Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Липецкая область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 14 мая 2012 года

Резолютивная часть решения оглашена 12 мая 2012 года.
В полном объеме решение изготовлено 14 мая 2012 года.
Комиссия Липецкого УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председателя Комиссии:
заместителя руководителя, начальника отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы Г.И. Жданова,
членов комиссии:
старшего государственного инспектора отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы М.А. Гребенщикова,
государственного инспектора отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы И.А. Ивановой,
специалиста-эксперта отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы Л.О. Ягодиной,
в присутствии представителя ООО "К" - <...>,
рассмотрев дело № 50 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью "К" (<...>) (далее - ООО "К", Общество) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В целях осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства управляющими компаниями г. Усмани Липецкой области, законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства Липецким УФАС России был направлен запрос в ООО "К", в том числе о наличии факта взимания управляющей компанией с владельцев помещений, расположенных в жилых многоквартирных домах, платы за опломбирование индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды.
На указанный запрос ООО "К" представило документы, в ходе анализа которых антимонопольным органом было установлено, что Общество осуществляет опломбирование индивидуальных приборов учета горячей воды.
Стоимость опломбирования составляет 180 рублей за опломбирование счетчиков в одной квартире (независимо от количества счетчиков).
Ввод в эксплуатацию установленного прибора учета в Обществе происходит следующим образом: собственник или наниматель жилого помещения после установки прибора учета пишет заявление с просьбой опломбировать счетчик, по этому заявлению контролер посещает квартиру заявителя, проверяет правильность установки счетчика, фиксирует первоначальные показания, опломбирует счетчик. Затем контролер заносит в специальный журнал сведения об установленном счетчике: дату опломбировки, заводской номер счетчика, место установки, начальные показания, которые в дальнейшем заносятся в компьютер. От даты опломбировки прибор учета считается принятым в эксплуатацию, и с этой даты оплата осуществляется по прибору учета.
Также из пояснений Общества следует, что основной целью опломбирования приборов учета горячей воды является недопустимость несанкционированного вмешательства потребителя либо другого лица в работу прибора учета и искажения результатов измерения. Соответственно, потребители, установившие индивидуальные приборы учета, обязаны за счет собственных сил и средств обеспечить надлежащий учет получаемой воды путем надлежащей эксплуатации прибора учета, в том числе их опломбирования, поверки, необходимого ремонта или замены.
Также из пояснений Общества следует, что действующим законодательством обязанность по опломбированию индивидуальных приборов учета горячей воды не возложена ни на собственника помещений, ни на управляющую компанию, ни на ресурсоснабжающую организацию. Однако в соответствии с пунктом 31 постановления Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 пломбы на индивидуальных приборах учета должны быть, причем сохранность пломб должен обеспечивать собственник помещения (п. 52 Правил № 307). Без опломбирования приборов учета невозможна их правильная эксплуатация, т.к. возможно несанкционированное вмешательство собственника помещений в работу прибора учета, искажение показаний, что повлечет уменьшение платы за потребленную коммунальную услугу у такого собственника и увеличение платы у остальных потребителей в соответствие с п. 23 Правил № 307 при наличии общедомового прибора учета.
Кроме того, в соответствии с пунктом 5 статьи 13 Федерального закона № 261-ФЗ от 23.11.2009 собственники помещений в многоквартирном доме обязаны обеспечить ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, а для того, чтобы он был введен в эксплуатацию, необходимо, чтобы он был опломбирован.
Изучив представленные документы и информацию, по данному факту приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 28.04.2012 № 92 в отношении ООО "К" возбуждено дело № 50 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Во исполнение определения о назначении дела № 50 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению ООО "К" сообщило следующее.
За период с 01.01.2010 по 31.03.2012 ООО "К" опломбировано индивидуальных приборов учета горячей воды на сумму 55 543 (пятьдесят пять тысяч пятьсот сорок три) рубля 72 копейки.
Закон о защите конкуренции формулирует требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участниками гражданского оборота. Настоящий Закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Липецким УФАС России установлено, что доля управляющей компании на рынке услуг по управлению жилыми многоквартирными домами в границах города Усмани Липецкой области составляет более 74,4%, то есть положение хозяйствующего субъекта ООО "К" признано доминирующим, что отражено в заключении аналитического отчета антимонопольного органа.
В силу части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) не допускаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
ООО "К" как хозяйствующий субъект, осуществляющий управление жилыми многоквартирными домами, расположенными в г. Усмани Липецкой области, должно в соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 (далее - Правила № 307).
Указанными Правилами установлены следующие основные понятия:
"исполнитель" - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги; исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы;
"потребитель" - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
"внутридомовые инженерные системы" - инженерные коммуникации и оборудование, предназначенные для предоставления коммунальных услуг и расположенные в помещениях многоквартирного дома или в жилом доме;
"коллективный (общедомовой) прибор учета" - средство измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом;
"индивидуальный прибор учета" - средство измерения, используемое для определения объемов (количества) потребления коммунальных ресурсов потребителями, проживающими в одном жилом помещении многоквартирного дома или в жилом доме (пункт 3).
Согласно пункту 52 Правил потребитель обязан:
а) при обнаружении неисправностей (аварий) внутриквартирного оборудования, коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборов учета немедленно сообщать о них исполнителю и в аварийно-спасательную службу, а при наличии возможности - принимать все возможные меры по их устранению;
б) при пожарах, авариях на внутридомовых инженерных системах, а также при иных нарушениях, возникающих при использовании коммунальных ресурсов, немедленно сообщать о них исполнителю и в аварийно-спасательную службу;
в) в целях учета коммунальных ресурсов, подаваемых потребителю, использовать коллективные (общедомовые), общие (квартирные) или индивидуальные приборы учета, внесенные в государственный реестр средств измерений;
г) обеспечить сохранность пломб на коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборах учета и распределителях, установленных в жилом помещении;
д) допускать в заранее согласованное с исполнителем время в занимаемое жилое помещение работников и представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования и выполнения необходимых ремонтных работ, а представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для ликвидации аварий - в любое время;
е) в заранее согласованное с исполнителем время (не чаще 1 раза в 6 месяцев) обеспечить допуск для снятия показаний общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета;
ж) информировать исполнителя об изменении оснований и условий пользования коммунальными услугами и их оплаты не позднее 10 рабочих дней с даты произошедших изменений;
з) своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги. В случае невнесения в установленный срок платы за коммунальные услуги потребитель уплачивает исполнителю пени в размере, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, что не освобождает потребителя от внесения платы за коммунальные услуги;
и) нести иные обязанности, предусмотренные Жилищным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами и договором.
Пунктом 53 "д" Правил предоставления коммунальных услуг гражданам предусмотрено, что потребителю запрещается самовольно нарушать пломбы на приборах учета, демонтировать приборы учета и осуществлять действия, направленные на искажение их показаний или повреждение.
При этом исходя из содержания Правил предоставления коммунальных услуг гражданам обязанность по опломбированию индивидуального прибора учета потребителями в целях недопущения механического вмешательства в работу ИПУ при учете объема потребляемых коммунальных ресурсов не предусмотрена.
Законодатель, определив в Правилах в качестве обязательного условия использование потребителями при расчетах за потребленные коммунальные ресурсы индивидуальных приборов учета, находящихся в исправном состоянии, не установил в качестве дополнительного условия обязательное опломбирование индивидуального прибора учета в целях недопущения механического вмешательства в работу ИПУ, тем самым, исходил из презумпции добросовестности потребителя.
Частью 9 статьи 13 Закона № 261-ФЗ установлено, что с 01.07.2010 организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минэнерго Российской Федерации от 07.04.2010 № 149 утвержден Порядок заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов. Разделом 3 данного Порядка предусмотрено, что договор на установку (замену) прибора учета в числе существенных условий наряду со сроками установки (замены) прибора учета должен содержать указание на порядок ввода установленного прибора учета в эксплуатацию.
В то же время действующими нормативными актами не регламентировано, что ввод индивидуального прибора в эксплуатацию в обязательном порядке должен включать в себя процесс опломбирования прибора учета.
На заседании Комиссии представитель ООО "К" также пояснил, что под опломбированием индивидуального прибора учета горячей воды понимается опломбирование места установки индивидуального прибора учета, т.е. пломбирование соединения счетчика с подводящей воду трубой.
При этом пункт 3.1.4 ГОСТ Р 50193.2-92 "Измерение расхода воды в закрытых каналах. Счетчики холодной питьевой воды", устанавливающий требования в том числе к вводу в эксплуатацию новых или отремонтированных счетчиков, предусматривает, что пломбирование соединения счетчика с подводящей воду трубой производится при необходимости в целях обнаружения недозволенного снятия счетчика.
Министерство регионального развития Российской Федерации в письме от 14.05.2005 № 2220-АБ/70 дает разъяснение, что "опломбирование крепежных деталей средств измерения (накидных гаек, фланцев), пломбирование запорной арматуры на обводной линии узла учета полученной питьевой воды выполняются организациями канализационного хозяйства (ВКХ) в целях обеспечения защиты от несанкционированного вмешательства в работу средств измерения".
Таким образом, следует, что действия по опломбированию средств учета воды не являются оказанием услуг населению и другим организациям и производятся исключительно в интересах управляющей организации с целью контроля от несанкционированного доступа к приборам учета и не обладают никакими полезными потребительскими свойствами.
Следовательно, утверждения ООО "К" о том, что собственники жилых помещений обязаны производить опломбирование приборов учета расхода горячей воды за свой счет, являются несостоятельными.
В данном случае необходимость приобретения потребителем данной услуги вызвана тем, что управляющей компанией ввод в эксплуатацию приборов учета горячей воды и последующее принятие показаний данных приборов к расчету ставится в прямую зависимость от опломбирования этих приборов учета, несмотря на то, что действующими нормативными актами не регламентировано, что для ввода индивидуального прибора в эксплуатацию потребитель должен в обязательном порядке произвести процесс опломбирования данного прибора в целях недопущения механического вмешательства в работу ИПУ.
Исходя из вышеизложенного указанные действия ООО "К" имеют признаки ущемления прав и законных интересов собственников жилых помещений, поскольку ставят перед ними необоснованные условия реализации своих прав на ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета по сравнению с условиями, предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, что является нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Также Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что вследствие нарушения антимонопольного законодательства ООО "К" получило доход в размере 55543 (пятидесяти пяти тысяч пятисот сорока трех) рублей 72 копеек.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать общество с ограниченной ответственностью "К" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся в ущемлении интересов владельцев жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО "К", путем навязывания дополнительной платной услуги по опломбированию индивидуальных приборов учета горячей воды, необходимой для ввода установленных приборов учета в эксплуатацию.
2. Выдать обществу с ограниченной ответственностью "К" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
3. Выдать ООО "К" предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода в размере 55543 (пятидесяти пяти тысяч пятисот сорока трех) рублей 72 копеек, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в установленном законом порядке.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.





ПРЕДПИСАНИЕ
от 14 мая 2012 г. № 50

Комиссия Липецкого УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председателя Комиссии:
заместителя руководителя, начальника отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы Г.И. Жданова,
членов комиссии:
старшего государственного инспектора отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы М.А. Гребенщикова,
государственного инспектора отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы И.А. Ивановой,
специалиста-эксперта отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы Л.О. Ягодиной,
в присутствии представителя ООО "К" - <...>,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 14 мая 2012 года по делу № 50 о нарушении обществом с ограниченной ответственностью "К" (<...>) (далее - ООО "К") части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
1. ООО "К" в срок до 4 июня 2012 года прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в ущемлении интересов владельцев жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО "К", путем навязывания дополнительной платной услуги по опломбированию индивидуальных приборов учета горячей воды, необходимой для ввода установленных приборов учета в эксплуатацию, а именно при вводе индивидуальных приборов учета горячей воды в эксплуатацию не взимать плату за опломбирование приборов учета с владельцев жилых помещений.
2. О выполнении пункта 1 настоящего предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.
3. ООО "К" в срок до 4 июня 2012 года перечислить в федеральный бюджет доход в размере 55543 (пятидесяти пяти тысяч пятисот сорока трех) рублей 72 копеек, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства.
<...>
4. О выполнении пункта 3 настоящего предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru