Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Нижегородская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 20 марта 2012 г. по делу № 110-ФАС52-02/12

Резолютивная часть решения оглашена 05 марта 2012 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

- Гребнева Ю.Н.  - председателя    комиссии,    заместителя    руководителя
                   управления;

- Григорян Т.Н.  - члена  комиссии,  главного  государственного  инспектора
                   отдела антимонопольного контроля и борьбы с картелями;

- Чувилиной М.Н. - члена  комиссии,  ведущего  специалиста-эксперта  отдела
                   антимонопольного контроля и борьбы с картелями,

с участием:

- Ж.Н.А.         - председателя ТСЖ № 1 "З" (выписка  из  протокола  общего
                   собрания от 09.08.2011);

- Ю.С.М.         - члена правления ТСЖ № 1 "З";

- В.А.Г.         - директора ОАО "Б":

- В.Г.А.         - представителя  ОАО  "Б"  (доверенность   от   01.03.2012
                   № <...>);

- Л.И.И.         - представителя  ОАО  "Б"  (доверенность   от   01.03.2012
                   № <...>),

рассмотрев дело в отношении открытого акционерного общества "Б" <...> по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции",

установила:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области из территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области в Канавинском, Московском, Сормовском районах города Нижнего Новгорода и Борском районе поступило обращение товарищества собственников жилья № 1 "З" (далее - ТСЖ № 1 "З", заявитель).
В заявлении указывалось, что 18.10.2011 открытое акционерное общество "Б" (далее - ОАО "Б", ответчик, ресурсоснабжающая организация) "перекрыло" воду на жилой дом <...> поселка Железнодорожный Борского района Нижегородской области, в результате чего жители указанного многоквартирного дома остались без холодной воды.
При проверке приведенной в обращении информации Нижегородским УФАС России установлено, что ОАО "Б" в период с 18.10.11 по 21.10.11 ввело режим ограничения подачи холодной воды жителям многоквартирного <...> поселка Железнодорожный города Бор Борского района Нижегородской области.
Вышеприведенные обстоятельства послужили основанием для возбуждения Управлением дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО "Б" по части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
На заседании комиссии представители заявителя пояснили, что в период с 18.10.2011 по 21.10.2011 к жителям указанного многоквартирного дома холодная вода не поступала. ОАО "Б" в указанный период применило режим ограничения подачи воды на обслуживаемый ТСЖ № 1 "З" многоквартирный дом в связи с образовавшейся задолженностью заявителя перед ресурсоснабжающей организацией за оказанные услуги по водоснабжению. Между тем жители многоквартирного дома <...> поселка Железнодорожный Борского района Нижегородской области добросовестно оплачивали оказанные им услуги по холодному водоснабжению в 2011 году, что подтверждается квитанциями об оплате коммунальных услуг.
Представители ОАО "Б" пояснили, что общество действовало в рамках предоставленных действующим законодательством полномочий, а именно руководствовалось положениями Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167 (далее - Правила № 167).
По мнению представителей ответчика, к отношениям, которые сложились между ОАО "Б" и заявителем, подлежит применению названный нормативный акт, поскольку ТСЖ № 1 "З" по смыслу действующего гражданского законодательства является юридическим лицом. ОАО "Б", руководствуясь положениями Правил № 167 и заключенного с заявителем договора на отпуск холодной воды, водоотведения и очистки сточных вод, ограничило подачу холодной воды на обозначенный многоквартирный дом, поскольку указанный нормативный правовой акт и договор позволяют ресурсоснабжающей организации ограничить подачу воды в связи с неуплатой абонентом полученной питьевой воды.
Представители ОАО "Б" сообщили, что ТСЖ № 1 "З" имело задолженность перед ресурсоснабжающей организацией по состоянию на 18.10.2011 в размере <...> рублей.
Заслушав пояснения представителей заявителя, ответчика, исследовав имеющиеся в деле материалы, комиссия приходит к следующему.
В 2011 году водоснабжение жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме <...> поселка Железнодорожный Борского района Нижегородской области, осуществлялось на основании заключенных между ТСЖ № 1 "З" и ОАО "Б" договора на отпуск воды и прием сточных вод от 01.08.2008 № 632 и договора на отпуск холодной воды, водоотведения и очистки сточных вод от 01.09.11 № 632. В соответствии названными договорами ресурсоснабжающая организация, в частности, осуществляет отпуск холодной воды из систем коммунального водоснабжения посредством водопроводных устройств и сооружений по водопроводным вводам и прием сточных вод посредством канализационных устройств и сооружений по канализационным выпускам в систему канализации от всех источников водоснабжения, а ТСЖ № 1 "З" обязуется оплачивать принятые услуги.
На основании подпункта 3.1.1 договора № 632 от 01.08.2008 на отпуск воды и прием сточных вод ресурсоснабжающая организация обязана обеспечить ТСЖ № 1 "З" (население, проживающее в жилом фонде) холодной водой в объеме 243,3 куб. м/мес. и принять в канализацию сточные воды - 243,3 куб. м/мес.
Управлением установлено, что 18 октября 2011 года представителями ОАО "Б" в присутствии председателя ТСЖ № 1 "З" составлен акт обследования систем водоснабжения и канализации, в котором констатирован факт ограничения подачи воды на вышеназванный дом в связи с задолженностью.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: после слова "многоквартирный" пропущено слово "дом".

Подача воды в многоквартирный <...> поселка Железнодорожный Борского района Нижегородской области возобновлена 21.10.2011, что подтверждается актом, составленным должностным лицом ОАО "Б" в присутствии председателя ТСЖ № 1 "З" Ж.Н.А.
Водоснабжение ограничено, в том числе тем гражданам, проживающим в обозначенном выше многоквартирном доме, которые добросовестно оплачивают коммунальные услуги. Данный факт подтверждается имеющимися в материалах дела квитанциями об оплате коммунальных услуг.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В силу статей 3, 4 Федерального закона "О естественных монополиях" услуги по водоснабжению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры осуществляются хозяйствующими субъектами в состоянии естественной монополии.
С учетом приведенных норм ОАО "Б", предоставляя услуги по водоснабжению посредством систем централизованного водоснабжения и водоотведения, занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по водоснабжению с долей 100%. Данный факт также подтвержден совокупностью имеющихся в деле доказательств.
Как указано выше, из положений договора на отпуск холодной воды, водоотведения и очистки сточных вод следует, что услуги водоснабжения в рамках данного договора оказывались гражданам, своевременно оплачивающим коммунальные услуги.
Таким образом, ОАО "Б" было известно о конечных потребителях передаваемой им холодной воды, в связи с чем ограничение водоснабжения потребителя должно было быть произведено с соблюдением положений Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 (далее - Правила № 307).
Правилами № 307 регулируются отношения, связанные с предоставлением коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов (пункт 2).
В соответствии с пунктом 4 Правил № 307 коммунальные услуги предоставляются потребителю на основании договора, заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пунктам 2.1, 2.2 устава ТСЖ № 1 "З" товарищество является добровольным объединением собственников помещений в многоквартирном доме.
Товарищество создается в целях: совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, в том числе обеспечения надлежащего технического, противопожарного, экологического и санитарного состояния общего имущества; обеспечение коммунальными услугами собственников помещений; реализации собственниками помещений прав по владению, пользованию и, в установленных законодательством пределах, распоряжению общим имуществом многоквартирном доме.
Таким образом, ТСЖ № 1 "З" в рассматриваемых отношениях не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов собственников жилых помещений в многоквартирном доме, находящемся у него в управлении.
Пунктом 3 Правил № 167 установлено, что данные Правила не распространяются на отношения между организациями водопроводно-канализационного хозяйства и гражданами, отношения между которыми регулируются Правилами № 307.
Как следует из пункта 8 Правил № 307, условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить Правилам № 307 и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Поскольку конечными потребителями производимой и передаваемой ответчиком питьевой воды являются граждане, комиссия приходит к выводу, что Правила № 167 и пункт 5.13 договора на отпуск холодной воды, водоотведения и очистки сточных вод от 01.09.2011 № 632, предусматривающие ограничение или приостановление водоснабжения, не подлежали применению в связи с тем, что ущемляют интересы граждан, проживающих в жилом доме <...> поселка Железнодорожный Борского района Нижегородской области и добросовестно выполнявших свои обязательства по оплате коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 9 Правил № 307 при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества, в объемах необходимых потребителю.
Основания, порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг гражданам урегулированы пунктами 50, 79 - 83 Правил № 307.
Из пункта 50 Правил № 307 следует, что исполнитель имеет право приостанавливать или ограничивать в порядке, установленном разделом Х данных Правил, подачу потребителю горячей воды, электрической энергии и газа.
Исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае неполной оплаты потребителем коммунальных услуг - при наличии у потребителя задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг, превышающей 3 ежемесячных размера платы, определенных исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, действующих на день ограничения предоставления коммунальных услуг, при условии отсутствия соглашения о погашении задолженности, заключенного потребителем с исполнителем, и (или) при невыполнении условий такого соглашения (подпункт а) пункта 80 Правил № 307).
В соответствии с пунктом 81 Правил № 307 в случае непогашения образовавшейся задолженности и по истечении 1 месяца со дня введения ограничения предоставления коммунальных услуг исполнитель имеет право приостановить предоставление коммунальных услуг, за исключением отопления, холодного водоснабжения и водоотведения.
Согласно пункту 85 Правил № 307 приостановление или ограничение предоставление коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается.
Действия по приостановлению или ограничению предоставления коммунальных услуг (либо подаче коммунальных ресурсов) не должны приводить к нарушению прав и интересов граждан, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме (пункт 86 Правил № 307).
Следовательно, названные нормы предоставляют ресурсоснабжающей организации возможность ограничивать или приостанавливать подачу только горячей воды, электрической энергии и газа. А поскольку ограничение водоснабжения в отношении потребителей, не имеющих задолженности по оплате, запрещено, ОАО "Б" не имело права ввести режим ограничения подачи воды в период с 18.10.2011 по 21.10.2011 ТСЖ № 1 "З" и, как следствие, жителям многоквартирного дома <...> Борского района Нижегородской области.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что ответчиком нарушены требования Правил № 307, что, в свою очередь, свидетельствует о нарушении ОАО "Б" части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
По правилам части 1 статьи 49 Федерального закона "О защите конкуренции" комиссия при принятии решения разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.
Поскольку при рассмотрении настоящего дела установлен факт незаконного ограничения воды, комиссия считает необходимым выдать ответчику предписание о недопущении нарушения антимонопольного законодательства.
С учетом изложенного комиссия Нижегородского УФАС России, руководствуясь статьями 23, 41, 49, 50 Федерального закона "О защите конкуренции",

решила:

1. Признать открытое акционерное общество "Б" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" в связи с ограничением отпуска холодной воды товариществу собственников жилья № 1 "З" и, как следствие, жителям многоквартирного дома <...> поселка Железнодорожный Борского района Нижегородской области с 18.10.2011 по 21.10.2011.
2. Выдать открытому акционерному обществу "Б" предписание о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства, а именно: не допускать фактов необоснованного ограничения или прекращения отпуска питьевой воды потребителям, включая ТСЖ № 1 "З".
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления для решения вопроса о привлечении открытого акционерного общества "Б", а также должностных лиц общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 52 Федерального закона "О защите конкуренции" настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Нижегородской области в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии
Ю.Н.ГРЕБНЕВ

Члены комиссии
Т.Н.ГРИГОРЯН
М.Н.ЧУВИЛИНА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru