Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика


УХТИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 июля 2012 г. по делу № 2-2396/12

Ухтинский городской суд Республики Коми
в составе судьи Найдиной Г.В.,
при секретаре Ивановой А.А.,
с участием прокурора Султанова Т.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ухте
20 июля 2012 г. дело по заявлению
и.о. прокурора города Ухты к администрации МОГО "Ухта" о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений Административного регламента предоставления муниципальной услуги по принятию на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, утвержденного постановлением руководителя администрации МОГО "Ухта" от 27 мая 2011 года № 1075,

установил:

И.о. прокурора г. Ухты обратился в суд с заявлением к администрации МОГО "Ухта" о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента вступления в законную силу решения суда следующих положений Административного регламента предоставления муниципальной услуги по принятию на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, утвержденного постановлением руководителя администрации МОГО "Ухта" от 27 мая 2011 года № 1075:
1) подпункты 2 и 6 пункта 2.6 Административного регламента;
2) пункт 2.6 Административного регламента в той части, в какой он не содержит указания на необходимость предоставления заявителем следующих документов для получения муниципальной услуги:
- документов, подтверждающих наличие согласия лиц, указанных в качестве членов семьи гражданина, или их законных представителей на обработку персональных данных указанных лиц, а также полномочия гражданина действовать от имени указанных лиц или их законных представителей при передаче персональных данных указанных лиц в орган местного самоуправления;
- правоустанавливающих документов на жилые помещения гражданина и членов его семьи, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- документов, подтверждающих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди, - для граждан, указанных в пункте 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации;
- документов, подтверждающих в соответствии с установленным федеральным законодательством перечнем тяжелую форму хронического заболевания гражданина или члена его семьи, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, - для граждан, указанных в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации;
3) раздел 3 Административного регламента в той части, в какой он не определяет порядок (процедуру) запроса администрацией МОГО "Ухта" документов в порядке межведомственного информационного взаимодействия в организациях, уполномоченных на выдачу соответствующих документов;
4) пункты 3.2.8, 3.3.7, 3.4.7 Административного регламента в той части, в какой сумма указанных в данных пунктах максимальных сроков выполнения административных процедур превышает установленный частью 5 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации срок (30 рабочих дней со дня предоставления документов);
4) раздел 5 Административного регламента;
5) раздел 1 Административного регламента в той части, в которой он не определяет порядок (процедуру) информирования о правилах предоставления муниципальной услуги, а также о ходе ее предоставления посредством электронной почты.
В обоснование заявленных исковых требований и.о. прокурора указал, что прокуратурой города в порядке надзора проведена проверка постановления руководителя администрации МОГО "Ухта" от 27.05.2011 № 1075 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по принятию на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда" (далее также - Постановление) на предмет его соответствия Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, а также его антикоррупционная экспертиза. В результате проверки установлено, что ряд положений Постановления противоречит действующему законодательству. В нарушение части 2 статьи 1 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", а также подпункта "ж" пункта 3, подпункта "а" пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (далее - Методика), в оспариваемых нормах Административного регламента отсутствует порядок совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка; присутствует наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям, что является коррупциогенным фактором.
В судебном заседании прокурор Султанов Т.Ф. на исковых требованиях настаивал и просил признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента вступления в законную силу решения суда положений Административного регламента предоставления муниципальной услуги по принятию на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, утвержденного постановлением руководителя администрации МОГО "Ухта" от 27 мая 2011 года № 1075. Доводы, изложенные в заявлении, подтвердил.
Представитель администрации МОГО "Ухта" по доверенности Мунирова Э.Р. требования прокурора г. Ухты признала. Последствия признания иска, предусмотренные ст. 173 ГПК РФ, ответчику разъяснены.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Постановлением и.о. руководителя администрации МОГО "Ухта" от 27 мая 2011 г. № 1075, опубликованным в информационном бюллетене Совета и администрации МОГО "Ухта" "Город" выпуск № 23 от 11.06.2011, утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по принятию на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда.
В силу части 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
При этом частью 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон № 131-ФЗ) установлено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон № 210-ФЗ) муниципальная услуга - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований. Предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется на основании административных регламентов.
Обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством является в силу пункта 6 части 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ вопросом местного значения городского округа.
Ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма отнесено пунктом 21 части 1 ст. 38 Устава МОГО "Ухта" к полномочиям администрации МОГО "Ухта".
Во исполнение части 7 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, определен Законом Республики Коми от 06.10.2005 № 100-РЗ (далее - Закон Республики Коми № 100-РЗ).
В связи с внесением 05.10.2011 изменений в вышеуказанный Закон Республики Коми пункт 2.6 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по принятию на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда (далее - Административный регламент) с 18.10.2011 противоречит установленному порядку ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма.
Статья 2 Закона Республики Коми № 100-РЗ содержит исчерпывающий перечень документов, необходимых представить гражданином в орган местного самоуправления для постановки на учет.
Пункт 2.6 Административного регламента данному перечню не соответствует: орган местного самоуправления не уполномочен требовать от заявителя предоставление документов, предусмотренных подпунктами 2 и 6 анализируемого пункта. В то же время пункт 2.6 Административного регламента не содержит указание на документы, обязанность предоставления которых предусмотрена пунктами 3, 5, 7 и 8 части 1 ст. 2 Закона Республики Коми № 100-РЗ.
Применение пункта 2.6 Административного регламента в действующей редакции переводит норму в разряд коррупциогенных, поскольку обязанность предоставления заявителем документов, не предусмотренных законодательством, свидетельствует о завышенных требованиях к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права (подпункт "а" пункта 4 Методики). Кроме того, отсутствие одного или нескольких документов в силу пунктов 2.7 и 2.8 Административного регламента является основанием для отказа заявителю в приеме документов и предоставлении муниципальной услуги. Таким образом, не предоставление заявителем документов, указанных в подпунктах 2 и 6 пункта 2.6 Административного регламента, может привести к незаконному отказу в приеме документов и предоставлении муниципальной услуги.
Закон Республики Коми № 100-РЗ (в ред. Закона Республики Коми от 05.10.2011 № 96-РЗ) определил перечень сведений, которые гражданин вправе предоставить в орган, предоставляющий муниципальную услугу, по собственной инициативе (часть 1-1 ст. 2). В случае непредставления их заявителем по собственной инициативе указанные сведения запрашиваются органом местного самоуправления в порядке межведомственного информационного взаимодействия в организациях, уполномоченных на выдачу соответствующих документов. Данный элемент административной процедуры не нашел своего отражения в Административном регламенте, что является коррупциогенным фактором, предусмотренным подпунктом "ж" пункта 3 Методики.
В соответствии с частью 5 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. Однако анализ пункта 3.2.8 во взаимосвязи с пунктами 3.3.7, 3.4.7 Административного регламента свидетельствует о несоблюдении требования к сроку принятия решения.
Более того, учитывая предусмотренную частью 3 ст. 2 Закона Республики Коми № 100-РЗ обязанность органа местного самоуправления (запрос документов в порядке межведомственного информационного взаимодействия), установленные Административным регламентом максимальные сроки выполнения административных процедур требуют уточнения и приведения в соответствие с частью 5 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Статьей 12 Закона № 210-ФЗ определены требования к структуре административных регламентов.
Так, в частности, административные регламенты предоставления муниципальной услуги должны устанавливать досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, а также должностных лиц, государственных или муниципальных служащих.
С 01.01.2012 вступила в силу глава 2.1 Закона № 210-ФЗ, которая определила предмет досудебного (внесудебного) обжалования заявителем решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, либо государственного или муниципального служащего, а также общие требования к порядку подачи и рассмотрения жалобы заявителя.
В связи с этим, учитывая часть 3 ст. 1 Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон № 59-ФЗ), положения указанного закона с 01.01.2012 не распространяют свое действие на досудебное (внесудебное) обжалование заявителем (физическим лицом) решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, либо государственного или муниципального служащего.
Глава 2.1 Закона № 210-ФЗ определила специальные правила подачи и рассмотрения жалоб на решения, действия (бездействие) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, либо государственного или муниципального служащего, которые отличны от установленных Законом № 59-ФЗ.
В связи с этим, положения раздела 5 Административного регламента с 01.01.2012 не соответствуют действующему законодательству. При этом следует отметить, что при приведении в соответствие с действующим законодательством раздела 5 Административного регламента, изменению подлежит и абзац 4 пункта 1.3.7 Административного регламента.
Раздел 1 Административного регламента предусматривает информирование о правилах предоставления муниципальной услуги в устной форме (лично, по телефону), письменной форме, посредством электронной почты. При этом порядок информирования посредством электронной почты в Административном регламенте не определен.
Отсутствие правовой регламентации приведенного факта является коррупциогенным фактором - отсутствием порядка совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий, что может повлечь возникновение препятствий в получении заявителями муниципальной услуги.
С учетом изложенного, суд находит исковые требования и.о. прокурора г. Ухты подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Требования и.о. прокурора города Ухты удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента вступления в законную силу решения суда следующие положения Административного регламента предоставления муниципальной услуги по принятию на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, утвержденного постановлением руководителя администрации МОГО "Ухта" от 27.05.2011 № 1075:
1) подпункты 2 и 6 пункта 2.6 Административного регламента;
2) пункт 2.6 Административного регламента в той части, в какой он не содержит указания на необходимость предоставления заявителем следующих документов для получения муниципальной услуги:
- документов, подтверждающих наличие согласия лиц, указанных в качестве членов семьи гражданина, или их законных представителей на обработку персональных данных указанных лиц, а также полномочия гражданина действовать от имени указанных лиц или их законных представителей при передаче персональных данных указанных лиц в орган местного самоуправления;
- правоустанавливающих документов на жилые помещения гражданина и членов его семьи, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- документов, подтверждающих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди, - для граждан, указанных в пункте 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации;
- документов, подтверждающих в соответствии с установленным федеральным законодательством перечнем тяжелую форму хронического заболевания гражданина или члена его семьи, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, - для граждан, указанных в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации;
3) раздел 3 Административного регламента в той части, в какой он не определяет порядок (процедуру) запроса администрацией МОГО "Ухта" документов в порядке межведомственного информационного взаимодействия в организациях, уполномоченных на выдачу соответствующих документов;
4) пункты 3.2.8, 3.3.7, 3.4.7 Административного регламента в той части, в какой сумма указанных в данных пунктах максимальных сроков выполнения административных процедур превышает установленный частью 5 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации срок (30 рабочих дней со дня предоставления документов);
5) раздел 5 Административного регламента;
6) раздел 1 Административного регламента в той части, в которой он не определяет порядок (процедуру) информирования о правилах предоставления муниципальной услуги, а также о ходе ее предоставления посредством электронной почты.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня вынесения полного текста решения, т.е. 25.07.2012.

Судья
Г.В.НАЙДИНА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru