Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


Направлено письмом от 10 августа 2012 г. № 02-7144

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 9 августа 2012 г. № 1094н

НА ПРИКАЗ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 21 ЯНВАРЯ 2009 Г.
№ 21 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ РЕГЛАМЕНТОВ
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ"
(В РЕДАКЦИИ ОТ 24 МАРТА 2009 Г. № 140, ОТ 07 ДЕКАБРЯ 2009 Г.
№ 621, ОТ 24 ФЕВРАЛЯ 2010 Г. № 61, ОТ 07 АПРЕЛЯ 2010 Г.
№ 196, ОТ 30 АПРЕЛЯ 2010 Г. № 238, ОТ 28 ДЕКАБРЯ 2010 Г.
№ 834, ОТ 25 ЯНВАРЯ 2011 Г. № 38, ОТ 13 АПРЕЛЯ 2011 Г.
№ 200, ОТ 12 ДЕКАБРЯ 2011 Г. № 859, ОТ 31 ЯНВАРЯ 2012 Г.
№ 49, ОТ 29 ИЮНЯ 2012 Г. № 404)

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 г. № 147 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведена правовая экспертиза приказа Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области от 21 января 2009 г. № 21 "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг" (в редакции от 24 марта 2009 г. № 140, от 07 декабря 2009 г. № 621, от 24 февраля 2010 г. № 61, от 07 апреля 2010 г. № 196, от 30 апреля 2010 г. № 328, от 28 декабря 2010 г. № 834, от 25 января 2011 г. № 38, от 13 апреля 2011 г. № 200, от 12 декабря 2011 г. № 859, от 31 января 2012 г. № 49, от 29 июня 2012 г. № 404) (далее - Приказ) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
Поводом для проведения правовой экспертизы является поступление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области приказа Министерства социальной защиты населения Волгоградской области от 29 июня 2012 г. № 404 "О внесении изменений в некоторые приказы Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области".
Правовой экспертизой установлено следующее:
Настоящим Приказом утверждены административные регламенты Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области предоставления следующих государственных услуг:
- предоставление ежемесячной денежной выплаты ветеранам труда и приравненным к ним гражданам, труженикам тыла, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, гражданам, находившимся в несовершеннолетнем возрасте на территории города Сталинграда в период Сталинградской битвы, ветеранам труда Волгоградской области;
- выплата ежемесячного пособия гражданам, имеющим детей, проживающим на территории Волгоградской области, ежемесячного социального пособия студенческим семьям, имеющим детей, и отдельным категориям студентов, ежемесячной денежной выплаты беременным женщинам, кормящим матерям и детям от одного года до трех лет, проживающим на территории Волгоградской области;
- выплата мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.
Предметом правового регулирования рассматриваемого Приказа являются общественные отношения, возникающие в области организации работы исполнительных органов государственной власти в сфере социальной защиты населения по предоставлению государственных услуг.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Гражданским кодексом Российской Федерации;
- Законом Российской Федерации от 18.10.1991 № 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" (в редакции от 30.11.2011 № 361-ФЗ);
- Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции от 16.11.2011 № 318-ФЗ);
- Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (в редакции от 28.07.2012 № 133-ФЗ);
- Федеральным законом от 10.12.1995 № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (в редакции от 23.07.2008 № 160-ФЗ);
- Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (в редакции от 28.07.2012 № 133-ФЗ);
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 02.05.2012 № 40-ФЗ);
- Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (в редакции от 18.07.2012 № 19-П);
- Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных" (в редакции от 25.07.2011 № 261-ФЗ);
- Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (в редакции от 28.07.2012 № 133-ФЗ);
- постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 № 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" (в редакции от 30.06.2012 № 674);
- Уставом Волгоградской области;
- Законом Волгоградской области от 03.03.2005 № 1016-ОД "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Волгоградской области" (в редакции от 16.12.2011 № 2274-ОД);
- Законом Волгоградской области от 21.02.2007 № 1418-ОД "О государственной социальной помощи населению в Волгоградской области" (в редакции от 02.11.2007 № 1539-ОД);
- Законом Волгоградской области от 15.03.2012 № 22-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области";
- постановлением Губернатора Волгоградской области от 19.06.2012 № 485 "Об утверждении Положения о министерстве социальной защиты населения Волгоградской области".
В соответствии с пунктом "ж" статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" законодательство Российской Федерации о социальном обслуживании состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 2 Федерального закона "О государственной социальной помощи" законодательство о государственной социальной помощи состоит из Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статьей 3 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предусмотрено, что нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 указанного выше Федерального закона установлено, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Следовательно, исследуемый Приказ издан с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 5 пункта 3 статьи 7 Устава Волгоградской области систему органов государственной власти Волгоградской области образуют иные исполнительные органы государственной власти Волгоградской области.
Согласно подпункту 11 пункта 1 приложения к Закону Волгоградской области "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" установлено, что министерство социальной защиты населения Волгоградской области входит в систему органов исполнительной власти Волгоградской области.
Согласно пункту 1 статьи 12 Закона Волгоградской области "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" органы исполнительной власти Волгоградской области, действующие на день вступления настоящего Закона в силу и не предусмотренные настоящим Законом, продолжают осуществлять свои полномочия до их упразднения, реорганизации или переименования.
Пунктом 1.1 Положения о министерстве социальной защиты населения Волгоградской области, утвержденного постановлением Губернатора Волгоградской области от 19.06.2012 № 485, установлено, что министерство социальной защиты населения Волгоградской области (далее именуется - Министерство) является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере государственной политики по социальной поддержке и социальному обслуживанию пенсионеров, ветеранов, инвалидов, малоимущих граждан, граждан пожилого возраста, семей с детьми, несовершеннолетних и других категорий населения, нуждающихся в государственной социальной поддержке и помощи, а также государственной семейной и демографической политики на территории Волгоградской области.
В соответствии с пунктом 3.3 обозначенного выше Положения Министр издает приказы Министерства.
Таким образом, издание исследуемого правовой экспертизой ведомственного нормативного правового акта входило в компетенцию исполнительного органа государственной власти Волгоградской области.
На момент проведения правовой экспертизы принятие данного нормативного правового акта является необходимым и достаточным для урегулирования общественных отношений, являющихся его предметом.
Однако в тексте анализируемого нормативного правового акта выявлено несоответствие действующему федеральному законодательству, заключающееся в следующем.
1. Административные регламенты исполнения министерством социальной защиты населения Волгоградской области государственной услуги состоят из следующих разделов:
1) "Общие положения";
2) "Требования к порядку предоставления государственной услуги";
3) "Административные процедуры предоставления государственной услуги";
4) "Порядок и формы контроля за предоставлением государственной услуги";
5) "Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, а также его должностных лиц".
Вместе с тем согласно статье 12 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
Структура административного регламента должна содержать разделы, устанавливающие:
1) общие положения;
2) стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги;
3) состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме;
4) формы контроля за исполнением административного регламента;
5) досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, а также должностных лиц, государственных или муниципальных служащих.
Таким образом, выявленное несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в утверждении субъектом Российской Федерации административного регламента предоставления государственной услуги, по структуре не соответствующего требованиям федерального законодательства.
Также в тексте исследуемого Регламента выявлено нарушение правил юридической техники, заключающееся в следующем.
Регламенты, утвержденные исследуемым нормативным правовым актом, состоят из следующих разделов:
1) "Общие положения";
2) "Требования к порядку предоставления государственной услуги";
3) "Административные процедуры предоставления государственной услуги";
4) "Порядок и формы контроля за предоставлением государственной услуги";
5) "Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, а также его должностных лиц".
Вместе с тем содержание перечисленных разделов не соответствует требованиям, установленным пунктами 3.3, 3.4, 3.5, 3.6 постановления Администрации Волгоградской области от 25.07.2011 № 369-п "О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг".
Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 28 января 2009 г. № 15.
Приказы Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области от 24 марта 2009 г. № 140, от 07 декабря 2009 г. № 621, от 24 февраля 2010 г. № 61, от 07 апреля 2010 г. № 196, от 30 апреля 2010 г. № 238, от 28 декабря 2010 г. № 834, от 25 января 2011 г. № 38, от 13 апреля 2011 г. № 200, от 12 декабря 2011 г. № 859, от 31 января 2012 г. № 49, которыми внесены изменения в исследуемый нормативный правовой акт, соответственно опубликованы в региональной газете "Волгоградская правда" от 01 апреля 2009 г. № 58, от 16 декабря 2009 г. № 236, от 10 марта 2010 г. № 41, от 14 апреля 2010 г. № 66, от 05 мая 2010 г. № 79, от 19 января 2011 г. № 8, от 02 февраля 2011 г. № 18, от 20 апреля 2011 г. № 70, от 21 декабря 2011 г. № 240, от 08 февраля 2012 г. № 22.
Приказ министерства социальной защиты населения Волгоградской области от 29 июня 2012 г. № 404, которым внесены изменения в исследуемый нормативный правовой акт, опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 11 июля 2012 г. № 122.
Вывод: приказ Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области от 21 января 2009 г. № 21 "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг" (в редакции от 24 марта 2009 г. № 140, от 07 декабря 2009 г. № 621, от 24 февраля 2010 г. № 61, от 07 апреля 2010 г. № 196, от 30 апреля 2010 г. № 238, от 28 декабря 2010 г. № 834, от 25 января 2011 г. № 38, от 13 апреля 2011 г. № 200, от 12 декабря 2011 г. № 859, от 31 января 2012 г. № 49, от 29 июня 2012 г. № 404) не соответствует действующему федеральному законодательству в части утверждения субъектом Российской Федерации административного регламента предоставления государственной услуги, по структуре не соответствующего требованиям федерального законодательства.
Предлагаю привести исследуемый нормативный правовой акт в соответствие с федеральным законодательством; устранить выявленное нарушение правил юридической техники; сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Начальник Управления
М.А.КОЛЕСНИКОВ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru