ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 25 июня 2012 г. № 371-Р
В соответствии с Федеральным законом
от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и в целях определения основных направлений и приоритетов развития торговли в Республике Мордовия, обеспечивающих совершенствование государственной политики Республики Мордовия в сфере торговли:
1. Утвердить прилагаемые:
Концепцию
развития торговли в Республике Мордовия на 2012 - 2017 годы;
План
мероприятий по реализации Концепции
развития торговли в Республике Мордовия на 2012 - 2017 годы.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований в Республике Мордовия принять участие в реализации Плана
мероприятий по реализации Концепции
развития торговли в Республике Мордовия на 2012 - 2017 годы и учесть основные положения Концепции
развития торговли в Республике Мордовия на 2012 - 2017 годы при разработке программ развития муниципальных образований в Республике Мордовия.
Председатель Правительства
Республики Мордовия
В.СУШКОВ
Утверждена
распоряжением Правительства
Республики Мордовия
от 25 июня 2012 г. № 371-Р
КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ ТОРГОВЛИ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ
НА 2012 - 2017 ГОДЫ
1. Общие положения
Концепция развития торговли в Республике Мордовия на 2012 - 2017 годы (далее - Концепция) разработана в соответствии с Федеральным законом
от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", законами Республики Мордовия от 18 октября 2011 г. № 68-З
"О государственном регулировании торговой деятельности на территории Республики Мордовия", от 1 октября 2008 г. № 94-З
"О Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года", постановлением
Правительства Республики Мордовия от 22 декабря 2008 г. № 589 "О Республиканской целевой программе развития Республики Мордовия на 2008 - 2012 годы".
Концепция основывается на социальной значимости потребительского рынка и исходит из того, что развитие различных форм продажи товаров должно быть направлено на расширение цивилизованных форм торговли.
Развитая торговля, предъявляя необходимые стандарты качества к поставщикам и производителям, фактически выступает участником сферы контроля за качеством продукции, попадающей к потребителям, и таким образом способна обеспечить положительный вклад в стремление государства к безопасности здоровья и жизни населения. Разнообразие каналов торговли также позволяет обеспечить и необходимое разнообразие ассортиментных позиций, предлагаемых потребителю.
Наличие достаточного количества торговых площадей разнообразных форматов обеспечивает доступность товаров для населения, т.е. возможность приобрести товар, затратив незначительное время и по доступным ценам. Уровень обеспеченности населения торговыми площадями является одним из индикаторов, отражающих качество жизни в регионе.
Целью Концепции является определение основных направлений и приоритетов развития торговли в Республике Мордовия, обеспечивающих совершенствование государственной политики Республики Мордовия в сфере торговли, удовлетворение потребительского спроса, насыщение рынка разнообразными видами товаров путем создания эффективной товаропроводящей инфраструктуры, улучшение взаимодействия исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия с предпринимателями, усиление координации и поддержки интересов хозяйствующих субъектов и потребителей в Республике Мордовия.
2. Состояние сферы торговли в Республике Мордовия
В 2011 г. оборот розничной торговли составил 53,3 млрд. рублей, что в товарной массе на 1,7% больше, чем в 2010 году. Оборот розничной торговли розничных торговых сетей - 9 млрд. рублей, что на 25,0% больше соответствующего периода 2010 года.
В 2011 г. деятельность торговли обеспечила 13,5% валового регионального продукта. По вкладу в валовой региональный продукт торговая отрасль республики находится на четвертом месте после промышленности (28,3%), строительства (14,9%) и сельского хозяйства (13,6%).
В сфере торговли занято 15,2 тыс. человек (6,5% от общей численности занятых в экономике) (кроме торговли автотранспортными средствами).
В 2011 г. налоговые поступления в бюджеты всех уровней от сферы торговли составили 1,7 млрд. рублей, или 9% от общей суммы всех поступлений.
Сфера торговли интенсивно развивается, увеличивается количество новых инвесторов. В 2011 г. в розничную торговлю инвестировано 225,7 млн. рублей, или 130,9% к 2010 году.
При сравнении динамики продаж продовольственных и непродовольственных товаров в 2011 г. сохранилась дифференциация потребительских предпочтений, сформированная годом ранее, в пользу продуктов питания. В структуре оборота розничной торговли в 2011 г. удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий составил 52,1%, непродовольственных товаров - 47,9 процента. Однако в сравнении с 2010 г. продажа пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий увеличилась на 0,1% в сопоставимых ценах, а продажа непродовольственных товаров - на 3,4 процента.
В 2011 г. оборот розничной торговли на 85,5% формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, реализующими товары вне рынка, индекс физического объема оборота к соответствующему периоду предыдущего года составил 102,1 процента.
В 2011 г. наблюдалась тенденция увеличения объема продажи товаров на розничных рынках и ярмарках, индекс физического объема оборота к соответствующему периоду предыдущего года составил 99,2% (против 95,3% в 2010 г. к 2009 г.). Доля продажи на рынках и ярмарках составила 14,5 процента (в 2010 г. - 14,9%).
Однако в 2011 г. не удалось преодолеть отставание по обороту розничной торговли на душу населения среди регионов Приволжского федерального округа, который составил 63966 рублей (14 место в ПФО). Самый высокий показатель достигнут в Самарской области, где продано потребительских товаров на душу населения в два раза больше, чем в Мордовии (144 тыс. рублей).
│ │хозяйственных связей │самоуправления, │ │
│ │ │Минсельхозпрод │ │
│ │ │Республики Мордовия│ │
├───┼──────────────────────────────────────┼───────────────────┼──────────┤
│ 6.│Содействие в реализации комплекса мер │Министерство │2012 - │
│ │социального и организационного │торговли и │2017 │
│ │характера, направленных на повышение │предпринимательства│ │
│ │экономической (ценовой) доступности │Республики Мордовия│ │
│ │социально значимых продовольственных │во взаимодействии с│ │
│ │товаров первой необходимости (по │органами местного │ │
│ │перечню
, утвержденному постановлением │самоуправления │ │
│ │Правительства Российской Федерации от │ │ │
│ │15 июля 2010 г. № 530), обеспечение │ │ │
│ │бесперебойного доведения товаров │ │ │
│ │до потребителей в достаточном объеме и│ │ │
│ │ассортименте │ │ │
├───┼──────────────────────────────────────┼───────────────────┼──────────┤
│ 7.│Содействие осуществлению мер по защите│Министерство │2012 - │
│ │прав потребителей │торговли и │2017 │
│ │ │предпринимательства│ │
│ │ │Республики Мордовия│ │
│ │ │во взаимодействии с│ │
│ │ │органами местного │ │
│ │ │самоуправления │ │
├───┼──────────────────────────────────────┼───────────────────┼──────────┤
│ 8.│Содействие в обеспечении условий для │Министерство │2012 - │
│ │создания в сфере торговли новых │торговли и │2017 │
│ │торговых мест, сохранения имеющихся, │предпринимательства│ │
│ │повышения производительности труда и │Республики Мордовия│ │
│ │оплаты в отрасли │во взаимодействии с│ │
│ │ │органами местного │ │
│ │ │самоуправления, │ │
│ │ │Госкомтрудзанятости│ │
│ │ │Республики Мордовия│ │
├───┼──────────────────────────────────────┼───────────────────┼──────────┤
│ 9.│Осуществление мер, связанных с │Министерство │2012 - │
│ │формированием информационно- │торговли и │2017 │
│ │аналитической и мониторинговой системы│предпринимательства│ │
│ │в области торговой деятельности на │Республики Мордовия│ │
│ │территории Республики Мордовия │ │ │
├───┼──────────────────────────────────────┼───────────────────┼──────────┤
│10.│Взаимодействие со средствами массовой │Министерство │2012 - │
│ │информации, размещение в сети │торговли и │2017 │
│ │"Интернет" материалов по вопросам │предпринимательства│ │
│ │функционирования и развития │Республики Мордовия│ │
│ │потребительского рынка │ │ │
└───┴──────────────────────────────────────┴───────────────────┴──────────┘