Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика


ГЛАВА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 20 сентября 2012 г. № 309-р

В целях реализации пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" и формирования государственной политики по улучшению положения детей в Республике Коми:
1. Утвердить Стратегию действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы в Республике Коми согласно приложению.
2. Правительству Республики Коми:
1) создать и утвердить Координационный совет по реализации Стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы в Республике Коми;
2) разработать и утвердить положение о Координационном совете по реализации Стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы в Республике Коми;
3) сформировать и утвердить план первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы в Республике Коми.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления в Республике Коми утвердить муниципальные стратегии (программы) действий в интересах детей.
4. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.

Глава Республики Коми
В.ГАЙЗЕР





Утверждена
распоряжением
Главы Республики Коми
от 20 сентября 2012 г. № 309-р
(приложение)

СТРАТЕГИЯ
ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ НА 2012 - 2017 ГОДЫ
В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

I. Введение

Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы.
В целях реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы и систематизации основных направлений и задач региональной государственной политики в интересах детей актуальными являются разработка и принятие на региональном уровне Стратегии действий в интересах детей в Республике Коми на 2012 - 2017 годы (далее - Региональная стратегия).
Главная цель Региональной стратегии - определить основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права.
В последние годы обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных приоритетов для региона. Проблемы детства и пути их решения нашли свое отражение в Стратегии экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года, одобренной постановлением Правительства Республики Коми от 27 марта 2006 г. № 45, Концепции демографического развития Республики Коми на период до 2015 года, одобренной Указом Главы Республики Коми от 28 декабря 2007 г. № 121, а также в планах мероприятий по улучшению положения подрастающего поколения в 2008 году - в рамках Года семьи, в 2011 году - в рамках Года ребенка, в 2012 году - в рамках Года молодежи, объявленных Главой Республики Коми.
Инструментом решения многих вопросов в сфере детства стала реализация приоритетных национальных проектов "Здоровье" и "Образование", долгосрочных республиканских целевых программ и ведомственных целевых программ. Созданы новые государственные и общественные институты: учреждена должность Уполномоченного при Главе Республики Коми по правам ребенка, создан Общественный совет при Уполномоченном при Главе Республики Коми по правам ребенка.
Увеличился объем финансирования социальных расходов из консолидированного бюджета Республики Коми, приняты новые меры социальной поддержки семей с детьми.
Принятые меры государственной поддержки семьи и детей способствуют повышению статуса семьи, престижа материнства и отцовства в обществе.
Вместе с тем проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, сохраняют свою остроту.
Семьи с несовершеннолетними детьми являются самой массовой группой среди бедных и крайне бедных семей.
В 2011 году уровень бедности семей с детьми более чем вдвое превышал аналогичный показатель среди бездетных семей. Для многодетных семей характерен общий низкий уровень благосостояния: у них ниже чем в среднем по республике среднедушевые доходы, невысокое качество питания, стесненные жилищные условия.
По данным выборочных обследований, в 2011 году среди семей с детьми доля семей со среднедушевыми доходами ниже величины прожиточного минимума составляла 25,6 процента. При этом с ростом количества детей в семье риски бедности существенно увеличиваются. Так, среди семей с одним - двумя детьми малоимущими являлись 24 процента семей, с тремя и более детьми - 71 процент.
В крайне бедном положении находятся семьи с доходами, не превышающими половины величины прожиточного минимума. В таком положении в 2011 году находились 3,3 процента семей, имевших детей до 16 лет.
На территории республики остается актуальной проблема предупреждения преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних их родителями и другими лицами, фактически проживающими совместно с потерпевшими.
За 6 месяцев 2012 года в отношении несовершеннолетних совершено 606 преступлений (+ 2 процента), в том числе насильственного характера - 463 (+ 10 процентов). От преступных посягательств пострадало 570 детей (+ 3 процента), погибло 12 детей (+ 71 процент). Возросло количество насильственных преступлений, совершенных в отношении детей на улице (с 80 до 88; + 10 процентов) и в вечернее время (+ 15 процентов).
Каждое второе лицо, совершившее насильственное преступление в отношении ребенка, находилось в состоянии опьянения, каждое пятое лицо - ранее судимо.
За 6 месяцев 2012 года наблюдается увеличение числа подростков, совершивших преступления будучи на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних (с 87 до 95; + 9 процентов). И только 8 процентов из них состояли на учете за совершение административных правонарушений.






Одной из самых опасных проблем является насилие над детьми. Значительная часть преступлений против жизни, здоровья и половой неприкосновенности детей совершается в семье, а также лицами, обязанными по закону заботиться о ребенке. Ситуация, сложившаяся в сфере профилактики преступлений против детей, защиты их прав, является неудовлетворительной и требует принятия неотложных мер.
В настоящее время координация деятельности органов и учреждений, призванных осуществлять профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиту их прав, а также противодействовать жестокому обращению с несовершеннолетними, возложена на комиссии по делам несовершеннолетних. В республике осуществляют свою деятельность Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Республики Коми и территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав городов (районов) республиканского значения. За 2011 год территориальными комиссиями рассмотрено 12764 дела (2010 год - 12010 дел) в отношении несовершеннолетних и взрослых лиц. В связи с вступлением в действие с 1 июля 2002 года Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подведомственность дел об административных правонарушениях по линии несовершеннолетних была полностью отнесена к ведению комиссий, количество рассматриваемых дел возросло многократно.
В системе социальной защиты населения Республики Коми деятельность по оказанию помощи детям и подросткам в случаях жестокого обращения с ними, а также по предотвращению жестокого обращения в отношении несовершеннолетних осуществляют 19 специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (322 койко/места), 2 центра социальной помощи семье и детям, 19 отделений по работе с семьей и детьми при центрах по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения.
Деятельность специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, направлена как на оказание экстренной социальной помощи в преодолении трудных жизненных ситуаций, так и на сохранение ребенком семейных связей, социальную реабилитацию воспитанников и их семей, а также профилактику семейного неблагополучия. При этом внедряются дополнительные формы и методы работы: договорные отношения с родителями, комплексные программы реабилитации и др. Таким образом, обеспечивается повышение уровня социальной защищенности, адаптации и социализации несовершеннолетних, прошедших курс реабилитации в данных учреждениях, и их семей. Разработка и использование новых форм и методов работы повышает качество предоставляемых социальных услуг.
Социальная значимость ситуации, связанной с семейным неблагополучием, требует решения задач по развитию существующих учреждений, оказывающих непосредственную помощь несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, детям и подросткам "группы риска", а также их родителям, проведения капитальных ремонтов зданий, повышения квалификации специалистов учреждений отрасли и иных мер.
Требуются разработка, принятие перспективной схемы развития специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, направленной на повышение качества социальных услуг в соответствии с разработанными стандартами качества.
В целях координации работы заинтересованных государственных органов совместным приказом Министерства внутренних дел по Республике Коми, Министерства здравоохранения Республики Коми, Агентства Республики Коми по социальному развитию и Министерства образования Республики Коми от 15 мая 2012 г. № 208/5/282/978/738 утвержден Порядок взаимодействия территориальных органов МВД России на районном уровне в Республике Коми, государственных (муниципальных) органов и учреждений здравоохранения, социальной защиты, социального обслуживания, опеки и попечительства, образования Республики Коми по выявлению и пресечению случаев нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних, связанных с жестоким обращением с детьми, и (или) совершении в отношении них иных противоправных действий.
В настоящее время реализуется комплекс мер по внедрению и практическому вышеуказанного Порядка взаимодействия.
Вместе с тем действующая правовая основа работы комиссий не соответствует стоящим перед ними целям и задачам. Утвержденное Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 г. Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних не соответствует сегодняшней действительности. Большинство норм данного Положения утратили свою актуальность и противоречат действующему законодательству.

2. Основные задачи

1. Развитие законодательных основ системы защиты детства, введение в действие существующих международных стандартов обеспечения и защиты прав и интересов детей.
2. Совершенствование деятельности органов опеки и попечительства.
3. Создание эффективной системы профилактики правонарушений, совершаемых в отношении детей, и правонарушений самих детей, системы правосудия и системы исполнения наказаний, дружественных к ребенку.
4. Укрепление кадрового потенциала органов и учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
5. Создание системы предотвращения насилия в отношении несовершеннолетних, а также организация деятельности учреждений, специалистов, волонтеров по социально-психологической реабилитации детей - жертв насилия и оказанию помощи следственным органам при расследовании преступных посягательств в отношении детей.

3. Меры, направленные на реформирование
законодательства Российской Федерации в части,
касающейся защиты прав и интересов детей

Подготовка законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в части установления единой системы межведомственного учета несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, единых требований к делопроизводству и статистической отчетности комиссий, единых требований к штатной численности специалистов в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в зависимости от численности детского населения.

4. Меры, направленные на создание системы защиты детей
и обеспечения прав и интересов детей

1. Усиление института уполномоченных по правам ребенка на региональном уровне.
2. Совершенствование работы органов опеки и попечительства, повышение ответственности специалистов этих органов, усиление профилактических мер по защите прав и интересов детей, находящихся в социально опасном положении, обеспечение раннего выявления семей, находящихся в кризисной ситуации, в целях защиты прав детей, проживающих в таких семьях, и сохранения для ребенка его родной семьи.
3. Обеспечение сохранения жизни, физического и психического здоровья детей, защиты их прав и законных интересов, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.
4. Организация деятельности сотрудников территориальных органов, служащих и специалистов учреждений социальной защиты и социального обслуживания, органов опеки и попечительства по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, противодействию жестокому обращению с детьми.

5. Ожидаемые результаты

1. Снижение количества правонарушений, совершаемых детьми и в отношении детей.
2. Повышение уровня защищенности ребенка от населения и любых форм эксплуатации, обеспечение гарантий получения детьми - жертвами насилия социально-психологической помощи.
3. Расширение спектра мер воспитательного характера.

VII. Механизм реализации Региональной стратегии

Региональная стратегия реализуется во взаимосвязи со Стратегией экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года, Концепцией демографического развития Республики Коми на период до 2015 года, а также в рамках планов мероприятий по улучшению положения подрастающего поколения.
Координирующим органом является образуемый координационный совет по реализации Региональной стратегии.
Неотъемлемой частью Региональной стратегии являются государственные программы Республики Коми, в том числе направленные на улучшение положения детей, разработанные с учетом как общих, так и особенных, присущих данному региону проблем детства.
Региональную стратегию предусматривается реализовать в два этапа: первый в 2012 - 2014 годах и второй в 2015 - 2017 годах.
Для успешной реализации Региональной стратегии в современных экономических условиях следует создать соответствующую систему индикаторов по каждому направлению и организовать постоянный мониторинг эффективности проводимых мероприятий. Функции по сбору и анализу данных о выполнении программных мероприятий и полученных результатах, а также по выработке необходимых рекомендаций возлагаются на Правительство Республики Коми.
На основе постоянного мониторинга реализации Региональной стратегии предусматривается проводить корректировку управленческих решений.
Механизмом контроля за ходом реализации Региональной стратегии являются ежегодные аналитические доклады координационного совета по реализации Региональной стратегии.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru