Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Челябинская область


 
СОВЕТСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 21 мая 2012 г. по делу № 2-1300\2012

Советский районный суд г. Челябинска в составе:
председательствующего Губановой М.В.,
при секретаре Фатаховой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора города Челябинска о признании частично недействующим нормативного правового акта,

установил:

Прокурор города Челябинска обратился в суд с заявлением о признании частично недействующим нормативного правового акта исполнительного органа местного самоуправления, просил признать пункты 3, 4 Порядка проведения антикоррупционной экспертизы действующих нормативных правовых актов Администрации города Челябинска, проектов нормативных правовых актов Администрации города Челябинска, утвержденного постановлением Администрации города Челябинска от 24.01.2012 г. № 8-п, противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента вступления решения в законную силу.
Обязать Администрацию города Челябинска отменить пункты 3, 4 Порядка проведения антикоррупционной экспертизы действующих нормативных правовых актов Администрации города Челябинска, проектов нормативных правовых актов Администрации города Челябинска, утвержденного постановлением Администрации города Челябинска от 24.01.2012 г. № 8-п, и направить судебное решение для официального опубликования.
В судебном заседании прокурор Демина Н.А. поддержала заявленные требования, обосновав их тем, что, администрацией города Челябинска от 24.01.2012 № 8-п утвержден Порядок проведения антикоррупционной экспертизы действующих нормативных правовых актов Администрации города Челябинска, проектов нормативных правовых актов Администрации города Челябинска.
Постановление Администрации города Челябинска от 24.01.2012 № 8-п опубликовано в газете "Вечерний Челябинск" от 27.01.2012 № 7.
Оспариваемое постановление является нормативным правовым актом, основные характеризующие признаки которого даны в пункте 9 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части".
Пункты 3, 4 Порядка проведения антикоррупционной экспертизы действующих нормативных правовых актов Администрации города Челябинска, проектов нормативных правовых актов Администрации города Челябинска", утвержденного постановлением Администрацией города Челябинска от 24.01.2012 № 8-п, содержат коррупциогенные факторы и противоречат закону.
На указанные пункты прокурором города Челябинска 13.02.2012 Главе Администрации города Челябинска принесен протест. Согласно ответу Администрации города Челябинска от 21.02.2012 требования прокурора отклонены по тем основаниям, что противоречие законодательству отсутствует. Доводы, изложенные в ответе на протест, несостоятельны.
Пунктом 3 Порядка определены категории проектов нормативных правовых актов, которые подлежат обязательной антикоррупционной экспертизе.
В пункте 4 Порядка закреплено, что по решению должностного лица Администрации города Челябинска, осуществляющего согласование проекта нормативного правового акта Администрации города Челябинска в соответствии с Регламентом Администрации города Челябинска, а также по решению комиссии по противодействию коррупции на территории города Челябинска, утвержденной распоряжением Администрации города Челябинска от 16.08.2010 № 6472 "Об утверждении состава комиссии по противодействию коррупции на территории города Челябинска", антикоррупционная экспертиза проводится а отношении проектов нормативных правовых актов Администрации города Челябинска, направленных на регулирование отношений, не указанных в пункте 3 настоящего Порядка.
Прокурор полагает, что антикоррупционной экспертизе подлежат все нормативные правовые акты, принятые органом местного самоуправления, без исключений.
Выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка в силу пп. "в" пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96, является коррупциогенным фактором.
Применение нормативного правового акта, содержащего коррупциогенные факторы, способствует проявлению коррупции в действиях должностных лиц администрации города Челябинска.
Представитель администрации города Челябинска в судебное заседание не явился, извещены, просили дело рассматривать без их участия.
Ранее в судебном заседании представитель не признавала требования. По мнению представителя, в отношении всех нормативных правовых актов Администрации города Челябинска проводится правовая экспертиза, которая в соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" включает в себя также антикоррупционную экспертизу.
Постановление Администрации города Челябинска от 24.01.2012 № 8-п направлено на проведение антикоррупционной экспертизы с обязательной подготовкой заключения о наличии, либо отсутствии коррупциогенных факторов в проекте или действующем нормативном правовом акте.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 251 Гражданского процессуального кодекса (далее по тексту ГПК РФ) гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
На основании пункта 2 статьи 6 Федерального закона "О противодействии коррупции" профилактика коррупции осуществляется путем проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов.
Правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения устанавливает Федеральный закон "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов".
В статье 2 Федерального закона "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" закреплено, что одним из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) является обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов.
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
Органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения (статья 3 Федерального закона "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов").
Данное положение также закреплено в пункте 61 постановления Администрации города Челябинска от 04.03.2011 № 49-п "Об утверждении Регламента Администрации города Челябинска", где установлено, что проекты нормативных правовых актов до их подписания подлежат правовой и антикоррупционной экспертизе.
Как установлено судом, администрацией города Челябинска от 24.01.2012 № 8-п утвержден Порядок проведения антикоррупционной экспертизы действующих нормативных правовых актов Администрации города Челябинска, проектов нормативных правовых актов Администрации города Челябинска.
Постановление Администрации города Челябинска от 24.01.2012 № 8-п опубликовано в газете "Вечерний Челябинск" от 27.01.2012 № 7.
Оспариваемое постановление является нормативным правовым актом, основные характеризующие признаки которого даны в пункте 9 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части".
пункты 3, 4 Порядка проведения антикоррупционной экспертизы действующих нормативных правовых актов Администрации города Челябинска, проектов нормативных правовых актов Администрации города Челябинска", утвержденного постановлением Администрацией города Челябинска от 24.01.2012 № 8-п, содержат коррупциогенные факторы и противоречат закону.
На указанные пункты прокурором города Челябинска 13.02.2012 Главе Администрации города Челябинска принесен протест. Согласно ответу Администрации города Челябинска от 21.02.2012 требования прокурора отклонены по тем основаниям, что противоречие законодательству отсутствует. Доводы, изложенные в ответе на протест, несостоятельны.
Пунктом 3 Порядка определены категории проектов нормативных правовых актов, которые подлежат обязательной антикоррупционной экспертизе, а именно в следующих сферах:
- предоставления физическим и юридическим лицам муниципальных гарантий, бюджетных инвестиций, бюджетных кредитов, субсидий, грантов, пособий и иных выплат, осуществляемых за счет средств бюджета города Челябинска;
- управления муниципальным имуществом и приватизации;
- размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд муниципального образования "город Челябинск";
- реализации полномочий Администрации города Челябинска в сфере земельных отношений;
- определения функций, прав, обязанностей и ответственности муниципальных служащих Администрации города Челябинска.
В пункте 4 Порядка закреплено, что по решению должностного лица Администрации города Челябинска, осуществляющего согласование проекта нормативного правового акта Администрации города Челябинска в соответствии с Регламентом Администрации города Челябинска, а также по решению комиссии по противодействию коррупции на территории города Челябинска, утвержденной распоряжением Администрации города Челябинска от 16.08.2010 № 6472 "Об утверждении состава комиссии по противодействию коррупции на территории города Челябинска", антикоррупционная экспертиза проводится в отношении проектов нормативных правовых актов Администрации города Челябинска, направленных на регулирование отношений, не указанных в пункте 3 настоящего Порядка.
Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Соответствие актов органов и должностных лиц местного самоуправления положениям Конституции РФ, федеральным законам, законам субъектов РФ обеспечивает согласованность, органическую связь и взаимодействие правовых актов всех уровней.
Согласно указанным нормам, суд приходит к выводу, что антикоррупционной экспертизе подлежат все нормативные правовые акты, принятые органом местного самоуправления, без исключений.
Выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка в силу пп. "в" пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96, является коррупциогенным фактором.
Судом не принят довод представителя администрации, что содержащееся в Постановлении Администрации города Челябинска от 24.01.2012 № 8-п требование говорит о проведении антикоррупционной экспертизы с обязательной подготовкой письменного заключения о наличии, либо отсутствии коррупциогенных факторов в проекте или действующем нормативном правовом акте по определенным категориям, поскольку из содержания п. 3 и 4, не следует обязательности подготовки заключения в письменном виде о наличии либо отсутствии коррупциогенных факторов.
Суд полагает, что применение нормативного правового акта, содержащего коррупциогенные факторы, способствует проявлению коррупции в действиях должностных лиц администрации города Челябинска.
На основании изложенного, суд полагает требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Ввиду того, что нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд полагает необходимым признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 ГПК РФ, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. В случае, если данное печатное издание прекратило свою деятельность, такое решение или сообщение публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица.
Поскольку пункты 3, 4 Порядка проведения антикоррупционной экспертизы действующих нормативных правовых актов Администрации города Челябинска, проектов нормативных правовых актов Администрации города Челябинска, утвержденного постановлением Администрации города Челябинска от 24.01.2012 г. № 8-п, противоречат действующему законодательству, то в силу ст. 253 ГПК РФ вышеуказанное Положение в этой части должно быть признано недействующим со дня его принятия.
В соответствии со ст. 253 ГПК РФ после вступления в законную силу в течение месяца сообщение о настоящем решении подлежит опубликованию в печатном издании "Вечерний Челябинск".
Руководствуясь ст. ст. 251 - 253 ГПК РФ, суд

решил:

заявление прокурора города Челябинска удовлетворить.
Признать пункты 3, 4 Порядка проведения антикоррупционной экспертизы действующих нормативных правовых актов Администрации города Челябинска, проектов нормативных правовых актов Администрации города Челябинска, утвержденного постановлением Администрации города Челябинска от 24.01.2012 г. № 8-п, противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента вступления решения в законную силу.
После вступления решения в законную силу в течение месяца опубликовать в печатном издании "Вечерний Челябинск" сообщение о решении суда следующего содержания: "Решением Советского районного суда г. Челябинска от 21 мая 2012 г. признаны противоречащими закону и недействующими пункты 3, 4 Порядка проведения антикоррупционной экспертизы действующих нормативных правовых актов Администрации города Челябинска, проектов нормативных правовых актов Администрации города Челябинска, утвержденного постановлением Администрации города Челябинска от 24.01.2012 г. № 8-п".
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 1 месяца через Советский районный суд г. Челябинска.

Судья
М.В.ГУБАНОВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru