Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 22 марта 2012 г. по делу № А12-2526/2012

Резолютивная часть решения объявлена 20 марта 2012 г.
Полный текст решения изготовлен 21 марта 2012 г.
Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Лаврик Н.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Москаленко И.А, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (404130, Волгоградская область, г. Волжский, пр. Ленина, 21; ИНН 3435110011, ОГРН 1023402008706) к Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области (400074, Волгоград, ул. Козловская, 39А; ИНН 3445118595, ОГРН 1113460005251) и Комитету бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области (400131, Волгоград, ул. Порт-Саида, 7; ИНН 3444130624, ОГРН 1063444006922), с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Администрации Волгоградской области (400131, Волгоград, пр. Ленина, 9; ИНН 3444051965, ОГРН 1023403444547), Управления Федерального казначейства по Волгоградской области (400131, Волгоград, ул. Коммунистическая, 28а; ИНН 3444054571, ОГРН 1023403452555), Министерства финансов Российской Федерации (109097, Москва, ул. Ильинка, 9; ИНН 7710168360, ОГРН 1037739085636), Министерства регионального развития Российской Федерации (127994, Москва, ул. Садовая-Самотечная, дом 10/23, строение 1; ИНН 7707530333, ОГРН 1047796791459) - о взыскании 6 213 322 руб. 43 коп,
при участии в судебном заседании:
от истца - Р. по доверенности <...>,
от Комитета ЖКХ - Б. по доверенности <...>;
от Комитета БФПиК - Л. по доверенности <...>;
от УФК по Волгоградской области и Минфина РФ - Ц. по доверенностям <...> и <...>,
в отсутствие представителя Минрегионразвития РФ, надлежаще извещенного о времени и месте проведения судебного заседания,

установил:

Администрация городского округа - город Волжский Волгоградской области (далее - Администрация г. Волжского, истец) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области (далее - Комитет ЖКХ, 1-й ответчик) и Комитету бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области (далее - КБФПиК, 2-й ответчик) о взыскании за счет казны Волгоградской области задолженности в размере 5 856 061 руб. 23 коп. по Соглашению от 12.08.2010 № 331 "О предоставлении субсидий из областного бюджета бюджету муниципального образования на закупку автотранспортных средств и коммунальной техники в 2010", а также пени в сумме 357 261 руб. 20 коп, начисленной из расчета 1/300 ставки рефинансирования Центробанка России на указанную выше сумму задолженности за период с 18.02.2011 по 29.10.2011.
Иск мотивирован тем, что Администрации г. Волжского в 2010 г. причитались субсидии из областного бюджета в размере 6 516 000 руб. на закупку для муниципальных нужд автотранспортных средств и коммунальной техники. Муниципалитетом произведена закупка трех автобусов по муниципальному контракту № 1678 от 08.10.2010. Софинансирование по данному муниципальному контракту Комитет ЖКХ в полном объеме не произвел. Из бюджета области субсидия поступила только апреле 2011 и в размере 659 938 руб. 77 коп., хотя Администрацией г. Волжского выполнены все условия по Соглашению от 12.08.2010 № 331 для получения субсидии на закупку техники в полном объеме.
Определением арбитражного суда от 02.02.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Администрация Волгоградской области, Комитет бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области (далее - КБФПиК), Управление Федерального казначейства по Волгоградской области (УФК по Волгоградской области), Министерство финансов Российской Федерации (Минфин РФ), Министерство регионального развития Российской Федерации (Минрегион РФ).
Определением от 29.02.2012 судебное разбирательство назначено на 20.03.2012 г.
В судебном заседании представитель истца настаивала на удовлетворении исковых требований о взыскании за счет казны Волгоградской области заявленной суммы полностью. На вопросы суда о правомерности привлечения к участию в деле двух ответчиков - Комитета ЖКХ и КБФПиК, а также о правомерности взыскания именно областных бюджетных средств и начисления санкций в виде 1/300 ставки рефинансирования ЦБР затруднилась ответить.
Комитет ЖКХ и КБФПиК находят исковые требования необоснованными и просят отказать в их удовлетворении, поскольку вины Волгоградской области в неисполнении Соглашения № 331 от 12.08.2010 не имеется, Администрация г. Волжского сама нарушила предусмотренные указанным Соглашением условия софинансирования на закупку автотранспортных средств, что не позволило перечислить муниципалитету в 2010 финансовом году субсидию за счет средств поступивших из Минрегиона России межбюджетных трансфертов. В соответствии с требованиями бюджетного законодательства неиспользованные в 2010 году остатки межбюджетных трансфертов возвращены Волгоградской областью в феврале 2011 г. в федеральный бюджет - Минрегиону России.
Представитель Минфина РФ и УФК по Волгоградской области находит иск необоснованным, а правовую позицию ответчиков правильной.
Минрегион России в письменном отзыве (поступившим по электронной почте 11.02.2012) ссылается на полное исполнение обязательств по предоставлению Волгоградской области субсидии на закупку техники и на отсутствие своей заинтересованности в исходе дела.
Исследовав имеющиеся доказательства, выслушав объяснения участников дела, суд считает, что исковые требования Администрации г. Волжского удовлетворению не подлежат по следующим основаниям:
Как усматривается из материалов дела, спорные отношения касаются межбюджетной субсидии на закупку автотранспортных средств и коммунальной техники в 2010 финансовом году.
В соответствии с частью 5 статьи 24 Федерального закона от 02.12.2009 № 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Правила распределения и предоставления в 2010 году из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура на закупку автотранспортных средств и коммунальной техники (далее - Правила № 1184).
Пунктом 11 названных Правил определено, что вышеуказанная субсидия предоставляется на основе заключенных между Минрегионом России и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или администрацией г. Байконура соглашений о предоставлении субсидии (далее - соглашение).
Перечень автотранспортных средств и коммунальной техники для закупки субъектами Российской Федерации с использованием субсидий утвержден приказом Минпромторга России от 27.04.2010 № 332.
Субсидии предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке Министерству регионального развития Российской Федерации.
Распределение субсидий между субъектами Российской Федерации и г. Байконуром утверждается Минрегионом России. Им же осуществляется контроль за целевым использованием субсидий.
На основании части 5 статьи 24 Федерального закона о бюджете на 2010 год и Правил № 1184 между Минрегионом России и Администрацией Волгоградской области заключено Соглашение от 01.06.2010 № 207/2010.
По указанному соглашению и в соответствии с пунктом 14 Правил № 1184 Минрегион России осуществляет опережающее финансирование субсидии в размере 70% средств, предусмотренных бюджету Волгоградской области как субъекту Российской Федерации, а оставшиеся 30% перечисляются после представления субъектом Российской Федерации копий договоров, заключенных с поставщиками автотранспортных средств и коммунальной техники.
Во исполнение данного Соглашения Минрегионом России в бюджет Волгоградской области перечислена субсидия в размере 172 496 610 рублей тремя траншами по платежным поручениям от 04.06.2010 № 158728, от 24.11.2010 № 387 521 и от 20.12.2010 № 439331.
Администрацией Волгоградской области принято постановление от 26.07.2010 № 337-п, которым утвержден "Порядок осуществления и учета в 2010 году расходов областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субсидии федерального бюджета на закупку автотранспортных средств и коммунальной техники". Одновременно утверждено распределение бюджетам муниципальных образований средств в виде субсидий из федерального бюджета в 2010 году на вышеуказанные цели.
На основании постановления № 337-п между Комитетом по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (правопреемником которого является 1-й ответчик Комитет ЖКХ) и Администрацией г. Волжского (именуемой "Муниципалитет") заключено Соглашение № 331 от 12.08.2010 "О предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету муниципального образования на закупку автотранспортных средств и коммунальной техники в 2010 году".
По данному соглашению Комитет обязался предоставить Муниципалитету субсидию в целях софинансирования мероприятий по закупке для муниципальных нужд автотранспортных средств и коммунальной техники в 2010 году в размере 6 516 000 рублей. В свою очередь Муниципалитет обязался использовать субсидию по целевому назначению, обеспечить финансирование мероприятий в размере не менее 3 000 000 рублей за счет средств муниципального бюджета.
Согласно пункту 3.1 Соглашения закупка техники осуществляется за счет средств местного бюджета в размере не менее 30% от стоимости техники и за счет средств областного бюджета в размере не более 70%.
В порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" Администрация г. Волжского осуществила размещение заказа на закупку для муниципальных нужд трех автобусов. Между управлением муниципальным имуществом администрации г. Волжского (как заказчиком) и поставщиком - ООО "Волжское автобусное производство "Волжанин" заключен муниципальный контракт от 08.10.2010 рег. № 1678, по условиям которого поставщик обязуется поставить автобусы в срок до 20.12.2010, а заказчик произвести оплату по факту поставки с отсрочкой платежа до 60 дней.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Волгоградской области от 13.10.2011 (дело № А12-12501/ 2011) по иску ООО "Волжское автобусное производство "Волжанин" с УМИ администрации г. Волжского взыскан основной долг по муниципальному контракту от 08.10.2010 рег. № 1678 в размере 5 856 061 руб. 23 коп., неустойка за просрочку оплаты - 320 472 руб. 95 коп. 95 руб. и госпошлина за подачу иска - 11 247 руб. 11 коп.
Данным решением установлено, что оплату в размере собственного финансирования (3 000 000 руб.) заказчик произвел поставщику по платежному поручению № 54 от 16.02.2011 (т.е. по окончании 2010 финансового года).
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим иском, Администрация г. Волжского сослалась на ненадлежащее исполнение ответчиками взятых на себя обязательств по Соглашению № 331 от 12.08.2010 "О предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету муниципального образования на закупку автотранспортных средств и коммунальной техники в 2010 году".
Принимая решение, суд первой инстанции руководствуется следующим:
Спорные отношения касаются финансовой помощи государства - денежных средств, выделенных из федерального бюджета местным органам власти на строго определенные цели.
Субсидия предоставлялась для использования ее в 2010 году.
Администратором доходов по указанной субсидии является только 1-й ответчик - Комитет ЖКХ.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК - РФ) лимит бюджетных обязательств - объем прав в денежном выражении на принятие бюджетным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году и плановом периоде.
Целевые межбюджетные трансферты являются источником финансового обеспечения расходов, соответствующих целям предоставления целевых межбюджетных трансфертов.
Согласно статье 12 БК РФ финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. В этот период (с 01.01. по 31.12.) начинается и заканчивается исполнение всех бюджетов, входящих в бюджетную систему государства.
Субсидия по Соглашению № 331 от 12.08.2010 подлежала перечислению в указанный период (до окончания 31.12.2010 г.)
Пунктом 3.2 Соглашения № 331 от 12.08.2010 предусмотрено, что для финансирования закупки техники Муниципалитет представляет Комитету ЖКХ заявку на перечисление средств, а также надлежащим образом заверенные копии документов: - итоговый протокол аукциона; - муниципальный контракт на закупку техники; - платежный документ, подтверждающий оплату техники за счет средств местного бюджета в размере не менее 30% от стоимости техники.
Материалами дела установлена, что такая заявка с приложением муниципального контракта от 08.10.2010 рег. № 1678 и платежного поручения от 16.02.2011 № 54 на сумму 3 000 000 руб. была подана Администрацией в Комитет ЖКХ только 17.02.2011 исх. № 18/3161 (т.е. по истечении 2010 финансового года).
Конкурсная документация и условия указанного муниципального контракта от 08.10.2010 рег. № 1678 разработаны самим заказчиком (т.е. Муниципалитетом).
Ответчики по настоящему делу участниками муниципального контракта от 08.10.2010 рег. № 1678 не являются.
Просрочка подачи заявки не позволила Комитету ЖКХ перечислить Администрации г. Волжского субсидию, поступившую за счет средств федерального бюджета, т.е. в неисполнении условий Соглашения № 331 от 12.08.2010 имеет место вина самого истца.
Порядок взыскания неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета, установлены приказом Минфина России от 11.06.2009 № 51н.
На основании статьи 242 БК РФ и упомянутого приказа Минфина РФ от 11.06.2009 № 51н неиспользованные по состоянию на 01 января 2011 г. остатки целевых средств федерального бюджета были возвращены Волгоградской областью Минрегиону России по платежному поручению от 24.02.2011 № 1166493 на сумму 34 885 544 руб. 18 коп.
В соответствии с абзацем 1 части 5 статьи 242 БК РФ межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не использованные в текущем финансовом году, могут использоваться в очередном финансовом году на те же цели при наличии потребности в указанных трансфертах в соответствии с решением главного администратора бюджетных средств.
Главным администратором межбюджетных субсидий на закупку автотранспортных средств и коммунальной техники является Минрегион России.
Уведомлением № 7 по расчетам между бюджетами от 20.01.2011 Комитет ЖКХ подтвердил Минрегиону РФ наличие потребности в неиспользованном остатке межбюджетного трансферта в очередном финансовом году (2011 г.) на сумму 45 405 484 руб. 31 коп.
Как разъяснено в письме Минфина РФ от 25.02.2010 № 02-03-10/654, решение главного администратора доходов федерального бюджета о наличии потребности в остатках целевых межбюджетных трансфертов доводится до соответствующего администратора доходов бюджета субъекта РФ по возврату остатков трансфертов до 1 апреля очередного финансового года в форме уведомления по расчетам между бюджетами по межбюджетным трансфертам, которое подлежит согласованию с Минфином РФ.
Перечисление остатков целевых межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации, в отношении которых приняты решения о наличии потребности в их направлении на те же цели в следующем финансовом году, осуществляется главным администратором доходов федерального бюджета от возврата остатков целевых межбюджетных трансфертов, в пределах поступивших в федеральный бюджет остатков целевых межбюджетных трансфертов, отраженных на его лицевом счете администратора доходов.
Минрегион России уведомлением № 309-29-807-244 от 25.03.2011 санкционировал Волгоградской области предоставление в 2011 году неиспользованного остатка межбюджетного трансферта за 2010 год всего на 32 641 977 руб. 87 коп. (т.е. менее потребности).
Указанная сумма - 32 641 977 руб. 87 коп. платежным поручением от 05.04.2011 № 44 зачислена на лицевой счет Комитета ЖКХ. Она распределена между получателями субсидий и полностью использована по назначению.
Следовательно, удовлетворение исковых требований приведет к неисполнимости судебного решения (т.к. спорные отношения касаются средств федерального бюджета).
Поскольку отсутствуют правовые основания для взыскания за счет Волгоградской области 5 856 061 руб. 23 коп. как задолженности по Соглашению № 331 от 12.08.2011, не может быть удовлетворено и акцессорное требование истца о взыскании пени в сумме 357 261 руб. 20 коп, начисленной из расчета 1/300 ставки рефинансирования Центробанка России на указанную сумму задолженности за период с 18.02.2011 по 29.10.2011. Тем более что истец не дал надлежащего правового обоснования для применения к субъекту Российской Федерации - Волгоградской области заявленной меры ответственности.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции

решил:

В удовлетворении иска администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области к Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области и Комитету бюджетно-финансовой политики к казначейства Администрации Волгоградской области о взыскании 5 856 061 руб. 23 коп. по Соглашению от 12.08.2010 № 331 "О предоставлении субсидий из областного бюджета бюджету муниципального образования на закупку автотранспортных средств и коммунальной техники в 2010 году", а также пени (банковских процентов) в сумме 357 261 руб. 20 коп. отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок путем подачи апелляционной жалобы в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Волгоградской области или в кассационном порядке.

Судья
Н.В.ЛАВРИК





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru