Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Челябинская область


ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ
от 6 апреля 2012 г. по делу № 7-219/2012

Судья: Хребтов В.М.

Судья Челябинского областного суда Туркова Г.Л., при секретаре С.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Д. по жалобе заместителя начальника Челябинской таможни А. на решение судьи Курчатовского районного суда города Челябинска от 5 марта 2012 года,

установила:

Постановлением заместителя начальника Челябинской таможни А. от 12.12.2011 года Д. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 18 000 рублей 25 копеек.
Решением судьи Курчатовского районного суда города Челябинска от 5 марта 2012 года постановление изменено, Д. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей. Решение судьи мотивировано тем, что Д. подлежит привлечению к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ как должностное, а не физическое лицо.
В жалобе, поданной в Челябинский областной суд, А. - лицо, вынесшее постановление, просит отменить решение суда и оставить постановление от 12.12.2011 года без изменения. Не согласен с выводом суда о том, что Д., как специалист по таможенному оформлению, не может нести административную ответственность по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ как должностное лицо. Настаивает, со ссылкой на п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 года № 6 о том, что Д. не обладает организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями и не может нести административную ответственность как должностное лицо.
Представители Челябинской таможни С., действующая на основании доверенности от 10.01.2012 года, и З., действующий на основании доверенности от 13.01.2012 года, доводы жалобы поддержали.
Д. просил оставить решение судьи без изменения.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы лица, вынесшего постановление, пояснений сторон в судебном заседании в Челябинском областном суде, свидетельствует о наличии оснований для отмены постановленного по делу решения.
В соответствии с частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения) недекларирование по установленной форме (устной, письменной или электронной) товаров и (или) транспортных средств, подлежащих декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, состоит в недекларировании товаров и (или) транспортных средств, когда лицом фактически не выполняются требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара, то есть таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть, часть однородного товара или при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре или к таможенному оформлению представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации.
В силу требований статей 179, 180 Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее ТКТС) товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.
Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств - членов таможенного союза.
Подача таможенной декларации в письменной форме должна сопровождаться представлением таможенному органу ее электронной копии, если иное не установлено настоящим Кодексом, решением Комиссии таможенного союза либо законодательством государств - членов таможенного союза в случаях, предусмотренных решением Комиссии таможенного союза.
Как следует из материалов дела, Д. в соответствии с трудовым договором № 17 от 18.06.2009 года состоит в трудовых отношениях с ЗАО "Р." в должности специалиста по таможенному оформлению и на основании доверенности № 4 от 14.01.2011 года имеет право на представление интересов ЗАО "Р." во взаимоотношениях с таможенными органами, совершение таможенных операций в соответствии с ТКТС, декларированию товаров и транспортных средств путем предоставления таможенному органу декларации на товары, документов и сведений, необходимых для таможенного оформления.
Согласно ст. 12 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенным представителем является юридическое лицо государства - члена таможенного союза, отвечающее условиям, определенным статьей 13 настоящего Кодекса после включения в реестр таможенных представителей.
Таможенный представитель совершает от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза на территории государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого он включен в реестр таможенных представителей (ч. 2 ст. 12 Таможенного кодекса Таможенного союза).
ЗАО "Р." включена в реестр таможенных представителей и имеет право на осуществление деятельности по совершению таможенных операций от имени декларанта или других заинтересованных лиц.
В соответствии с договором № 0439/01-4-08 от 10.02.2011 года ООО "О." (заказчик) поручило ЗАО "Р." (брокер) осуществить от имени и за счет заказчика таможенные операции, необходимые для перемещения товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.
Как следует из определения о возбуждении дела об административном правонарушении от 25.10.2011 года и постановления по делу об административном правонарушении от 12.12.2011 года в отношении Д., последний, являясь специалистом по таможенному оформлению ЗАО "Р", действуя в интересах ООО "О.", на основании доверенности № 0255/00 от 03.03.2011 года, представил на Южно-Уральский таможенный пост Челябинской таможни декларацию (ДТ) № 10504110/260911/0001693 на товары народного потребления, ввезенные в РФ из Германии в адрес ООО "О.", являющегося получателем и декларантом товара. При подаче декларации Д. использовал цифровую подпись работника ООО "О.". При проверке таможенной декларации таможенным органом установлен факт недекларирования товара - оправы пластиковые в количестве 43 штук на сумму 36 012 рублей 50 копеек.
Исходя из положений ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза декларантом является лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары. Таможенное декларирование - заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров. Таможенная декларация - документ, составленный по установленной форме, содержащий сведения о товарах, об избранной таможенной процедуре и иные сведения, необходимые для выпуска товаров. Таможенный представитель - юридическое лицо государства - члена таможенного союза, совершающее от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза.
В соответствии с частью 2 ст. 179 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта.
Статей 186 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что декларантами могут быть лицо государства - члена таможенного союза, заключившее внешнеэкономическую сделку либо от имени (по поручению) которого эта сделка заключена.
Из содержания приведенных норм следует, что декларирование товаров производится декларантом либо таможенным брокером (представителем) по выбору декларанта.
В соответствии с вышеуказанной нормой таможенная декларация, поданная от имени декларанта его представителем - юридическим лицом, действующим на основании договора о предоставлении услуг по осуществлению таможенных процедур, заполняется и подписывается его работником, с которым исполнителем заключен трудовой договор. При этом лицом, составившим таможенную декларацию, является юридическое лицо, от имени которого и действует на основании доверенности работник.
Таким образом, от имени декларанта - юридического лица осуществлять действия по декларированию товаров, его работник.
В материалах административного дела о нарушении таможенных правил № 10504000-912/2011 имеются копии доверенностей ООО "О." № 44 от 07.10.2011 года и № 35/1 от 20.09.2011 года, выданных непосредственно на имя Д., на осуществление им таможенного оформления грузов, получение и отправления грузов, оформления финансовых документов.
Меж тем в материалах дела отсутствует доверенность № 0255/00 от 03.03.2011 года, на которую имеется ссылка в оспариваемом постановлении, кем и в исполнении каких полномочий она выдана. Содержание данной доверенности имеет существенное значение для правильного разрешения данного дела, так как в ее отсутствие невозможно установить является ли Д. субъектом вмененного ему правонарушения или же он действовал как физическое лицо, не состоящее в трудовых отношениях с ООО "О." и не являющиеся таможенным брокером, включенным в реестр, что образует в его действиях состав иного административного правонарушения.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции о том, что Д. мог быть привлечен к ответственности лишь как должностное лицо, а не как гражданин (физическое лицо), материалами дела не подтвержден.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. При этом под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом, его структурного подразделения или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п. К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия.
Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами организации, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием.
Исполнение функций должностного лица по специальному полномочию означает, что лицо осуществляет функции представителя власти, исполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, возложенные на него законом, иным нормативным правовым актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом.
Материалы дела не содержат данных о том, что Д., работающий в ЗАО "Р." в должности специалиста по таможенному оформлению, осуществлял при оформлении груза, поступившего в адрес ООО "О." функции должностного лица. Доводы жалобы в этой части заслуживают внимания.
В нарушение требований ст. 1.5, 24.1 КоАП РФ данные обстоятельства дела не были исследованы полно, всесторонне и объективно, что свидетельствует о существенном нарушении процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ.
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 30.7 КоАП РФ существенное нарушение процессуальных требований, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, является основанием к отмене постановления, а дело - направлению на новое судебное рассмотрение. Срок давности привлечения к административной ответственности в настоящее время не истек.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное и принять меры к всестороннему, полному, объективному и своевременному рассмотрению дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

решила:

решение судьи Курчатовского районного суда города Челябинска от 5 марта 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, в отношении Д. отменить, дело направить на новое судебное рассмотрение в тот же суд.

Судья
Челябинского областного суда
Г.Л.ТУРКОВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru