Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ульяновская область


УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ
от 8 августа 2011 г. № 3-3/2011

Именем Российской Федерации

Ульяновский областной суд в составе:
    судьи                   Кинчаровой О.Е.,
    при секретаре           Леоновой В.В.,
    с участием прокурора    Сальникова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ильиной Е*** Н*** о признании частично противоречащими федеральному законодательству пунктов 5 и 6 Порядка и условий предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому, утвержденных постановлением Правительства Ульяновской области от 28 февраля 2011 года № 78-П "О предоставлении социальных услуг населению в Ульяновской области",

установил:

Ильина Е.Н. обратилась в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству пункта 5 Порядка и условий предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому (далее - Порядок), утвержденных постановлением Правительства Ульяновской области от 28 февраля 2011 года № 78-П "О предоставлении социальных услуг населению в Ульяновской области", в части приложения заявителем к заявлению таких документов, как справки о составе семьи формы № 8 и справки от каждого члена семьи (родственников) заявителя с места работы (службы, учебы) о размерах заработной платы и других доходов (для заявителей, проживающих в семьях или имеющих родственников, обязанных в соответствии с законодательством их содержать), пункта 6 указанного Порядка в части проведения обследования условий проживания заявителя. В обоснование данного заявления указала, что она, являясь инвалидом 2-й группы, обратилась в орган социальной защиты населения по месту жительства по вопросу зачисления ее на социальное обслуживание на дому. Однако ей в этом было отказано со ссылкой на непредставление предусмотренных оспариваемыми нормами документов. Считает, что оспариваемые положения пунктов 5 и 6 Порядка противоречат Федеральным законам от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 02.07.1992 № 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", поскольку указанными нормативными правовыми актами не предусматривается необходимость представления данных документов и проведения обследования условий проживания заявителя. Пунктом 6 в оспариваемой части устанавливается противоправное вторжение в жилище человека.
Заявительница Ильина Е.Н. в суд не явилась, о дне и времени судебного заседания была извещена надлежащим образом.
Представитель Ильиной Е.Н. - Ильин Н.А. в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявления, указывая дополнительно, что в соответствии с приведенными в иске Федеральными законами социальное обслуживание на дому инвалидов должно осуществляться бесплатно, соответственно, необходимости в представлении справки формы № 8 и справки о доходах членов семьи для решения вопроса о зачислении на социальное обслуживание на дому не имеется, оспариваемые нормы в этой части противоречат федеральному законодательству. Представитель Правительства Ульяновской области Шашина О.А. в судебном заседании просила в удовлетворении заявления Ильиной Е.Н. отказать, указывая на то, что оспариваемые нормы Порядка не противоречат федеральному законодательству и не нарушают прав заявителя. Порядок принятия, опубликования и вступления в силу оспариваемого нормативного правового акта соблюден. Федеральным законодательством определение порядка и условий предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. При таких обстоятельствах Правительство Ульяновской области вправе было осуществить правовое регулирование по данному вопросу и определить своим нормативным правовым актом детальный порядок и условия предоставления социальных услуг данным категориям граждан. Правительство области действовало в пределах своей компетенции.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявление Ильиной Е.Н. не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Заявительница Ильина Е.Н. оспаривает положения пунктов 5, 6 Порядка и условий предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому, утвержденных постановлением Правительства Ульяновской области от 28 февраля 2011 года № 78-П "О предоставлении социальных услуг населению в Ульяновской области".
Постановление Правительства Ульяновской области № 78-П от 28 февраля 2011 года "О предоставлении социальных услуг населению в Ульяновской области" принято в соответствии с Уставом Ульяновской области, Законом Ульяновской области "О Правительстве Ульяновской области", Регламентом Правительства Ульяновской области.
Согласно п. 4 ст. 16 Закона Ульяновской области от 09.06.2005 № 043-ЗО "О Правительстве Ульяновской области" постановления Правительства Ульяновской области подписываются Губернатором Ульяновской области, а в его отсутствие должностным лицом, исполняющим обязанности Губернатора Ульяновской области.
В соответствии с ч. 3 ст. 4 и ч. 1 ст. 5 Закона Ульяновской области от 29 ноября 2005 года № 136-ЗО "О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Ульяновской области" нормативные правовые акты Правительства Ульяновской области подлежат официальному опубликованию не позднее 14 дней после дня их подписания, при этом официальным опубликованием считается первая публикация их полного текста в газетах "Народная газета" или "Ульяновская правда".
Постановление Правительства Ульяновской области № 78-П от 28 февраля 2011 года подписано Губернатором - Председателем Правительства Ульяновской области С.И. Морозовым и официально опубликовано в газете "Ульяновская правда" № 23 (23.000) от 4 марта 2011 года.
Таким образом, процедура принятия и официального опубликования нормативного правового акта была соблюдена.
Рассматривая требования заявительницы об оспаривании положений пунктов 5 и 6 Порядка и условий предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому, утвержденных постановлением Правительства Ульяновской области от 28 февраля 2011 года № 78-П "О предоставлении социальных услуг населению в Ульяновской области", суд принимает во внимание следующее.
Пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что вопросы здравоохранения, социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 24 пункта 2, пунктами 3.1 и 5 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон № 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
По вопросам, указанным в пункте 2 статьи 24, органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы, иные нормативные правовые акты, в том числе региональные программы субъектов Российской Федерации, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
До принятия федеральных законов по предметам совместного ведения, а также по вопросам совместного ведения, не урегулированным федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, могут устанавливаться не указанные в пункте 2 настоящей статьи полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемые данными органами самостоятельно за счет и в пределах средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Основы правового регулирования в области социального обслуживания населения в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 10.12.1995 № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 7 указанного Федерального закона государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб по основным видам, определенным настоящим Федеральным законом в порядке и на условиях, которые устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статья 9 данного Федерального закона предусматривает социальное обслуживание на дому, которое осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании. Одиноким гражданам и гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи.
Отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов также регулируются Федеральным законом от 02.08.1995 № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов".
Статья 16 данного Федерального закона предусматривает формы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе и социальное обслуживание на дому.
В соответствии с пунктом 5 статьи 17 Федерального закона от 02.08.1995 № 122-ФЗ социальное обслуживание на дому осуществляется в порядке, определяемом органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с вышеуказанным Федеральным законом "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" был принят Закон Ульяновской области "О социальном обслуживании населения в Ульяновской области".
Согласно статье 4 указанного Закона области в Ульяновской области гарантируется право на социальное обслуживание населения в государственной системе социальных служб Ульяновской области по основным видам, определенным Федеральным законом "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" в порядке и на условиях, устанавливаемых Правительством Ульяновской области.
Во исполнение указанных нормативных правовых актов Правительством Ульяновской области было принято Постановление от 28 февраля 2011 № 78-П "О предоставлении социальных услуг населению в Ульяновской области", которым утверждены, в том числе, Порядок и условия предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому.
Принимая во внимание, что вопросы социальной защиты находятся в совместном ведении РФ и субъекта РФ, суд приходит к выводу, что Правительство Ульяновской области вправе было осуществить правовое регулирование по вопросу определения порядка и условий предоставления социальных услуг указанным категориям граждан.
Таким образом, Правительство Ульяновской области, принимая оспариваемый нормативный правовой акт, действовало в рамках своей компетенции.
Ильиной Е.Н. оспаривается пункт 5 указанного Порядка в части необходимости приложения к заявлению на зачисление на социальное обслуживание на дому таких документов, как справки о составе семьи формы № 8 и справки от каждого члена семьи (родственников) заявителя с места работы (службы, учебы) о размерах заработной платы и других доходов (для заявителей, проживающих в семьях или имеющих родственников, обязанных в соответствии с законодательством их содержать).
Однако оснований у суда для признания указанных положений пункта 5 Порядка противоречащими федеральному законодательству и недействующими не имеется.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" социальное обслуживание осуществляется социальными службами бесплатно и за плату. Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 16 настоящего Федерального закона.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 16 предусмотрено, что бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб в объемах, определенных государственными стандартами социального обслуживания, предоставляется гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, - если среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума, установленного для субъекта Российской Федерации, в котором они проживают.
Из указанных норм Федерального закона следует, что при решении вопроса о наличии права на бесплатное либо платное социальное обслуживание заявителя учреждениями государственной системы социального обслуживания необходимо выяснение таких обстоятельств, как наличие родственников, обязанных в соответствии с законодательством содержать их, возможность данных лиц обеспечить помощь и уход за заявителем с учетом места жительства, материального положения.
Для установления данных обстоятельств является необходимым представление справки формы № 8 по месту жительства заявителя, справки о доходах от каждого члена семьи (родственников) заявителя с места работы (службы, учебы) о размерах заработной платы и других доходов (для заявителей, проживающих в семьях или имеющих родственников, обязанных в соответствии с законодательством их содержать).
Таким образом, оспариваемый в вышеуказанной части пункт 5 Порядка издан во исполнение приведенных положений Федерального закона "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" и не противоречит действующему законодательству, регулирующему вопросы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Доводы представителя Ильиной Е.Н. - Ильина Н.А. в той части, что указанный пункт противоречит положениям Федерального закона "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", поскольку, по его мнению, данный закон предусматривает бесплатное предоставление социальных услуг, включенных в перечни гарантированных государством социальных услуг, не могут быть приняты во внимание.
Указанные доводы представителя заявителя основаны на неправильном толковании положений указанного Федерального закона.
Данный Федеральный закон устанавливает право граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению на социальное обслуживание, осуществляемое в государственном и негосударственном секторах системы социального обслуживания (ст. 5). При этом государство гарантирует возможность получения достаточных для удовлетворения основных жизненных потребностей социальных услуг, включенных в перечни гарантированных государством социальных услуг (ст. 4).
Но при этом данный Федеральный закон не устанавливает безвозмездность предоставления гарантированных государством социальных услуг всем гражданам пожилого возраста и инвалидам. Вопросы социального обслуживания указанных категорий граждан за плату или бесплатно урегулированы не указанным нормативным правовым актом, а Федеральным законом "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (статьи 15, 16).
Доводы представителя заявительницы Ильиной Е.Н. - Ильина Н.А. о том, что положения пункта 5 Порядка противоречат положениям Федеральных законов от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и от 02.07.1992 № 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" являются несостоятельными. Указанные нормативные правовые акты не регулируют вопросы порядка и условий предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам.
Требование Ильиной Е.Н. о признании недействующим положения пункта 6 Порядка в части проведения обследования условий проживания заявителя суд считает также не подлежащим удовлетворению, поскольку данная норма не противоречит федеральному законодательству.
Нормативные правовые акты федерального уровня не содержат детальное правовое регулирование вопросов социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому. Вышеприведенными положениями Федеральных законов "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" и "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" полномочия по определению порядка и условий предоставления социальных услуг на дому вышеуказанным категориям граждан возложены на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Правительство Ульяновской области, реализовав указанные полномочия, принял нормативный правовой акт, устанавливающий порядок и условия предоставления гражданам пожилого возраста и инвалидам социальных услуг на дому, указав в пункте 6 Порядка необходимость проведения территориальным органом в течение 7 рабочих дней с момента получения заявления обследования условий проживания заявителя и составления по результатам обследования в течение 1 рабочего дня акта, что не противоречит действующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Доводы представителя Ильиной Е.Н. - Ильина Н.А. о том, что эта норма противоречит федеральному законодательству, так как устанавливает противоправное вторжение в жилище заявителя, являются несостоятельными, основанными на неправильном толковании оспариваемой нормы.
Как следует из буквального толкования оспариваемой нормы, она указывает на обязанность проведения территориальным органом обследования условий проживания заявителя. Данная норма не предусматривает право территориального органа обследования жилого помещения заявителя без его согласия. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемая норма не противоречит действующему законодательству.
В силу пункта 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 253 ГПК РФ, суд, считает необходимым отказать Ильиной Е.Н. в удовлетворении ее заявления.
Руководствуясь статьями 253, 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Отказать Ильиной Е*** Н*** в удовлетворении заявления о признании частично противоречащими федеральному законодательству пунктов 5 и 6 Порядка и условий предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому, утвержденных постановлением Правительства Ульяновской области от 28 февраля 2011 года № 78-П "О предоставлении социальных услуг населению в Ульяновской области".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы и кассационного представления через Ульяновский областной суд.

Судья
О.Е.КИНЧАРОВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru