МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
ПРИКАЗ
от 1 августа 2012 г. № 1063
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА И ПРОГРАММЫ
ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ
РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
В соответствии с Федеральным законом
от 30 ноября 2011 года № 351-ФЗ "О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" приказываю:
1. Утвердить прилагаемые:
Порядок
осуществления подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
Программу
подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2012 г.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра образования и науки Республики Марий Эл Иванова А.В.
И.о. министра
Т.ГУСАКОВА
Утвержден
приказом
Министерства
образования и науки
Республики Марий Эл
от 1 августа 2012 г. № 1063
ПОРЯДОК
ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ
РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок определяет процедуру подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее - кандидаты в замещающие родители).
1.2. Подготовка кандидатов в замещающие родители проводится по программе в количестве 110,5 часов, утвержденной приказом Министерства образования и науки Республики Марий Эл.
1.3. Подготовка кандидатов в замещающие родители осуществляется органами опеки и попечительства или образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляющими полномочие по подбору и подготовке кандидатов в замещающие родители на основании договора с органом опеки и попечительства (далее - Организации).
1.4. Финансирование расходов, связанных с подготовкой кандидатов в замещающие родители, осуществляется за счет средств республиканского бюджета.
2. Подготовка кандидатов в замещающие родители
2.1. Подготовка кандидатов в замещающие родители проводится при их обращении непосредственно в Организацию или в орган опеки и попечительства.
2.2. Кандидаты в замещающие родители вправе обратиться в Организацию.
Кандидаты в замещающие родители, обратившиеся в Организацию для прохождения подготовки, подают заявление о приеме на подготовку и дают согласие на проведение диагностики и психологического обследования семьи.
2.3. Иностранные граждане, лица без гражданства или граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации, которые желают принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, вправе обратиться в Организацию для прохождения подготовки кандидатов в замещающие родители.
Граждане, не владеющие русским языком и желающие пройти подготовку кандидатов в замещающие родители, в Организацию обращаются с переводчиком.
2.4. Организация:
│ │ │ │ │ │ │ │дование │
├────┼───────────────────────┼────────┼────┼──────┼──────┼───────┼────────┤
│26. │Всего │ 110,5 │ 32 │ 36,5 │ 22 │ 20 │ │
└────┴───────────────────────┴────────┴────┴──────┴──────┴───────┴────────┘
2. Темы программы
Раздел 1. Роль и место приемного родителя в социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Тема 1. Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители.
Тема 2. Содержание и цели программы подготовки кандидатов в приемные родители.
Тема 3. Проблема подбора семьи и ребенка. Потребности развития приемного ребенка. Компетенции (ценности, знания и умения) по его воспитанию и понятие о мотивации приемных родителей.
Раздел 2. Особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Тема 4. Основные этапы развития ребенка.
Тема 5. Особенности интеллектуального развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ЗПРР, ЗПР, легкая умственная отсталость).
Тема 6. "Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка (эмоционально-волевые нарушения - агрессивность, гиперактивность, замкнутость, воровство).
Тема 7. Особенности полового воспитания приемного ребенка.
Раздел 3. Особенности переживания трудных жизненных ситуаций детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Тема 8. Жестокое обращение с ребенком и его последствия для развития ребенка.
Тема 9. Значение идентичности и привязанности в жизни ребенка.
Тема 10. Последствия переживания горе и потери в жизни ребенка.
Раздел 4. Особенности семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Тема 11. Представление о семье как о развивающейся системе. Роль семьи в обеспечении потребностей развития ребенка.
Тема 12. Родительские и профессиональные роли приемной семьи и ее дальнейшее взаимодействие с организациями, предоставляющими услуги детям и семьям.
Тема 13. Изменение семейной системы после помещения ребенка в семью и прохождения ребенком возрастных этапов развития.
Тема 14. Значение поощрений и наказаний в воспитании детей.
Раздел 5. Формирования здорового образа жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Тема 15. Создание безопасных условий для воспитания детей в доме и вне семейной среды в зависимости от их возрастных особенностей и опыта жизни.
Тема 16. Охрана здоровья ребенка и здоровый образ жизни.
Раздел 6. Особенности адаптационного процесса для ребенка и замещающей семьи.
Тема 17. Этапы адаптационного процесса.
Тема 18. Общая характеристика личностных проблем и кризисов.
Тема 19. Типичные ошибки воспитания в замещающей семье.
Раздел 7. Защита прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Тема 20. Формы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Тема 21. Права и обязанности кандидатов в замещающие родители.
Тема 22. Взаимодействие органов опеки и попечительства с замещающими семьями.
Раздел 8. Значение совместной работы в процессе воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Тема 23. Партнерские отношения - залог успеха воспитания ребенка.
Тема 24. Подведение итогов освоения курса подготовки и итоговые рекомендации по приему ребенка в семью.
Тема 25. Итоговая аттестация.