ГЛАВА ЮЖНОУРАЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июня 2009 г. № 341
Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной
экспертизы проектов и принятых нормативных правовых
актов Главы Южноуральского городского округа
Руководствуясь Федеральным законом
от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Постановлением
Правительства Российской Федерации от 05.03.2009 № 195 "Об утверждении Правил проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции", постановлением
Губернатора Челябинской области от 27.03.2009 № 78 "О порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов Губернатора Челябинской области, Правительства Челябинской области", Постановлением
Законодательного Собрания Челябинской области от 31.03.2009 № 1580 "Об утверждении Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, принятых Законодательным Собранием Челябинской области, и их проектов", в целях организации деятельности администрации Южноуральского городского округа по предупреждению включения в нормативные правовые акты положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, а также по выявлению и устранению таких положений,
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить Порядок
проведения антикоррупционной экспертизы проектов и принятых нормативных правовых актов Главы Южноуральского городского округа (прилагается).
2. Правовому отделу администрации Южноуральского городского округа (Киреева И.И.):
1) проводить антикоррупционую экспертизу проектов и принятых нормативных правовых актов Главы Южноуральского городского округа в соответствии с настоящим постановлением;
2) внести соответствующие дополнения о проведении антикоррупционной экспертизы проектов и принятых нормативных правовых актов Главы Южноуральского городского округа в Положение о правовом отделе администрации Южноуральского городского округа, утвержденное постановлением Главы Южноуральского городского округа от 29.08.2007 № 559, и в должностные инструкции муниципальных служащих правового отдела администрации Южноуральского городского округа.
3. Руководителям структурных подразделений администрации Южноуральского городского округа с правами юридических лиц назначить ответственных должностных лиц по проведению антикоррупционной экспертизы проектов и принятых нормативных правовых актов, сведения об указанных лицах представить в правовой отдел администрации Южноуральского городского округа в срок до 20 июля 2009 года.
4. Общему отделу администрации Южноуральского городского округа (Папуша Е.И.) опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации.
5. Контроль исполнения настоящего постановления оставляю за собой.
Глава Южноуральского
городского округа
Челябинской области
В.И.ГОРА
Утвержден
постановлением
Главы Южноуральского
городского округа
Челябинской области
от 17 июня 2009 г. № 341
Порядок
проведения антикоррупционной экспертизы проектов
и принятых нормативных правовых актов Главы
Южноуральского городского округа
I. Общие положения
1. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, издаваемых Главой Южноуральского городского округа, а также их проектов разработан в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
6. Выявленные при проведении антикоррупционной экспертизы положения, не относящиеся в соответствии с настоящими Рекомендациями к коррупционным факторам, но которые могут способствовать созданию условий для проявления коррупции, указываются в заключении.
III. Коррупционные факторы
7. Коррупционными факторами являются:
1) факторы, связанные с реализацией отдельных переданных государственных полномочий или полномочий органа местного самоуправления;
2) факторы, связанные с наличием правовых пробелов;
3) факторы системного характера.
8. Факторы, связанные с реализацией отдельных переданных государственных полномочий или полномочий органа местного самоуправления, выражаются в:
1) широте дискреционных полномочий - отсутствии или неопределенности сроков, условий или оснований принятия решения, необоснованном завышении сроков, наличии дублирующих полномочий органов государственной власти области или органов местного самоуправления (их должностных лиц);
2) определении компетенции по формуле "вправе" - диспозитивном установлении возможности совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
3) наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установлении неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
4) злоупотреблении правом заявителя органами государственной власти области или органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствии четкой регламентации прав граждан и организаций;
5) выборочном изменении объема прав - возможности необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти области или органов местного самоуправления (их должностных лиц);
6) чрезмерной свободе подзаконного нормотворчества - наличии бланкетных и отсылочных норм, приводящем к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти области или органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
7) юридико-лингвистической неопределенности - использовании двусмысленных или неустоявшихся терминов, понятий и формулировок, категорий оценочного характера с неясным, неопределенным содержанием, не используемых российским законодательством, допускающих различные трактовки;
8) принятии нормативного правового акта сверх компетенции - нарушении компетенции органов местного самоуправления при принятии нормативных правовых актов;
9) заполнении законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установлении общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона.
9. Факторы, связанные с наличием правовых пробелов, свидетельствуют об отсутствии правового регулирования некоторых вопросов в нормативном правовом акте, проекте нормативного правового акта и выражаются в:
1) существовании собственно пробела в правовом регулировании - отсутствии в нормативном правовом акте, проекте нормативного правового акта нормы, регулирующей определенные правоотношения, виды деятельности и так далее;
2) отсутствии административных процедур - отсутствии порядка совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
3) отказе от конкурсных (аукционных) процедур - закреплении административного порядка предоставления права (блага);
4) отсутствии запретов и ограничений для органов местного самоуправления (их должностных лиц) - отсутствии превентивных антикоррупционных норм, определяющих статус муниципальных служащих в коррупциогенных отраслях;
5) отсутствии мер ответственности органов местного самоуправления (их должностных лиц) - отсутствии норм о юридической ответственности служащих, а также норм об обжаловании их действий (бездействия) и решений;
6) отсутствии указания на формы, виды контроля за органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствии норм, обеспечивающих возможность осуществления контроля, в том числе общественного, за действиями органов местного самоуправления (их должностных лиц, муниципальных служащих);
7) нарушении режима прозрачности информации - отсутствии норм, предусматривающих раскрытие информации о деятельности органов местного самоуправления (их должностных лиц), и порядка получения информации по запросам граждан и организаций.
10. Факторами системного характера являются факторы, обнаружить которые можно при комплексном анализе нормативного правового акта, проекта нормативного правового акта, - нормативные коллизии.
Нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для органов местного самоуправления (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.
На наличие такого коррупционного фактора указывает любой вид коллизии, если возможность ее разрешения зависит от усмотрения органов местного самоуправления (их должностных лиц).
IV. Заключение по результатам проведения антикоррупционной
экспертизы нормативного правового акта, проекта
нормативного правового акта
11. По результатам проведения антикоррупционной экспертизы нормативного правового акта, проекта нормативного правового акта готовится заключение, содержащее выводы, с указанием:
1) даты заключения;
2) наименования нормативного правового акта, проекта нормативного правового акта;
3) реквизитов нормативного правового акта;
4) выявленных коррупциогенных факторов с указанием их признаков и соответствующих пунктов, подпунктов нормативного правового акта, в котором эти факторы выявлены;
5) рекомендаций по устранению, ограничению либо коррекции выявленных коррупциогенных факторов;
6) предложений о дополнении нормативного правового акта, проекта нормативного правового акта превентивными антикоррупционными нормами.
12. При анализе нормативного правового акта, проекта нормативного правового акта и подготовке заключения специалист, готовящий заключение, оценивает наличие коррупционных факторов и их коррупционную опасность по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех касающихся нормативного правового акта, проекта нормативного правового акта правоположений в их совокупности, руководствуясь правосознанием и профессиональным опытом.
Глава Южноуральского
городского округа
Челябинской области
В.И.ГОРА