Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Хабаровский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 28 февраля 2012 г. по делу № А73-2645/2011

Арбитражный суд Хабаровского края в составе: председательствующего судьи Манника С.Д., судей Леонова Д.В., Шапошниковой В.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.,
рассмотрев в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции
заявление Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (680000, г.Хабаровск, ул.Запарина д.67)
к Комсомольской-на-Амуре городской Думе (681000, г.Комсомольск-на-Амуре, Аллея труда д.13)
третьи лица: индивидуальный предприниматель Ч. (681000, г.Комсомольск-на-Амуре, <...>);
Муниципальное унитарное предприятие "Специализированный комбинат коммунального обслуживания" (681005, г.Комсомольск-на-Амуре, ул.Копровая д.10);
с участием вступившего в дело Прокурора Хабаровского края (680000, г.Хабаровск, ул.Шевченко д.6)
об оспаривании Порядка деятельности муниципального места погребения г.Комсомольска-на-Амуре, утвержденного решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 22.07.2005 № 120 в части,
при участии в судебном заседании:
от Хабаровского УФАС - Ш. по дов. № 7/3149 от 26.04.2011 со всеми полномочиями;
от Комсомольской городской Думы - С. по дов. № 1-1-14/734 от 24.11.2011 со всеми полномочиями;
от ИП Ч. - не явились;
от МУП "Спец. комбинат ком. обслуживания" - не явились;
от Прокурора Хабаровского края - Иванова Н.С. помощник прокурора по удост. ТО <...>.

установил:

Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - антимонопольный орган, Хабаровское УФАС России) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, уточненным в предварительном и судебном заседаниях порядке статьи 49 АПК РФ, о признании недействующими отдельных абзацев пунктов Порядка деятельности муниципального места погребения г.Комсомольска-на-Амуре, утвержденного Решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 22.07.2005 № 120 "Об утверждении порядка деятельности муниципальных мест погребения г.Комсомольска-на-Амуре" (в редакции решения от 23.04.2010 № 24) (далее - Порядок деятельности № 120), а именно:
1) страницы 1 удостоверения о захоронении Приложения 2 к Порядку деятельности в части слов "специализированная служба по вопросам похоронного дела";
2) пункт 3.5 раздела 3 Порядка деятельности в части слов "специализированная служба по вопросам похоронного дела";
3) второе предложение 3 абзаца пункта 3.6 раздела 3 Порядка деятельности в части слов "специализированная служба по вопросам похоронного дела";
4) 1 абзац пункта 3.8 раздела 3 Порядка деятельности в части слов "специализированная служба по вопросам похоронного дела";
5) пункт 4.1 раздела 4 Порядка деятельности в части слов "содержать кладбище в надлежащем состоянии и обеспечивать";
6) подпункт 4.1.2 пункта 4.1 раздела 4 Порядка деятельности в части слов "ведение регистрации мест захоронения";
7) подпункт 4.1.4 пункта 4.1 раздела 4 Порядка деятельности в части слов "соблюдение норм действующего законодательства о погребении и похоронном деле и Порядка";
8) подпункт 4.1.7 пункта 4.1 раздела 4 Порядка деятельности - полностью;
9) подпункт 4.1.9 пункта 4.1 раздела 4 Порядка деятельности - полностью;
10) подпункт 4.1.10 пункта 4.1 раздела 4 Порядка деятельности - полностью.
Доводы заявителя обоснованы несоответствием оспариваемых правовых норм решения органа муниципального образования частям 1, 3 статьи 15 Федерального закона о защите конкуренции; статьям 1, 25 Федерального закона о погребении; Федеральному закону № 94-ФЗ о размещении заказов.
Определением суда от 19.05.2011 производство по делу приостанавливалось до размещения Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по надзорному производству № 149/11 (№ 17206/10) на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
При этом производство по делу возобновлено после рассмотрения апелляционной инстанцией вопроса о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решения Арбитражного суда Хабаровского края от 17.06.2010 по делу № А73-4544/2010 по заявлению Комсомольской-на-Амуре городской Думы к Хабаровскому УФАС России о признании недействительным решения от 21.01.2010 № 1 и предписания от 21.01.2010 № 1.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечены Общество с ограниченной ответственностью Ритуальное агентство "Земля и люди", индивидуальный предприниматель Ч., Муниципальное унитарное предприятие "Специализированный комбинат коммунального обслуживания".
В порядке части 5 статьи 52 АПК РФ к участию в деле на основании заявления привлечен Прокурор Хабаровского края.
Все третьи лица, извещенные по условиям статьи 123 АПК РФ о времени и месте судебного заседания, участие в нем своих представителей не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие представителей третьих лиц по имеющимся материалам.
В ходе судебного разбирательства по выписке из ЕГРЮЛ судом установлено, что Общество с ограниченной ответственностью Ритуальное агентство "Земля и люди", первоначально привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, решением Инспекции ФНС по Индустриальному району г.Хабаровска от 18.11.2011 исключено из реестра юридических лиц. В этой связи определением суда от 28.02.2012 данное лицо исключено из состава лиц, участвующих в деле.
В судебном заседании представитель Хабаровского УФАС России поддержала требование по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель Комсомольской-на-Амуре городской Думы предложила отказать в удовлетворении заявления.
Представитель Прокурора Хабаровского края по представленному заключению по делу предложила поддержать требование Хабаровского УФАС только в части пункта 3.8 раздела 3 Порядка деятельности в части возложения на специализированную службу по вопросам похоронного дела функции по рытью могил.
В ходе судебного разбирательства по материалам дела и объяснениям представителей участвующих в деле лиц судебной коллегией установлены следующие обстоятельства.
Судом установлено, что к вопросам местного значения поселений относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения (пункт 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации).


Согласно пункту 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении) организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.
Решением Комсомольской-на-Амуре от 22.07.2005 № 120 утвержден Порядок деятельности муниципального места погребения г.Комсомольска-на-Амуре (далее - Порядок деятельности № 120), текст которого опубликован в издании "Дальневосточный Комсомольск" № 59 от 09.08.2005.
В дальнейшем решениями Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 23.04.2010 № 24 и от 15.12.2010 № 108 в Порядок деятельности № 120 были внесены изменения, тексты которых также опубликованы в издании "Дальневосточный Комсомольск" соответственно № 36 от 11.05.2010 и № 102 от 28.12.2010.
Из указанного следует, что Порядок деятельности № 120 принят Комсомольской-на-Амуре городской Думой в пределах полномочий, предоставленных Законом № 131-ФЗ и в целях реализации Закона № 8-ФЗ.
Вместе с тем органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, запрещаются введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров (часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции).
По результатам рассмотрения дела № 8-01/342 по признакам нарушения Комсомольской-на-Амуре городской Думой частей 1, 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции Хабаровское УФАС России решением от 21.01.2010 № 1 признало:
- бездействие Комсомольской-на-Амуре городской Думы, выразившееся в неприведении в соответствие с действующим законодательством подпунктов 3.2, 3.3, 3.5, 3.8, 3.13 пункта 3, подпунктов 4.1.9, 4.1.10 пункта 4 Порядка деятельности муниципального места погребения г.Комсомольска-на-Амуре, утвержденного решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 22.07.2005 № 120, в части наделения МУП "Специализированный комбинат коммунального обслуживания" функциями контрольно-распорядительного характера, передачи функций по содержанию и обслуживанию кладбища, возможности осуществлять хозяйственную деятельность на муниципальном общественном кладбище, нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции;
- признало подпункт 1.3 пункта 1 Постановления Администрации г.Комсомольска-на-Амуре от 10.11.2008 № 139-па "О внесении изменений в постановление администрации города Комсомольска-на-Амуре от 29.06.2005 № 52-па "Об организации похоронного дела в г. Комсомольске-на-Амуре, в части организации доставки тел умерших в морги г. Комсомольска-на-Амуре только МУП "СККО", нарушающим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции;
- признало подпункт 10.8 Приложения 1 к Постановлению Администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 30.10.2008 № 132-па "Об установлении тарифов на ритуальные услуги и продукцию МУП "СККО", в части установленного тарифа на оплату хозяйствующими субъектами долевого участия в развитии кладбища, нарушающим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции;
- признало действия Администрации г. Комсомольска-на-Амуре в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики, выразившиеся в направлении письма от 08.10.2009 № 3-21/427 ЗАО "РА "Вечность", нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции;
На основании этого решения в адрес Комсомольской-на-Амуре городской Думы антимонопольным органом выдано предписание от 21.01.2010 года № 1 о прекращении нарушений требований Закона о защите конкуренции путем приведения указанных правовых норм нормативного акта в соответствие с действующим законодательством, а также исключении из данных норм положения, наделяющие МУП "СККО" функциями контрольно-распорядительного характера, по содержанию кладбища, предоставляющие этому предприятию возможность осуществлять хозяйственную деятельность на муниципальном общественном кладбище.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Хабаровского края от 17.06.2010 по делу № А73-4544/2010 Комсомольской-на-Амуре городской Думе отказано в признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа.
Однако орган местного самоуправления добровольно так и не внес изменений в нормативный акт (Порядок деятельности муниципального места погребения г.Комсомольска-на-Амуре, утвержденного решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 22.07.2005 № 120).
В связи с этим Хабаровское УФАС России в соответствии с подпунктами "а", "и" статьи 23 Закона "О защите конкуренции" обратилось в арбитражный суд с заявлением в порядке главы 23 АПК РФ о признании недействующими Порядка деятельности № 120 в части пунктов, запрещающих, по мнению антимонопольного органа, оказывать услуги погребения любым организациям, кроме специализированной службы по вопросам похоронного дела, назначенной органом местного самоуправления.
Согласно отзыву (л.д. 41) Комсомольская-на-Амуре городская Дума полагает, что дело неподведомственно рассмотрению в арбитражном суде. Проверяя этот довод ответчика, суд пришел к следующему выводу.
Порядок деятельности муниципального места погребения г.Комсомольска-на-Амуре, утвержденного Решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 22.07.2005 № 120 "Об утверждении порядка деятельности муниципальных мест погребения г.Комсомольска-на-Амуре" (в редакции решения от 23.04.2010 № 24), является нормативным правовым актом органа местного самоуправления, так как он обязателен для неопределенного круга лиц, рассчитан на неоднократное применение и действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные этим решением.
Согласно статье 29 и части 3 статьи 191 АПК РФ дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются арбитражным судом, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда.
В соответствии со статьей 78 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Частью 2 статьи 192 АПК РФ предусмотрено, что прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Полномочия антимонопольного органа на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим полностью или в части противоречащих антимонопольному законодательству нормативных правовых актов органов местного самоуправления предусмотрены подпунктом "а" пункта 6 статьи 23 Закона "О защите конкуренции".
При этом споры об оспаривании нормативных правовых актов в сфере антимонопольного регулирования пунктом 1 части 1 статьи 29 АПК РФ прямо отнесены к подведомственности арбитражных судов.
При таких обстоятельствах спор об обжаловании Порядка деятельности № 120 как нормативного акта органа местного самоуправления подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Рассмотрев по существу доводы Хабаровского УФАС России, проверив спорный нормативный правовой акт органа местного самоуправления на предмет его соответствия федеральному законодательству, выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.
Пунктами 1 и 4 статьи 18 Закона о погребении установлено, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, данные органы также определяют порядок деятельности общественных кладбищ.
Пунктом 2 статьи 25 названного Закона определено, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. При этом погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Согласно статье 29 Закона о погребении органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших (пункт 1). Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов (пункт 2).
Подпунктом 23 части 1 статьи 16 Закона о местном самоуправлении организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения городского округа. При этом из положений части 3 статьи 17 и части 1 статьи 2 данного Закона следует, что решение вопросов местного значения осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Возможность передачи общественных кладбищ в ведение хозяйствующего субъекта и наделения хозяйствующего субъекта полномочиями органа местного самоуправления по решению вопросов местного значения указанными законами не предусмотрена.
В части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции содержится запрет на совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов. Часть 1 названной статьи запрещает органам местного самоуправления принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с оспариваемыми нормами Порядка деятельности № 120 к функциям специализированной службы по вопросам похоронного дела отнесены: регистрация каждого захоронения в книге установленной формы по приложению 1 и выдача лицам, взявшим на себя обязанности по организации похорон, удостоверения о захоронении установленного образца по приложению 2 (пункт 3.2.); отведение места захоронения (пункт 3.5); осуществление рытья могил на территории кладбища (пункт 3.8); содержание кладбища в надлежащем порядке и обеспечение (пункт 4.1.): ведения регистрации мест захоронений и выдачи регистрационных знаков (подпункт 4.1.2 пункта 4.1); соблюдения норм действующего законодательства о погребении и похоронном деле и настоящего Порядка (подпункт 4.1.4. пункта 4.1); содержания зданий, инженерного оборудования, дорог, площадок в состоянии пригодном для их целевого использования (подпункт 4.1.7. пункта 4.1.); санитарного состояния, своевременного вывоза мусора, уборки туалетов и благоустройства (подпункт 4.1.9. пункта 4.1); озеленения и ухода за зелеными насаждениями (подпункт 4.1.10. пункта 4.1.).
Обращаясь в суд с заявлением о признании недействующими указанных норм Порядка деятельности № 120, Хабаровское УФАС России по существу исходит из того, что упомянутые в них функции относятся к полномочиям органа местного самоуправления и не могли быть переданы и возлагаться на Муниципальное унитарное предприятие "Специализированный комбинат коммунального обслуживания" г.Комсомольска-на-Амуре (далее - МУП "СККО").
По указанным основаниям антимонопольный орган полагает, что спорные нормы Порядка деятельности № 120 не соответствуют положениям подпункта 23 пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; пункту 2 статьи 25, статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле"; частям 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", а функция по содержанию мест захоронения является муниципальной нуждой, которая в силу Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" должна размещаться в порядке, установленном этим Законом.
Однако из оспариваемых и иных норм Порядка деятельности № 120 не следует, что этим нормативным актом на МУП "СККО" или на иные конкретные хозяйствующие субъекты возложены какие-либо функции и обязанности специализированной службы по вопросам похоронного дела.
Закон о погребении не дает законодательного определения понятия "специализированная служба по вопросам похоронного дела" и не устанавливает ее организационно-правовую форму. В Федеральном законе № 131-ФЗ термин "служба" также отсутствует. Не используется подобное понятие и в гражданском законодательстве.
В связи с этим специализированная служба по вопросам похоронного дела - это не конкретный вид организации, не определенная организационно-правовая форма юридического лица, а статус, впоследствии присваиваемый субъекту в связи с выполнением функций по оказанию гражданам гарантированных законом ритуальных услуг.
При этом в оспариваемом Порядке деятельности № 120 вообще отсутствуют какие либо положения о наделении МУП "СККО" функциями специализированной службы по вопросам похоронного дела.
Фактически функции специализированной службы и обязанности по погребению умерших граждан возложены на МУП "СККО" другим ненормативным актом иного органа местного самоуправления, а именно, Постановлением Администрации города Комсомольска-на-Амуре от 29.06.2005 № 52-па "Об организации похоронного дела в г.Комсомольске-на-Амуре" (л.д. 27).
Таким образом, является не доказанным и ошибочным довод Хабаровского УФАС России о том, что оспариваемым Порядком деятельности № 120 функции специализированной службы по вопросам похоронного дела якобы необоснованно возложены на МУП "СККО".
Доводы Хабаровского УФАС России о несоответствии конкретно оспариваемых пунктов Порядка деятельности № 120 перечисленным в заявлении нормам федеральных законов также следует признать неосновательными, исходя из следующего.
Как отмечено судом выше со ссылками на пункт 2 статьи 25 и статью 29 Закона о погребении, общая обязанность по осуществлению функции погребения возлагается органами местного самоуправления на специализированные службы по вопросам похоронного дела с определением порядка деятельности таких служб. При этом конкретные функции, выполняемые специализированной службой по вопросам похоронного дела, перечислены и в иных правовых нормах Закона о погребении.
В рассматриваемом случае Хабаровским УФАС России оспаривается только словообразование "специализированная служба по вопросам похоронного дела", включенное в перечисленные в заявлении спорные пункты Порядка деятельности № 120.
Так, пунктом 3.2. Порядка деятельности № 120 предусмотрено, что каждое захоронение регистрируется в книге установленной формы (приложение 1). Лицам, взявшим на себя обязанности по организации похорон, выдается удостоверение о захоронении установленного образца (приложение 2). При этом в приложении 2 приведен образец обложки удостоверения о захоронении, на странице 1 которого, предусмотрено, что оно выдается специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Суд считает, что возложение на специализированную службу по вопросам похоронного дела функции о выдаче удостоверения о захоронении не противоречит, а следовательно, соответствует пунктам 1, 2 статьи 9 и пункту 3 статьи 12 Закона о погребении, в которых указано, что услуги по оформлению документов, необходимых для погребения оказываются именно специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Пунктом 3.5. Порядка деятельности № 120 предусмотрено, что место захоронения отводится специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Действительно, выделение (предоставление) участков под захоронения и регистрация захоронений не названы Законом о погребении среди полномочий органов местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела, что позволяет предположить, что данные функции не рассматриваются им как властные полномочия.
Между тем, из пункта 2 статьи 7, пунктов 1 и 3 статьи 18 Закона о погребении следует, что именно специализированная служба по вопросам похоронного дела (то есть создаваемая органами местного самоуправления организация) правомочна принимать решения о выделении земельных участков для захоронения на территории общественных кладбищ.
Пунктом 3.6. (второе предложение абзаца 3) Порядка деятельности № 120 установлено, что решение вопроса о родственном захоронении осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Суд считает, что указанное положение не противоречит и соответствует пункту 2 статьи 7 Закона о погребении, предусматривающего выполнение такой функции специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Пунктом 3.8. Порядка деятельности № 120 установлено, что рытье могил на территории кладбища осуществляет специализированная служба по вопросам похоронного дела.
Суд считает, что указанное положение не противоречит и соответствует пункту 2 статьи 9, пунктам 1 - 3 статьи 12 Закона о погребении, предусматривающего выполнение такой услуги специализированной службой по вопросам похоронного дела.
При этом довод представителя Прокурора Хабаровского края в этой части о том, что возложение на специализированную службу по вопросам похоронного дела функции по рытью могил на территории кладбища нарушает гарантированное Законом о погребении право выражать волю при жизни умершему и пожелания его родственникам при осуществлении погребения, а также может привести к ограничению, устранению конкуренции между организациями, оказывающими услуги в сфере похоронного дела в нарушение требований части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, суд считает неосновательным, основанным на ошибочном толковании как самой функции, так и понятия "специализированную службу по вопросам похоронного дела".
Пунктом 4 Порядка деятельности № 120 предусмотрены обязанности специализированной службы по вопросам похоронного дела, в том числе: содержать кладбища в надлежащем порядке (пункт 4.1.) и обеспечивать: ведение регистрации мест захоронений, выдачу регистрационных знаков (подпункт 4.1.2 пункта 4.1); соблюдение норм действующего законодательства о погребении и похоронном деле и настоящего Порядка (подпункт 4.1.4. пункта 4.1); содержание зданий, инженерного оборудования, дорог, площадок в состоянии пригодном для их целевого использования (подпункт 4.1.7. пункта 4.1.); санитарное состояние, своевременный вывоз мусора, уборку туалетов и благоустройства (подпункт 4.1.9. пункта 4.1); озеленение и уход за зелеными насаждениями (подпункт 4.1.10. пункта 4.1.).
Согласно статьям 14 - 16 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения относится содержание мест захоронения (они же места погребения, или кладбища). Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения установлены частью 1 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ.
Вместе с тем возложение на органы местного самоуправления такого вопроса местного значения, как содержание мест захоронения, не означает, что данная деятельность должна осуществляться непосредственно органами местного самоуправления.
Кроме того, согласно ОКПД ОК 034-2007 услуги по содержанию кладбищ и прочих мест захоронения классифицированы по коду 93.03.11.130 продукции по видам экономической деятельности (класс "Услуги персональные прочие", подкласс "Услуги по организации похорон и связанные с этим услуги"), а услуги по озеленению кладбищ по коду 01.41.12. Соответственно, содержание мест захоронения и озеленение кладбищ представляет собой экономическую деятельность, является видом ритуальных услуг и осуществление данной деятельности непосредственно органами местного самоуправления противоречило бы Федеральному закону "О защите конкуренции".
Более того, согласно пункту 2 статьи 29 Закона о погребении порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела (в том числе, иные права и обязанности специализированных служб, помимо предусмотренных самим Законом о погребении) определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов.
Таким образом, судебная коллегия пришла к выводу, что включение Комсомольской-на-Амуре городской Думы на странице 1 образца обложки удостоверения о захоронении (приложение № 2), в пунктах 3.5., 3.6., 3.8., 4.1., 4.1.2., 4.1.4., 4.1.7., 4.1.9., 4.1.10. Порядка деятельности № 120 словообразования "специализированная служба по вопросам похоронного дела" соответствует и не противоречит приведенным выше положениям Закона о погребении.
Все оспариваемые пункты также не противоречат и соответствуют подпункту 23 пункта 2 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ; частям 1, 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции; Федеральному закону от 21.07.2005 № 94-ФЗ, исходя из недоказанности антимонопольным органом того, что Порядком деятельности № 120 действительно были возложены на МУП "СККО" функции специализированной службы по вопросам похоронного дела.
Несогласие заявителя с тем, кем и в каком порядке фактически реализуются оспариваемые пункты Порядка деятельности № 120, не свидетельствует о его несоответствии указанным нормам действующего федерального законодательства.
Оспариваемые нормы нормативного правового акта не конкретизируют и не создают преимущественные условия деятельности для отдельно взятой специализированной службы по вопросам похоронного дела, а следовательно, не ограничивают конкуренцию на рынке ритуальных услуг.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия пришла к выводу, что страница 1 образца обложки удостоверения о захоронении (приложение № 2) и пункты 3.5., 3.6., 3.8., 4.1., 4.1.2., 4.1.4., 4.1.7., 4.1.9., 4.1.10. Порядка деятельности муниципального места погребения г.Комсомольска-на-Амуре, утвержденного Решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 22.07.2005 № 120 "Об утверждении порядка деятельности муниципальных мест погребения г.Комсомольска-на-Амуре" (в редакции решения от 23.04.2010 № 24) - соответствуют нормам пункта 2 статьи 7, пунктов 1, 2 статьи 9, пунктам 1 - 3 статьи 12, пунктам 1, 3 статьи 18, статьям 25, 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле"; подпункту 23 пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; частям 1, 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции"; Федеральному закону от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
При таких обстоятельствах заявленное требование удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 194, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд Хабаровского края

решил:

Признать страницу 1 образца обложки удостоверения о захоронении (приложение № 2) и пункты 3.5., 3.6., 3.8., 4.1., 4.1.2., 4.1.4., 4.1.7., 4.1.9., 4.1.10. Порядка деятельности муниципального места погребения г.Комсомольска-на-Амуре, утвержденного Решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 22.07.2005 № 120 "Об утверждении порядка деятельности муниципальных мест погребения г.Комсомольска-на-Амуре" (в редакции решения от 23.04.2010 № 24) - соответствующими нормам пункта 2 статьи 7, пунктов 1, 2 статьи 9, пунктам 1 - 3 статьи 12, пунктам 1, 3 статьи 18, статьям 25, 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле"; подпункту 23 пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; частям 1, 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции"; Федеральному закону от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
В удовлетворении требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю о признании недействующими страницы 1 образца обложки удостоверения о захоронении (приложение № 2) и пунктов 3.5., 3.6., 3.8., 4.1., 4.1.2., 4.1.4., 4.1.7., 4.1.9., 4.1.10. Порядка деятельности муниципального места погребения г.Комсомольска-на-Амуре, утвержденного Решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 22.07.2005 № 120 "Об утверждении порядка деятельности муниципальных мест погребения г.Комсомольска-на-Амуре" (в редакции решения от 23.04.2010 № 24) - отказать.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Кассационная жалоба подается в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через суд, вынесший решение - арбитражный суд Хабаровского края.

Председательствующий
С.Д.МАННИК

Судьи
Д.В.ЛЕОНОВ
В.А.ШАПОШНИКОВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru