Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Рязанская область


РЯЗАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 августа 2012 г. № 33-1513

(извлечение)

Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда рассмотрела в апелляционном порядке в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе А.Е.А. на решение Железнодорожного районного суда г. Рязани от 5 июня 2012 года, которым постановлено:
Исковые требования А.Е.А. удовлетворить частично.
Засчитать А.Е.А. в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального Закона от 17.12.2001 № 173 "О трудовых пенсиях в РФ", период нахождения в отпуске по беременности и родам с <...> по <...>, и период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с <...> по <...> в льготном исчислении как 1 год за 1 год и шесть месяцев.
В остальной части иска - отказать.
Взыскать с УПФ РФ в г. Рязани в пользу А.Е.А. возврат госпошлины в сумме <...> рублей.
Изучив материалы дела, заслушав доклад Левковой Г.И., объяснения А.Е.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения против доводов жалобы представителей УПФ РФ в г. Рязани - Н.М.И., А.Ю.Г., ГУ - отделение Пенсионного фонда РФ по Рязанской области Г.Е.А., судебная коллегия

установила:

А.Е.А. обратилась в суд с иском к УПФ РФ в г. Рязани о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости.
В обоснование заявленных требований указала, что в связи с длительным осуществлением лечебной деятельности, 14.07.2010, 11.10.2011, 10.11.2011 она обращалась к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости.
14.07.2010, 11.10.2011, соответственно, ей было отказано в приеме документов. При этом, в устной форме было указано на то, что стажа для досрочного назначения пенсии ей недостаточно.
Решением от № <...> от 28 ноября 2011 г. УПФ РФ в г. Рязани отказало в досрочном назначении трудовой пенсии по старости из-за недостаточности специального стажа. При этом, периоды нахождения в отпуске по беременности и родам, отпуске по уходу за ребенком с <...> по <...> и работы в должности медицинской сестры инфекционного отделения МУЗ "Городская клиническая больница № <...>" г. Рязани с <...> по <...>, с <...> по <...> были засчитаны в календарном исчислении.
В стаж для досрочного назначения пенсии на льготных условиях ответчиком не засчитан период нахождения в отпуске по уходу за ребенком, <...> рождения с <...> по <...>, отпуск по беременности и родам засчитан в календарном исчислении.
Полагая, что периоды нахождения ее в отпуске по беременности и родам и отпуске по уходу за ребенком, период работы в должности медицинской сестры инфекционного отделения МУЗ "Городская клиническая больница № <...>" должны засчитываться в стаж для назначения пенсии за выслугу лет в льготном исчислении, как один год работы за один год и шесть месяцев, А.Е.А. просила: засчитать в стаж для досрочного назначения пенсии: период работы с <...> по <...>, и с <...> по <...> в должности медсестры инфекционного отделения МУЗ "Городская клиническая больница № <...>" в льготном исчислении, как 1 год за 1 год и 6 месяцев;
отпуск по беременности и родам и отпуск по уходу за ребенком с <...> по <...> в льготном исчислении, как 1 год за 1 год и 6 месяцев; отпуск по беременности и родам с <...> по <...> в льготном исчислении, как 1 год за 1 год и 6 месяцев; отпуск по уходу за ребенком с <...> по <...> в льготном исчислении, как 1 год за 1 год и 6 месяцев.
Обязать УПФ РФ в г. Рязани назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости со дня первичного обращения - 14 июля 2010 г.
Взыскать с ответчика в ее пользу расходы по оплате государственной пошлины в сумме <...> рублей.
По решению суда исковые требования А.Е.А. удовлетворены частично.
Не согласившись с решением суда, А.Е.А. просит его отменить и постановить новое решение об удовлетворении требований в полном объеме. При этом ссылается на неправильное толкование судом норм материального права.
В возражениях на апелляционную жалобу - Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда РФ по Рязанской области просит решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании апелляционной инстанции А.Е.А. поддержала доводы апелляционной жалобы, при этом пояснила, что ею были представлены бесспорные доказательства, подтверждающие факт исчисления стажа дающего право для досрочного назначения пенсии в льготном исчислении, судом были неправильно применены нормы материального права, регулирующего правоотношения сторон. Просила решение суда первой инстанции отменить, постановить новое решение об удовлетворении ее требований в полном объеме.
Представители ответчиков полагали, что по указанным в жалобе основаниям решение суда отмене не подлежит.
Проверив законность и обоснованность постановленного судом решения, судебная коллегия приходит к следующему.
Рассматривая заявленные требования, суд правильно оценил юридически значимые обстоятельства, установил их в ходе судебного разбирательства достаточно полно и объективно, дал им надлежащую правовую оценку, пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований к удовлетворению иска.
Из материалов дела видно, и судом бесспорно установлено, что А.Е.А., имея квалификацию медицинской сестры, работала с <...> в различных медицинских учреждениях г. Рязани, в том числе, по <...> медсестрой торакального отделения областной клинической больницы г. Рязани. С <...> по <...> находилась в отпуске по беременности и родам и отпуск по уходу за ребенком, с <...> по <...> работала в должности медицинской сестры хирургического торакального отделения в Областной клинической больнице г. Рязани; с <...> по <...> с <...> по <...> - в должности медицинской сестры инфекционного отделения МУЗ "Городская клиническая больница № <...>" г. Рязани.
10.11.2011 А.Е.А. обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости.
Решением от № <...> от 28 ноября 2011 г. УПФ РФ в г. Рязани в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью в учреждениях здравоохранения ей было отказано в связи с тем, что на дату обращения с заявлением льготный стаж истицы составил 26 лет 08 месяцев 17 дней, что является недостаточным для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
Рассматривая требования, заявленные А.Е.А., суд обоснованно руководствовался пп. 20 п. 1 ст. 27 (пп. 11 п. 1 ст. 28) Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 № 173-ФЗ, в соответствии с которым, досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно п. 3 ст. 28 названного Закона списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7 - 13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Пенсионное обеспечение по нормам пп. 11 п. 1 ст. 28 ФЗ № 173 "О трудовых пенсиях в РФ" осуществляется в соответствии со Списком работ, профессий, специальностей и учреждений, с учетом которых, досрочно назначается трудовая пенсия по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность, и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости этим лицам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781.
Согласно п. 3 указанных Правил в стаж работы засчитываются периоды работы только в должностях и учреждениях, предусмотренных Списком.
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 поименован средний медицинский персонал, в том числе медицинская сестра и больницы всех наименований.
Пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, предусмотрено, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы.
Согласно пункту 5 "б" Правил, лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по Перечню структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как 1 год и 6 месяцев, предусмотрено льготное исчисление стажа работы - 1 год как 1 год и 6 месяцев.
В указанном перечне не поименованы медицинские сестры инфекционного отделения больницы.
До вступления в законную силу вышеназванного Постановления Правительства при исчислении специального трудового стажа медицинским работникам в льготном порядке за периоды работы до 01.11.1999 применялся Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения, дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета министров РСФСР от 06.09.1991 № 464; за периоды работы после 01.11.1999 в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066 применялся Перечень структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, клиник высших медицинских образовательных учреждений и медицинских научных организаций, медико-санитарных частей и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право 1 год работы считать за 1 год 6 месяцев.
Названными выше Списками и Перечнями также не поименованы медицинские сестры инфекционного отделения больницы.
С учетом приведенных положений закона, суд первой инстанции пришел к законному и обоснованному выводу о том, что пенсионным органом было принято правильное решение о включении периодов работы истицы с <...> по <...>, с <...> по <...> в должности медицинской сестры инфекционного отделения МУЗ "Городская клиническая больница № <...>" г. Рязани в стаж для досрочного назначения пенсии в календарном исчислении. При этом, судом правильно указано, что правовых оснований для зачета указанных периодов в льготном исчислении - как 1 год за 1 год и шесть месяцев не имеется.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001 № 173-ФЗ, вступившим в законную силу с 01.01.2002, трудовая пенсия по старости назначается женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока, и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия женщинам назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона на один год за каждые 2 года такой работы.
Аналогичные положения содержались в п. б ч. 1 ст. 12 ранее действовавшего Закона "О государственных пенсиях в РФ" от 20.11.1990 № 340-1.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы, и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "б" п. 1 Постановления Правительства РФ от 18 июля 2002 г. № 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации..." установлено, что к работам, выполнявшимся до 1 января 1992 г., применяется Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173, к работам, выполнявшимся после 1 января 1992 г. - Список № 2, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10.
Списком № 2, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 в разделе 24 - Учреждения здравоохранения и социального обеспечения, код позиции № <...> поименован средний медицинский персонал в инфекционном отделении.
Проанализировав положения данных правовых норм, суд пришел к правильному выводу о том, что, несмотря на то, что стаж истицы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", засчитанный ответчиком составил 21 год 2 месяца 11 дней, УПФ РФ (ГУ) в г. Рязани обоснованно отказано А.Е.А. в назначении пенсии по данным основаниям, поскольку на момент обращения в пенсионный орган А.Е.А., <...> рождения, не достигла возраста 50 лет.
Суд первой инстанции также правомерно включил истице в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев периоды нахождения в отпуске по беременности, родам и уходу за ребенком с <...> по <...>, с <...> по <...>, поскольку указанные периоды имели место, когда истица работала в должности медсестры хирургического торакального отделения Областной клинической больницы г. Рязани, и исчисление стажа в указанные периоды следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность, т.е. в льготном исчислении.
Проверяя доводы истицы о необоснованности включения в стаж, дающий основания для досрочного назначения пенсии периодов нахождения ее в отпуске по беременности и родам и отпуске по уходу за ребенком - дочерью А.А.М., <...> рождения, в льготном исчислении - как один год за один год и шесть месяцев, суд, исходя из норм действующего законодательства, пришел к правильному выводу об отказе истице в удовлетворении требований в этой части.
Так, до введения в действие Закона РФ от 25.09.1992 № 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР", статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии на льготных условиях.
С принятием Закона Российской Федерации № 3543-1 от 25 сентября 1992 г. "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.
Судом бесспорно установлено, что А.Е.А. находилась в отпуске по беременности и родам с <...> и по <...>, и после рождения дочери с <...> по <...> в отпуске по уходу за ребенком. То есть, данные периоды времени имели место после вступления в силу названного выше Закона РФ от 25.09.1992 № 3543-1, положениями которого не предусматривалась возможность включения периода нахождения женщины по уходу за ребенком в стаж работы по специальности.
Таким образом, вывод суда об отказе А.Е.А. во включении в стаж работы по специальности отпусков по беременности и родам и уходу за ребенком, имевших место после 6 октября 1992 года, основан на нормах действующего законодательства.
Поскольку периоды отпуска по беременности и родам, а также отпуска по уходу за ребенком до трех лет, имели место в период действия нового законодательства, на указанные периоды не распространяются установленные ст. 167 КЗОТ РФ (в ранее действующей редакции) правила исчисления периодов работы.
Установив, что на дату обращения за назначением льготной пенсии 10 ноября 2011 года, истица, с учетом зачтенных пенсионным органом периодов ее работы и включенных судом, не имела необходимого стажа для назначения пенсии в связи с деятельностью по охране здоровья населения, который при смешенном стаже составляет 30 лет, суд пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований А.Е.А. о досрочном назначении трудовой пенсии по старости.
Указанный вывод суда в решении мотивирован, соответствует установленным обстоятельствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Довод апелляционной жалобы о том, что в соответствии с Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516, периоды работы истицы в должности медсестры инфекционного отделения, подлежит зачету в стаж для назначения пенсии в исчислении 1 год как 1 год и 6 месяцев, основан на неверном толковании норм материального права.
Так, действующее законодательство предусматривает возможность льготного исчисления (год работы за год и шесть месяцев стажа) периодов работы в медицинских учреждениях, применительно к рассматриваемому спору, при наличии одновременно нескольких условий: работа должна протекать в подразделениях, указанных в перечне, на соответствующих должностях, указанных в нем же, и работа по занимаемой должности должна выполняться постоянно в течение полного рабочего дня. Именно совокупность этих условий, по мнению законодателя, свидетельствует о таком характере работы, специфике выполнения функциональных обязанностей в соответствии с указанными в перечне должностями, которые существенно отличаются по уровню сложности и напряженности с выполнением должностных обязанностей другими работниками среднего медицинского персонала. Указанных условий при рассмотрении спора судом установлено не было.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: в Федеральном законе от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" статья 94 отсутствует.

Ни ранее действовавшее, ни действующее в настоящее время пенсионное законодательство, не предусматривает возможность приравнять эпизодическое участие отдельных медицинских работников в пределах их должностных инструкций в работах с опасными инфекциями к полноценной работе, указанной в вышеназванном постановлении Правительства, а также ст. 30, 94 Закона "О трудовых пенсиях в РФ" с последующим льготным исчислением трудового стажа.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены постановленного судебного решения.
Доводы апелляционной жалобы правильности выводов суда не опровергают, и не могут явиться основаниями к отмене решения суда, поскольку они направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, оснований для которой судебная коллегия не усматривает. Судебная коллегия полагает, что оценка обстоятельств по делу и имеющихся по ним доказательств, требованиям ст. 67 ГПК РФ соответствует, и доводами апелляционной жалобы не опровергается.
Таким образом, обжалуемое решение постановлено в соответствии с установленными обстоятельствами дела, соответствует требованиям ст. 198 ГПК РФ, и не подлежит отмене или изменению по доводам апелляционной жалобы.
Иных доводов, имеющих правовое значение и способных повлиять на законность и обоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Железнодорожного районного суда г. Рязани от 5 июня 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу А.Е.А. - без удовлетворения.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru