Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ярославская область


ЯРОСЛАВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 19 июля 2012 г. по делу № 3-29/2012

Ярославский областной суд в составе
председательствующего судьи
областного суда Кручининой Н.В.,
с участием прокурора Бекеневой Е.В.,
при секретаре Н.А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива колхоза "Мир" об оспаривании п/п 200 приложения "Перечень земельных участков, переводимых из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда" к постановлению Правительства Ярославской области от 26.11.2008 года № 619-п "О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда",

установил:

26 ноября 2008 года Правительством Ярославской области принято постановление № 619-п "О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда" с приложением "Перечень земельных участков, переводимых из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда" (далее - Перечень).
Подпунктом 200 названного Перечня к постановлению Правительства Ярославской области от 26.11.2008 года № 619-п (далее - Постановление № 619-п) разрешен вопрос о переводе земельного участка, расположенного по адресу: Первомайский район, Кукобойский сельский округ, с кадастровым номером 76:10:000000:26, площадью 77440000 кв. м, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда.
Постановление официально опубликовано в газете "Губернские вести", № 110 от 10.12.2008 года.
Сельскохозяйственный производственный кооператив колхоз "Мир" (далее - колхоз "Мир") обратился в суд с заявлением об оспаривании п/п 200 Перечня, ссылаясь на то, что земельный участок с кадастровым номером 76:10:000000:26, площадью 77440000 кв. м, находится в постоянном (бессрочном) пользовании заявителя, перевод земельного участка из одной категории в другую противоречит требованиям Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 21.12.2004 года № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон от 21.12.2004 года № 172-ФЗ), произведен без согласия колхоза и нарушает право заявителя на данный земельный участок.
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности К.А.С. поддержала заявленные требования.
Представитель Правительства Ярославской области в судебном заседании не участвовал. Правительством Ярославской области суду представлено письменное объяснение на заявление, в котором Правительство Ярославской области заявленные требования не признает, ссылается на то, что участки лесного фонда, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, входили в состав лесного фонда и были незаконно учтены в составе земель сельскохозяйственного назначения. Перевод земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда осуществлен с согласия правообладателя - администрации Первомайского муниципального района и не влечет прекращение права постоянного (бессрочного) пользования заявителя на земельный участок с кадастровым номером 76:10:000000:26.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя заявителя, заключение прокурора об удовлетворении заявленных требований, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктами 2 и 4 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса РФ отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
Состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую установлен статьей 2 Федерального закона от 21.12.2004 года № 172-ФЗ, в соответствии с частью 1 и частью 3 которой для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство в исполнительный орган государственной власти о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, в котором указываются: кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок.
В соответствии с пп. 5 п. 4 ст. 2 Федерального закона от 21.12.2004 года № 172-ФЗ к ходатайству о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую прилагается согласие правообладателя земельного участка на такой перевод.
Право исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления ходатайствовать о переводе земельных участков в составе земель одной категории в другую без согласия правообладателей земельных участков предусмотрено законом только в случаях перевода земельных участков из одной категории в другую для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов (пункт 5 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 года № 172-ФЗ).
Из содержания оспариваемого заявителем постановления не следует, что земли сельскохозяйственного назначения переведены в земли лесного фонда именно в указанных целях.
В судебном заседании установлено, что вопрос о разграничении государственной собственности на земельный участок, указанный в п/п 200 приложения, не разрешался. Поэтому Правительство Ярославской области было правомочно рассмотреть ходатайство о переводе земельного участка из одной категории в другую в силу п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" и ст. 8 ЗК РФ, ст. 15 Федерального закона от 21.12.2004 года № 172-ФЗ, а Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ярославской области правомочно было обратиться с таким ходатайством в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.12.2004 года № 172-ФЗ.
Постановлением главы Первомайского муниципального района от 09.08.2007 года внесены изменения в постановление главы администрации Первомайского района № 128 от 25.06.1992 года, утвержден проект землеустройства (перераспределения) земель СПК колхоза "Мир", колхозу передан земельный участок для целей сельскохозяйственного производства в постоянное бессрочное пользование площадью 7936 га, в том числе: 7744 га леса, 97 га кустарники, 75 га болота, 6 га водные объекты, 14 га дороги.
Из представленной кадастровой выписки государственного кадастра недвижимости о земельном участке от 06.10.2008 года (на момент принятия оспариваемого Постановления 619-п) и списка земельных участков сельскохозяйственного назначения, содержащегося в письме администрации Первомайского муниципального района Ярославской области от 30.10.2008 года, следует, что земельный участок с кадастровым номером 76:10:000000:26, площадью 77440000 кв. м, расположенный по адресу: Первомайский район, Кукобойский сельский округ, категория земель "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование "для сельскохозяйственного производства" находится на праве постоянного (бессрочного) пользования у колхоза "Мир".
Таким образом, из названных документов следует, что колхоз "Мир" являлся правообладателем земельного участка, расположенного по адресу: Первомайский район, Кукобойский сельский округ, с кадастровым номером 76:10:000000:26, площадью 77440000 кв. м на праве постоянного бессрочного пользования на момент принятия оспариваемого постановления.
Как видно из материалов дела, указанное право колхоза "Мир" на земельный участок никем в установленном законом порядке на момент принятия Постановления № 619-п оспорено не было.
Правительство Ярославской области не оспаривает наличие у колхоза "Мир" права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 76:10:000000:26, площадью 77440000 кв. м и на момент рассмотрения настоящего дела.
Понятие "правообладатель", приведенное в пункте 5 части 4 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 года № 172-ФЗ, включает в себя не только собственников земельных участков, но и лиц, владеющих и пользующихся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с частью 1 статьи 269 Гражданского кодекса РФ лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование.
Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком подлежит защите наряду с правом собственности (ст. ст. 216, 305 ГК РФ).
Из материалов дела, в том числе текста ходатайства Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ярославской области о переводе земельного участка с кадастровым номером 76:10:000000:26 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда от 25.11.2008 года № 5848 и приложенных к нему документов, следует, что в нарушение части 4 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 года № 172-ФЗ к ходатайству не приложено согласие колхоза "Мир" на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую; такое согласие у колхоза "Мир" не испрашивалось.
Рассмотрев ходатайство заинтересованного лица о переводе земельного участка из состава земель одной категории в другую при отсутствии согласия на перевод правообладателя земельного участка - колхоза "Мир", Правительство Ярославской области нарушило установленный федеральным законом порядок перевода земель из одной категории в другую.
В соответствии с п. 3 ст. 8 ЗК РФ нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
Земельным кодексом РФ, Федеральным законом от 24.07.2002 года № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", а также иными федеральными законами предоставление земель сельскохозяйственного назначения в собственность допускается. В то время как ст. 8 Лесного кодекса РФ и ст. 3 Федерального закона от 04.12.2006 года № 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ" исключают возможность приобретения земельного участка лесного фонда в собственность юридических лиц ввиду нахождения земель лесного фонда в федеральной собственности.
Оспариваемый нормативный правовой акт нарушает права колхоза "Мир", поскольку перевод земельного участка, принадлежащего колхозу "Мир", в состав земель лесного фонда влечет необоснованное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования колхоза "Мир" на земельный участок.
Доводы Правительства Ярославской области о том, что правообладателем земельного участка, расположенного по адресу: Первомайский район, Кукобойский сельский округ, с кадастровым номером 76:10:000000:26, площадью 77440000 кв. м на момент принятия оспариваемого постановления являлась администрация Первомайского муниципального района, опровергаются собранными по делу доказательствами, в том числе постановлением главы Первомайского муниципального района от 09.08.2007 года, письмом администрации Первомайского муниципального района Ярославской области от 30.10.2008 года.
Доводы Правительства Ярославской области о том, что на момент принятия Постановления № 619-п земельный участок, расположенный по адресу: Первомайский район, Кукобойский сельский округ, с кадастровым номером 76:10:000000:26, площадью 77440000 кв. м относился к категории земель лесного фонда, опровергаются как материалами дела, так и содержанием оспариваемого постановления.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени (ч. 2 ст. 253 ГПК РФ).
При определении момента, с которого оспариваемые нормы должны быть признаны недействующими, суд принимает во внимание правовую позицию, высказанную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 января 2004 года № 1-П, и считает необходимым признать нормативный правовой акт недействующим в части со дня его принятия.
На основании ч. 3 ст. 253 ГПК РФ, ст. 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" с учетом ст. 13 Закона Ярославской области "О правовых актах Ярославской области" от 03.11.2010 года № 40-з решение суда в части признания нормативного правового акта недействующим либо сообщение о таком решении должно быть бесплатно опубликовано в средстве массовой информации - газете "Документ-Регион".
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 251 - 253 ГПК РФ, суд

решил:

признать п/п 200 приложения "Перечень земельных участков, переводимых из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда" к постановлению Правительства Ярославской области от 26.11.2008 года № 619-п "О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда" недействующим со дня его принятия.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение вступило в законную силу 21 августа 2012 года.

Председательствующий
Н.В.КРУЧИНИНА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru