Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тверская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 18 сентября 2008 г. по делу № А66-3418/2008

Резолютивная часть решения объявлена 16 сентября 2008 года. Полный текст решения изготовлен 18 сентября 2008 года.
Арбитражный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Перкиной В.В., судей Пугачева А.А., Рощиной С.Е., при ведении протокола судебного заседания председательствующим, при участии представителей заявителя - Д., по доверенности, ответчика - Ф., по доверенности, от Прокуратуры Тверской области - М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Т", г. Тверь, к Региональной энергетической комиссии Тверской области, г. Тверь, при участии Прокуратуры Тверской области, г. Тверь, о признании недействующими пункта 1 приказа РЭК Тверской области от 11.04.2008 № 28-нп и приложения № 1 к приказу

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Т" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Региональной энергетической комиссии Тверской области (далее - РЭК) о признании недействующими пункта 1 приказа РЭК Тверской области от 11.04.2008 № 28-нп и приложения № 1 к приказу Региональной энергетической комиссии Тверской области от 11.04.2008 № 28-нп.
В обоснование заявления Общество ссылается на то, что РЭК в нарушение статьи 2 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", пункта 6 Правил государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 (далее - Правила), повторно утвердила тариф на тепловую энергию для Общества с 01.04.2008, не учла основные принципы государственного регулирования тарифов, также ссылается на статьи 3, 4, 12 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ, пункты 16, 17 Основ ценообразования, пункты 18, 26 Правил, отмену Федеральной службой по тарифам приказом от 11.07.2008 № 258-к оспариваемого приказа.
РЭК Тверской области представила отзыв, свою позицию обосновала установлением тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению г. Кимры, в зависимости от этажности зданий, пунктом 6 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда от 13.08.2004 № 80 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов".
В порядке статьи 52 АПК РФ в деле принимает участие Прокуратура Тверской области.
Как усматривается из материалов дела, Региональной энергетической комиссией Тверской области приказом от 11.04.2008 № 28-нп установлены и введены в действие с 01.04.2008 по 31.12.2008 тарифы на тепловую энергию ООО "Тверьэнергогаз" г. Кимры, отпускаемую жилищным организациям согласно приложению № 1. Указанный приказ опубликован в газете "Тверская жизнь" от 22.04.2008 № 75.
Ранее, приказом РЭК от 28.11.2007 № 227-нп по городу Кимры для ООО "Тверьэнергогаз" утвержден тариф на тепловую энергию, действующий с 01.01.2008 по 31.12.2008.
Общество, считая, что приказ РЭК от 11.04.2008 № 28-нп противоречит нормам законодательства, регулирующим порядок установления тарифов, а также нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При рассмотрении спора суд исходит из следующего.
Частью 1 статьи 192 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Согласно статье 2 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон № 41-ФЗ) государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) (далее также - тарифы) осуществляется на основе принципов, изложенных в настоящем Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.
Статьей 7.1 Закона № 41-ФЗ определено, что споры, связанные с осуществлением государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
В силу статьи 6 Закона № 41-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют полномочия по установления тарифов на тепловую энергию. Регулирование указанных тарифов осуществляется в соответствии с основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
В соответствии с пунктом 7 Правил установление тарифов и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел.
Данное требование является положением общего характера и распространяется как на случаи установления тарифов, инициируемых самими хозяйствующими субъектами (энергоснабжающими организациями), так и на случаи установления тарифов путем изменения ранее установленных тарифов регулирующим органом в целях приведения данных тарифов в соответствие с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
Организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обоснованные предложения об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов в соответствии с Основами ценообразования (пункт 8 Правил).
Дело об установлении предельных уровней тарифов в субъектах Российской Федерации открывается с 15 июня года, предшествующего периоду регулирования (пункт 9 Правил в ред. от 31.08.2006).
Пунктом 10 Правил определено, что организации, осуществляющие регулируемую деятельность, для открытия дела об установлении тарифов представляют до 1 июля года, предшествующего периоду регулирования, в соответствующий регулирующий орган материалы, перечисленные в данном пункте Правил.
Статья 4 Закона № 41-ФЗ указывает, что критерием законности решения регулирующего органа по установлению тарифов на тепловую и электрическую энергию является экономическая обоснованность тарифов.
Приказом РЭК Тверской области от 11.04.2008 № 28-нп "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую жилищным организациям теплоснабжающими предприятиями города Кимры" установлены и введены в действие с 01.04.2008 тарифы для жилищных организаций города Кимры.
В связи с принятием РЭК указанного приказа тариф на тепловую энергию для ООО "Т" изменился.
По статье 2 Закона № 41-ФЗ срок действия установленных тарифов и (или) их предельных уровней не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом, решением Правительства Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации.
Изменение указанных тарифов в течение финансового года без одновременного внесения Правительством Российской Федерации (органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации) на рассмотрение Государственной Думы (законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации) проекта федерального закона (закона субъекта Российской Федерации) о внесении изменений и дополнений в федеральный закон (закон субъекта Российской Федерации) о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период (бюджете субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год) не допускается.
РЭК Тверской области при принятии приказа от 11.04.2008 № 28-нп нарушила статью 2 Закона № 41-ФЗ.
Согласно пункту 25 Правил решение об установлении тарифов и (или) их предельных уровней обратной силы не имеет.
РЭК Тверской области, приняв 11.04.2008 приказ № 28-нп, установила и ввела в действие с 01.04.2008 тарифы для жилищных организаций города Кимры, нарушив пункт 25 Правил.
Также при установлении оспариваемого тарифа регулирующим органом не соблюден порядок утверждения тарифов. В нарушение пункта 18 Правил регулирующий орган за 10 дней до рассмотрения дела об установлении тарифов не известил ООО "Т" о дате, времени и месте заседания правления (коллегии) и за один день до заседания не ознакомил с материалами дела, в том числе, с проектом решения, в связи с чем, заявитель не имел возможности защитить свои экономические интересы и права.
При установлении тарифа на тепловую энергию для жилищных организаций регулирующий орган исходил из этажности жилых объектов, что не предусмотрено законодателем.
Тарифы на тепловую энергию в соответствии с пунктом 59 Основ ценообразования устанавливаются в расчете на 1 гигакалорию отдельно по потребителям, получающим горячую воду и пар, с дифференциацией по параметрам давления пара. Данное требование содержится и в пункте 28 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ РФ от 06.08.2004 № 20-э/2.
Кроме того, приказом ФСТ РФ от 11.07.2008 № 258-к отменен приказ РЭК Тверской области от 11.04.2008 № 28-нп "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую жилищным организациям теплоснабжающими предприятиями г. Кимры".
При таких обстоятельствах требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 191 - 196 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Тверской области

решил:

Признать недействующими пункт 1 приказа Региональной энергетической комиссии Тверской области от 11.04.2008 № 28-нп "О тарифе на тепловую энергию, отпускаемую ООО "Т", а также приложение № 1 к указанному приказу как не соответствующие статье 2 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и пункту 25 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.02.2004 № 109.
Взыскать с Региональной энергетической комиссии Тверской области в пользу ООО "Т" 2000 руб. расходов по госпошлине.
Исполнительный лист выдать взыскателю в соответствии со статьей 319 АПК РФ.
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в месячный срок со дня вступления в законную силу.

Председательствующий
В.В.ПЕРКИНА

Судьи
А.А.ПУГАЧЕВ
С.Е.РОЩИНА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru