Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Челябинская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 23 марта 2012 г. по делу № 6-07/12

О нарушении антимонопольного законодательства

Главное управление лесами
Челябинской области

ООО "Д"

г. Челябинск
пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 14 марта 2012 года.
В полном объеме решение изготовлено 23 марта 2012 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председателя      Сапрыкиной Н.В.  - заместителя  руководителя Челябинского
Комиссии:                            УФАС России;
Членов            Соболевской Т.М. - начальника отдела  контроля  торгов  и
Комиссии:                            органов   власти   Челябинского   УФАС
                                     России;
                   Гареева В.М.    - специалиста-эксперта  отдела  контроля
                                     торгов и  органов  власти Челябинского
                                     УФАС России,

рассмотрев дело № 6-07/12 по признакам нарушения Главным управлением лесами Челябинской области (454092, ул. Энгельса, 54, г. Челябинск) части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС) поступило обращение ООО "Д" о неправомерных действиях Главного управления лесами Челябинской области, ОГУ "Аргаяшское лесничество", выразившихся в установлении при расчете арендной платы для ООО "Д" за лесные участки, указанные в договорах аренды лесных участков № 679 и № 680 от 14.12.2011 (далее - лесные участки), повышающего коэффициента К4, равного 2,5, установленного решением областной комиссии № 9 от 17.06.2008.
Из обращения следует, что при расчете арендной платы за лесные участки для ООО "Д" применен повышающий коэффициент К4, равный 2,5, что привело к значительному увеличению размера арендной платы.
ООО "Д" 31.10.2011 направило запрос в Главное управление лесами Челябинской области об ознакомлении с Решением областной комиссии № 9 от 17.06.2008, однако ответа по существу от Главного управления лесами Челябинской области не последовало.
По мнению ООО "Д", установление повышающего коэффициента является незаконным и противоречит антимонопольному законодательству, поскольку создает для организации дискриминационные условия деятельности ввиду значительных финансовых затрат по сравнению с хозяйствующими субъектами, действующими на территории иных субъектов Российской Федерации.
Главным управлением лесами Челябинской области представлены письменные пояснения от 03.02.2012 № 524 и на заседании Комиссии отмечено следующее.
Лесным кодексом РФ, Постановлениями Правительства РФ и иными нормативными актами фиксированной цены за аренду лесных участков не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 73 Лесного кодекса РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, при этом часть 3 указанной статьи устанавливает минимальный размер арендной платы и не ограничивает ее размер.
Согласно пункту 4 статьи 79 Лесного кодекса РФ начальная цена аукционной единицы определяется в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса и не может быть ниже минимального размера платы.
При формировании аукционной единицы начальная (стартовая) цена определена аукционной комиссией.
Размер платы по минимальным ставкам производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 № 310 и с учетом коэффициента 1,13, установленного Федеральным законом от 13.12.2010 № 357-ФЗ.
В соответствии с решением аукционной комиссии № 9 от 17.06.2008 при формировании начальной (стартовой) цены аукционной единицы применен коэффициент 2,5, учитывающий высокие рекреационные нагрузки и значимость лесов Челябинской области. При этом начальная цена аукционной единицы оказалась не ниже минимального размера платы.
Статьей 51 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что плата за использование лесов в части минимального размера арендной платы по нормативу 100 % зачисляется в федеральный бюджет.
Согласно статье 57 Бюджетного кодекса РФ плата за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы, перечисляется в областной бюджет по нормативу 100 %.
Целью установления повышающих коэффициентов было пополнение доходной части бюджета Челябинской области, поскольку плата в части минимального размера арендной платы зачисляется в федеральный бюджет, а превышающая минимальный размер плата перечисляется в областной бюджет.
Таким образом, по мнению Главного управления лесами Челябинской области, применение установленных Решением областной комиссии повышающих коэффициентов при определении начальной цены аукциона не противоречит антимонопольному законодательству.
Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
13 декабря Главным управлением лесами Челябинской области проведен открытый аукцион по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, для осуществления рекреационной деятельности.
Протоколом № 8 аукцион по лотам № 408 и 409 признан несостоявшимся по причине участия в нем одного участника (ООО "Д").
По лоту № 408 (лесной участок площадью 2 га, расположенный в ОГУ "Аргаяшское лесничество" в квартале 41 выдел 2) начальная цена установлена в размере 159415 рублей.
По лоту № 409 (лесной участок площадью 3 га, расположенный в ОГУ "Аргаяшское лесничество" в квартале 41 выдел 12) начальная цена установлена в размере 278976 рублей.
Челябинским УФАС установлено, что при определении начальной цены аукциона применялся коэффициент К4, утвержденный Решением областной комиссии по проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности, от 17.06.2008 № 9.
Указанным решением для лесов защитной категории рекреационного вида использования установлен повышающий коэффициент 2,5 к минимальным ставкам арендной платы.
Пункт 4 части 4 статьи 79 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ (далее - Лесной кодекс) предусматривает, что извещение о проведении аукциона должно содержать в том числе сведения о начальной цене предмета аукциона (начальном размере арендной платы или начальной цене заготавливаемой древесины), определяемой в соответствии со статьями 73 и 76 Лесного кодекса, но не ниже минимального размера арендной платы или минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений.
Часть 1 статьи 73 Лесного кодекса устанавливает, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 данной статьи.
Часть 3 указанной статьи при этом предусматривает, что при использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка.
При этом согласно части 4 статьи 73 Лесного кодекса для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Такие ставки установлены Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 № 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление № 310).
Приказом Главного управления лесами Челябинской области от 19.07.2007 № 125 утвержден состав областной комиссии по проведению аукционов и Положение об областной комиссии.
В соответствии с пунктом 3.1 указанного Положения, в полномочия областной комиссии входит определение стартовой цены (арендной платы) на продаваемые аукционные единицы, величины шага аукциона.
Согласно пункту 27 статьи 81 Лесного кодекса установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, в целях его аренды отнесено к исключительным полномочиям органов государственной власти Российской Федерации и не может быть передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе по организации и проведению соответствующих аукционов.
Таким образом, Лесным кодексом не предусмотрено право органов государственной власти субъектов по установлению повышающих коэффициентов при формировании начальной цены аукциона.
Установление размера арендной платы за пользование участком лесного фонда выше минимальных ставок арендной платы, предусмотренных Правительством Российской Федерации, может иметь место лишь при заключении договоров аренды на торгах, когда начальная цена за единицу формируется на основе минимальных ставок арендной платы, а конечная - по результатам торгов.
В этом случае годовой размер арендной платы за пользование лесным участком может быть выше минимального размера арендной платы, установленного Постановлением № 310, а установленная по результатам торгов плата за пользование лесным участком в части, превышающей минимальный размер арендной платы, подлежит зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации согласно статье 57 Бюджетного кодекса РФ.
Для лесного участка по лоту № 408 начальная цена согласно Постановлению № 310 должна рассчитываться следующим образом: 6270 x 1,13 x 1,5 x 3 x 1 x 2 = 63766 рублей, при этом:
- 6270 рублей - ставка платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при осуществлении рекреационной деятельности для Челябинской области;
- 1,13 - коэффициент, установленный Федеральным законом от 13.12.2010 № 357-ФЗ;
- 1,5 - коэффициент, учитывающий категорию защитных лесов и целевое назначение лесов;
- 3 - коэффициент, учитывающий приближенность лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования;
- 1 - коэффициент, учитывающий площадь лесного участка;
- 2 - площадь лесного участка.
Однако с применением повышающего коэффициента 2,5 размер арендной платы составил 159415 рублей, из которых 63766 перечисляется в федеральный бюджет, а 95649 - в бюджет Челябинской области.
Таким же образом при формировании начальной цены рассчитана арендная плата для лесного участка по лоту № 409: 6270 x 1,13 x 1,5 x 3,5 x 1 x 3 = 111590 рублей, с применением повышающего коэффициента 2,5 размер арендной платы составил 278976 рублей.
При таких обстоятельствах применение повышающего коэффициента значительно увеличивает размер арендной платы, существенно снижая при этом эффективность и целесообразность аренды данных лесных участков для ООО "Д".
Исходя из изложенного, Решение областной комиссии по проведению аукционов № 9 от 17.06.2008 не соответствует действующему законодательству и принято комиссией с превышением предоставленных полномочий.
В соответствии с частью 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции (в редакции на момент проведения аукциона), если организаторами или заказчиками торгов являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.
В данном случае установление при формировании начальной цены аукциона расчета арендной платы с применением повышающего коэффициента К4, утвержденного Решением областной комиссии, что не предусмотрено действующим законодательством и ведет к необоснованному увеличению ставок арендной платы за лесные участки, может привести к необоснованному ограничению к участию в торгах хозяйствующих субъектов посредством принятия ими решения об отказе участия в аукционе ввиду необходимости перечисления арендной платы в размере, превышающем минимальный размер арендной платы, что противоречит части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных частью 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции оснований для прекращения рассмотрения дела в отношении Главного управления лесами Челябинской области по части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:

1. Признать нарушением части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции действия Главного управления лесами Челябинской области, выразившиеся в принятии Решения Областной комиссии по проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности от 17.06.2008 № 9, установившего повышающие коэффициенты при определении начальной цены аукционов, что могло привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции при проведении торгов.
2. Выдать Главному управлению лесами Челябинской области предписание об отмене акта, нарушающего антимонопольное законодательство, путем отмены Решения Областной комиссии № 9 от 17.06.2008.
3. Иные меры по устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции не принимать ввиду отсутствия оснований для их принятия.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Председатель Комиссии:
Н.В.САПРЫКИНА

Члены Комиссии:
Т.М.СОБОЛЕВСКАЯ
В.М.ГАРЕЕВ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru