УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ - ЧУВАШИИ
РЕШЕНИЕ
от 27 марта 2012 г. по делу № 21-Р-2012
Резолютивная часть решения оглашена 13 марта 2012 года.
Решение в полном объеме изготовлено 27 марта 2012 года.
Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Н.Ю.Винокурова - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления - начальник отдела товарных рынков;
члены Комиссии:
Ланская Г.Ю. - ведущий специалист-эксперт отдела товарных рынков,
Леонтьева Л.Г. - специалист-эксперт отдела товарных рынков,
рассмотрев дело № 21-Р-2012 по признакам нарушения части 7 статьи 5
Федерального закона "О рекламе" в рекламе финансовых услуг КПКГ "Касса взаимопомощи "Семейный кредит", распространенной на щитовой рекламной конструкции, установленной рядом с забором БУ "Центральная городская больница" МЗСР ЧР,
в отсутствии лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела,
установила:
В ходе контрольного мероприятия, проведенного специалистами Чувашского УФАС России 15.02.2012, установлен факт распространения на щитовой рекламной конструкции, установленной рядом с забором БУ "Центральная городская больница" МЗСР ЧР (г. Чебоксары, пр. Ленина, д. 47), информации следующего содержания: "Семейный кредит. Займы - Сбережения. Ул. Энгельса, д. 28, 57-33-32. 8 927 995 03 38".
В соответствии со статьей 3
Федерального закона реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Рассматриваемая информация по своему содержанию и целевой направленности является рекламой, поскольку обладает всеми квалифицирующими признаками данного понятия.
Согласно части 4 статьи 3
Федерального закона "О рекламе" под ненадлежащей рекламой понимается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 5
Федерального закона "О рекламе" реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Согласно части 7 статьи 5
Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Частью 1 статьи 116
Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
В силу статьи 3
Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ "О кредитной кооперации" основная деятельность кредитного кооператива состоит в организации финансовой взаимопомощи членов кредитного кооператива (пайщиков) посредством: объединения паенакоплений (паев) и привлечения денежных средств членов кредитного кооператива (пайщиков) и иных денежных средств в порядке, определенном нормативно-правовыми актами и уставом кредитного кооператива; размещения названных денежных средств путем предоставления займов членам кредитного кооператива (пайщикам) для удовлетворения их финансовых потребностей.
Член кредитного кооператива (пайщик) имеет право получать займы и вносить в паевой фонд кредитного кооператива добровольные паевые взносы, передавать денежные средства кредитному кооперативу на основании договора займа, а также на основании иных договоров, предусмотренных федеральным законом (подпункты 1
и 2 пункта 1 статьи 13
названного закона).
В рассматриваемой рекламе отсутствует часть существенной информации, а именно, сведения о том, что рекламируемыми услугами могут воспользоваться только члены кооператива. Следовательно, реклама КПКГ "Касса взаимопомощи "Семейный кредит" не соответствует требованиям, определенным частью 7 статьи 5
Федерального закона "О рекламе".
Пункт 5 статьи 3
Федерального закона "О рекламе" определяет в качестве рекламодателя изготовителя или продавца товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
КПКГ "Касса взаимопомощи "Семейный кредит" является источником рекламной информации для производства, размещения и последующего распространения рассматриваемой рекламы.
КПКГ "Касса взаимопомощи "Семейный кредит" определил объект рекламирования и содержание рекламы и в соответствии с пунктом 5 статьи 3
Федерального закона "О рекламе" является рекламодателем.
В соответствии с частью 6 статьи 38
Закона о рекламе ответственность за нарушение части 7 статьи 5
Федерального закона "О рекламе" несет рекламодатель.
Из письменного объяснения представителя КПКГ "Касса взаимопомощи "Семейный кредит" следует, что разработкой макета рекламного щита занималась кассир КПКГ "Касса взаимопомощи "Семейный кредит" В., которая самостоятельно разработала макет рекламы, не согласовав ее содержание с руководством. Согласно приказу директора КПКГ "Касса взаимопомощи "Семейный кредит" Л. от 06.03.2012 № 3К кассир В. привлечена к дисциплинарной ответственности.
Комиссия, изучив материалы дела, пришла к выводу о том, что в действиях КПКГ "Касса взаимопомощи "Семейный кредит" по распространению рекламы финансовых услуг (займы, сбережения) содержится нарушение требований части 7 статьи 5
Федерального закона "О рекламе".
Согласно пункту 1 части 2 статьи 33
Федерального закона "О рекламе" антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
В подтверждение устранения нарушения КПКГ "Касса взаимопомощи "Семейный кредит" представил фотографии рекламы, дополненной информацией о предоставлении услуг только пайщикам кооператива.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33
, частью 1 статьи 36
Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37
- 42
Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу финансовых услуг КПКГ "Касса взаимопомощи "Семейный кредит", распространенную на щитовой рекламной конструкции, установленной рядом с забором БУ "Центральная городская больница" МЗСР ЧР (г. Чебоксары, пр. Ленина, д. 47), поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5
Федерального закона "О рекламе".
2. Не выдавать КПКГ "Касса взаимопомощи "Семейный кредит" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Н.Ю.ВИНОКУРОВА
Члены Комиссии
Г.Ю.ЛАНСКАЯ
Г.Ф.ЛЕОНТЬЕВА