплаты"; и пункт 1 подраздела 2.3.6 раздела 2.3 этой же долгосрочной целевой программы, утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 26.10.2010 № 523-п (в редакции Постановления Правительства Красноярского края от 16.08.2011 года № 485-п) в части слов: "одного жилого помещения, принадлежащего на праве собственности".
Резолютивную часть решения суда опубликовать в "Ведомостях высших органов государственной власти Красноярского края" в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца, путем подачи апелляционной жалобы /апелляционного представления/ через Красноярский краевой суд.
Решение вступило в законную силу 18 июля 2012 года.

Председательствующий
И.Н.ЗИНЧЕНКО





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru