Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Пензенская область


ПРОКУРАТУРА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРОТЕСТ
от 12 марта 2012 г. № 22-09-2012

НА СТАТЬИ 4.1.1 И 4.1.2, ПУНКТ 3.1 СТАТЬИ 10.1 КОДЕКСА
ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ,
УТВЕРЖДЕННОГО ЗАКОНОМ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 02.04.2008
№ 1506-ЗПО (В РЕДАКЦИИ ЗАКОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 27.02.2012 № 2214-ЗПО)

В Законодательное Собрание
Пензенской области

Прокуратурой Пензенской области в связи с изменением судебной практики проведена проверка соответствия федеральному законодательству Кодекса Пензенской области об административных правонарушениях, утвержденного Законом Пензенской области от 02.04.2008 № 1506-ЗПО (в редакции Закона Пензенской области от 27.02.2012 № 2214-ЗПО).
В ходе проверки установлено, что статьи 4.1.1 и 4.1.2, пункт 3.1 статьи 10.1 Кодекса Пензенской области об административных правонарушениях противоречат федеральному законодательству по следующим основаниям.
Статьей 4.1.1 Кодекса Пензенской области об административных правонарушениях введена административная ответственность за осуществление перевозок пассажиров по маршруту регулярных перевозок автомобильным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение) на территории Пензенской области без заключения договора.
Статьей 4.1.2 Кодекса Пензенской области об административных правонарушениях введена административная ответственность за осуществление перевозок по маршруту регулярных перевозок автомобильным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение) на территории Пензенской области без выданной в установленном порядке карты маршрута регулярных перевозок.
Регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, гражданское законодательство, установление правовых основ единого рынка находятся в ведении Российской Федерации (пункты "в", "ж", "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации).
Защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, административное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункты "б", "д", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 13.07.2010 № 16-п указал, что из приведенных положений Конституции Российской Федерации следует, что по предметам совместного ведения в сфере транспортного обслуживания населения субъекты Российской Федерации вправе принимать нормативные правовые акты, направленные на обеспечение общественной безопасности в сфере перевозок населения. Однако, защищая права одних лиц (пассажиров), они не вправе вводить ограничения прав и свобод других лиц (предпринимателей).
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации регулирование, предусматривающее такие условия допуска к предпринимательской деятельности в сфере транспортного обслуживания населения, которые, по существу, представляют собой ограничение прав и свобод, включая право, гарантированное статьей 34 Конституции Российской Федерации, на уровне субъекта Российской Федерации недопустимо, поскольку ограничения конституционных прав и свобод могут устанавливаться только федеральным законом.
Нормативное регулирование, осуществляемое субъектами Российской Федерации в указанной выше сфере, должно носить конкретизирующий, а не правоограничительный характер. Установление административной ответственности за нарушения в сфере транспортного обслуживания населения не может расцениваться как носящее конкретизирующий характер.
Вместе с тем, статьями 4.1.1 и 4.1.2 Кодекса Пензенской области об административных правонарушениях в нарушение части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации фактически вводится не предусмотренное федеральным законодательством ограничение деятельности в области транспортного обслуживания населения на территории Пензенской области.
Из взаимосвязи статьей 1.3 и 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что законодатель субъекта Российской Федерации вправе устанавливать административную ответственность по вопросам совместного ведения, не урегулированным федеральным законом.
Деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" является лицензируемым видом деятельности.
Соблюдение лицензиатом лицензионных требований и условий обязательно при осуществлении данного вида деятельности.
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением лицензионных условий и требований влечет наступление административной ответственности по статье 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, в нарушение пункта 3 части 1 статьи 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях статьями 4.1.1 и 4.1.2 Кодекса Пензенской области об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение правил и норм (лицензионных условий и требований), предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Введение административной ответственности приводит также к коллизии между федеральным и региональным законодательством, создающей возможность дважды привлекать субъекта к административной ответственности за одно и то же правонарушение.
Указанная позиция нашла свое подтверждение в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 26.10.2011 по делу № 47-Г11-33, от 07.12.2011 по делу № 83-Г11-16.
В связи с невозможностью установления административной ответственности за правонарушения, предусмотренные статьями 4.1.1 и 4.1.2 Кодекса Пензенской области об административных правонарушениях, незаконным является и установление пунктом 3.1 части 1 статьи 10.1 Кодекса Пензенской области об административных правонарушениях перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях по указанным составам.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",

предлагаю:

Статьи 4.1.1 и 4.1.2, пункт 3.1 статьи 10.1 Кодекса Пензенской области об административных правонарушениях, утвержденного Законом Пензенской области от 02.04.2008 № 1506-ЗПО (редакции Закона Пензенской области от 27.02.2012 № 2214-ЗПО), привести в соответствие с федеральным законодательством.
Протест подлежит рассмотрению на очередной сессии Законодательного Собрания Пензенской области. О дне рассмотрения протеста сообщить в прокуратуру области.
О результатах рассмотрения протеста сообщить в прокуратуру области в письменной форме.

Исполняющая обязанности
прокурора области
старший советник юстиции
Н.Е.КАНЦЕРОВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru