Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Якутия (Саха)


ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 4 мая 2012 г. по делу № 3-31/12

Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе:

                              председательствующего         Дмитриевой Л.А.

                              при секретаре                Черепановой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутске
заявление заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пункта 1.1 раздела I, подпунктов "б", "в" пункта 2.2 раздела II Положения о Комиссии Правительства Республики Саха (Якутия) по вопросам организации выезда граждан за счет жилищных субсидий Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РС(Я) от 03.02.2012 № 35

установил:

3 февраля 2012 года Правительством Республики Саха (Якутия) принято постановление № 35 "О Комиссии Правительства Республики Саха (Якутия) по вопросам организации выезда граждан за счет жилищных субсидий Российской Федерации" (вместе с "Положением о Комиссии Правительства Республики Саха (Якутия) по вопросам организации выезда граждан за счет жилищных субсидий Российской Федерации"), опубликованное в печатном издании "Якутские ведомости", № 10, 07.02.2012, "Сокуоннар. Уураахтар. Дьапаллар.", № 28 - 31, 02.03.2012.
Заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пункта 1.1 раздела I, подпунктов "б", "в" пункта 2.2 раздела II Положения о Комиссии Правительства Республики Саха (Якутия) по вопросам организации выезда граждан за счет жилищных субсидий Российской Федерации (далее - Положение), утвержденного названным постановлением.
В обоснование заявления указано, что оспариваемые пункты Положения наделяют Комиссию Правительства Республики Саха (Якутия) по вопросам организации выезда граждан за счет жилищных субсидий Российской Федерации правом принимать решения о включении граждан в списки граждан, изъявивших желание получить государственные жилищные сертификаты в планируемом году, а также в список граждан - получателей сертификатов в планируемом году и об отказе во включении в список граждан, изъявивших желание получить государственные жилищные сертификаты в планируемом году, а также в список граждан - получателей сертификатов в планируемом году. По мнению прокурора, такими полномочиями в соответствии с пунктами 19, 21, 24, 26, 29 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153, обладают органы местного самоуправления.
В судебном заседании прокурор Долганов Г.В. требования поддержал, указав на то, что пункт 1.1 раздела I Положения оспаривается в части, касающейся возложения на Комиссию Правительства Республики Саха (Якутия) по вопросам организации выезда граждан за счет жилищных субсидий Российской Федерации полномочий по принятию решений о включении и об отказе во включении граждан в списки граждан, изъявивших желание получить государственные жилищные сертификаты в планируемом году, а также в список граждан - получателей сертификатов в планируемом году, подпункты "б", "в" пункта 2.2 раздела II Положения просит признать недействующими полностью.
Представитель заинтересованного лица Правительства Республики Саха (Якутия) Владимиров Д.Г., действующий на основании доверенности от 29.08.2011 г. № 813-П1, в судебном заседании с заявлением прокурора не согласился, считает заявленные требования необоснованными. Указал на то, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153. В частности, право органа государственной власти субъекта Российской Федерации на формирование списков граждан, изъявивших желание получить государственные жилищные сертификаты в планируемом году, а также списка граждан - получателей сертификатов в планируемом году и принятия решений об отказе во включении в такие списки, предусмотрено по смыслу пункта 5, пункта 26, пункта 29, пункта 30 названных Правил.
Просит в удовлетворении заявления отказать.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, представителей, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими отдельных положений оспариваемого нормативного правового акта по следующим основаниям.
3 февраля 2012 года Правительством Республики Саха (Якутия) принято постановление № 35 "О Комиссии Правительства Республики Саха (Якутия) по вопросам организации выезда граждан за счет жилищных субсидий Российской Федерации" (вместе с "Положением о Комиссии Правительства Республики Саха (Якутия) по вопросам организации выезда граждан за счет жилищных субсидий Российской Федерации"), опубликованное в печатном издании "Якутские ведомости", № 10, 07.02.2012, "Сокуоннар. Уураахтар. Дьапаллар.", № 28 - 31, 02.03.2012.
Пунктом 1.1 раздела I Положения предусмотрено, что Комиссия Правительства Республики Саха (Якутия) по вопросам организации выезда граждан за счет жилищных субсидий Российской Федерации (далее - Комиссия) является постоянно действующим межведомственным органом, осуществляющим координацию работы министерств, ведомств, муниципальных районов, городских округов Республики Саха (Якутия) по обеспечению реализации полномочий Республики Саха (Якутия) по переселению граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, осуществляющим полномочия по принятию решений о включении граждан в списки граждан, изъявивших желание получить государственные жилищные сертификаты в планируемом году, а также в список граждан - получателей сертификатов в планируемом году и об отказе во включении в список граждан, изъявивших желание получить государственные жилищные сертификаты в планируемом году, а также в список граждан - получателей сертификатов в планируемом году гражданам, не имеющим оснований для получения жилищных субсидий в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно подпунктам "б", "в" пункта 2.2 раздела II Положения в целях выполнения возложенных на нее задач Комиссия, в частности, имеет право:
принимать решение о включении граждан в список граждан, изъявивших желание получить государственные жилищные сертификаты в планируемом году, а также в список граждан - получателей сертификатов в планируемом году;
принимать решение об отказе во включении в список граждан, изъявивших желание получить государственные жилищные сертификаты в планируемом году, а также в список граждан - получателей сертификатов в планируемом году гражданам, не имеющим оснований для получения жилищных субсидий, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктами "б", "ж", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина, защита семьи, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Части 2 и 5 статьи 76 Конституции РФ предусматривают, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Часть 2 статьи 26.1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 25.07.2011) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" устанавливает, что полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.
Также согласно части 3 статьи 22 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, конституции (уставу) и законам субъекта Российской Федерации.
Федеральный закон от 25.10.2002 № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" устанавливает правовое регулирование по вопросам совместного ведения, предусмотренным статьей 72 Конституции Российской Федерации.
Статья 10 Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ относит к полномочиям Правительства Российской Федерации утверждение порядка предоставления средств федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Правительство Российской Федерации Постановлением от 21 марта 2006 г. № 153 (в редакции Постановления Правительства РФ от 03.11.2011 № 909) утвердило Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы (далее - Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов).
Предоставление безвозмездных жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета является способом оказания помощи выезжающим из районов с экстремальными природно-климатическими условиями гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий.
К порядку предоставления средств федерального бюджета на жилищные субсидии относятся формирование списков граждан - участников подпрограммы, организация работы по выдаче сертификатов, порядок оплаты приобретаемого жилого помещения.
Исходя из содержания статьи 1 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) от 15.02.1995 З № 51-I (ред. от 24.01.2006) "О Правительстве Республики Саха (Якутия)" (принят постановлением ПР ГС (Ил Тумэн) РС(Я) от 15.02.1995 З № 52-I) Правительство Республики Саха (Якутия) является исполнительным и распорядительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия).
В силу частей 1 и 2 статьи 3 названного закона Правительство Республики Саха (Якутия) правомочно решать вопросы, отнесенные к его ведению Конституцией и законами Республики Саха (Якутия), межгосударственными и иными договорами. Правительство Республики Саха (Якутия) в пределах своей компетенции организует исполнение федеральных и республиканских законов, указов Президента Республики Саха (Якутия), постановлений Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), осуществляет систематический контроль за их исполнением исполнительными органами государственной власти и управления республики, федеральными органами, находящимися на территории республики, и иными юридическими и физическими лицами, принимает меры по устранению их нарушений.
Частью 1 статьи 25 того же закона предусмотрено, что Правительство Республики Саха (Якутия) в пределах своей компетенции принимает постановления, издает распоряжения и иные акты, подлежащие обязательному исполнению на всей территории Республики Саха (Якутия). При этом согласно части 2 статьи 25 названного закона решения, имеющие нормативный характер, принимаются и оформляются в виде постановлений Правительства Республики Саха (Якутия).
По правилам части 2 статьи 3 упомянутого закона Правительство республики в пределах своей компетенции организует исполнение федеральных и республиканских законов.
Таким образом, анализ вышеприведенных норм действующего законодательства свидетельствует о том, что Положение принято Правительством Республики Саха (Якутия) в пределах компетенции органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по вопросам организации деятельности постоянно действующего межведомственного органа в целях предоставления безвозмездных жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета во исполнение норм Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ.
При рассмотрении дела суд учитывает, что Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов не наделяют органы местного самоуправления компетенцией по составлению списка граждан - получателей сертификатов в планируемом году. Напротив, согласно пункту 29 названных Правил формирует и утверждает сводный список граждан - получателей сертификатов в планируемом году по каждой категории граждан орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Также в соответствии с пунктом 30 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов выписки из сводного списка получателей сертификатов доводятся до соответствующих органов местного самоуправления, которые, в свою очередь, информируют граждан о решении органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о включении их в сводные списки получателей сертификатов.
Поэтому требования прокурора в части, касающейся оспаривания нормативного правового акта по причине неправомерного установления полномочий Комиссии по принятию решений о включении граждан в список граждан - получателей сертификатов в планируемом году либо об отказе во включении в такой список, являются очевидно необоснованными.
Кроме того, ссылка прокурора на противоречие пункта 1.1 раздела I, подпунктов "б", "в" пункта 2.2 раздела II Положения пунктам 19, 21 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, не может быть принята судом по следующим основаниям. Пункт 19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов устанавливает перечень документов, предоставляемых гражданами, указанными в пункте 5 названных Правил, для участия в подпрограмме соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат). В соответствии с пунктом 21 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями документов, представленных в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил. По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы. В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения. О принятом решении гражданин уведомляется в порядке, установленном органом исполнительной власти.
Из содержания вышеприведенных норм следует, что названные пункты Правил не относятся непосредственно к регулированию вопросов составления (формирования) списков граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, а касаются процедуры, предшествующей составлению таких списков, устанавливают порядок признания гражданина участником подпрограммы. При таких обстоятельствах противоречий оспариваемых норм вышеприведенным положениям действующего федерального законодательства суд не усматривает.
В соответствии с пунктом 24 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.
Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году.
Принятие органом местного самоуправления указанного заявления после 1 июля года, предшествующего планируемому, не допускается.
Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 настоящих Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При этом список граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, формируется также в соответствии с очередностью, устанавливаемой с учетом положений статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Пунктом 26 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат, на планируемый год по форме согласно приложению № 2, утверждает его и представляет государственному заказчику подпрограммы (на бумажном носителе и в электронном виде). Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Граждане - участники подпрограммы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке по алфавиту.
Включение граждан - участников подпрограммы в сводный список после его утверждения не допускается.
Сводный список в отношении граждан, указанных в подпункте "ж" пункта 5 настоящих Правил, до его утверждения подлежит согласованию с территориальными органами Федеральной миграционной службы.
По смыслу вышеприведенных норм орган исполнительной власти субъекта РФ осуществляет полномочия по формированию и утверждению сводного списка граждан, изъявивших желание получить сертификат, на планируемый год. Следовательно, оспариваемые прокурором положения регионального законодательства каким-либо образом не противоречат перечисленным в названных пунктах Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов полномочиям указанных органов.
Согласно пункту 1 статьи 253 ГПК РФ, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Оценивая вышеисследованные обстоятельства дела в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований прокурора о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим в части.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении заявления заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пункта 1.1 раздела I, подпунктов "б", "в" пункта 2.2 раздела II Положения о Комиссии Правительства Республики Саха (Якутия) по вопросам организации выезда граждан за счет жилищных субсидий Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РС(Я) от 03.02.2012 № 35 отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, апелляционное представление прокурора в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда принято в окончательной форме 25.05.2012 г.

Судья
Л.А.ДМИТРИЕВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru