Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Псковская область


ПСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 июня 2012 г. по делу № 33-901/2012

Судья Онькова Н.Р.

Судебная коллегия по гражданским делам Псковского областного суда
В составе:
Председательствующего Яроцкой Н.В.,
Судей: Малыгиной Г.В., Анашкиной М.М.,
при секретаре П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению заместителя прокурора Печорского района на решение Печорского районного суда Псковской области от 06 апреля 2012 года, которым постановлено:
"Отказать прокурору Печорского района в удовлетворении заявления о признании незаконным бездействия Главы сельского поселения "Изборская волость", выразившегося в непредоставлении с 01 августа 2011 года по настоящее время в Администрацию Печорского района муниципальных правовых актов, принятых органами местного самоуправления сельского поселения "Изборская волость", и об обязании Главы сельского поселения "Изборская волость" или лица, исполняющего полномочия Главы сельского поселения "Изборская волость" Печорского района, предоставить в Администрацию Печорского района муниципальные нормативные правовые акты, принятые органами местного самоуправления сельского поселения "Изборская волость" Печорского района с 01 августа 2011 года по 31 марта 2012 года".
Выслушав доклад судьи Анашкиной М.М., объяснения заместителя прокурора Печорского района Миловидовой О.В., поддержавшей доводы апелляционного представления, судебная коллегия

установила:

Заместитель прокурора Печорского района обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с заявлением к Главе сельского поселения "Изборская волость" Печорского района о признании незаконным его бездействия, выразившегося в непредставлении с 01 августа 2011 года в Администрацию Печорского района муниципальных нормативных правовых актов.
В обоснование заявления указал, что прокуратурой Печорского района проведена проверка соблюдения законодательства о ведении регистра муниципальных нормативных правовых актов. Проверка показала, что в нарушение положений ч. 1 ст. 7, ч. 2 ст. 4 Закона Псковской области от 31 декабря 2008 года № 824-ОЗ "О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов, ч. 1 ст. 43.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Главой сельского поселения "Изборская волость" Печорского района с 01 августа 2011 года не предоставляются в Администрацию Печорского района нормативные правовые акты, принятые органами местного самоуправления указанного сельского поселения, соответственно нормативные правовые акты не включаются в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, что может повлечь коррупционные проявления со стороны органов местного самоуправления сельского поселения, а также нарушение прав граждан на получение достоверной информации. В связи с этим, заместитель прокурора просит: признать незаконным бездействие Главы сельского поселения "Изборская волость", выразившееся в непредставлении с 01 августа 2011 года по настоящее время в Администрацию Печорского района муниципальных нормативных правовых актов, принятых органами местного самоуправления сельского поселения "Изборская волость"; обязать Главу сельского поселения "Изборская волость" или лицо, исполняющее его полномочия, предоставить в Администрацию Печорского района муниципальные нормативные правовые акты, принятые органами местного самоуправления сельского поселения.
В судебном заседании заместитель прокурора Миловидова О.В. поддержала заявленные требования, указала, что в прокуратуре Печорского района имеется решение Собрания депутатов сельского поселения "Изборская волость" от 16 декабря 2011 года "О бюджете муниципального образования "Изборская волость" на 2012 год", однако данный акт в Администрацию района для включения в регистр муниципальных нормативных правовых актов не передавался.
Глава сельского поселения "Изборская волость" или лицо, исполняющее его обязанности, в судебное заседание не явился, об отложении дела не просил, возражений на заявление не представил, хотя в материалах дела имеются доказательства о поступлении в Администрацию сельского поселения извещений о месте и времени рассмотрения заявления прокурора.
Представитель заинтересованного лица Администрации Печорского района У. поддержал заявленные прокурором требования, указал, что из сельского поселения "Изборская волость" нормативные правовые акты не поступают с 01 августа 2011 года, несмотря на запросы Администрации района об их предоставлении.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционном представлении заместитель прокурора ставит вопрос об отмене решения суда и вынесении нового решения об удовлетворении заявленных требований по тем основаниям, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение рассмотрения дела, неправильно применил нормы материального и процессуального права.
Согласно доводам апелляционного представления суд первой инстанции, сделав вывод, что в сельском поселении в настоящее время отсутствует лицо, бездействие которого прокурор просит признать незаконным, а значит и лицо, на которое возлагается обязанность представления нормативных правовых актов в Администрацию района, не учел, что в соответствии с ч. 2 ст. 27 Устава Изборской волости в структуру Администрации сельского поселения помимо Главы сельского поселения входит заместитель Главы Администрации сельского поселения, который уполномочен представлять органы местного самоуправления Изборской волости в отношении с другими органами и организациями, поэтому имеется законная возможность возложить на это лицо обязанность по представлению нормативных правовых актов. Кроме того, суд в решении указал, что прокурором не представлено доказательств о принятии с 01 августа 2011 года органами местного самоуправления сельского поселения актов, обладающих признаками нормативных правовых, однако в силу ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности бездействия лежит на лице, чье бездействие обжалуется, поэтому суд на основании ч. 2 ст. 249 ГПК РФ должен был истребовать у данного лица соответствующие акты.
Сельское поселение "Изборская волость" и Администрация Печорского района надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения апелляционного представления, для участия в деле не явились, причин неявки не сообщили, ходатайств не заявили.
Судебная коллегия с учетом мнения заместителя прокурора Печорского района считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц, поскольку неявка лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте, не является препятствием к разбирательству дела.
Проверив материалы дела с учетом доводов апелляционного представления, объяснений заместителя прокурора, судебная коллегия полагает, что постановленное судом решение подлежит отмене.
В соответствии со ст. 43.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, организация и ведение которого осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Организация и ведение регистра муниципальных нормативных правовых актов Псковской области регламентированы положениями Закона Псковской области от 31 декабря 2008 года № 824-ОЗ "О порядке организации и ведения регистра муниципальных правовых актов Псковской области".
Согласно ч. 2 ст. 4 данного Закона муниципальные нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления муниципальных образований, наделенных статусом "городское поселение" или "сельское поселение", представляются в местную администрацию соответствующего муниципального района на бумажных носителях и в электронном виде на магнитных носителях ежемесячно не позднее 10 дней после окончания календарного месяца их принятия, если иное не определено муниципальным нормативным правовым актом местной администрации муниципального района.
Главы муниципальных образований и главы местных администраций обеспечивают полноту и достоверность документов и сведений, представляемых в целях настоящего Закона в орган, осуществляющий ведение регистра (ч. 1 ст. 7 Закона).
Исходя из данных правовых норм следует, что обязанность по представлению муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления и их должностных лиц в местную администрацию для ведения последней регистра возложена на главы муниципальных образований и главы местных администраций.
Однако, учитывая, что в соответствии с положениями ст. 17 Устава муниципального образования "Изборская волость" Глава этого сельского поселения также возглавляет исполнительно-распорядительный орган, то обязанность по представлению указанных актов органов местного самоуправления сельского поселения и их должностных лиц лежит на Главе сельского поселения "Изборская волость".
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных прокурором требований, исходил из того, что Глава сельского поселения "Изборская волость" Г. прекратил исполнение своих полномочий на основании решения Печорского районного суда от 21 июля 2011 года, вступившего в законную силу 15 ноября 2011 года; в настоящее время Глава сельского поселения не избран; Устав сельского поселения "Изборская волость" не содержит положений об исполнении полномочий Главы поселения в случае досрочного прекращения его полномочий, в связи с этим отсутствует лицо, бездействие которого прокурор просит признать незаконным, а значит и лицо, на которое может быть возложена обязанность по представлению нормативных правовых актов для включения в регистр.
Судебная коллегия с данным выводом суда не соглашается в связи с его ошибочностью.
В соответствии с ч. 7 ст. 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ в случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления, определяемое в соответствии с уставом муниципального образования.
Устав муниципального образования "Изборская волость" после ст. 19, предусматривающей основания для досрочного прекращения полномочий главы сельского поселения, содержит ст. 20, согласно которой в случае временного отсутствия главы сельского поселения (отпуск, болезнь, длительная командировка и др.) или невозможности выполнения им своих обязанностей по иным основаниям в течение более чем 3 дней, его полномочия по должности главы муниципального образования и по руководству деятельностью Собрания депутатов временно исполняет заместитель председателя Собрания депутатов, а по руководству деятельностью администрации сельского поселения - должностное лицо администрации сельского поселения в соответствии с распоряжением главы сельского поселения.
В связи с этим, при отсутствии лица, избранного на должность Главы сельского поселения, в том числе и в случае досрочного прекращения его полномочий, обязанности Главы сельского поселения временно исполняет заместитель председателя Собрания депутатов.
Отказывая в удовлетворении требований прокурора, суд также сослался на то обстоятельство, что прокурором не представлено доказательств о том, что органами местного самоуправления сельского поселения "Изборская волость" после 01 августа 2011 года и до настоящего времени были приняты акты, соответствующие признакам нормативных правовых. При этом суд не учел, что в соответствии с положением ч. 1 ст. 249 ГПК РФ прокурор не обязан доказывать данные обстоятельства. Обязанность представления доказательств об отсутствии принятых нормативных правовых актов, а, следовательно, и о правомерности бездействия Главы сельского поселения "Изборская волость" либо лица, исполняющего его полномочия, по непредставлению актов в Администрацию Печорского района лежит на соответствующем должностном лице.
Сомнения суда первой инстанции в части обнародования решения Собрания депутатов сельского поселения "Изборская волость" от 16 декабря 2011 года "О бюджете муниципального образования "Изборская волость" на 2012 год", по мнению судебной коллегии, не могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку довод прокурора о том, что решение является действующим, заинтересованным лицом не опровергнут, доказательств о его недействительности в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что материалами дела доказан факт неисполнения с 01 августа 2011 года Главой сельского поселения "Изборская волость" либо лицом, исполняющим его полномочия, установленной законом обязанности представлять в Администрацию Печорского района муниципальные нормативные правовые акты, принятые органами местного самоуправления сельского поселения, в связи с этим требования прокурора о признании бездействия Главы сельского поселения незаконными подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Учитывая данную правовую норму, а также задачи гражданского судопроизводства, предусмотренные ст. 2 ГПК РФ, и принцип исполнимости судебного акта, судебная коллегия считает необходимым обязать Главу сельского поселения "Изборская волость" либо лицо, исполняющего его полномочия, представлять в Администрацию Печорского района в установленном Законом Псковской области от 31 декабря 2008 года № 824-ОЗ порядке муниципальные нормативные правовые акты, принятые органами местного самоуправления сельского поселения "Изборская волость" Печорского района, а в случае их непринятия направлять в Администрацию района сообщения об этом; обязать Главу сельского поселения "Изборская волость" либо лицо, исполняющего его полномочия, предоставить в Администрацию Печорского района муниципальные нормативные правовые акты, которые приняты органами местного самоуправления сельского поселения "Изборская волость" Печорского района с 01 августа 2011 года.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Печорского районного суда Псковской области от 06 апреля 2012 года отменить и принять по делу новое решение, которым требования заместителя прокурора Печорского района удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Главы сельского поселения "Изборская волость", выразившегося в непредставлении с 01 августа 2011 года по настоящее время в Администрацию Печорского района муниципальных нормативных правовых актов, принятых органами местного самоуправления сельского поселения "Изборская волость".
Обязать Главу сельского поселения "Изборская волость" либо лицо, исполняющее его полномочия, предоставить в Администрацию Печорского района муниципальные нормативные правовые акты, которые приняты органами местного самоуправления сельского поселения "Изборская волость" Печорского района с 01 августа 2011 года.
Обязать Главу сельского поселения "Изборская волость" либо лицо, исполняющего его полномочия, представлять в Администрацию Печорского района ежемесячно, не позднее 10 дней после окончания календарного месяца, муниципальные нормативные правовые акты, принятые органами местного самоуправления сельского поселения "Изборская волость" Печорского района, а в случае непринятия названных актов направлять в Администрацию Печорского района в указанный срок сообщения об этом.

Председательствующий
Н.В.ЯРОЦКАЯ

Судьи
Г.В.МАЛЫГИНА
М.М.АНАШКИНА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru