Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Башкортостан республика


ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Именем Российской Федерации

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 ноября 2011 г. № 3-58/2011

Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Касимовой З.Ш.,
при секретаре судебного заседания А.А.С.,
с участием прокурора Исмагилова Р.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Башкортостан о признании несоответствующими закону и недействующими отдельных положений постановления Правительства Республики Башкортостан от 19 октября 2004 года № 207 "Об утверждении Положения об организации и осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом по регулярным межмуниципальным маршрутам в пригородном и междугородном сообщениях",

установил:

19 октября 2004 года Правительством Республики Башкортостан принято постановление № 207 "Об утверждении Положения об организации и осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом по регулярным межмуниципальным маршрутам в пригородном и междугородном сообщениях" (далее по тексту - Постановление).
Текст Постановления опубликован в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан" № 20 (194), ст. 1230 (опубликован без приложений N№ 1 - 3 к Положению).
Прокурор Республики Башкортостан обратился в Верховный Суд Республики Башкортостан с заявлением о признании пунктов 1.4, 1.6.1, 1.6.2, 1.6.3, 3.4, 4.1 Положения об организации и осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом по регулярным межмуниципальным маршрутам в пригородном и междугородном сообщениях, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 19.10.2004 № 207, несоответствующими закону и недействующими.
В обоснование своих требований прокурор указал, что согласно пункту 3.4 Положения, решение об отказе в открытии маршрута принимается в случаях представления документов не в полном объеме; неправильного оформления представленных документов; несоответствия маршрута требованиям настоящего Положения; осуществления до этого регулярных перевозок на заявленном маршруте и удовлетворение в полном объеме спроса населения в перевозках.
Между тем, в силу части 2 статьи 11 Закона Республики Башкортостан от 17.12.2008 № 77-з "Об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом на территории Республики Башкортостан" уполномоченный орган исполнительной власти Республики Башкортостан отказывает в открытии межмуниципального маршрута регулярных перевозок в случаях:
- несоответствиям межмуниципального маршрута регулярных перевозок требованиям к организации маршрутов регулярных перевозок, установленным законодательством;
- недостаточности средств бюджета Республики Башкортостан для предоставления субсидий перевозчикам, осуществляющим регулярные перевозки пассажирским автомобильным транспортом, на котором предоставляются меры социальной поддержки.
Также не соответствуют требованиям части 6 статьи 11 Закона Республики Башкортостан от 17.12.2008 № 77-з пункты 3.5., 3.6. Положения, предусматривающие случаи принятия решения об отказе в переоформлении документов действующего маршрута и закрытии или приостановлении обслуживания маршрута.
Пунктом 4.1 Положения определено, что при осуществлении перевозок пассажиров по автобусному маршруту общего пользования в пригородном (межрайонном) и междугородном сообщениях в Республике Башкортостан автобусы должны быть оборудованы и оформлены согласно Инструкции по оборудованию и оформлению остановочных пунктов пассажирского автотранспорта, а также внешнего и внутреннего оформления автобусов и таксомоторов (приложение № 21 к Правилам организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденным приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 31.12.1981 № 200).
Однако требования к оформлению транспортных средств, используемых для регулярных перевозок пассажиров и багажа, установлены пунктами 29 - 40 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112 (далее по тексту - Правила).
В пункте 1.4 Положения приведен перечень нормативных правовых актов, необходимых для выполнения перевозчиками, ряд которых в настоящее время утратил свою силу, в том числе Устав автомобильного транспорта РСФСР, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР 08.01.1969 № 12 (утратил силу на основании постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112), Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР, утвержденные приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 24.12.1987 № 176 (утратил силу на основании приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 10.06.2009 № 95), Положение о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2002 № 402 (утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637).
Предусмотренные пунктами 1.6.1, 1.6.2, 1.6.3 Положения понятия "автобус", "автовокзал", "маршрут" не соответствуют пункту 2 Правил.
В заявлении прокурор также указал, что прокуратурой республики 6 апреля 2011 года в адрес Президента Республики Башкортостан внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере организации транспортного обслуживания и дорожной деятельности в Республике Башкортостан. Однако до настоящего времени меры по приведению указанного нормативного правового акта в соответствие с федеральным законодательством не приняты.
В ходе судебного заседания от представителя Правительства Республики Башкортостан С.С.П., действующего на основании доверенностей от ... ... с правом передоверия и от ... года ... в порядке передоверия, поступило ходатайство о прекращении производства по делу, в связи с тем, что постановлением Правительства Республики Башкортостан от 2 ноября 2011 года № 390, оспариваемое прокурором Республики Башкортостан постановление Правительства Республики Башкортостан от 19 октября 2004 года № 207 "Об утверждении Положения об организации и осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом по регулярным межмуниципальным маршрутам в пригородном и междугородном сообщениях" и постановления, которыми вносились изменения в оспариваемое постановление, признаны утратившими силу.
В обоснование заявленного ходатайства представитель Правительства Республики Башкортостан С.С.П. представил надлежащим образом заверенную копию Постановления Правительства РБ от 2 ноября 2011 года № 390 "О признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Башкортостан".
В судебном заседании старший прокурор отдела по надзору за законностью правовых актов прокуратуры Республики Башкортостан Исмагилов Р.Р., действующий на основании доверенности от ... года ..., заявил о согласии на прекращение производства по делу, поскольку Правительством республики принят нормативно-правовой акт, признающий утратившим силу постановление Правительства Республики Башкортостан от 19 октября 2004 года № 207 "Об утверждении Положения об организации и осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом по регулярным межмуниципальным маршрутам в пригородном и междугородном сообщениях", а, следовательно, данное постановление в этой связи не может повлечь каких-либо нарушений прав граждан.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, Верховный Суд Республики Башкортостан находит ходатайство представителя Правительства Республики Башкортостан подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии с абзацем 1 статьи 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если оно не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ предусмотрено, что судья отказывает в принятии искового заявления, в том числе, если в заявлении оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы других лиц.
Как установлено судом, оспариваемое прокурором Республики Башкортостан постановление Правительства Республики Башкортостан от 19 октября 2004 года № 207 "Об утверждении Положения об организации и осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом по регулярным межмуниципальным маршрутам в пригородном и междугородном сообщениях", а также постановление Правительства РБ от 13 февраля 2006 года № 34 и от 3 июля 2009 № 253, которыми внесены изменения в первоначальное постановление от 19 октября 2004 года, признаны утратившими силу и недействующими на основании постановления Правительства от 2 ноября 2011 года № 390
Согласно действующему законодательству правовые акты, действие которых прекращено, сами по себе основанием для возникновения гражданских прав или обязанностей являться не могут и, следовательно, не могут повлечь каких-либо нарушений, охраняемых законом прав и свобод граждан, юридических лиц. Поэтому, если ко времени рассмотрения заявленного требования оспариваемый правовой акт (отдельная его часть) прекратил свое действие, производство по делу подлежит прекращению в соответствии с абзацем 1 статьи 220 ГПК РФ, поскольку такое требование не может быть рассмотрено в судебном порядке.
Вместе с тем, граждане и юридические лица не лишены возможности обращения за судебной защитой в соответствии со ст. 12 ГК РФ, если считают, что в результате применения этого нормативного акта, прекратившего свое действие, были нарушены их права.
На основании изложенного, руководствуясь абзацем 1 ст. 220, ст. 221 ГПК РФ, Верховный Суд Республики Башкортостан

определил:

Прекратить производство по делу по заявлению прокурора Республики Башкортостан в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц о признании противоречащими закону и недействующими отдельных положений постановления Правительства от 19 октября 2004 года № 207 "Об утверждении Положения об организации и осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом по регулярным межмуниципальным маршрутам в пригородном и междугородном сообщениях".
Сторонам разъяснить, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
На определение может быть подана частная жалоба в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия через Верховный Суд Республики Башкортостан.

Судья
Верховного Суда
Республики Башкортостан
З.Ш.КАСИМОВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru