Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Амурская область


ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 июля 2012 г. № 85/614-5

О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ АМУРСКОЙ
ОБЛАСТИ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ ИНВАЛИДАМИ, ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ
ГУБЕРНАТОРА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

На основании статьи 23 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", статьи 15 Закона "О выборах губернатора Амурской области" избирательная комиссия Амурской области постановляет:
1. Одобрить рекомендации по обеспечению прав избирателей Амурской области, являющихся инвалидами, при проведении выборов губернатора Амурской области (прилагаются).
2. Настоящее постановление опубликовать на официальном сайте избирательной комиссии Амурской области и направить в территориальные избирательные комиссии Амурской области.

Председатель
избирательной комиссии
Амурской области
Н.А.НЕВЕДОМСКИЙ

Секретарь
избирательной комиссии
Амурской области
Т.Ю.НЫРКОВА





Приложение
к постановлению
избирательной комиссии
Амурской области
от 31 июля 2012 г. № 85/614-5

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ АМУРСКОЙ
ОБЛАСТИ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ ИНВАЛИДАМИ, ПРИ ПРОВЕДЕНИИ
ВЫБОРОВ ГУБЕРНАТОРА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

1. Общие положения

1.1. Целью рекомендаций по обеспечению прав избирателей Амурской области, являющихся инвалидами, при проведении выборов губернатора Амурской области (далее - Рекомендации) является определение задач и способов их решения в работе избирательных комиссий всех уровней по обеспечению максимально удобных условий гражданам, являющимся инвалидами, для реализации их активного избирательного права.
Рекомендации также могут быть использованы при организации голосования граждан с ограничениями жизнедеятельности, не признанных инвалидами (пожилые люди, временно нетрудоспособные граждане, иные маломобильные группы населения и др.).
1.2. В Рекомендациях рассматриваются особенности подготовки и проведения выборов применительно к следующим категориям инвалидов: слепые и слабовидящие, глухие и слабослышащие, а также граждане с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, в том числе инвалиды-колясочники.

2. Организация работы избирательных комиссий по подготовке
ко дню голосования

2.1. Территориальным избирательным комиссиям рекомендуется разработать планы мероприятий по обеспечению избирательных прав граждан, являющихся инвалидами, возложив контроль за исполнением указанных мероприятий на одного из членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
При формировании плана мероприятий рекомендуется предусмотреть все этапы подготовки избирательной кампании и обеспечения процесса голосования, в том числе организацию системной работы по уточнению сведений об избирателях, являющихся инвалидами, по обеспечению дополнительным оборудованием помещений для голосования, по информированию и правовому просвещению данной категории избирателей, организаторов выборов.
2.2. Территориальная избирательная комиссия может организовать рабочую группу по обеспечению избирательных прав граждан, являющихся инвалидами, из представителей управлений (отделов) социальной защиты исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, региональных отделений Фонда социального страхования Российской Федерации и территориальных отделений Пенсионного фонда Российской Федерации, общественных организаций инвалидов, специализированных учреждений и хозяйствующих субъектов для инвалидов.


2.3. Территориальным избирательным комиссиям рекомендуется:
при организации обучения членов территориальных и участковых избирательных комиссий предусмотреть специальные темы, связанные с особенностями подготовки ко дню голосования и организацией голосования избирателей, являющихся инвалидами. Целесообразно привлекать к обучению представителей общественных организаций инвалидов и учитывать их рекомендации;
проводить обучение актива общественных организаций инвалидов, иных организаций, работников органов социальной защиты населения, которые будут задействованы в информировании о выборах обслуживаемых ими (в том числе и на дому) избирателей, являющихся инвалидами. Эти организации, как связующее звено между избирателями с инвалидностью и избирательными комиссиями, пользуются наибольшим доверием у инвалидов, в том числе и при получении информации и необходимых разъяснений.
2.4. При формировании участковых избирательных комиссий рекомендуется при необходимости включать в их состав представителей общественных организаций инвалидов, органов социальной защиты населения, специалистов, владеющих жестовым языком (сурдопереводчиков), и т.д.

3. Организация работы по получению (уточнению) сведений
об избирателях, являющихся инвалидами, включенных в списки
избирателей на соответствующей территории

3.1. Территориальные избирательные комиссии организуют работу по уточнению сведений об избирателях, являющихся инвалидами, в том числе по категориям инвалидности (слепые и слабовидящие, глухие и слабослышащие, с нарушением функций опорно-двигательного аппарата).
3.2. Территориальные избирательные комиссии, взаимодействуя с управлениями (отделами) социальной защиты исполнительных органов государственной власти области, органов местного самоуправления, учреждениями медико-социальной экспертизы, территориальными отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации и региональными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации, соответствующими общественными организациями инвалидов, при уточнении сведений об избирателях, являющихся инвалидами, готовят следующую информацию: фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, а также адрес фактического пребывания гражданина (если он отличается от адреса места жительства).
3.3. На основании уточненных сведений территориальные избирательные комиссии совместно с участковыми избирательными комиссиями организуют работу по выявлению желания избирателей, являющихся инвалидами, проголосовать вне помещения для голосования либо в помещении для голосования избирательного участка, выявлению необходимости в последнем случае организационного содействия в предоставлении специального автотранспорта.

4. Оборудование избирательных участков
и помещений для голосования

4.1. Избирательным комиссиям при оборудовании избирательных участков и помещений для голосования следует учитывать, что инвалиды участвуют в выборах на равных условиях с иными гражданами, однако для них необходимо создавать специальные условия, позволяющие им реализовывать свои права в полном объеме. Нужно также иметь в виду, что личное посещение инвалидами помещений для голосования избирательных участков, общение с членами избирательных комиссий, использование технических средств для голосования благотворно влияют на их интеграцию в общество и служат хорошим стимулом для активной общественной жизни.
При оборудовании избирательных участков и помещений для голосования также следует определять и учитывать потребности граждан с ограничениями жизнедеятельности, не признанных инвалидами.
4.2. При согласовании главами местных администраций муниципальных образований с территориальными избирательными комиссиями вопроса об образовании избирательных участков должно быть учтено, что избирательные участки и помещения для голосования, где предполагается непосредственное участие в выборах избирателей, являющихся инвалидами, должны быть максимально доступны: размещаться на первых этажах, иметь удобный подход для граждан и подъезда транспорта, достаточное освещение и так далее.
4.3. В случае если вход в здание, где расположено помещение для голосования, не оборудован специальными приспособлениями для входа избирателей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, инвалидов по зрению и въезда инвалидов-колясочников, избирательным комиссиям следует обратиться в органы местного самоуправления, территориальные органы социальной защиты населения с просьбой решить вопрос об установке поручней, настилов, рельсов, пандусов, тактильных указателей и т.д. (возможно, временных).
При проведении работ по установке вышеназванных специальных приспособлений необходимо учитывать, что они должны соответствовать действующим строительным нормам и правилам Российской Федерации (СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", принятым постановлением Госстроя России от 16 июля 2001 г. № 73), а пешеходные пути и территории, прилегающие к помещениям для голосования избирательных участков, должны соответствовать сводам правил СП 35-105-2002 "Реконструкция городской застройки с учетом доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения", одобренным и рекомендованным постановлением Госстроя России от 19 июля 2002 г. № 89.
Для проверки соответствия указанным нормам специального оборудования, пешеходных путей рекомендуется создать рабочую группу, в которую должны войти члены избирательной комиссии, представители общественных организаций инвалидов, органов местного самоуправления.
4.4. В помещениях для голосования, где предполагается голосование избирателей, являющихся инвалидами, в том числе с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, пользующихся креслами-колясками, а также избирателей, являющихся слепыми, пользующихся услугами сопровождающих, в соответствии с постановлением ЦИК России от 28 мая 2009 г. № 162/1152-5 "О нормативах технологического оборудования для участковых комиссий при проведении выборов, референдумов в Российской Федерации" может устанавливаться специальная кабина для голосования (специальное место для тайного голосования).
Оборудование в помещении для голосования (столы, кабины и ящики для голосования) должно быть расположено таким образом, чтобы обеспечивалась доступность для избирателей, которые пользуются креслами-колясками или имеют трудности при передвижении.
4.5. Для слепых и слабовидящих граждан на информационном стенде следует разместить информацию о зарегистрированных кандидатах на должность губернатора Амурской области, о порядке заполнения избирательных бюллетеней, выполненную крупным шрифтом и (или) с применением рельефно-точечного шрифта Брайля.
С учетом потребностей указанной категории избирателей на избирательных участках в кабинах для тайного голосования следует размещать средства оптической коррекции (лупы, лупы с подсветкой и др.), дополнительное освещение, стулья.
4.6. При организации голосования избирателей, являющихся инвалидами по зрению, для самостоятельного заполнения ими избирательных бюллетеней на избирательных участках могут использоваться специальные трафареты двух видов:
с прорезями на месте квадратов в избирательных бюллетенях для проставления знака по строкам размещения сведений о зарегистрированных кандидатах;
с прорезями на месте квадратов в избирательных бюллетенях для проставления знака по строкам размещения сведений о зарегистрированных кандидатах, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля.

5. Организация информационно-разъяснительной работы

5.1. Избирательные комиссии при подготовке планов работы по информационному обеспечению выборов в целях повышения доступности информации должны предусмотреть необходимые меры по информированию избирателей, являющихся инвалидами.
5.2. Информирование избирателей, являющихся инвалидами, осуществляется с использованием различных способов обеспечения беспрепятственного доступа к информации, которые определяются с учетом категории инвалидности.
5.3. Избирательные комиссии могут распространять информационные материалы среди соответствующих категорий избирателей как самостоятельно, так и с помощью органов социальной защиты населения, общественных организаций инвалидов, иных общественных объединений, размещая их (по согласованию) в местах, наиболее часто посещаемых инвалидами всех категорий (поликлиники, аптеки, органы социальной защиты населения, отделения Пенсионного фонда Российской Федерации, социальные магазины и т.д.).
5.4. Избирательным комиссиям для информационного обеспечения избирателей, являющихся инвалидами по зрению, рекомендуется:
предусмотреть использование возможностей сети радиовещания;
подготовить выпуски информационных материалов в аудиоформате (на цифровых носителях) о ходе избирательной кампании (времени и месте голосования, основных избирательных действиях, контактах), кандидатах на должность губернатора Амурской области, порядке голосования, порядке заполнения избирательного бюллетеня и других процедур;
предусмотреть возможность подготовки информационных выпусков изданий (листков), напечатанных увеличенным шрифтом, удобным для прочтения, а также с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля;
обратиться к печатным средствам массовой информации о возможном размещении публикаций о выборах в текстовом формате в информационно-телекоммуникационной сети или в специальной информационной системе;
в целях ознакомления слепых граждан с информацией о выборах использовать технические возможности библиотек для слепых, общественных организаций инвалидов;
обеспечить специализированные библиотеки для слепых необходимыми информационными материалами, изготовленными избирательными комиссиями и адаптированными для данной категории избирателей.
5.5. Избирательным комиссиям целесообразно осуществлять информационное обеспечение избирателей, являющихся инвалидами по зрению, совместно с региональными и местными общественными организациями Всероссийского общества слепых.
5.6. Избирательным комиссиям для информационного обеспечения глухих и слабослышащих избирателей в период избирательных кампаний рекомендуется по возможности:
при взаимодействии со средствами массовой информации предусмотреть при подготовке к выходу в телеэфир различных тематических передач и трансляций информационных выпусков, в том числе видеороликов о ходе подготовки и проведения выборов, использование сурдоперевода или субтитрирования.
5.7. Визуальную информацию о выборах в публичных местах рекомендуется располагать так, чтобы избиратели, являющиеся инвалидами-колясочниками, могли ознакомиться с ней без дополнительных усилий.
5.8. Избирательным комиссиям рекомендуется заблаговременно довести до избирателей, являющихся инвалидами, информацию о возможных способах голосования, предусмотренных законодательством о выборах: голосование по открепительным удостоверениям, голосование вне помещения для голосования, голосование с помощью других лиц.
5.9. Рекомендовать кандидатам на должность губернатора Амурской области обратить особое внимание на информационную работу с данной категорией избирателей и готовить для слепых и слабовидящих избирателей агитационные материалы в аудиоформате, печатные агитационные материалы крупным шрифтом, а для глухих или слабослышащих избирателей - агитационные материалы (видеоролики) с субтитрами или сурдопереводом.
5.10. Избирательным комиссиям во взаимодействии с общественными организациями инвалидов, органами местного самоуправления, иными организациями в целях повышения правовой культуры избирателей, являющихся инвалидами, их интеграции в общество рекомендуется использовать различные формы информационно-разъяснительной деятельности, в том числе проведение выставок, форумов, деловых и ролевых игр, а также игр с элементами компьютерных технологий; уделять внимание работе с молодыми и будущими избирателями; проводить адаптированные к целевой аудитории различные мероприятия информационно-просветительской направленности в коррекционных школах, иных учебных заведениях, реабилитационных центрах, детских оздоровительных лагерях и т.д.
5.11. К работе по информированию граждан, являющихся инвалидами, оказанию им консультативной, юридической помощи рекомендуется привлекать представителей общественных организаций инвалидов.

6. Обеспечение процесса голосования избирателей,
являющихся инвалидами

6.1. В целях обеспечения максимально возможной доступности маршрутов движения избирателя, являющегося инвалидом, от места проживания до помещения для голосования соответствующая избирательная комиссия может обратиться к органам социальной защиты населения, общественным организациям инвалидов с просьбой о проведении совместной работы по составлению "паспорта маршрута избирателя, являющегося инвалидом, на избирательный участок" (далее - паспорт).
В паспорте рекомендуется указывать следующую информацию: фамилию, имя, отчество; адрес проживания; возраст; категорию инвалидности (зрение, нарушение функций опорно-двигательного аппарата); проживает в квартире: один/с семьей; этаж проживания; наличие телефона; наличие специального транспортного средства/сопровождающего до избирательного участка; тип дома (частный/благоустроенный); наличие приспособлений, позволяющих выйти из квартиры на улицу (лифты, подъемники, перила, пандусы, соответствующие действующим строительным нормам и правилам); наличие на маршруте следования удобных подъездных путей к избирательному участку; наличие доступа на избирательный участок (лифты, подъемники, поручни, пандусы, соответствующие действующим строительным нормам и правилам); иные проблемы, возникающие при передвижении.
Заполненный паспорт может быть подписан избирателем, являющимся инвалидом, представителем органов социальной защиты населения, представителем общественной организации инвалидов, председателем участковой избирательной комиссии.
По результатам анализа данных, указанных в паспорте (паспортах), в органы местного самоуправления направляются предложения для принятия мер по обеспечению доступа инвалидов на избирательный участок, в органы социальной защиты населения - о выделении специализированного транспорта с подъемником для передвижения инвалидов-колясочников, социального такси (с указанием количества).
6.2. Участковые избирательные комиссии после получения из территориальной избирательной комиссии соответствующих данных об избирателях, являющихся инвалидами, до дня голосования уточняют сведения о месте голосования инвалидов (в помещении для голосования избирательного участка или вне помещения для голосования) и о необходимости оказания содействия при голосовании.
6.3. Избиратели, являющиеся инвалидами, в соответствии со статьей 60 Закона "О выборах губернатора Амурской области" имеют право обратиться с письменным заявлением или устным обращением (в том числе переданным при содействии других лиц) о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования в день голосования. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить это право в соответствии с вышеназванной нормой закона.
6.4. Инвалиды, которые в день голосования не будут находиться по месту своего жительства и не смогут прибыть на избирательный участок, где они включены в список избирателей, в соответствии со статьей 57 Закона "О выборах губернатора Амурской области" вправе на основании письменного заявления с указанием причины, по которой им требуются открепительные удостоверения, получить в соответствующей территориальной избирательной комиссии (за 45 - 20 дней до дня голосования, с 29 августа по 23 сентября 2012 года) либо в участковой избирательной комиссии (за 19 и менее дней до дня голосования, с 24 сентября по 13 октября 2012 года) открепительные удостоверения и принять участие в голосовании на том избирательном участке, на территории которого они будут находиться в день голосования.
В случае если избиратель не имеет возможности прибыть самостоятельно на избирательный участок для получения открепительного удостоверения, его может получить представитель избирателя на основании нотариально удостоверенной доверенности либо доверенности, удостоверенной администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения (если избиратель находится в этом учреждении на излечении).
Избирательные комиссии при взаимодействии с органами социальной защиты населения могут по просьбе избирателя, являющегося инвалидом, оказать содействие в получении им открепительного удостоверения и предоставлении для этих целей органами социальной защиты населения автотранспорта.
6.5. На избирательном участке в день голосования избиратель, являющийся инвалидом по зрению, либо избиратель, имеющий другие нарушения здоровья, не позволяющие ему самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня или заполнить избирательный бюллетень, в соответствии с частью 10 статьи 58 Закона "О выборах губернатора Амурской области" вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, не являющегося членом избирательной комиссии, зарегистрированным кандидатом, его доверенным лицом либо уполномоченным представителем по финансовым вопросам, наблюдателем, иностранным (международным) наблюдателем.
Такой избиратель устно извещает избирательную комиссию о своем намерении воспользоваться помощью другого лица. В этом случае в соответствующей (соответствующих) графе (графах) списка избирателей указываются фамилия, имя и отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, лица, оказывающего помощь избирателю.
6.6. На избирательном участке члены участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса могут оказывать содействие инвалидам по их просьбе в ознакомлении с информацией о зарегистрированных кандидатах на должность губернатора Амурской области, в том числе с информацией, изготовленной специально для слепых и слабовидящих избирателей, а также сопроводить их до кабины для тайного голосования, стационарного ящика для голосования, организовать помощь при входе и выходе из здания, в котором расположено помещение для голосования избирательного участка.
6.7. Для организации самостоятельного голосования избирателей, являющихся инвалидами по зрению, в помещении либо вне помещения для голосования избирательным комиссиям рекомендуется использовать трафареты для заполнения избирательных бюллетеней.
Поместив незаполненный бюллетень в папку-трафарет, избиратель сможет найти данные зарегистрированного кандидата на должность губернатора Амурской области и поставить знак в квадрате соответствующей прорези. Заполнив избирательный бюллетень, избиратель достает его из папки и опускает в ящик для голосования.
Трафареты для заполнения избирательного бюллетеня, изготовленные как с рельефно-точечным шрифтом Брайля, так и без него, могут быть использованы в зависимости от потребности. Они могут быть применены для голосования избирателей с глубоким нарушением зрения, не являющихся инвалидами.
6.8. На избирательные участки, на которых предполагается участие в голосовании значительного количества глухих и слабослышащих избирателей, при содействии органов социальной защиты населения, общественных организаций инвалидов рекомендуется привлекать к работе переводчиков жестового языка (сурдопереводчиков), социальных и медицинских работников.
6.9. В случае нахождения в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений граждан, являющихся инвалидами, и других маломобильных граждан избирательным комиссиям следует обеспечить реализацию их избирательных прав с учетом особенностей категории инвалидности, ограничений по здоровью.

7. Учет особенностей электорального поведения избирателей,
являющихся инвалидами, в деятельности избирательных комиссий

7.1. Избирательные комиссии в своей работе с избирателями, являющимися инвалидами, должны учитывать их особенности, обусловленные категорией инвалидности.
7.2. При появлении в помещении для голосования избирателя, являющегося инвалидом, прежде всего следует выяснить, нуждается ли он в какой-либо помощи.
7.3. При общении с избирателем, являющимся слепым, рекомендуется общаться непосредственно с избирателем, а не с сопровождающим его лицом, в беседе с избирателем пользоваться обычной разговорной лексикой, в помещении не следует отходить от него без предупреждения.
7.4. При работе с избирателем, имеющим нарушение слуха, рекомендуется общаться непосредственно с ним, слова можно дополнить понятными жестами, уточняющими действия, связанные с процедурой голосования. С таким избирателем можно общаться в письменной форме либо через сурдопереводчика.
7.5. При работе с избирателем, имеющим нарушения функций опорно-двигательного аппарата, необходимо предложить ему стул либо освободить место у стола для выдачи бюллетеней для кресла-коляски, предложить сопроводить до кабины (места) для тайного голосования, стационарного ящика, выхода из помещения для голосования. В необходимых случаях следует оказать содействие при посадке в автотранспорт.

8. Заключительные положения

Избирательные комиссии после установления итогов голосования должны принять меры по доведению данной информации до избирателей, являющихся инвалидами, в том числе через общественные организации инвалидов.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru