Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Томская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 27 января 2012 г. по делу № А67-3636/2010

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 26 января 2012 г.
Полный текст решения изготовлен 27 января 2012 г.
19 мая 2010 г. граждане: Гришаев Геннадий Олегович, Дорохов Николай Николаевич, Лазаренко Петр Викторович, Январев Валерий Васильевич обратились в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Департаменту тарифного регулирования и государственного заказа Томской области об отмене приказа Региональной энергетической комиссии Томской области от 10.12.2009 г. № 64/403 "О тарифах на тепловую энергию общества с ограниченной ответственностью "Асиновская тепловая компания", в соответствии с которым были установлены тарифы на тепловую энергию на 2010 г., подлежащей поставке потребителям со стороны ООО "Асиновская тепловая компания", в том числе: одноставочный, для бюджетных и иных потребителей, оплачивающих производство и передачу тепловой энергии в размере 1 732,08 руб./Гкал (без учета НДС) и одноставочный, для потребителей, оплачивающих производство тепловой энергии (получающих тепловую энергию на коллекторах производителей) в размере 1 406,86 руб./Гкал.
Определением Арбитражного суда Томской области от 20.05.2010 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Общество с ограниченной ответственностью "Асиновская тепловая компания" (далее по тексту: ООО "АТК", "Общество").
В порядке ст. 52 АПК РФ, в дело вступил прокурор Томской области.
Решением Арбитражного суда Томской области от 26.11.2010 г. приказ Департамента тарифного регулирования и государственного заказа Томской области от 10.12.2009 № 64/403 "О тарифах на тепловую энергию общества с ограниченной ответственностью "Асиновская тепловая компания" признан не соответствующим Федеральному закону от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и недействующим.
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 марта 2011 г. по делу № А67-3636/2010 решение от 26.11.2010 г. и определение от 06.12.2010 г. Арбитражного суда Томской области было отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же арбитражный суд.
Определением Арбитражного суда Томской области от 06.06.2011 г. производство по делу № А67-3636/2010 было прекращено по п/п. 1 п. 1 ст. 150 АПК РФ.
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 сентября 2011 г. по делу № А67-3636/2010 определение о прекращении производства по делу от 30.05.2011 г. Арбитражного суда Томской области по делу № А67-3636/2010 было отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Томской области.
В соответствии с определением суда от 21.09.2011 г. дело принято к рассмотрению Арбитражным судом Томской области в ином составе.
В ходе судебного разбирательства граждане: Гришаев Г.О., Дорохов Н.Н., Лазаренко П.В., Январев В.В. заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении и письменных пояснениях по делу, в том числе отметили, что нормативный акт - приказ Региональной энергетической комиссии Томской области (далее по тексту: "РЭК Томской области") от 10.12.2009 г. № 64/403 "О тарифах на тепловую энергию общества с ограниченной ответственностью "Асиновская тепловая компания" не соответствует положениям Федерального закона от 14.04.1995 г. № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", является незаконным и подлежит признанию недействующим, поскольку:
- при принятии решения об утверждении тарифа на тепловую энергию для ООО "АТК" на 2010 год в размере 2043,85 рублей/Гкал (с НДС), РЭК Томской области, в нарушения: постановления Правительства РФ от 26.02.2004 г. № 109, закрепляющего требование о том, что предельный тариф в среднем по субъектам Российской Федерации должен определяться максимальной величиной роста, применяемой к среднему по субъектам Российской Федерации уровня тарифа на тепловую энергию и предельный максимальный уровень тарифов не должен быть превышен средний по субъекту Российской Федерации, а также приказа Федеральной службы по тарифам РФ от 07.09.2004 г. № 69-э/4 "О предельных уровнях тарифов на электрическую и тепловую энергию на 2005 - 2006 годы", определившего предельный максимальный тариф на тепловую энергию на 2005 г. на территории Томской области в размере 455,24 рублей/Гкал (с НДС), превысила предельные уровни тарифов на тепловую энергию в среднем по субъекту РФ - Томская область, более чем в два раза, что подтверждается следующим расчетом:

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: приказ ФСТ № 853-э/4 издан 29.12.2005, а не 25.12.2005.

455,24 рублей x 1,16 = 528,08 рублей/Гкал (с НДС) - тариф на тепловую энергию на 2006 г. с учетом приказа ФСТ РФ от 25.12.2005 г. № 853-э/4;
528,09 рублей x 1,16 = 612,57 рублей/Гкал (с НДС) - тариф на тепловую энергию на 2007 г. с учетом приказа ФСТ РФ от 01.08.2006 г. № 166-э/1;
612,58 рублей x 1,18 = 722,83 рублей/Гкал (с НДС) - тариф на тепловую энергию на 2008 г. с учетом приказа ФСТ РФ от 11.04.2007 г. № 68-э/5;
722,84 рублей x 1,249 = 902,81 рублей/Гкал (с НДС) - тариф на тепловую энергию на 2009 г. с учетом приказа ФСТ РФ от 08.08.2008 г. № 136-э/2;
902,83 рублей x 1,1 = 993.1 рублей/Гкал (с НДС) - тариф на тепловую энергию на 2010 г. с учетом приказа ФСТ РФ от 29.09.2009 г. № 228-э/3.
При этом, по мнению Заявителей, в нарушение требований, закрепленных Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 г. № 109, Региональная энергетическая комиссия Томской области решение об установлении тарифа на уровне выше максимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов для Томской области, не согласовала в Федеральной службе по тарифам РФ, в порядке, установленном приказом ФСТ России от 07.12.2004 г. № 236-э;
- установленный тариф на тепловую энергию на 2010 г. в размере 2 043,85 руб. за 1 Гкал, отпускаемую ООО "АТК", является экономически необоснованным и завышенным, поскольку для иных организаций, также поставляющих потребителям тепловую энергию в 2010 г. на территории г. Асино, были установлены другие, более низкие, тарифы, а именно, для МУЗ "Асиновская центральная районная больница" - в размере 1 564,12 руб. за 1 Гкал., для ОГУП "Асиновское дорожное ремонтно-строительное управление" - в размере 1 367,62 руб. за 1 Гкал.
Заявители - граждане: Гришаев Г.О., Дорохов Н.Н., Лазаренко П.В., Январев В.В. считают, что приобретая одинаковую по качеству и объему тепловую энергию в 2010 году в г. Асино по завышенному тарифу, установленному для ООО "АТК", они оказались в заведомо неравном положении с другими потребителями тепловой энергии, что оспариваемый нормативный акт - приказ Региональной энергетической комиссии Томской области от 10.12.2009 г. № 64/403, противоречит положениям части 1 статьи 2, статей 4, 6 Федерального закона от 14.04.1995 г. № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", так как последним нарушены цели и принципы государственного регулирования тарифов, касающиеся баланса экономических интересов поставщиков и потребителей тепловой энергии и защите экономических интересов потребителей от монопольного повышения тарифов, в связи с чем, заявленные требования, подлежат удовлетворению.
Представитель Департамента тарифного регулирования и государственного заказа Томской области с заявленными требованиями не согласился по основаниям, изложенным в отзыве и дополнительных пояснениях по делу, в том числе указал, что требования Заявителей основаны на ошибочном мнении о допущенном РЭК Томской области превышении устанавливаемых ФСТ России предельных уровней тарифов на тепловую энергию при издании оспариваемого акта, которое не соответствует фактическим обстоятельствам дела, основано на неправильном толковании приказов ФСТ России и противоречит нормативным правовым актам, осуществляющим правовое регулирование государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, что оспариваемый нормативный акт - приказ от 10.12.2009 г. № 64/403 принят в рамках компетенции и полномочий РЭК Томской области, в соответствии с действующими правилами (процедурами) и методами расчета (регулирования) тарифов на тепловую энергию, при наличии предусмотренных правовыми актами оснований.
В пункте 1 приказа ФСТ России от 29.09.2009 г № 228-э/3 "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2010 г." были установлены предельные максимальные уровни тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на уровне, определяемом исходя из максимальной величины роста тарифов на 2010 год в соответствии с приложением к указанному приказу и среднего тарифа по субъекту Российской Федерации, рассчитанного исходя из тарифов, действовавших для организаций по состоянию на 31.12.2009 г.
В соответствии со строкой 71 приложения "Максимальная величина роста тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2010 год" к приказу ФСТ России от 29.09.2009 г. № 228-э/3, для Томской области указанная величина установлена на уровне 110%.
Таким образом, по смыслу указанного приказа ФСТ России, в среднем по Томской области тариф на тепловую энергию (средневзвешенный тариф) 2010 года должен увеличиться не более чем на 10%, по отношению к тарифу, действовавшему по состоянию на 31.12.2009 года.
Согласно информации о средних тарифах на тепловую энергию по Томской области, в 2010 году темп роста тарифов на тепловую энергию в среднем по Томской области, по отношению к средневзвешенным тарифам, действовавшим на 31.12.2009 г., составил 109,4%, т.е. тариф увеличился лишь на 9,4%.
С учетом изложенного, по мнению представителя Ответчика, РЭК Томской области было соблюдено требование приказа ФСТ России от 29.09.2009 г. № 228-э/3 "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2010 г.", поскольку рост тарифов на тепловую энергию в среднем по субъекту РФ - Томская область не превысил 110%.
При этом для конкретной энергоснабжающей организации уровень тарифа может отличаться от среднего показателя по субъекту Российской Федерации - быть выше или ниже его, но по субъекту Российской Федерации в целом не может превышать максимальную величину роста. Данная позиция подтверждается сложившейся арбитражной практикой.
Тариф на тепловую энергию для разных энергоснабжающих организаций в г. Асино устанавливается индивидуально в зависимости от различных технических и экономических условий работы, использования разного оборудования, а также топлива и не может быть одинаковым.
Экономическая обоснованность тарифа на тепловую энергию, утвержденного для ООО "Асиновская тепловая компания" на 2010 г., подтверждена документами, имеющимися в материалах дела, в том числе экспертным заключением, в связи с чем, при издании оспариваемого акта - приказа от 10.12.2009 г. № 64/403, со стороны РЭК Томской области, положения статей 2 - 4, 6 Федерального закона от 14.04.1995 г. № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" нарушены не были, оспариваемый нормативный акт принят в рамках предельных уровней тарифов установленных Федеральной службой по тарифам, в связи с чем, заявленные требования, по мнению представителя Ответчика, удовлетворению не подлежат.
Представитель третьего лица - ООО "Асиновская тепловая компания", в отзыве по делу, считает требование Заявителей необоснованными, так как сравнение тарифов, утвержденных для других организаций г. Асино, с тарифами, утвержденными для ООО "АТК", не имеет правового обоснования, поскольку тарифы на тепловую энергию для ООО "Асиновская тепловая компания" складываются из фактических затрат на производство тепловой энергии данной организации.
Указанный Заявителями нормативный акт - приказ Федеральной службы по тарифам РФ от 07.09.2004 г. № 69-э/4 "О предельных уровнях тарифов на электрическую и тепловую энергию на 2005 - 2006 годы", определивший предельный максимальный тариф на тепловую энергию на 2005 г. на территории Томской области в размере 455,24 рублей/Гкал (с НДС), не может быть положен в основу расчета, подтверждающего вывод последних о превышении РЭК Томской области, при установлении для ООО "АТК" тарифа на тепловую энергию на 2010 г., предельного уровня тарифов на тепловую энергию, установленному по субъекту РФ - Томская область, более чем в два раза, поскольку приказом ФСТ РФ от 07.09.2004 г. № 69-э/4, устанавливались и вводились в действие на 2005 - 2006 годы предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям лишь региональными энергоснабжающими организациями, с учетом производимой электростанциями в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, по субъектам РФ, без учета дифференциации по группам потребителей, видам теплоносителей, параметрам пара, системам централизованного теплоснабжения и календарной разбивки.
Прокурор Томской области считает требование Заявителей необоснованным и не подлежащим удовлетворению по основаниям, изложенным в письменных пояснениях по делу, в частности отметил, что оспариваемый приказ принят уполномоченным на его принятие органом - РЭК Томской области и опубликован в "Издании энергетики ЖКХ" от 10.12.2009 г. № 6, что решение принято по форме, утвержденной Федеральной службой по тарифам РФ, в соответствии с п. 21 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109, что тариф утвержден в размере, рекомендованном экспертами, поэтому является экономически обоснованным.
При толковании положений приказа ФСТ России от 07.09.2004 № 69-э/4 "О предельных уровнях тарифов на электрическую и тепловую энергию на 2005 - 2006 годы" следует учитывать положения Федерального закона от 14.04.1995 г. № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", в соответствии со статьей 4 которого ФСТ России, в момент принятия приказа № 69-э/4, имело полномочия на установление минимальных и максимальных уровней тарифов на тепловую энергию лишь в отношении организаций, производящих тепловую энергию в режиме комбинированной выработки.
В связи с тем, что полномочия по установлению максимальных уровней роста тарифов для иных организаций, производящих тепловую энергию в режиме не комбинированной выработки, появились у ФСТ России, с момента издания Федерального закона от 26.12.2005 г. № 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации", приказ ФСТ России от 07.09.2004 № 69-э/4 не регулирует спорные правоотношения, следовательно, оспариваемый приказ РЭК Томской области от 10.12.2009 г. № 64/403, не может противоречить данному приказу ФСТ России.
Таким образом, порядок и основания принятия решения регулирующим органом при установлении тарифа на 2010 год для ООО "АТК" не нарушены, доводы Заявителей о превышении тарифов на тепловую энергию ООО "Асиновская тепловая компания" по сравнению с другими организациями, обеспечивающими теплом население г. Асино, не основан на нормах действующего законодательства, поскольку тарифы на тепловую энергию, установленные для организаций, поставляющих тепло для населения одного и того же муниципального образования, объективно не могут быть одинаковыми, в связи с чем, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Кроме того, по мнению представителя Ответчика и прокурора Томской области, производство по настоящему делу подлежит прекращению по п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ, в связи с тем, что оспариваемый нормативный акт с 01.01.2011 г. прекратил свое действие, а доказательств, свидетельствующих о факте нарушения им прав и законных интересов Заявителей, последними представлено не было.
Суд, несмотря на то обстоятельство, что, на момент рассмотрения настоящего дела, оспариваемый нормативный акт - приказ Региональной энергетической комиссии Томской области от 10.12.2009 г. № 64/403 "О тарифах на тепловую энергию общества с ограниченной ответственностью "Асиновская тепловая компания" прекратил свое действие, в связи с истечением срока его действия (п. 2 приказа), а Федеральный закон от 14 апреля 1995 года № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", на предмет соответствия которому проверяется оспариваемый нормативный акт, с 1 января 2011 года утратил силу (Федеральные законы от 26.03.2003 г. № 36-ФЗ и от 26.07.2010 г. № 187-ФЗ), с учетом разъяснения данного Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 12.07.2006 г. № 182-О, а также правовой позиции, изложенной в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 г. № 99 "Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", в целях предоставления Заявителям возможности реализовать право на судебную защиту своих законных интересов, считает необходимым рассмотреть заявленные, в рамках настоящего дела, требования, по существу, с целью проверки соответствия указанного нормативного акта федеральному закону, имеющему большую юридическую силу, а также для выяснения вопроса нарушения им прав и законных интересов Заявителей.
Заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, арбитражный суд считает установленными следующие обстоятельства.


Приказом Региональной энергетической комиссии Томской области от 10.12.2009 г. № 64/403 "О тарифах на тепловую энергию общества с ограниченной ответственностью "Асиновская тепловая компания" (опубликован в "Известия энергетики и ЖКХ" 10.12.2009 г. № 6), на период с 01.01.2010 г. по 31.12.2010 г., были установлены тарифы на тепловую энергию, подлежащую поставке потребителям со стороны ООО "Асиновская тепловая компания", в том числе: одноставочный, для бюджетных и иных потребителей, оплачивающих производство и передачу тепловой энергии в размере 1 732,08 руб./Гкал (без учета НДС), и одноставочный, для потребителей, оплачивающих производство тепловой энергии (получающих тепловую энергию на коллекторах производителей) в размере 1 406,86 руб./Гкал.
Заявители - граждане: Гришаев Г.О., Дорохов Н.Н., Лазаренко П.В., Январев В.В., полагая, что данный приказ принят РЭК Томской области с нарушением положений действующего законодательства, в том числе Федерального закона от 14.04.1995 г. № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", обратились в арбитражный суд с настоящим требованием, которое, по мнению суда, не подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с частью 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме (часть 5 статьи 194 АПК РФ).
Согласно абзацу 1 статье 2 Федерального закона от 14.04.1995 г. № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее по тексту: "Федеральный закон от 14.04.1995 г. № 41-ФЗ") государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, изложенных в настоящем Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.
При государственном регулировании тарифов должен соблюдаться принцип обеспечения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии на основе доступности указанных видов энергии и с учетом обеспечения экономически обоснованной доходности инвестиционного капитала, вложенного в производство и передачу электрической и тепловой энергии и деятельность по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике (абз. 2 ст. 4 Федерального закона от 14.04.1995 г. № 41-ФЗ).
В силу статьи 5 Федерального закона от 14.04.1995 г. № 41-ФЗ Правительство Российской Федерации или федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов устанавливает предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии (ст. 6 Федерального закона от 14.04.1995 г. № 41-ФЗ).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов действует в соответствии с положениями об органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утверждаемыми органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, составленными на основании типового положения, утвержденного Правительством Российской Федерации (абз. 12 ст. 6 Федерального закона от 14.04.1995 г. № 41-ФЗ).
Согласно Положению о Региональной энергетической комиссии Томской области, утвержденному постановлением Губернатора Томской области от 27.03.2009 № 19, Региональная энергетическая комиссия Томской области, в момент издания оспариваемого нормативного акта - приказа от 10.12.2009 г. № 64/403 "О тарифах на тепловую энергию общества с ограниченной ответственностью "Асиновская тепловая компания", являлась уполномоченным исполнительным органом государственной власти Томской области в области государственного регулирования цен (тарифов), к функциям которого относилось, в том числе, право по установлению тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии (пункт 1 раздела 1, подпункт 10 пункта 9 раздела 2 Положения).
Таким образом, факт издания приказа от 10.12.2009 г. № 64/403 "О тарифах на тепловую энергию общества с ограниченной ответственностью "Асиновская тепловая компания" органом - РЭК Томской области, уполномоченным устанавливать тарифы на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, на территории субъекта РФ - Томская область, судом считается установленным.
Основные принципы и методы регулирования тарифов (цен), а также основания и порядок установления регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию закреплены в Основах ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации (далее по тексту: "Основы ценообразования"), а также в Правилах государственного регулирования и применения тарифов на указанные энергоресурсы (далее по тексту: "Правила"), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109.
Согласно пункту 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых тарифов (цен) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
Пунктом 15 Основ ценообразования предусмотрено, что при регулировании тарифов применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод доходности инвестированного капитала и метод индексации тарифов. Выбор метода регулирования по каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом.
Исходя из пункта 16 Правил, регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении тарифов и (или) их предельных уровней. Регулирующий орган назначает экспертов из числа своих сотрудников. В случаях, определяемых регламентом рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, регулирующий орган может принять решение о проведении экспертизы сторонними организациями (физическими лицами). К делу об установлении тарифов и (или) их предельных уровней приобщается экспертное заключение, а также экспертные заключения, представленные организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, потребителями и (или) иными заинтересованными организациями. Эти экспертные заключения являются дополнительными материалами и представляются в регулирующий орган в срок, предусмотренный пунктом 12 настоящих Правил.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что при регулировании тарифов регулирующим органом могут применяться следующие методы: метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод доходности инвестированного капитала и метод индексации тарифов; что при установлении регулируемых тарифов (цен) регулирующий орган обязан принимать, меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность; что предложение об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, подлежит экспертной оценке, проводимой специалистами регулирующего органа, либо привлеченными сторонними организациями (физическими лицами).
Оценив, в порядке ст. 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный суд приходит к выводу, что оспариваемый приказ РЭК по Томской области от 10.12.2009 г. № 64/403 соответствует положениям Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", при этом исходит из следующего.
Как следует из текста ст. 6 Федерального закона от 14.04.1995 г. № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент издания оспариваемого нормативного акта) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.
Согласно приказу Федеральной службы по тарифам от 29.09.2009 г. № 228-э/3 "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2010 год" установлены предельные максимальные уровни тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на уровне, определяемом исходя из максимальной величины роста тарифов на 2010 год, в соответствии с приложением к настоящему Приказу, и среднего тарифа по субъекту Российской Федерации, рассчитанного исходя из тарифов, действовавших для организаций по состоянию на 31.12.2009 г.
При этом для конкретной энергоснабжающей организации уровень тарифа может отличаться от среднего показателя по субъекту Российской Федерации - быть выше или ниже его, но средний тариф по субъекту Российской Федерации в целом, не может превышать максимальную величину роста.
Максимальная величина роста тарифов на 2010 год, в соответствии с приложением к Федеральной службы по тарифам от 29.09.2009 г. № 228-э/3 для субъекта РФ - Томская область, установлена в размере 110% (пункт 71 Приложения).
Таким образом, устанавливая тарифы на тепловую энергию на 2010 год РЭК Томской области необходимо было руководствоваться предельными уровнями тарифов, рассчитанными исходя из тарифов, действовавших по состоянию на 31.12.2009 г. и максимальной величины роста тарифов на 2010 г., установленной ФСТ РФ для Томской области.
Исходя из информации о тарифах на тепловую энергию по Томской области, действовавших на 31.12.2009 г., средний тариф по Томской области на 2009 год составлял сумму 927,92 руб./Гкал с НДС.
С учетом максимальной величины роста тарифов на 2010 год, установленной в соответствии с приложением к Федеральной службы по тарифам от 29.09.2009 г. № 228-э/3 для субъекта РФ - Томская область, предельный максимальный тариф на тепловую энергию по Томской области на 2010 год не должен был превышать сумму 1 020,71 руб./Гкал с НДС (927,92 руб. / Гкал x 110%).
Согласно представленной информации о тарифах на тепловую энергию, установленных для энергоснабжающих организаций на территории Томской области, включая ООО "АТК", средний тариф по Томской области на 2010 год составлял сумму 1014,84 руб./Гкал с НДС.
Следовательно, тариф на тепловую энергию для ООО "АТК" на 2010 год установлен в рамках предельного (максимального) уровня тарифа, определенного приказом Федеральной службы по тарифам от 29.09.2009 г. № 228-э/3 "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2010 год" для субъекта РФ - Томская область, в связи с чем, у Региональной энергетической комиссии Томской области, при принятии оспариваемого нормативного акта, отсутствовала обязанность, закрепленная Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 г. № 109, в согласовании в Федеральной службе по тарифам РФ тарифа на тепловую энергию, установленного для ООО "АТК" на 2010 год, в порядке, определенном приказом ФСТ России от 07.12.2004 г. № 236-э.
Экономическая обоснованность тарифа на тепловую энергию, утвержденного для ООО "Асиновская тепловая компания" на 2010 г., по мнению суда, подтверждается документами, имеющимися в материалах дела, в том числе экспертными заключениями, подготовленными сторонней организацией - НП "Региональный центр управления энергосбережением".
Суд считает, что Заключение по результатам экспертизы материалов, обосновывающих нормативы удельных расходов топлива на отпущенное тепло на 2010 г. по ООО "Асиновская тепловая компания", а также Заключение экспертизы материалов, обосновывающих значение нормативов создания запасов топлива на котельных на 2010 г. по ООО "Асиновская тепловая компания", выполненные экспертами НП "Региональный центр управления энергосбережением", отвечают требованиям ст. 17 Правил государственного регулирования и применения тарифов на указанные энергоресурсы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109, поскольку содержат помимо общих мотивированных выводов: анализ исходных данных, принятых при расчете нормативов; оценку обоснованности прогнозируемых объемов отпуска тепла с горячей водой в теплосеть (соответствие рассчитанного специалистами ООО "АТК" количества тепловой энергии реализованной потребителю данным экспертного расчета); раскрывают динамику основных технико-экономических показателей по котельным ООО "Асиновская тепловая компания".
Отсутствие в указанных заключениях анализа основных технико-экономических показателей, определяемых регулирующим органом за два предшествующих года, не может являться нарушением требований ст. 17 Правил, поскольку, согласно представленным в материалы дела документам: Свидетельству о государственной регистрации юридического лица от 24.06.2008 г. (Серия 70 № 001442005), Свидетельству о постановке на налоговый учет от 24.06.2008 г. (Серия 70 № 001439001), ООО "Асиновская тепловая компания" было зарегистрировано в качестве юридического лица 24.06.2008 г., и начало производственную деятельность, как хозяйствующий субъект, лишь с 3 квартала 2008 г., что объективно делает невозможным проведение анализа основных технико-экономических показателей ООО "АТК", в момент утверждения тарифов на тепловую энергию на 2010 г., за два предшествующих года.
Суд также отмечает, что в ходе судебного разбирательства со стороны Заявителей не было представлено доказательств, свидетельствующих о несоответствии данных, отраженных в заключениях экспертов, фактическим обстоятельствам, последние лишь ограничились доводом об отсутствии у эксперта Губина В.Е., соответствующей квалификации.
Довод Заявителей о том, что Заключение по результатам экспертизы материалов, обосновывающих нормативы удельных расходов топлива на отпущенное тепло на 2010 г. по ООО "Асиновская тепловая компания" выполнено экспертом НП "Региональный центр управления энергосбережением" - Губиным В.Е., у которого отсутствовали достаточные квалификация и технические познание в данном вопросе, в связи с чем, доказательством по делу являться не может, судом признан необоснованным, поскольку опровергается документами, представленными в материалы дела, в том числе: дипломом № БВС 0120143 от 25.02.1999 г., выданным Томским политехническим университетом, согласно которому Губин Владимир Евгеньевич имеет высшее образование и последнему присуждена квалификация: "инженер по специальности атомные электростанции и установки"; дипломом кандидата наук КТ № 147751 от 08.04.2005 г., в соответствии с которым Губину В.Е. 28 декабря 2004 г. присуждена ученая степень: "кандидат технических наук"; сертификатами соответствия, выданными Международным научно-производственным объединением "ЗОНД" г. Томск: № ЕК-001 - сроком с 22.04.2009 г. по 22.04.2012 г., подтверждающим уровень профессиональной теоретической подготовки и практических навыков специалиста в области: "Расчет, экспертиза технологических потерь при передаче тепловой энергии, удельного расхода топлива на отпущенную электрическую и тепловую энергию от тепловых электростанций и котельных и нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных", квалификационным требованиям, предъявляемым к экспертам высшей категории системы ZOND и № EU-005 - сроком с 23.06.2009 г. по 23.06.2012 г., подтверждающим уровень профессиональной теоретической подготовки и практических навыков специалиста в области: "Энергетические обследования (энергоаудит) тепло- и топливопотребляющих установок и сетей".
Не принимается судом и ссылка Заявителей, в обоснование довода об отсутствии экономического обоснования тарифа в размере 2 043,85 руб. за 1 Гкал, установленного на тепловую энергию отпускаемую ООО "АТК" на 2010 г., на сравнительный анализ тарифов, установленных иным организациям, также поставляющих потребителям тепловую энергию в 2010 г. на территории г. Асино, а именно: для МУЗ "Асиновская центральная районная больница" - в размере 1 564,12 руб. за 1 Гкал.; для ОГУП "Асиновское дорожное ремонтно-строительное управление" - в размере 1 367,62 руб. за 1 Гкал., поскольку из анализа ст. 6 Федерального закона от 14.04.1995 г. № 41-ФЗ, а также Методических указаний по расчету регулируемых тарифов на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2, следует, что тариф на тепловую энергию определяется исходя из экономических показателей каждой отдельной энергоснабжающей организацией, устанавливается индивидуально, в зависимости от различных технических и экономических условий работы, использования разного оборудования, а также топлива, складывается из фактических затрат на производство тепловой энергии конкретной организации и объективно не может быть одинаковым для организаций, поставляющих тепло для населения одного и того же муниципального образования.
В связи с тем, что Заявители от предложения суда провести судебную экспертизу по вопросу проверки экономического обоснования тарифов на тепловую энергию, установленных для ООО "АТК" на 2010 г., отказались, иных доказательств нарушения Ответчиком процедуры установления экономически обоснованного тарифа на тепловую энергию для ООО "АТК" на 2010 год последними не представлено, данный факт судом считается недоказанным.
С учетом изложенного, судом не выявлено нарушения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей тепловой энергии, при установлении РЭК Томской области тарифа на тепловую энергию ООО "АТК" на 2010 год.
Представленный гражданами: Гришаевым Г.О., Дороховым Н.Н., Лазаренко П.В., Январевым В.В., в обоснование вывода о превышении РЭК Томской области, при установлении для ООО "АТК" тарифа на тепловую энергию на 2010 г., предельного уровня тарифов на тепловую энергию, установленному по субъекту РФ - Томская область, более чем в два раза, расчет тарифа на тепловую энергию, рассчитанный последними, с учетом приказа Федеральной службы по тарифам РФ от 07.09.2004 г. № 69-э/4 "О предельных уровнях тарифов на электрическую и тепловую энергию на 2005 - 2006 годы", и который, по мнению Заявителей, не должен быть превышен РЭК Томской области без согласования с ФСТ России, судом не принимается, поскольку основан на неверном толковании Заявителями указанного нормативного акта.
Так, из анализа пункта 2 приказа ФСТ России от 07.09.2004 г. № 69-э/4, а также п/п. 65 Приложения № 2 к нему, следует, что предельный максимальный уровень тарифа на 2005 год в размере 385,8 руб/Гкал (без НДС) установлен лишь для ОАО "Томскэнерго", которое в тот период времени, на территории Томской области являлось единственной энергоснабжающей организацией, поставляющей потребителям тепловую энергию, произведенную электростанциями, в режиме комбинированной выработки.
Данный вывод суда основан на положениях статьи 5 Федерального закона от 14.04.1995 г № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", в соответствии с которыми, в момент принятия приказа от 07.09.2004 г. № 69-э/4, Федеральная служба по тарифам РФ имела полномочия на установление минимальных и максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, лишь в отношении организаций, производящих тепловую энергию в режиме комбинированной выработки.
Полномочия по установлению максимальных уровней роста тарифов для иных организаций, производящих тепловую энергию, были предоставлены ФСТ России Федеральным законом от 26.12.2005 г. № 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с которым статья 5 "Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов" Федерального закона от 14.04.1995 г № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" была дополнена абзацем следующего содержания: "устанавливает предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии".
Аналогичный вывод можно сделать при анализе Информационных писем ФСТ РФ: № СН-2177/12 от 18.11.2004 г. и № ДС-37/12 от 11.01.2006 г.
Таким образом, с учетом изложенного, приказ ФСТ России от 07.09.2004 г. № 69-э/4 не регулирует спорные правоотношения, связанные с установлением максимальных уровней роста тарифов для иных организаций, производящих тепловую энергию в режиме некомбинированной выработки тепловой энергии, в связи с чем, оспариваемый приказ Региональной энергетической комиссии Томской области от 10.12.2009 г. № 64/403 "О тарифах на тепловую энергию общества с ограниченной ответственностью "Асиновская тепловая компания" не может противоречить указанному приказу ФСТ России.
Учитывая вышеизложенное, суд считает, что при рассмотрении дела по существу, факт несоответствия оспариваемого приказа Региональной энергетической комиссии Томской области от 10.12.2009 № 64/403 "О тарифах на тепловую энергию общества с ограниченной ответственностью "Асиновская тепловая компания" положениям Федерального закона от 14.04.1995 г. № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", имеющему большую юридическую силу, не установлен.
В связи с тем, что тариф на 2010 г. на тепловую энергию, поставляемую ООО "Асиновская тепловая компания" своим потребителям, включая граждан: Лазаренко П.В., Дорохова Н.Н., Гришаева Г.О., Январева В.В., был установлен нормативным актом - приказом от 10.12.2009 г. № 64/403, принятым уполномоченным органом - Региональной энергетической комиссией Томской области, и который соответствует требованиям действующего законодательства, в том числе, положениям Федерального закона от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", его применение, по мнению суда, не может нарушать права и законные интересы Заявителей.
С учетом изложенного, на основании п. 1 ч. 2 ст. 195 АПК РФ, арбитражный суд принимает решение о признании оспариваемого приказа Региональной энергетической комиссии Томской области от 10.12.2009 г. № 64/403 соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу - Федеральному закону от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".
Согласно ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,

решил:

Приказ Региональной энергетической комиссии Томской области от 10.12.2009 г. № 64/403 "О тарифах на тепловую энергию общества с ограниченной ответственностью "Асиновская тепловая" признать соответствующим Федеральному закону от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".
В удовлетворении требований Лазаренко Петра Викторовича, Дорохова Николая Николаевича, Гришаева Геннадия Олеговича, Январева Валерия Васильевича отказать.
Решение вступает в законную силу немедленно после принятия и может быть обжаловано в течение месяца со дня вступления в законную силу в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru