Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Воронежская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 19 октября 2011 г. по делу № А14-7623/2011

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 12 октября 2011 г.
В полном объеме решение изготовлено 19 октября 2011 г.
Общество с ограниченной ответственностью Производственная компания "А" (далее - заявитель, общество, ООО ПК "А") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее - ответчик, Департамент) о признании незаконным бездействия в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 10 136 кв. м, расположенного по адресу: <...>; обязании принять решение о предоставлении в собственность земельного участка и подготовить проект договора купли-продажи земельного участка по цене в размере семикратной ставки земельного налога за единицу площади.
Определением Арбитражного суда от 16 августа 2011 г. указанное заявление было принято судом к производству (дело № А14-7623/2011).
Дело № А14-7623/2011 определением суда от 12.09.2011 г. было объединено в одно производство для совместного рассмотрения с делом № А14-7623/2011 возбужденным по заявлению ООО ПК "А" к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным бездействия в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 23 939 кв. м, расположенного по адресу: <...>; обязании принять решение о предоставлении в собственность земельного участка и подготовить проект договора купли-продажи земельного участка по цене в размере семикратной ставки земельного налога за единицу площади.
Рассмотрение объединенного арбитражного дела № А14-7623/2011 было назначено на 11.10.2011 г.
В судебном заседании 11.10.2011 г. по ходатайству заявителя в порядке статьи 136 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объявлялся перерыв до 12.10.2011 г.
12.10.11 г. суд в соответствии с частью 4 статьи 137 АПК РФ завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.
В ходе судебного разбирательства 12.10.2011 г. заявитель уточнял заявленные требования.
С учетом принятого судом в порядке статьи 49 АПК РФ уточнения, по настоящему делу подлежит рассмотрению требование общества о признании незаконным бездействие Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 10136 кв. м, расположенного по адресу: <...>, земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 23939 кв. м, расположенного по адресу: <...>, и об обязании ответчика принять решение о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 10136 кв. м, расположенного по адресу: <...>, земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 23939 кв. м, расположенного по адресу: <...>, подготовить и направить проекты договоров купли-продажи данных земельных участков по цене, установленной ст. 2 Федерального закона № 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса РФ" а также, п. 2 ст. 16 Закона Воронежской области от 13.05.08 № 25-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области".
ООО ПК "А" в ходе судебного разбирательства поддержало заявленные требования (с учетом уточнения) по основаниям, изложенным в заявлении и возражениях на отзыв (без номера и даты).
Департамент возражал против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзывах от 30.08.2011 г. № 16-7031 и № 16-7032.
Из материалов дела следует.
ООО ПК "А" является собственником ряда объектов недвижимости расположенных по адресам: <...> (4 объекта) и по адресу: <...> (5 объектов), что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (л.д. 37 - 40, 179 - 183).
Указанные объекты недвижимости расположены на земельных участках с кадастровым номером <...>, площадью 10136 кв. м (<...>) и с кадастровым номером <...>, площадью 23939 кв. м (<...>).
Земельные участки с кадастровыми номерами <...> и <...> используются ООО ПК "А" на основании договоров аренды от 01.06.2000 г. № 275-00-03/мз и от 29.05.2001 г. № 585-01-09/мз соответственно.
31.03.2011 г. ООО ПК "А" в порядке статьи 36 АПК РФ обратилось в Департамент имущественный и земельных отношений по Воронежской области с заявлениями о предоставлении в собственность указанных земельных участков с кадастровыми номерами <...> и <...> (л.д. 78 - 81, л.д. 219 - 220). К каждому заявлению был приложен соответствующий пакет документов.
13.05.2011 г. Департамент письмом № 17-4004з указал обществу на необходимость предоставления дополнительных документов по двум испрашиваемым земельным участкам. Кроме того, в данном письме ответчик отметил, что при наличии не всех необходимых документов Департамент отказывает в принятии решения о предоставлении в собственность испрашиваемых земельных участков, при этом сообщил обществу, что при предоставлении недостающих документов Департаментом повторно будут рассмотрены заявления общества (л.д. 193 - 194) о выкупе земельных участков.
По мнению Департамента, изложенному в письме от 13.05.2011 г. № 17-4004з обществу необходимо дополнительно представить обновленную выписку о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером <...>. Кроме того, Департамент указал, что для принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность необходимо прекратить право аренды на него, а поскольку право аренды земельного участка ограничено правом ипотеки, обществу необходимо представить согласие Акционерного коммерческого Сберегательного банка РФ (залогодержатель) на осуществление вышеуказанных действий.
Кроме того, Департамент сообщил обществу, что для идентификации объектов недвижимости, расположенных на испрашиваемых земельных участках, в кадастровых паспортах этих земельных участков должны быть указаны кадастровые номера расположенных в пределах земельного участка зданий, строений, сооружений и объектов незавершенного строительства. Поскольку в представленных обществом кадастровых паспортах отсутствует указанная информация, то во избежание нарушения интересов третьих лиц, ООО ПК "А" может быть представлена схема расположения объектов недвижимости и технические паспорта объектов недвижимости.
03.06.2011 г. обществом в Департамент вместе с письмом от 02.06.2011 г. № 100 были представлены следующие дополнительные документы: выписка из ЕГРПН от 20 мая 2011 г. № 01/055/2011-010 и письменное согласие Центрально-Черноземного банка Сбербанка России от 28.04.2011 г. № 01-03/2324 и № 01-03/2325 на выкуп спорных земельных участков. Кроме того, общество в представленном письме от 02.06.2011 г. № 100 пояснило, что в соответствии со статьей 43 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" до 1 января 2013 года установлен переходный период и до окончания переходного периода учет зданий, строений, сооружений осуществляется в прежнем порядке, т.е. без установления их кадастровых номеров в кадастровом паспорте соответствующего земельного участка.
12.07.11 Департамент письмом № 17-5573 сообщил обществу, что дополнительно представленные документы, необходимые для принятия решения о предоставления в собственность земельных участков с кадастровыми номерами <...> и <...> получены, но во избежание нарушения интересов третьих лиц Департаментом направлены запросы в органы БТИ, а также в администрацию городского округа город Воронеж о предоставлении информации. При этом Департамент указал, что после получения соответствующей информации в отношении указанных выше земельных участков общество будет проинформировано в установленном порядке.
Посчитав, что при указанных обстоятельствах со стороны Департамента имеет место бездействие по решению вопроса о предоставлении в собственность испрашиваемых земельных участков, ООО ПК "А" обратилось в суд с настоящими требованиями.
В обосновании заявленных требований общество указывает, что обществом представлен необходимый пакет документов для приобретения прав на два земельных участка, при этом не допустимо в силу действующего законодательства требовать от общества предоставления документов не входящих в исчерпывающий перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок. Однако, по мнению заявителя, Департамент не принял в установленный срок решение о предоставлении спорных земельных участков в собственность и не направил в адрес ООО СП "А" проект договора купли-продажи, что является, по мнению заявителя, нарушением части 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, общество отмечает, что ООО СП "А" должно приобрести спорные земельные участки по цене в размере семикратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка в силу положений Закона Воронежской области от 13.05.2008 г. № 25-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области".
Департамент возражает против заявленных требований, указывает, что со стороны ответчика отсутствует обжалуемое бездействие, поскольку обществу письмом от 13.05.2011 г. № 17-4004з было отказано в выкупе спорных земельных участков.
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, оценив все доказательства в их совокупности, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
Как установлено пунктом 1 статьи 2, частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса, каждое заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов; такая защита является задачей судопроизводства в арбитражных судах.
В силу положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 6 совместного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. № 6/8, статей 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для признания ненормативного правового акта недействительным являются наличие одновременно как его несоответствия закону или иному нормативному правовому акту, так и нарушение указанным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана) - пункт 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Приказом Минэкономразвития и торговли РФ от 30.10.2007 г. № 370 утвержден исчерпывающий перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок.
В силу части 6 статьи 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
На основании указанных норм права и представленных суду доказательств, установлено, что общество с учетом дополнительно представленных документов в Департамент, которые были приняты последним, обратившись с заявлением в соответствующий орган о предоставлении в собственность земельных участков с кадастровыми номерами <...> и <...>, как собственник зданий, строений, сооружений, представило все необходимые документы установленные Приказом Минэкономразвития и торговли РФ от 30.10.2007 г. № 370.
При указанных обстоятельствах у Департамента в силу статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации возникла обязанность по осуществлению конкретных действий по предоставлению ООО СП "А" испрашиваемых земельных участков в собственность. Однако действия по принятию решения о предоставлении обществу земельных участков с кадастровыми номерами <...> и <...> на праве собственности и направлению заявителю проекта договора купли-продажи Департаментом не осуществлены.
При этом суд отмечает, что Департамент не представил суду соответствующих доказательств, подтверждающих, что на данном земельном участке находятся объекты недвижимости, принадлежащие иному лицу. Также Департамент не представил суду доказательств позволяющих однозначно определить необходимость осуществления запросов, на которые ссылается ответчик в письме, адресованном обществу за № 17-5573з от 12.07.2011 г.
Ссылку ответчика на статью 7 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", которая предполагает содержания в государственном кадастре недвижимости дополнительных сведений, в том числе касающихся кадастровых номеров здания или сооружения, расположенных в пределах земельного участка, в рассматриваемом случае суд считает несостоятельной. Поскольку в соответствии частью 1, 3 статьи 43 указанного Закона, его положения в переходный период - до 1 января 2013 года - не применяются к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
Таким образом, требование ответчика о предоставлении кадастрового паспорта испрашиваемых земельных участков, с указанием в нем сведений о расположенных на нем зданиях, строениях, сооружений и объектов незавершенного строительства (письмо от 13.05.2011 г. № 17-4004з), противоречит статье 43 Федерального Закона "О государственном кадастре недвижимости". Также суд считает необоснованной ссылку Департамента на необходимость предоставления обществом схемы расположения объектов недвижимости на земельных участках, поскольку данный документ не входит в обязательный, исчерпывающий перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, предусмотренный Приказом Минэкономразвития и торговли РФ от 30.10.2007 г. № 370.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), в силу части 5 статьи 200 АПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
ДИЗО Воронежской области не представлены доказательства законности оспариваемого бездействия, безусловно нарушающего права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в силу создания препятствий в ее осуществлении.
С учетом изложенного, требования заявителя подлежат удовлетворению.
Ссылка Департамента на отсутствие с его стороны бездействия, ввиду того, что обществу письмом от 13.05.2011 г. № 17-4004з было отказано в приватизации спорных земельных участков, судом отклоняется ввиду ее несостоятельности.
Согласно имеющимся в материалах дела доказательств, в частности переписки общества с Департаментом следует, что ответчик указал обществу в письме от 13.05.2011 г. № 17-4004з на имеющиеся, по его мнению недостатки в представленных обществом документах на приватизацию и пояснил, что после их устранения Департамент повторно рассмотрит заявление общества. По пакету документов представленному обществом 31.03.2011 Департамент действительно указанным выше письмом отказал в приватизации земельных участков с кадастровыми номерами <...> и <...>.
Вместе с тем, после предоставления обществом дополнительных документов, Департамент вернулся к повторному рассмотрению вопроса о приватизации земельных участков по заявлениям общества, поступившим первоначально в Департамент 31.03.2011 г., о чем свидетельствует письмо ответчика от 12.07.2011 г. за № 17-5573. Однако никаких действий предусмотренных статьей 36 ЗК РФ Департаментом не осуществлено. На основании изложенного, суд пришел к выводу о наличии оспариваемого бездействия Департамента.
Общество согласно заявленным требованиям, считает, что устранение нарушенных прав ООО ПК "А" возможно, в том числе путем указания в договоре купли-продажи, который должен будет направить Департамент в адрес заявителя в силу статьи 36 ЗК РФ цены договора в размере семикратной ставки земельного налога за единицу площади. Однако указанное устранение нарушенного права, с учетом предмета заявленного требования суд находит несостоятельным и заявленным преждевременно.
На основании статьи 110 АПК РФ расходы по уплате госпошлины в сумме 2 000 рублей относятся на ответчика, при этом суд исходил из уточненного требования заявителя (одно требование).
Руководствуясь статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 49, 65, 71, 110, 167 - 170, 197 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Признать незаконным бездействие Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 10136 кв. м, расположенного по адресу <...>, и земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 23939 кв. м, расположенного по адресу <...>, как не соответствующие статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области устранить нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью Производственная компания "А" (ОГРН <...>), путем принятия решения о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 10136 кв. м, расположенного по адресу <...>, и земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 23939 кв. м, расположенного по адресу <...>, и в течение месяца со дня принятия решения подготовить проект договора купли-продажи указанных земельных участков и направить его ООО ПК "А".
Решение в данной части подлежит немедленному исполнению.
Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области до 15 декабря 2011 г. сообщить суду об исполнении настоящего решения.
Взыскать с Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области (ОГРН 2083668755718) в пользу общества с ограниченной ответственностью Производственная компания "А" (ОГРН <...>) судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью Производственная компания "А" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 2000 руб.
Исполнительный лист и справку на возврат государственной пошлины выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня принятия.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru