ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 сентября 2012 г. № 507
О ПРОБЛЕМАХ И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО
КОМПЛЕКСА В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ (ПО ИТОГАМ ВЫЕЗДНОГО ЗАСЕДАНИЯ
КОМИТЕТА ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ
И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЮ)
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области до 2020 года и на перспективу до 2030 года, Стратегией развития лесной промышленности Тюменской области лесопромышленный комплекс Тюменской области является важным сектором экономики области и относится к отраслям перспективной региональной специализации промышленного производства.
Полномочия Тюменской области в данной сфере определены областными Законами "О регулировании лесных отношений
в Тюменской области", "О мерах по развитию
лесопромышленного комплекса в Тюменской области", "О поддержке отдельных видов
промышленной деятельности в Тюменской области", "О развитии
малого и среднего предпринимательства в Тюменской области", "О мерах по развитию
целлюлозно-бумажной промышленности в Тюменской области" и федеральным законодательством.
Площадь лесных участков на землях лесного фонда, по данным учета, на 01.01.2011 составила 11,4 млн. га (71% территории юга области). Покрытые лесом участки занимают 6,9 млн. га (60,9% от всей площади), из них 37% представлены ценными хвойными породами, 63% - мягколиственными.
Запасы древесины в лесах составляют 924 млн. куб. м. Потенциально возможный ежегодный объем заготовки древесины (расчетная лесосека) определен в размере 15,6 млн. куб. м, в том числе по хвойному хозяйству - 3,2 млн. куб. м.
Структура породного состава: сосна - 22%, ель - 6%, пихта - 1%, кедр - 8%, береза - 54%, осина - 9%.
Сортиментный состав древесины на юге Тюменской области на всю расчетную лесосеку: пиловочник хвойный - 14%, пиловочник лиственный - 15%, фанерное сырье - 8%; технологическое сырье (ЦБК, ДСП, ЦСП) - 51%, дрова для отопления - 12%.
На территории всех районов Тюменской области базируются более 400 действующих предприятий лесопромышленного комплекса.
В 2011 году в сравнении с показателями 2010 года выпуск ДСП увеличился на 21,6%, мебели - на 8,7%, фанеры клееной - на 2,3%. В I-го квартале 2012 года в сравнении с показателями I квартала 2011 года выпуск ДСП увеличился на 26,7%, мебели - на 23,9%, фанеры клееной - на 29,1%.
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных собственными силами работ и услуг, за 2011 год составил:
- в сфере обработки древесины и производства изделий из дерева - 3217,8 млн. рублей (109,5% по отношению к показателю 2010 года);
- в сфере производства мебели и прочей продукции, не включенной в другие группировки, - 1304,2 млн. рублей (113% по отношению к показателю 2010 года).
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных собственными силами работ и услуг, по итогам I-го квартала 2012 года достиг следующих показателей:
- в сфере обработки древесины и производства изделий из дерева - 537,0 млн. рублей (104,0% по отношению к показателю за I-й квартал 2011 года);
- в сфере производства мебели и прочей продукции, не включенной в другие группировки, - 286,3 млн. рублей (107,7% по отношению к показателю за I-й квартал 2011 года).
Важным направлением в работе лесопромышленного комплекса региона является поставка продукции на экспорт. Постоянными покупателями продукции предприятий лесопромышленного комплекса юга Тюменской области являются Казахстан, Узбекистан, Киргизия, США, Турция. Основные виды продукции, поставляемые на экспорт: пиломатериалы (14,5% от общего объема производства), фанера (74,5% от общего объема производства), ДСП (8,8% от общего объема производства), мебель (45% от общего объема производства).
Реализуемый комплекс мероприятий, направленный на развитие лесопромышленного комплекса в Тюменской области, позволил сформировать в области целостный механизм государственной поддержки лесопромышленных предприятий, включающий в себя предоставление инвестиционных налоговых кредитов, установление льготного порядка налогообложения, субсидирование процентных ставок по банковским кредитам и лизинговым платежам, возмещение затрат на проведение лесовосстановления и лесоустройства, возмещение затрат на проектирование и строительство лесовозных дорог.
На государственную поддержку предприятий лесопромышленного комплекса в Тюменской области в 2011 году направлено 50,5 млн. рублей, в 2012 году запланировано 406 млн. рублей.
Вместе с тем в целях совершенствования проводимой в области работы, связанной с развитием лесопромышленного комплекса, необходимо продолжить реализацию мероприятий в рамках областных целевых программ, направленных на решение следующих проблем:
- комплексное использование лесных ресурсов региона с организацией производства продукции с высокой прибавочной стоимостью;
- развитие мощностей по переработке лиственной и низкотоварной древесины;
- увеличение объемов выпуска строительных материалов и изделий из древесины.
Основными задачами развития лесопромышленного комплекса Тюменской области на долгосрочную перспективу являются: достижение роста объемов производства продукции, необходимой для удовлетворения спроса на внутреннем и внешнем рынках, на базе приоритетного развития технологий глубокой переработки древесины, повышения эффективности конкурентоспособности производства, а также устойчивого управления лесами.
Рассмотрев информации Правительства Тюменской области "О состоянии лесопромышленного комплекса, мерах и результатах государственной поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере лесопромышленного комплекса в Тюменской области" и "О реализации Закона Тюменской области "О регулировании лесных отношений в Тюменской области", представленные в областную Думу Вице-губернатором Тюменской области С.М. Сарычевым (письма от 15.06.2012 № 31/6385 Д/12-3118 и от 26.04.2012 № 31/4524 Д/12-2195), информацию Ассоциации лесозаготовителей и деревообработчиков Тюменской области (письмо от 07.06.2012 № 20), решение комитета областной Думы по экономической политике и природопользованию, в соответствии с пунктом 32 части первой статьи 28
, статьями 31
и 33
Устава Тюменской области областная Дума постановляет:
1. Информацию
Правительства Тюменской области о состоянии лесопромышленного комплекса, мерах и результатах государственной поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере лесопромышленного комплекса в Тюменской области, принять к сведению (прилагается).
2. Информацию
Правительства Тюменской области о реализации Закона Тюменской области "О регулировании лесных отношений в Тюменской области" принять к сведению (прилагается).
3. Продолжить работу по проекту Федерального закона
"О внесении изменений в статью 29 Лесного кодекса Российской Федерации" (постановление
областной Думы от 24.05.2012 № 307).
4. Рекомендовать Правительству Тюменской области:
1) продолжить работу по оказанию в соответствии с действующими нормативными правовыми актами мер государственной поддержки предприятиям, осуществляющим деятельность в сфере лесопромышленного комплекса;
2) рассмотреть возможность внесения изменений в постановление
Правительства Тюменской области от 07.05.2007 № 105-п "О порядке отбора промышленных и лесопромышленных предприятий на получение государственной поддержки" в части увеличения максимально возможного размера субсидии по каждому договору лизинга и максимально возможного годового объема субсидирования одного промышленного предприятия.
5. Направить настоящее постановление в Правительство Тюменской области.
6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитет областной Думы по экономической политике и природопользованию (Лосева И.В.).
Председатель областной Думы
С.Е.КОРЕПАНОВ
от 20.09.2012 № 507
ИНФОРМАЦИЯ
О РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ "О РЕГУЛИРОВАНИИ
ЛЕСНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ"
(представлена в областную Думу Вице-губернатором
Тюменской области С.М. Сарычевым 26.04.2012)
Закон
Тюменской области от 05.07.2007 № 19 "О регулировании лесных отношений в Тюменской области" регулирует лесные отношения в пределах полномочий субъектов Российской Федерации, установленных Лесным кодексом
Российской Федерации.
В соответствии с требованиями Лесного кодекса
Российской Федерации, рассматриваемым областным Законом
для граждан установлены: порядок заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов для собственных нужд, порядок заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений для собственных нужд, порядок и нормативы заготовки древесины для собственных нужд, также установлены исключительные случаи, в которых допускается осуществление заготовки древесины для обеспечения государственных или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений и исключительные случаи, в которых допускается осуществление заготовки елей и (или) деревьев других хвойных пород для новогодних праздников гражданами, юридическими лицами на основании договоров купли-продажи лесных насаждений без предоставления лесных участков.
Кроме того, в целях реализации Закона
Тюменской области "О регулировании лесных отношений в Тюменской области" Правительством области принят ряд постановлений, в частности, постановление
от 09.07.2007 № 150-п "Об утверждении ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и единицу площади лесного участка, находящегося в собственности Тюменской области".
Данным постановлением
для аренды лесного участка, находящегося в собственности Тюменской области, утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади такого лесного участка. Размер установленных ставок равен ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденным Постановлением
Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 года № 310.
В 2011 году лесные участки, находящиеся в собственности Тюменской области, в аренду не передавались.
Постановлением
Правительства Тюменской области от 22.01.2007 № 4-п "Об установлении ставок платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан" установлены ставки платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан. Данные ставки применяются при заключении договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан.
Постановление
Правительства Тюменской области от 06.08.2007 № 191-п "Об утверждении Порядка заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан" регламентирует процедуру заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан, проживающих на территории муниципальных образований Тюменской области, а также устанавливает перечень необходимых документов, подлежащих представлению для заключения указанного договора.
В 2011 году в данное постановление
внесены изменения, которые предусматривают возможность подачи гражданами заявлений о заключении договора купли-продажи лесных насаждений, а также иных документов в электронном виде посредством сайта "Государственные и муниципальные услуги в Тюменской области".
В соответствии с действующим законодательством отдельные государственные полномочия могут передаваться органам местного самоуправления.
В 2011 и 2012 годах Законами Тюменской области "О наделении органов местного самоуправления
отдельными государственными полномочиями на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" и "О наделении органов местного самоуправления
отдельными государственными полномочиями на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" органы местного самоуправления наделены государственным полномочием по заключению договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан в части осуществления следующих мероприятий:
- прием и проверка заявлений граждан о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для отопления жилых домов, надворных и хозяйственных построек;
- составление сводного реестра граждан, нуждающихся в древесине для отопления жилых домов, надворных и хозяйственных построек, и его направление в соответствующие районные лесничества;
- предоставление информации о наличии или отсутствии предыдущего выделения гражданину древесины для строительства нового жилого дома, надворных и хозяйственных построек, текущего и капитального ремонта жилого дома, надворных и хозяйственных построек;
- непосредственный контроль за целевым использованием гражданами древесины, заготавливаемой по заключенным договорам купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд.
В 2011 году по договорам купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд гражданами заготовлено:
340,1 тыс. куб. метров лиственной древесины для отопления жилых домов, надворных и хозяйственных построек;
174,6 тыс. куб. метров древесины для строительства и ремонта жилых домов, надворных и хозяйственных построек.
Заготовка гражданами древесины для собственных нужд осуществляется в соответствии с нормативами, которые утверждены постановлением
Правительства Тюменской области от 06.08.2007 № 187-п "Об утверждении объемов заготовки древесины гражданами для собственных нужд на территории Тюменской области".
Данным постановлением
установлены следующие объемы заготовки гражданами ликвидной древесины для собственных нужд на территории Тюменской области:
- для отопления жилых домов, надворных и хозяйственных построек предоставляется древесина лиственных пород (в случае отсутствия древесины лиственных пород - древесина хвойных пород) в размере 18 куб. метров (Вагайский, Тобольский и Уватский районы - 20 куб. метров);
- для строительства новых жилых домов - 100 куб. метров;
- для строительства новых надворных и хозяйственных построек (бани, гаражи, склады, навесы, изгороди) - 20 куб. метров;
- для капитального ремонта жилых домов - 20 куб. метров;
- для капитального ремонта надворных и хозяйственных построек - 10 куб. метров;
- для текущего ремонта жилых домов - 10 куб. метров;
- для текущего ремонта надворных и хозяйственных построек - 5 куб. метров.
Для отопления в первую очередь предоставляется древесина погибших, перестойных или поврежденных деревьев. Для строительства и ремонта может предоставляться древесина хвойных или лиственных пород деревьев.
Рассматриваемым Законом
предусмотрено, что заготовка древесины для обеспечения государственных или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений осуществляется в следующих исключительных случаях:
1) предупреждение, возникновение, ликвидация чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидация их последствий;
2) проведение работ на лесных участках в целях обеспечения эксплуатации зданий, строений, сооружений, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В 2011 году с целью ликвидации последствий стихийных бедствий (ураганов) проведено 2 аукциона по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений.
На аукционы было выставлено 57 аукционных единиц (лотов) общей площадью 469,6 га. Продано 6 лотов общей площадью 64,3 га.
С целью предупреждения чрезвычайных ситуаций (лесных пожаров) в 2011 году проведено 4 аукциона по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений. На аукционы было выставлено 130 аукционных единиц (лотов) общей площадью 102,98 га. По результатам аукционов продано 72 лота общей площадью 78,38 га.
В соответствии с требованиями Лесного кодекса
РФ и положениями рассматриваемого Закона
граждане имеют право свободно и бесплатно для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор недревесных лесных ресурсов (кроме елей и деревьев других хвойных пород).
Для оформления мест проведения новогодних праздников (школы, детские сады и иные образовательные учреждения, детские дома, приюты и иные организации социальной защиты населения, места массового отдыха населения) в декабре 2011 года проведен открытый аукцион по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений без предоставления лесных участков для заготовки елей и деревьев других хвойных пород.
На аукцион было выставлено 40 аукционных единиц (лотов) с общим количеством 109000 шт. елей и (или) деревьев других хвойных пород. По результатам аукциона продано 28 лотов с общим количеством более 5000 шт. елей и деревьев других хвойных пород для новогодних праздников.
Законом
Тюменской области "О регулировании лесных отношений в Тюменской области" установлены правила использования лесов для осуществления деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
В 2011 году использование лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства осуществлялось на основании 97 договоров аренды лесных участков на площади 1217,6 тыс. га. Лица, которым предоставлены лесные участки для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, проводят мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов в соответствии с Лесным кодексом
Российской Федерации и Федеральным законом
от 24.07.2009 № 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".