Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ярославская область


ЯРОСЛАВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 11 мая 2012 г. по делу № 3-16/2012

Ярославский областной суд в составе
председательствующего судьи областного суда Игнатова К.Н.,
при секретаре С.Т.Ю.,
с участием прокурора Сафоновой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению открытого акционерного общества "Троллейбусное управление" об оспаривании в части постановления Правительства Ярославской области от 16.03.2011 № 169-п "Об утверждении Порядка предоставления субсидий хозяйствующим субъектам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), осуществляющим пассажирские перевозки, на возмещение недополученных доходов, связанных с оплатой проезда отдельных категорий граждан по проездным билетам",

установил:

Открытое акционерное общество "Троллейбусное управление" (далее - ОАО "Троллейбусное управление", Общество) обратилось в Ярославский областной суд с заявлением, в котором, с учетом уточнения требований, просит признать незаконным и отменить п.п. 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.5, 4.7 п. 4 Порядка предоставления субсидий хозяйствующим субъектам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), осуществляющим пассажирские перевозки, на возмещение недополученных доходов, связанных с оплатой проезда отдельных категорий граждан по проездным билетам (далее - Порядок предоставления субсидий), утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 16.03.2011 № 169-п, в части расчета субсидий с момента введения указанного Порядка в действие. Кроме того, заявитель в своем заявлении просит обязать Правительство Ярославской области внести изменения в пункт 4 Порядка предоставления субсидий хозяйствующим субъектам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), осуществляющим пассажирские перевозки, на возмещение недополученных доходов, связанных с оплатой проезда отдельных категорий граждан по проездным билетам, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 16.03.2011 № 169-п, в части расчета субсидий, определив расчет субсидии в размере доплаты до полной стоимости тарифа за каждую поездку льготных категорий пассажиров, зафиксированную соответствующей транзакцией в АСКП в полном объеме с момента введения на территории Ярославской области единого льготного электронного проездного билета с 1 февраля 2011 года, а также просит взыскать с Правительства Ярославской области в свою пользу понесенные судебные расходы.
Свои требования Общество мотивировало тем, что пункт 4 указанного выше Порядка противоречит действующему законодательству: ст. 14 Социального кодекса Ярославской области и ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку, принятый Порядок предоставления субсидий хозяйствующим субъектам, осуществляющим пассажирские перевозки, на возмещение недополученных доходов, связанных с оплатой проезда отдельных категорий граждан по проездным билетам, не компенсирует Обществу в полном объеме недополученную прибыль от перевозки пассажиров льготной категории.
В судебном заседании представитель ОАО "Троллейбусное управление" по доверенности З.Л.А. заявленные требования поддержала в полном объеме.
Судом в качестве заинтересованных лиц по делу привлечены Правительство Ярославской области и Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ярославской области.
К судебному заседанию Правительством Ярославской области и Департаментом дорожного хозяйства и транспорта Ярославской области представлены письменные возражения на заявление ОАО "Троллейбусное управление". Как видно из представленных возражений, Правительство Ярославской области и Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ярославской области заявленные требования не признают, ссылаясь на то, что утвержденный постановлением Правительства Ярославской области от 16.03.2011 № 169-п Порядок предоставления субсидий хозяйствующим субъектам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), осуществляющим пассажирские перевозки, на возмещение недополученных доходов, связанных с оплатой проезда отдельных категорий граждан по проездным билетам не противоречит действующему законодательству, принят Правительством области в пределах своей компетенции (ч. 4 ст. 3 БК РФ) и содержит все требования, предъявляемые Бюджетным кодексом РФ к нормативному правовому акту, регулирующему предоставление субсидий юридическим лицам (ч. 3 ст. 78 БК РФ).
Также в представленных письменных возражениях указывается на то, что Порядок предоставления субсидий, утвержденный постановлением Правительства Ярославской области от 16.03.2011 № 169-п, устанавливает размер предоставляемых субсидий не произвольно, а в соответствии с постановлениями Федеральной службы государственной статистики от 09.01.2007 № 2 "Об утверждении порядка заполнения и представления форм федерального государственного статистического наблюдения за деятельностью трамвайного и троллейбусного транспорта" и от 19.01.2007 № 9 "Об утверждении порядка заполнения и представления форм федерального государственного статистического наблюдения № 3-автотранс "Сведения о наличии и использовании автомобильного транспорта", № 65-автотранс "Сведения о продукции автомобильного транспорта", № 1-автотранс "Сведения о работе пассажирского автомобильного транспорта".
Кроме того, содержится ссылка на то, что полученная статистика по количеству поездок по одному проездному документу за 2011 год является следствием того, что проездной билет используется бесконтрольно лицами, не имеющими соответствующих документов, а также отсутствие единой базы данных не исключает возможности приобретения по одному удостоверению нескольких проездных билетов. Однако в настоящее время разработан и запущен проект внедрения персонифицированных проездных билетов в г. Рыбинске для отдельных категорий граждан.
Таким образом, Правительство Ярославской области и Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ярославской области считают, что оспариваемое постановление принято с соблюдением требований действующего законодательства, в установленном порядке и в пределах компетенции уполномоченных на то органов государственной власти.
В судебном заседании представитель заинтересованных государственных органов, Правительства Ярославской области и Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ярославской области, по доверенности Д.В.С. возражал против удовлетворения заявленных ОАО "Троллейбусное управление" требований, поддержал позицию, изложенную в указанных выше письменных возражениях на заявление.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, заключение прокурора об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. "ж" ст. 72 Конституции РФ социальная защита находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ) с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Вместе с тем данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Ярославская область реализовала свои полномочия по установлению мер социальной поддержки и приняла Закон Ярославской области от 19 декабря 2008 г. № 65-з "Социальный кодекс Ярославской области", который установил льготный проезд на общественном транспорте для отдельных категорий граждан.
В соответствии со ст. 790 ГК РФ, если законом или иными правовыми актами установлены льготы и преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров или багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно п. 1 ст. 14 Закона Ярославской области от 19 декабря 2008 г. № 65-з "Социальный кодекс Ярославской области" финансирование социальных обязательств осуществляется за счет средств областного бюджета в полном объеме.
В соответствии со ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Такие субсидии из бюджета субъекта РФ предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.
На основании указанной нормы оспариваемым постановлением Правительства Ярославской области от 16.03.2011 № 169-п утвержден Порядок предоставления субсидии хозяйствующим субъектам, осуществляющим пассажирские перевозки, на возмещение недополученных доходов, связанных с оплатой проезда отдельных категорий граждан по проездным билетам. В соответствии с данным Порядком планово-расчетная стоимость проездного билета на месяц в г. Рыбинске установлена исходя из 50 поездок в месяц и составила 510 рублей, 250 рублей из которых оплачивается гражданином, а 260 рублей - возмещается предприятию в счет предоставления субсидии.
Вместе с тем ни в Законе Ярославской области от 19 декабря 2008 г. № 65-з "Социальный кодекс Ярославской области", ни федеральным законодательством не урегулирован порядок, в соответствии с которым должно определяться количество поездок по социальному проездному билету на городских перевозках на территориях муниципальных образований при реализации права льготного проезда в городском пассажирском транспорте, а также формула (методика) расчета возмещение сумм расходов и размер предоставляемой субсидии из бюджета субъекта РФ. А поскольку федеральным законодательством или законодательством Ярославской области, имеющим большую юридическую силу не установлен порядок определения такого рода компенсаций, Правительство Ярославской области как высший исполнительный орган государственной власти Ярославской области вправе определить его своим постановлением.
Довод заявления о том, что предприятие не получает полного возмещения затрат не свидетельствует о противоречии оспариваемого постановления нормам федерального законодательства или законодательства имеющим большую юридическую силу, поскольку судом не может быть рассмотрена экономическая составляющая спора в рамках главы 24 ГПК РФ. В связи с этим вопрос о компенсации предприятию понесенных им расходов может быть предметом рассмотрения в порядке искового производства.
Суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления (ч. 1 ст. 253 ГПК РФ).
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 251 - 253 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Троллейбусное управление" отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Ярославский областной суд в месячный срок с момента изготовления мотивированного решения.

Председательствующий
К.Н.ИГНАТОВ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru