Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 31 июля 2012 г. по делу № А12-11059/2012

Резолютивная часть решения объявлена 25 июля 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 31 июля 2012 года.
Арбитражный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Пономаревой Елены Викторовны, судей Наумовой Марины Юрьевны, Стрельниковой Натальи Викторовны,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Николенко И.В.,
при участии в судебном заседании:
от Плотниковского сельского поселения Даниловского муниципального района Волгоградской области в лице главы Плотниковского сельского поселения Даниловского муниципального района Волгоградской области В.Н. - глава Плотниковского сельского поселения Даниловского муниципального района Волгоградской области В.Н., представлено удостоверение;
от министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области - А.В., старший консультант правового отдела, доверенность <...>; Л.В., начальник отдела технической экспертизы, доверенность <...>;
от муниципального казенного учреждения Плотниковского сельского поселения Даниловского муниципального района Волгоградской области "Муниципальные услуги" - В.М., директор, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц;
от прокуратуры Волгоградской области - Балычева А.С., старший прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе, удостоверение <...>;
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению Плотниковского сельского поселения Даниловского муниципального района Волгоградской области в лице главы Плотниковского сельского поселения Даниловского муниципального района Волгоградской области В.Н. к министерству топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области о признании недействующим нормативного правового акта, с участием в деле в качестве заинтересованного третьего лица муниципального казенного учреждения Плотниковского сельского поселения Даниловского муниципального района Волгоградской области "Муниципальные услуги", с участием в деле прокуратуры Волгоградской области,

установил:

Плотниковское сельское поселение Даниловского муниципального района Волгоградской области в лице главы Плотниковского сельского поселения Даниловского муниципального района Волгоградской области В.Н. обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействующим постановления Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области от 20.04.2012 № 16 "Об установлении тарифов на холодную воду (питьевая вода) для потребителей МКУ "Муниципальные услуги" Плотниковского сельского поселения Даниловского муниципального района Волгоградской области" как не соответствующего пунктам 2, 5 части 1 статьи 3, части 2 статьи 7, части 7 статьи 9 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", части 5 статьи 25 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статье 1 Закона Волгоградской области от 03.11.2011 № 2244-ОД "Об отдельных вопросах тарифного регулирования на территории Волгоградской области" (с учетом уточненных в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявленных требований).
В обоснование заявленных требований заявитель указывает, что оспариваемым нормативным актом установлен тариф для прочих потребителей в размере 28,03 рубля за один кубический метр воды, в то время как себестоимость воды для потребителей муниципального казенного учреждения Плотниковского сельского поселения "Муниципальные услуги" составит в 2012 году 50,58 рублей за один кубический метр. Установленный тариф в два раза ниже себестоимости, поэтому не обеспечит финансовых потребностей муниципального казенного учреждения, необходимых для реализации производственной программы. Оспариваемым нормативным актом нарушены интересы и права Плотниковского сельского поселения на получение в бюджет поселения доходов от деятельности муниципального казенного учреждения в размере 1 850 000 рублей. Управлением по региональным тарифам Администрации Волгоградской области установлены тарифы без учета составленной муниципальным казенным учреждением "Муниципальные услуги" производственной программы. В приложении к постановлению от 20.04.2012 № 16 имеется производственная программа, в которой отсутствует план мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. По мнению заявителя, установленный оспариваемым постановлением тариф не является экономически обоснованным, что не позволит сельскому поселению получать в бюджет компенсацию за выпадающие доходы от применения льготного тарифа для населения, установленного Управлением по региональным тарифам.
Управление по региональным тарифам Администрации Волгоградской области с доводами заявления не согласно по основаниям, изложенным в письменном отзыве и объяснениях. Считает оспариваемое постановление от 20.04.2012 № 16 законным и обоснованным.
К участию в деле в качестве заинтересованного третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное казенное учреждение Плотниковского сельского поселения Даниловского муниципального района Волгоградской области "Муниципальные услуги".
Согласно позиции представителя в судебном заседании третье лицо поддерживает позицию заявителя.
Прокуратура Волгоградской области поддерживает позицию ответчика, просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
В судебном заседании от Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области поступило ходатайство о замене ненадлежащего ответчика Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области на надлежащего министерство топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области в связи с переименованием на основании постановления Губернатора Волгоградской области от 08.06.2012 № 453 "О министерстве топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области".
Рассмотрев данное ходатайство, суд находит его подлежащим удовлетворению и производит замену ненадлежащего ответчика Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области на надлежащего министерство топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области.
Исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы и возражения лиц, участвующих в деле, прокуратуры Волгоградской области, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания частей 4, 5 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт уполномоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений (пункт 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части").
Постановление Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области от 20.04.2012 № 16 "Об установлении тарифов на холодную воду (питьевая вода) для потребителей МКУ "Муниципальные услуги" Плотниковского сельского поселения Даниловского муниципального района Волгоградской области" официально опубликовано в газете "Волгоградская правда" № 75 от 27.04.2012, содержит норму права, устанавливает размер и срок действия тарифов, действие постановления распространяется на неопределенный круг лиц, рассчитано на неоднократное применение, то есть действует в течение определенного периода времени и независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения.
Таким образом, с учетом указанного выше разъяснения оспариваемое постановление является нормативным правовым актом, проверка законности которого в порядке судебного нормоконтроля относится к компетенции арбитражного суда.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" общими принципами регулирования тарифов и надбавок являются в том числе: достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса; установление тарифов и надбавок, обеспечивающие финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ; полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ, что определяет необходимость экономического обоснования установления тарифа.
Финансовые потребности организации коммунального комплекса, необходимые для реализации ее производственной программы, обеспечиваются за счет средств, поступающих от реализации товаров (оказания услуг) данной организации по тарифам на товары и услуги, установленным для данной организации (часть 1 статьи 7 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ).
Пунктом 1 части 1 статьи 8 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ предусмотрено, что методами регулирования тарифов являются установление фиксированных тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса на очередной период исходя из сложившейся себестоимости товаров и услуг этой организации в истекший период действия тарифов с учетом стоимости заложенных в производственную программу мероприятий по повышению эффективности деятельности организации коммунального комплекса, предусматривающих улучшение качества производимых ею товаров (оказываемых услуг) и проведение при необходимости мероприятий по реконструкции эксплуатируемой этой организацией системы коммунальной инфраструктуры.
Частью 2 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ установлено, что регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение осуществляется в соответствии с Законом о тарифах и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 утверждены Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (далее - Правила).
Исходя из общих принципов, изложенных в пункте 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ, регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ).
Согласно пункту 1 Правил регулирования тарифов, данные Правила определяют порядок установления тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса (далее - надбавки к тарифам), тарифов на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, иных объектов) к системе коммунальной инфраструктуры и тарифов организаций коммунального комплекса на подключение (далее - тарифы на подключение), а также предельных индексов максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (далее - предельные индексы).
Приказом Минрегиона Российской Федерации от 15.02.2011 № 47 утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, предназначенные для использования органами регулирования (органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления в области государственного регулирования тарифов и надбавок), регулируемыми организациями для расчета с применением регулируемых тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса.
В соответствии с положением об Управлении по региональным тарифам Администрации Волгоградской области, утвержденным постановлением Администрации Волгоградской области от 14.12.2010 № 674-п, Управление является органом исполнительной власти Волгоградской области, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением регулирования цен, относящегося к полномочиям иных органов исполнительной власти Волгоградской области), а также контроль за государственной дисциплиной регулируемых цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) и соблюдением порядка ценообразования на продукцию (товары, работы, услуги) на территории Волгоградской области.
Как следует из материалов дела, муниципальное казенное учреждение Плотниковского сельского поселения Даниловского муниципального района Волгоградской области "Муниципальные услуги" 26.12.2011 направило в Управление по региональным тарифам Администрации Волгоградской области заявление о рассмотрении производственной программы и об установлении тарифов на услуги холодного водоснабжение.
При этом учреждением представлены две производственные программы, утвержденные главой Плотниковского сельского поселения.
Представленная учреждением в Управление по региональным тарифам Администрации Волгоградской области 10.01.2012 производственная программа не содержала каких-либо мероприятий по повышению эффективности деятельности организации, энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Впоследствии, 28.03.2012 учреждением представлена производственная программа, также утвержденная главой Плотниковского сельского поселения, в которую уже включены мероприятия по повышению эффективности деятельности организации, энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Управлением производственная программа учреждения согласована по форме, утвержденной приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.10.2007 № 101.
В разделе 2 указанной производственной программы, являющейся приложением к постановлению от 20.04.2012 № 16, содержатся такие мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности как замена глубинных насосов на более экономичные, а также установка водомеров.
Согласованный Управлением в программе объем реализации воды на 2012 год соответствует объему, предложенному учреждением в размере 70 000 кубических метров.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 7 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" производственная программа включает обоснование обеспечения прогнозируемого объема и качества производимых организацией коммунального комплекса товаров (оказываемых услуг) в соответствии с требованиями, установленными техническими регламентами, с экологическими нормативами и имеющимися производственными возможностями организации коммунального комплекса.
Доказательств того, что прогнозируемый объем и качество производимых муниципальным казенным учреждением "Муниципальные услуги" товаров (оказываемых услуг) не соответствует требованиям экологических нормативов, заявителем не представлено и в материалах дела отсутствуют.
В соответствии с пунктом 23 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса определение состава расходов, включаемых в расчет финансовых потребностей для реализации организацией коммунального комплекса производственной программы, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета и налоговых отношений, и методическими указаниями.
В соответствии с пунктом 21 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Минрегиона Российской Федерации от 15.02.2011 № 47, при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использовать в расчетах экспертные оценки, основанные на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.
При этом в соответствии с пунктом 32 данных методических указаний для определения расходов используются следующие данные:
1) регулируемые государством тарифы (цены) и их прогнозные значения;
2) цены, установленные на основании договоров, заключенных по результатам проведения торгов или по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
3) опубликованные в установленном порядке прогнозные рыночные цены, установленные на расчетный период;
4) индекс потребительских цен, определяемый Министерством экономического развития Российской Федерации, и другие индексы, утверждаемые уполномоченными органами и публикуемые в установленном порядке;
5) данные, полученные по результатам экспертиз экспертных организаций, привлеченных в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 5 статьи 9 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" в случае несоответствия рассчитанных тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса финансовым потребностям этой организации, необходимым для реализации ее производственной программы, орган регулирования вправе самостоятельно произвести расчет указанных тарифов.
С учетом необходимости соблюдения экономической обоснованности расходов, основанных на утвержденных нормативах расходов, отчетных данных организации, подтвержденных соответствующими обосновывающими документами, расчет тарифа выполнен экспертом Управления исходя из представленных учреждением обосновывающих документов.
В соответствии с расчетом уполномоченного эксперта Управления экономически обоснованный тариф на питьевую воду для бюджетных и прочих потребителей с 20.05.2012 по 30.06.2012 составляет 28,03 руб./куб. м., что соответствует финансовым потребностям организации для выполнения производственной программы.
Так, в соответствии с расчетом затрат необходимая валовая выручка организации составляет за 2012 год 2 052 070 рублей при объеме реализации 70 000 кубических метров. Таким образом, размер тарифа составит 2 052 070 руб. / 70 000 куб. м. = 29,32 руб./куб. м.
Принимая во внимание, что тарифы установлены с календарной разбивкой с 20.05.2012 по 30.06.2012 в размере 28,03 руб./куб. м., с 01.07.2012 по 31.08.2012 в размере 29,71 руб./куб. м., с 01.09.2012 по 31.12.2012 в размере 31,05 руб./куб. м., средний уровень тарифа на 2012 год будет составлять указанные 29,32 руб./куб. м. (28,03 x 6 мес. + 29,71 x 2 мес. + 31,05 x 4 мес. / 12 мес).
Статья 3 Закона Волгоградской области от 03.11.2011 № 2244-ОД "Об отдельных вопросах тарифного регулирования на территории Волгоградской области" предусматривает компенсацию (возмещение) фактических выпадающих доходов ресурсоснабжающим организациям при применении ими регулируемых тарифов (цен) на коммунальные услуги, поставляемые населению Волгоградской области, предоставляется соответствующим ресурсоснабжающим организациям, но не сельским поселениям.
В соответствии со статьей 1 Закона Волгоградской области от 03.11.2011 № 2245-ОД "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов Волгоградской области государственными полномочиями Волгоградской области по компенсации (возмещению) выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций, связанных с применением ими регулируемых тарифов (цен) на коммунальные услуги, поставляемые населению" государственными полномочиями Волгоградской области по компенсации (возмещению) фактических выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций, связанных с применением ими регулируемых тарифов (цен) на коммунальные услуги, поставляемые населению Волгоградской области наделяются только органы местного самоуправления муниципальных районов.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что заявитель в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил доказательств, свидетельствующих о том, что оспариваемое постановление нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, не предусмотренные действующим законодательством, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оспариваемое постановление Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области от 20.04.2012 № 16 "Об установлении тарифов на холодную воду (питьевая вода) для потребителей МКУ "Муниципальные услуги" Плотниковского сельского поселения Даниловского муниципального района Волгоградской области" соответствует требованиям нормативных актов, имеющих большую юридическую силу, а также не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, основания для удовлетворения заявленного требования отсутствуют.
Статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственные органы и органы местного самоуправления, выступающие по делам в арбитражных судах, освобождаются от уплаты государственной пошлины как истцы и как ответчики. Поэтому вопрос о взыскании по данному делу государственной пошлины арбитражным судом не рассматривается.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Признать постановление Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области от 20.04.2012 № 16 "Об установлении тарифов на холодную воду (питьевая вода) для потребителей МКУ "Муниципальные услуги" Плотниковского сельского поселения Даниловского муниципального района Волгоградской области" соответствующим пунктам 2, 5 части 1 статьи 3, части 2 статьи 7, части 7 статьи 9 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", части 5 статьи 25 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статье 1 Закона Волгоградской области от 03.11.2011 № 2244-ОД "Об отдельных вопросах тарифного регулирования на территории Волгоградской области".
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через Арбитражный суд Волгоградской области в установленном законом порядке.

Председательствующий
Е.В.ПОНОМАРЕВА

Судьи
М.Ю.НАУМОВА
Н.В.СТРЕЛЬНИКОВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru