Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Воронежская область


КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ОТЧЕТ
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕРКИ ЦЕЛЕВОГО И ЭФФЕКТИВНОГО
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ, ВЫДЕЛЕННЫХ В 2010 - 2011
ГОДАХ ДЕПАРТАМЕНТУ АРХИТЕКТУРЫ И СТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА СТРОИТЕЛЬСТВО ОБЪЕКТОВ В РАМКАХ
РЕАЛИЗАЦИИ ОЦП "РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2007 - 2015 ГОДЫ"

Основание для проведения проверки: Закон "О Контрольно-счетной палате Воронежской области", п. 25 плана работы Контрольно-счетной палаты Воронежской области на 2012 год, распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Воронежской области от 15.02.2012 № 18.

Цель проверки: анализ целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных в 2010 - 2011 годах на строительство объектов в рамках реализации областной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Воронежской области на 2007 - 2015 годы".

Перечень проверенных объектов и оформленных актов:

1. Департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области, акт № 25/1-2012 от 17.04.2012.
2. Администрация Бобровского муниципального района, акт № 25/3-2012 от 26.03.2012.
3. Администрация Лискинского муниципального района, акт № 25/2-2012 от 02.04.2012.

Срок проведения контрольного мероприятия: с 16.02.2012 по 14.05.2012.

Вопросы контрольного мероприятия:

1. Целевое и эффективное использование бюджетных средств, выделенных на строительство объектов, финансируемых в рамках программы.
2. Соблюдение участниками реализации программы федерального и регионального законодательства при осуществлении строительства объектов.
3. Исполнение требований нормативных и распорядительных актов правительства Воронежской области и органов местного самоуправления в ходе строительства объектов.
4. Проверка соблюдения требований действующего законодательства в части закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд при заключении государственных и муниципальных контрактов.
5. Анализ исполнения договорных обязательств.
6. Проверка реализации программы в части освоения капитальных вложений в строительство объектов.
7. Проверка ведения бухгалтерского учета объектов строительства.

Результаты контрольного мероприятия:

Областная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Воронежской области на 2007 - 2015 годы" (далее по тексту - ОЦП, Программа) предусматривает создание условий для занятий физической культурой и спортом в общеобразовательных учреждениях и по месту жительства в Воронежской области. Государственным заказчиком - координатором Программы является управление физической культуры и спорта Воронежской области. Департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области (далее по тексту - Департамент) является государственным заказчиком и главным распорядителем средств областного бюджета при реализации программного мероприятия по строительству и реконструкции физкультурно-спортивных сооружений.

Финансовые показатели исполнения Программы:

В рамках Программы на 2010 - 2011 годы предусмотрены инвестиции в объекты капитального строительства областной и муниципальной собственности за счет бюджетов всех уровней в объеме 881114,8 тыс. рублей. Фактически на строительство спортивных сооружений за два года выделено 966433,8 тыс. рублей, в том числе в 2010 году - 436732,5 тыс. рублей, в 2011 году - 529701,3 тыс. рублей.
Из общей суммы расходов на финансирование объектов областной собственности в 2010 году направлено 10795,2 тыс. рублей (2,5%), субсидии муниципальным образованиям составили 425937,3 тыс. рублей (97,5%), в 2011 году - 50775,0 тыс. рублей (9,6%) и 478926,3 тыс. рублей (90,4%) соответственно.
Как показала проверка, бюджетные ассигнования, запланированные на 2011 год, как в областном, так и в муниципальных бюджетах, не соответствуют финансовым параметрам Программы. Например, Программой в 2010 - 2011 годах предусмотрены средства областного бюджета на выполнение проектно-изыскательских работ (ПИР) по трем объектам областной собственности в объеме 106495,2 тыс. рублей, фактически на эти цели выделено 61570,2 тыс. рублей. Не выделялись ассигнования на финансирование объекта "Спортивный комплекс "Центр по гребле на байдарках и каноэ", запланированные Программой в объеме 45000,0 тыс. рублей.
В соответствии с постановлением правительства Воронежской области № 993 "О порядке принятия решений о разработке долгосрочных областных целевых программ..." Программа подлежит корректировке в части сроков и объемов финансирования объектов государственным заказчиком-координатором.
Проведенный анализ показал, что в общем объеме инвестиций в объекты капитального строительства в 2010 году средства федерального бюджета составили 168440,0 тыс. рублей или 38,6%, средства областного бюджета 205804,7 тыс. рублей или 47,1%, средства муниципальных бюджетов - 62487,8 тыс. рублей или 14,3%. Исполнение плановых назначений составило: федеральный бюджет - 100%, областной бюджет - 99,4%, муниципальные бюджеты - 98,1%. В 2011 году инвестиции за счет федерального бюджета составили 125685,3 тыс. рублей или 23,7%, за счет областного бюджета - 265079,3, или 50%, за счет муниципальных бюджетов - 138936,8 тыс. рублей, или 26,3%. Плановые назначения исполнены на 100, 99,6 и 81%, соответственно.
Причиной неисполнения плана финансирования объектов за счет муниципальных бюджетов явилось следующее. Зачастую муниципальными образованиями объемы средств на финансирование объектов в местных бюджетах планировались больше, чем по нормативу, обязательному для получения субсидий в соответствии с Порядком предоставления, расходования и распределения субсидий местным бюджетам, утвержденным постановлением администрации Воронежской области от 18.01.2008 № 25 (от 1,5 до 50% в соответствии с группой, к которой относится муниципальное образование). В отдельных случаях финансирование объекта за счет местного бюджета осуществлялось по нормативу, а запланированные сверх норматива средства перечислялись подрядчику в следующем году или оставались невостребованными в связи с уменьшением цены контракта в ходе его исполнения.
Например, на строительство стадиона в г. Бобров в 2010 году в местном бюджете предусмотрено 600,0 тыс. рублей, фактически выделено 366,6 тыс. рублей (61,1% плана). На строительство футбольного поля с искусственным покрытием в г. Богучар в 2011 году из запланированных 2000,0 тыс. рублей из местного бюджета выделено 404,0 тыс. рублей (20% плана).
На финансирование 4 объектов в г. Воронеж инвестиции за счет средств местного бюджета запланированы в объеме 148890,0 тыс. рублей, фактически выделено 127765,0 тыс. рублей (85,8% плана), при этом доля средств местного бюджета в финансировании объектов обеспечена в полном объеме (по нормативу не менее 50%, ассигнования из областного бюджета выделены в объеме 26425,1 тыс. рублей).
Остаток неиспользованных средств областного бюджета в 2010 году составил 1098,8 тыс. рублей - не освоены средства, предусмотренные на предоставление субсидии Новохоперскому муниципальному району на строительство физкультурно-оздоровительного комплекса. В 2011 году не использованы субсидии в сумме 827,3 тыс. рублей, запланированные Борисоглебскому району на строительство физкультурно-оздоровительного комплекса (552,3 тыс. рублей), и г. Воронеж на софинансирование 4 объектов (275,0 тыс. рублей).
Согласно объяснению Департамента при исполнении заключенных контрактов в 2010 - 2011 годах получена экономия средств, ассигнования не перераспределены на другие объекты, так как итоговая стоимость фактически выполненных работ определена в конце соответствующего финансового года.


Выполнение программных мероприятий:

В рамках реализации Программы в период 2010 - 2011 годов осуществлялось финансирование 2 объектов областной собственности и 17 объектов муниципальной собственности, завершено строительство (реконструкция) 12 муниципальных объектов: крытый ледовый каток и стадион в г. Бобров, физкультурно-оздоровительные комплексы (ФОК) в г. Новохоперск, Лиски, Борисоглебск, центральный стадион в г. Калач, футбольные поля с искусственным покрытием в с. Новая Усмань и в г. Богучар, спортивный комплекс на территории СОШ № 55, школьные стадионы на территории МОУ лицей № 4, МОУ СОШ № 56 и пристройка к ФОК на площади Детей, 1 в г. Воронеж.
В 2011 году начато строительство 4 объектов, финансирование которых будет продолжено в 2012 году: спортивный комплекс в г. Поворино, ФОК в пгт Подгоренский, в пгт Анна и в с. Верхняя Хава.
Проверкой установлено, что при разработке проектно-сметной документации на строительство объекта "Региональный центр водных видов спорта имени Дмитрия Саутина" в период 2008 - 2010 годов произведены неэффективные расходы за счет средств областного бюджета в сумме 18742,0 тыс. рублей.
Управлением по физической культуре и спорту Воронежской области (государственный заказчик до 2009 года) заключен государственный контракт от 08.10.2008 с Центральным научно-исследовательским и проектным институтом по градостроительству Российской академии архитектуры и строительных наук на выполнение работ стоимостью 55000,0 тыс. рублей, срок исполнения - 30.11.2009. За выполненные работы исполнителю перечислено 18287,0 тыс. рублей или 33% цены контракта, заказчику-застройщику - 455,0 тыс. рублей. В июне 2010 года вышеуказанный контракт был расторгнут по соглашению сторон.
Согласно информации, представленной Департаментом, причина прекращения работ по контракту следующая: первоначально строительство центра планировалось на земельном участке в г. Воронеж, ул. Новосибирская, 5б, однако в 2009 году по обращению Д. Саутина принято решение о размещении объекта на ином земельном участке - Московский проспект, 167, площадь которого (5 га) значительно превышает площадь участка по ул. Новосибирской (2,7 га). Также принято новое архитектурное решение проекта и для строительства центра на новом участке Департаментом заключен государственный контракт от 22.11.2010 с ОАО ВПИ "Воронежпроект" на выполнение проектно-изыскательских работ стоимостью 54516,0 тыс. рублей, срок исполнения до 30.04.2011.
Как показала проверка, в ходе реализации программных мероприятий нарушались условия заключенных контрактов, при этом заказчиком-застройщиком - КП Воронежской области "Единая дирекция капитального строительства и газификации" (далее по тексту - Дирекция) - не в полной мере осуществлялись функции, как в части выдачи технических заданий на проектирование, так и в части ведения претензионно-исковой работы.
Например, Дирекцией несвоевременно предоставлены технические условия на проектирование центра водных видов спорта, в результате на 3 месяца нарушен срок исполнения государственного контракта. Кроме того, Дирекцией своевременно не приняты меры по взысканию неустойки за нарушение сроков исполнения муниципального контракта от 11.06.2008 на проектно-изыскательские работы по объекту "Спортивный центр с универсальным игровым залом и бассейном, пос. Пригородный", заключенного администрацией Калачеевского района с ООО "Теплогаз". Контрактом срок окончания работ установлен до июня 2009 года, фактически работы завершены в апреле 2010 года. Дирекцией направлена претензия подрядчику в январе 2010 года об уплате неустойки в сумме 322,8 тыс. рублей за период с 03.06.2009 по 16.12.2009. Подрядчиком в доход бюджета Калачеевского района неустойка перечислена частично - 108,6 тыс. рублей (в июле 2010 года), однако исковое заявление в суд о взыскании средств в полном объеме не направлялось. Кроме того, Дирекцией только в ходе проверки, то есть через 2 года после исполнения контракта, направлена претензия ООО "Теплогаз" об уплате неустойки в сумме 181,9 тыс. рублей за период с 17.12.2009 по 06.04.2010.
Следует отметить, что в связи с недостаточностью средств областного бюджета на субсидирование строительства муниципальных объектов, проект на строительство спортивного центра в Калачеевском районе, на разработку которого израсходованы бюджетные средства в сумме 3277,1 тыс. рублей с 2010 года, не востребован (начало строительства в текущем году также не запланировано). Как показывает практика, "распыление" бюджетных средств не способствует эффективности бюджетных расходов, так как невостребованная проектная документация зачастую "устаревает", вследствие чего подлежит корректировке или разрабатываются новые проекты, что приводит к дополнительным затратам.
В установленный срок не исполнены обязательства ЗАО "Проект" по контракту на разработку ПСД для областного объекта "Реконструкция здания ОГУ дополнительного образования детей "Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по спортивной гимнастике имени Ю.Э. Штукмана". Срок исполнения контракта определен до 23.01.2012, однако необходимые согласования проекта не получены до 17.04.2012.
Дирекцией подрядчику направлена претензия от 14.02.2012 об уплате неустойки за период с 24.01.2012 по 13.02.2012 в сумме 1,9 тыс. рублей, которая оплачена. После завершения работ и подписания акта сдачи-приемки работ планируется продолжение претензионно-исковой работы.
Между тем, отсутствие проектно-сметной документации, утвержденной в установленном порядке, препятствует своевременному проведению конкурсных процедур для выбора подрядной организации на выполнение строительно-монтажных работ, что влияет на сроки начала и завершения строительства (реконструкции) объектов, а также своевременному включению объекта в федеральную целевую программу для привлечения инвестиций из федерального бюджета.
Проверка показала, что в 4 договорах, заключенных Департаментом на общую сумму 458,4 тыс. рублей - "На вырубку деревьев на участке для проведения геодезических и геологических изысканий", "На выполнение работ по разработке проектов освоения лесов" (3 договора), не указаны ни местоположение участка, ни название объекта, для строительства которого выделен участок. В актах сдачи-приемки работ эти данные также отсутствуют.
Подобная практика оформления оправдательных документов, принимаемых к учету, не отвечает требованиям ст. 3 Федерального закона № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", согласно которой одной из основных задач бухгалтерского учета является обеспечение информацией, необходимой для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью. В ходе проверки представлена информация, подтверждающая выполнение указанных работ для строительства центра водных видов спорта.
В рамках контрольного мероприятия проведены выездные проверки в Бобровском и Лискинском муниципальных районах.
В Бобровском районе строительство объекта "Крытый ледовый каток с искусственным льдом в г. Бобров" начато в 2009 году, завершено в марте 2010 года. В ходе исполнения муниципального контракта стоимостью 282279,9 тыс. рублей работы выполнены в полном объеме, при этом стоимость объекта по окончании строительства составила 236294,7 тыс. рублей или 83,7% начальной цены контракта. По информации заказчика экономия в размере 45985,1 тыс. рублей, которая сложилась за счет снижения накладных расходов, сметной прибыли, непредвиденных расходов, затрат на временные здания и сооружения, производство работ в зимнее время, а также применения текущих индексов пересчета в действующие цены, не повлияла на качество выполненных работ.
В Лискинском районе в 2010 году осуществлялось строительство объекта "Физкультурно-оздоровительный комплекс с искусственным льдом в г. Лиски", на финансирование которого направлено 219337,5 тыс. рублей за счет бюджетов всех уровней.
В ходе проверки установлено, что муниципальным заказчиком - администрацией Лискинского района (далее по тексту - Администрация, Заказчик) не обеспечен надлежащий контроль за реализацией программного мероприятия по строительству объекта, о чем свидетельствуют выявленные нарушения.
Муниципальные контракты заключены в нарушение ст. 38 п. 4 Федерального закона № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" без обеспечения исполнения контракта.
В документации об аукционах в соответствии со ст. 34 п. 4 пп. 9 Федерального закона № 94-ФЗ предусмотрено обеспечение исполнения муниципальных контрактов (в виде безотзывной банковской гарантии, страхования ответственности по контракту или передачи в залог денежных средств) - 30% от начальной цены контракта. Муниципальный контракт от 15.02.2010 стоимостью 206148,1 тыс. рублей на строительство объекта заключен администрацией района с ООО "Национальная компания строительства и проектирования спортсооружений" (далее по тексту - ООО "НКСПС"), срок окончания работ - 15.12.2010. В ходе строительства объекта заказчиком заключен еще один муниципальный контракт от 16.08.2010 стоимостью 13189,4 тыс. рублей с тем же подрядчиком на проведение дополнительных работ за счет средств федерального бюджета, срок окончания работ - 31.12.2010. Претендентом на заключение контрактов - ООО "НКСПС" заказчику представлены договоры страхования гражданской ответственности с ОАО "АльфаСтрахование": от 12.02.2010 на сумму 61844,4 тыс. рублей и от 11.08.2010 на сумму 3950,8 тыс. рублей (30% стоимости контрактов). При этом срок действия договоров страхования определен до 01.11.2010, то есть, заканчивается на 1,5 и на 2 месяца раньше, чем сроки исполнения контрактов, что по условиям договоров заведомо исключает получение заказчиком страхового возмещения в случае неисполнения подрядчиком обязательств по контракту.
Кроме того, в нарушение Постановления Правительства РФ от 18.05.2009 № 427 "О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета" начальная цена контракта на дополнительные работы за счет федерального бюджета определена по сметному расчету при отсутствии положительного заключения государственной экспертизы по результатам проверки сметной документации. При этом проектно-сметная документация утверждена приказом администрации района.
Проверкой установлено, что начальная цена вышеуказанных контрактов на строительно-монтажные работы (СМР) муниципальным заказчиком определена с учетом затрат, не относящимся к расходам подрядной организации, что является нарушением ст. 709 Гражданского кодекса РФ. Общая сумма необоснованного завышения стоимости контрактов составила 5935,3 тыс. рублей за счет включения расходов на проведение подрядных торгов, на проектные работы, на экспертизу проекта. (Проектно-сметная документация выполнена ООО "Стиль" и оплачена за счет средств городского бюджета).
Согласно объяснению администрации района цена контрактов установлена ошибочно на основании сводных сметных расчетов, включающих не только СМР, а определяющих общую стоимость строительства. В ходе строительства цена контрактов не была уменьшена, так как выявлены ошибки в проектно-сметной документации, и в результате возникла необходимость в дополнительных расходах на строительно-монтажные работы.
Средства в сумме 5935,3 тыс. рублей были направлены: 1270,6 тыс. рублей - на оплату не учтенных проектом работ по устройству подпорной стены, т.к. перепад по рельефу на строительной площадке составил 2 м; 4664,7 тыс. рублей - на частичную оплату разницы в стоимости работ и материалов, возникшей в результате выявленных в проектно-сметной документации ошибок.
Приведенные факты свидетельствуют о некачественном выполнении проектно-сметных работ и проведении государственной экспертизы проекта. Между тем, заказчиком не направлялись претензии проектной организации ООО "Стиль", а также ОГУ "Центр государственной экспертизы по Воронежской области", выдавшему положительное заключение на проектно-сметную документацию к контракту от 15.02.2010.
В ходе контрольного обмера на объекте в присутствии представителя заказчика-застройщика МКП Лискинского района "Агростроитель" выявлено несоответствие фактически выполненных и оплаченных согласно актам КС-2 объемов работ: по установке окон ПВХ, оконных витражей, шлагбаумов. В результате завышения объемов работ переплата подрядчику составила 1552,2 тыс. рублей.
Кроме того, в актах приемки выполненных работ (по контракту на дополнительные работы) включены и оплачены расходы на строительный контроль, строительные риски, заготовительно-складские и транспортные расходы в общей сумме 112,9 тыс. рублей, которые не предусмотрены сводным сметным расчетом и оплате не подлежат.
Вместе с тем, на объекте подрядчиком выполнены работы на сумму 628,3 тыс. рублей, которые не предъявлены для оплаты: перильные ограждения из нержавеющей стали и металлический забор по периметру подпорной стены.
Таким образом, общая сумма необоснованно перечисленных подрядчику средств составила 1036,8 тыс. рублей, которые подлежат возврату в доход соответствующих бюджетов (пропорционально расходам на строительство).
По информации, представленной Контрольно-счетной палатой г. Воронежа, при строительстве муниципальных объектов на территории городского округа на объекте "Пристройка к физкультурно-оздоровительному корпусу на площади Детей, 1" работы выполнены в августе 2011 года ООО "Спрос", однако электронный аукцион был проведен только в декабре и муниципальный контракт заключен с другим подрядчиком - ООО "РКУ-Строй".
Кроме того, отмечено низкое качество проектно-сметной документации при строительстве школьного стадиона на территории МОУ "Лицей № 4". По результатам корректировки ПСД в ходе исполнения контракта его стоимость уменьшена на 7648,5 тыс. рублей.

Выводы:

Бюджетные ассигнования на строительство спортивных сооружений, запланированные на 2011 год, как в областном, так и в муниципальных бюджетах, не соответствуют финансовым параметрам Программы. Программа подлежит корректировке в части сроков и объемов финансирования объектов капитального строительства.
В рамках реализации Программы в период 2010 - 2011 годов осуществлялось финансирование 2 объектов областной собственности и 17 объектов муниципальной собственности, завершено строительство (реконструкция) 12 муниципальных объектов.
При проектировании и строительстве спортивных сооружений имели место нарушения законодательства, как на этапе размещения заказа и заключения контрактов, так и при их исполнении.
Государственным заказчиком - департаментом архитектуры и строительной политики, а также отдельными муниципальными заказчиками не обеспечен надлежащий контроль за ходом реализации программных мероприятий по строительству спортивных сооружений, о чем свидетельствуют выявленные нарушения и недостатки.

Предложения:

Направить представления в адрес департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области и администрации Лискинского муниципального района для устранения выявленных нарушений и недостатков и информационные письма на имя руководителей: управления физической культуры и спорта области - с предложением провести корректировку Программы и КП "Единая дирекция капитального строительства и газификации" - с предложением обеспечить надлежащий контроль за исполнением предприятием функций заказчика-застройщика.

Заместитель председателя - аудитор
Л.В.АНТОНОВА

Начальник инспекции по контролю расходов
на промышленность, транспорт, строительство,
жилищно-коммунальное и дорожное хозяйство
И.Ф.ДОРОШЕНКОВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru