Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Нижегородская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 18 мая 2012 г. по делу № 194-ФАС52-03/12

Резолютивная часть решения оглашена 16.05.2012
В полном объеме решение изготовлено 18.05.2012
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в следующем составе:

Председатель комиссии - Ю.Н. Гребнев, заместитель руководителя управления;

Члены комиссии:       - Р.Ю.    Довгаль,    начальник    отдела    контроля
                        естественных монополий;

                      - Е.В.  Пика,   ведущий   специалист-эксперт   отдела
                        контроля естественных монополий;

                      - А.В. Силатова,  ведущий  специалист-эксперт  отдела
                        контроля естественных монополий, -

с участием:

- Е.В.З.              - представителя ТСЖ "А" (доверенность от 12.04.2012);

- С.В.Г.              - представителя ОАО "О" (доверенность от 16.05.2012);

- Н.А.Б.              - представителя ОАО "О" (доверенность от 16.05.2012);

рассмотрев дело № 194-ФАС52-03/12 по признакам нарушения открытым акционерным обществом "О" <...> (далее - ОАО "О") части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

установила:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило заявление ТСЖ "А", расположенного по адресу: Нижегородская область, <...>, на действия открытого акционерного общества "О", связанные с начислением платы за горячее водоснабжение, исходя из объемов потребления, определенных в гигакалориях.
В ходе рассмотрения заявления и материалов, поступивших в Управление, в действиях ОАО "О" Управлением Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области обнаружены признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
Руководствуясь пунктом 2 части 2 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", антимонопольным органом принято решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО "О", о чем на основании части 4 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" Управлением издан приказ от 16.03.2012 № <...> "О возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства".
На заседании комиссии представитель ТСЖ "А" полностью поддержала требования, изложенные в заявлении.
Представители ОАО "О" пояснили, что в декабре 2011 года ресурсоснабжающая организация произвела перерасчет платы за горячее водоснабжение, исходя из объемов потребления, определенных в кубических метрах.
В ходе рассмотрения настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства комиссией установлены следующие фактические обстоятельства.
Между ОАО "О" и ТСЖ "А" заключен договор теплоснабжения № <...> от 01.01.2011 года.
ОАО "О" является ресурсоснабжающей организацией (владеет источником тепловой энергии - котельной и тепловыми сетями), которой присоединены объекты теплопотребления многоквартирного дома № <...> по переулку <...> Нижегородской области.
Исполнителем коммунальных услуг по теплоснабжению (отоплению и горячему водоснабжению) является ТСЖ "А".
Решением региональной службы по тарифам Нижегородской области (далее - РСТ Нижегородской области) от 30.11.2010 № <...> на 2011 год установлены и введены в действие двухставочные тарифы на тепловую энергию, отпускаемую ОАО "О" потребителям городского округа <...> Нижегородской области на 2011 год в следующих величинах:

┌──────┬────────────────────────┬─────────────────────────────────────────┐
│  №   │                        │        Тариф на тепловую энергию        │
│ п/п  │                        ├───────┬──────────────────┬──────────────┤
│      │                        │Горячая│   Отборный пар   │   Острый и   │
│      │                        │ вода  │    давлением     │редуцированный│


│      │                        │       │   (кг/кв. см)    │     пар      │
│      │                        │       ├───┬───┬────┬─────┤              │
│      │                        │       │от │от │ от │свыше│              │
│      │                        │       │1,2│2,5│7,0 │13,0 │              │
│      │                        │       │до │до │ до │     │              │
│      │                        │       │2,5│7,0│13,0│     │              │
├──────┼────────────────────────┴───────┴───┴───┴────┴─────┴──────────────┤
│1.    │Потребители,  оплачивающие  производство   и   передачу   тепловой│
│      │энергии:                                                          │
├──────┼────────────────────────┬───────┬───┬───┬────┬─────┬──────────────┤
│1.1.  │Бюджетные   потребители,│       │   │   │    │     │              │
│      │двухставочный тариф:    │       │   │   │    │     │              │
├──────┼────────────────────────┼───────┼───┼───┼────┼─────┼──────────────┤
│1.1.1.│за энергию, руб./Гкал   │555,60 │ - │ - │ -  │  -  │      -       │
├──────┼────────────────────────┼───────┼───┼───┼────┼─────┼──────────────┤
│1.1.2.│за мощность, тыс. руб. в│163,06 │ - │ - │ -  │  -  │      -       │
│      │месяц/Гкал/ч            │       │   │   │    │     │              │
├──────┼────────────────────────┼───────┼───┼───┼────┼─────┼──────────────┤
│1.2.  │Иные        потребители,│       │   │   │    │     │              │
│      │двухставочный тариф:    │       │   │   │    │     │              │
├──────┼────────────────────────┼───────┼───┼───┼────┼─────┼──────────────┤
│1.2.1.│за энергию, руб./Гкал   │555,60 │ - │ - │ -  │  -  │      -       │
├──────┼────────────────────────┼───────┼───┼───┼────┼─────┼──────────────┤
│1.2.2.│за мощность, тыс. руб. в│163,06 │ - │ - │ -  │  -  │      -       │
│      │месяц/Гкал/ч            │       │   │   │    │     │              │
└──────┴────────────────────────┴───────┴───┴───┴────┴─────┴──────────────┘

Также решением региональной службы по тарифам по Нижегородской области (№ <...> от 30.11.2010) на 2011 год установлен тариф на горячую воду в размере 69,33 (без НДС) руб. за 1 куб. м.
Как следует из материалов дела, в жилом доме № <...> по переулку <...> Нижегородской области, обслуживаемом ТСЖ "А", установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии, который показывает количество потребленной тепловой энергии, отпущенной на отопление и ГВС.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в заявлении, письменном объяснении и устных выступлениях присутствующих на заседании Комиссии представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующему.
1. В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или может являться ущемление интересов других лиц.
Статья 4 Федерального закона от 14.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" определяет передачу тепловой энергии как естественно-монопольный вид деятельности.
Юридическое лицо, занятое производством (реализацией) товара в условиях естественной монополии, является субъектом естественной монополии (статья 3 Федерального закона "О естественных монополиях").
В силу прямого указания закона положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим (часть 5 статьи 5 Федерального закона "О защите конкуренции"). ОАО "О", как субъект естественной монополии, занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче тепловой энергии, географическими границами которого являются границы тепловых сетей, присоединенных к источнику теплоты, эксплуатируемому ОАО "О".
Кроме того, открытое акционерное общество "О" включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 процентов..." по позиции "тепловая энергия, передача тепловой энергии" с долей более 50 процентов в географических границах, охваченных присоединенными сетями МУП "ОК" (приказ Нижегородского территориального управления Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 24.10.2005 № <...> с изменениями, внесенными приказом Нижегородского УФАС России от 03.11.2010 № <...>).
Таким образом, Ответчик доминирует на рынке теплоснабжения (реализация тепловой энергии и услуг по ее передаче) в границах присоединенных сетей, следовательно, действия ОАО "О" могут быть предметом оценки антимонопольного органа на соответствие требованиям части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
2. В соответствии с частью 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья вправе заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом, а также договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества.
Как следует из положений пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг, товарищество собственников жилья может являться исполнителем коммунальных услуг.
Исходя из постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 05.10.2007 № 57, ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ. Соответствующие обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими услуги, не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами ТСЖ, в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), например, услуг по энергоснабжению, ТСЖ оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации в целях защиты прав потребителей коммунальных услуг постановлением Правительства утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила № 307, Правила предоставления коммунальных услуг).
В пункте 3 Правил предоставления коммунальных услуг определены понятия "коммунальные услуги", "исполнители коммунальных услуг", "коммунальные ресурсы", "ресурсоснабжающие организации", "потребители коммунальных услуг", "управляющая организация".
Согласно пункту 15 Правил предоставления коммунальных услуг размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Размер платы за коммунальные услуги в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Порядок расчета платы за коммунальные услуги, который должен применяться, в том числе и в отношении исполнителей коммунальных услуг (ТСЖ, ЖСК, управляющие компании), приведен в разделе III Правил № 307 и зависит от наличия (отсутствия) общедомовых, индивидуальных, общих приборов учета.
Исходя из пунктов 21, 22 Правил № 307, объем коммунального ресурса (горячей воды), потребленной за расчетный период, определяется не в гигакалориях, а в кубических метрах.
При этом тариф на горячее водоснабжение для потребителей - собственников жилья также определяется в кубических метрах, соответственно, ТСЖ, являясь представителем собственников жилья, должно оплачивать тепловую энергию по тем же тарифам, что и население, то есть в рублях за один кубический метр.
В материалах дела имеются счета-фактуры (№ <...> от 28.02.2011, № <...> от 31.03.2011, № <...> от 29.04.2011, № <...> от 31.05.2011, № <...> от 30.06.2011, № <...> от 29.07.2011, № <...> от 31.08.2011, № <...> от 31.09.2011, № <...> от 31.10.2011, № <...> от 30.11.2011), выставленные ОАО "О" в адрес ТСЖ "А", из которых следует, что плата за горячее водоснабжение производится исходя из объемов потребления, определенных в гигакалориях и соответствующего тарифа на тепловую энергию.
Оценив в совокупности приведенные выше положения нормативно-правовых актов, комиссия Нижегородского УФАС России приходит к итоговому выводу, о том, что ОАО "О" нарушен пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.7.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" путем несоблюдения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на тепловую энергию (горячее водоснабжение).
Между тем, как установлено комиссией Нижегородского УФАС России и не отрицается лицами, участвующими в деле, 14.11.11 ТСЖ "А" обратилось в адрес ОАО "О" с просьбой произвести перерасчет платы за горячее водоснабжение исходя из объемов потребления, определенных в кубических метрах за период с февраля 2011 по декабрь 2011 года, в связи с чем ресурсоснабжающей организацией в счете-фактуре № <...> от 29.12.2011 отражена сумма переплаты товарищества в размере 68 198,23 руб.
Кроме того, из пояснений представителей ОАО "О" и ТСЖ "А" следует, что с 01.01.2012 плата за горячее водоснабжение рассчитывается исходя из показаний прибора учета и расчета в кубических метрах.
С учетом вышеуказанных обстоятельств, комиссия приходит к выводу о добровольном устранении ОАО "О" выявленного нарушения антимонопольного законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона "О защите конкуренции",

решила:

1. Признать установленным факт нарушения открытым акционерным обществом "О" пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" путем несоблюдения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на тепловую энергию (горячее водоснабжение), поставляемую ТСЖ "А".
2. Рассмотрение дела № 194-ФАС52-03/12 о нарушении части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" в отношении открытого акционерного общества "О" <...> прекратить в связи с добровольным устранением выявленного нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Нижегородской области в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии
Ю.Н.ГРЕБНЕВ

Члены Комиссии
Р.Ю.ДОВГАЛЬ
Е.В.ПИКА
А.В.СИЛАТОВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru