Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Московская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПИСЬМО
от 6 августа 2012 г. № 18-18/38688

О МОНИТОРИНГЕ БЮДЖЕТОЭФФЕКТИВНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ АКТОВ
ПО СТАВКАМ И ОБОСНОВАННОСТИ УСТАНОВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ
ПО МЕСТНЫМ НАЛОГАМ

В целях мобилизации доходов консолидированного бюджета Московской области и повышения эффективности налогового администрирования УФНС России по Московской области (далее - Управление) осуществляет мониторинг бюджетоэффективности исполнения муниципальных правовых актов об установлении ставок налогов на имущество физических лиц (далее - налог) и предоставлении налоговых льгот.
1. По результатам мониторинга информируем, что на протяжении нескольких лет представительными органами городских и сельских поселений Талдомского муниципального района, городских округов Дзержинский, Дубна, Железнодорожный, Климовск, Лыткарино устанавливается ставка налога от 0,08% до 0,09% от суммарной инвентаризационной стоимости имущества до 300 тыс. рублей (например, решения Совета депутатов городского поселения Талдом от 22.05.2008 № 01-04/09 и от 02.09.2010 № 01-04/80, муниципального образования "город Дзержинский" от 23.11.2005 № 4/21, муниципального образования "город Дубна" от 27.10.2005 № РС-13(29)-94/34, городского округа Железнодорожный от 19.10.2011 № 05/19, муниципального образования "город Климовск" от 03.09.1999 № 3/6, муниципального образования "город Лыткарино" от 22.11.2005 № 20/4).
Решениями Совета депутатов городского округа Котельники от 02.11.2005 № 94/15 и от 30.11.2011 № 236/32, городского поселения Столбовая Чеховского муниципального района от 26.11.2010 № 62/17-2, сельского поселения Горское Орехово-Зуевского муниципального района от 14.12.2010 № 49/10 установлена ставка налога 0,05% от суммарной инвентаризационной стоимости имущества до 150 тыс. рублей.
Законом Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (далее - Закон) предусмотрены полномочия представительных органов местного самоуправления по установлению ставок налогов в размере до 0,1% (включительно) в отношении имущества инвентаризационной стоимостью до 300 тыс. рублей.
При анализе применения ставок налога, определенных вышеперечисленными муниципальными образованиями Московской области, установлено, что в ряде случаев средневзвешенный размер налога меньше величины расходов налоговых органов на формирование и направление налогового уведомления.
В частности, при исчислении налога за 2011 год по ставке 0,09% совокупная налоговая нагрузка со средней суммой налога в 34 руб. 34 коп. выявлена в отношении 11427 объектов на территории Талдомского муниципального района. В городском поселении Талдом средняя сумма налога за 4 тыс. объектов составляет 16 руб. 30 коп.
По ставке налога в 0,05% на территории городского поселения Столбовая Чеховского муниципального района и городского округа Котельники облагаются налогом не менее 844 объектов со средневзвешенной суммой налога соответственно в 34 руб. 77 коп. и 37 руб. 81 коп. В ряде случаев налог за 2011 год в городском поселении Столбовая составляет менее 3 рублей.
Согласно статье 5 Закона возникновение обязанности по уплате налога связывается с направлением налогоплательщику налогового уведомления. При этом средние затраты налоговых инспекций Управления, деятельность которых финансируется за счет средств федерального бюджета, на формирование и направление одного налогового уведомления по почте заказным письмом составляют 62 рубля.
Таким образом, в связи с установлением перечисленными муниципальными актами пониженных налоговых ставок бюджетные затраты на администрирование налога превышают ожидаемые налоговые поступления, что, по мнению Управления, свидетельствует о низкой бюджетоэффективности соответствующих решений муниципальных органов.
2. По вопросу об обоснованности установления налоговых льгот (далее - Льгота) обращаем внимание на следующее.
Полномочия органов местного самоуправления по введению Льгот (в отношении уплаты земельного налога) предусмотрены пунктом 4 статьи 12 и пунктом 2 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и пунктом 4 статьи 4 Закона.
Исходя из основных начал законодательства о налогах и сборах, регламентированных главой 1 Кодекса, при установлении Льгот недопустимо нарушение гарантированных Конституцией Российской Федерации (далее - Конституция) прав и свобод человека и гражданина, а также основополагающих принципов законодательства о налогах и сборах.
Частью 2 статьи 19 Конституции гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от их места жительства. Кроме того, принцип равного налогового бремени также вытекает из статей 8 (часть 2) и 57 Конституции.
В сфере налоговых отношений указанный принцип означает, что не допускается установление дополнительных, а также повышенных по ставкам налогов в зависимости от местонахождения налогоплательщика и иных носящих дискриминационный характер оснований, о чем указывалось в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.03.1997 № 5-П.
Кроме того, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить условием реализации прав граждан; регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции, является лишь предусмотренным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства (постановления от 04.04.1996 № 9-П, от 02.02.1998 № 4-П, определения от 13.07.2000 № 185-О, от 06.10.2008 № 619-О-П).
Таким образом, ни объекты налогообложения по местным налогам, ни признание физических лиц налогоплательщиками по данной группе налогов не зависят от того, зарегистрированы ли данные лица по месту жительства на территории муниципального образования, на которой расположены объекты налогообложения, либо они зарегистрированы на территориях других муниципальных образований.
С учетом изложенного в письме Минфина России от 14.02.2007 № 03-05-05-02/04 отмечалось, что представительные органы муниципальных образований вправе устанавливать Льготы по земельному налогу для отдельных категорий налогоплательщиков, имеющих земельные участки, признаваемые объектом налогообложения, на территориях соответствующих муниципальных образований. При этом не должны быть ограничены права физических лиц, относящихся к данной категории налогоплательщиков, но зарегистрированных по месту жительства на территориях других муниципальных образований.
Однако рядом муниципальных образований Московской области введены Льготы, условием реализации которых является регистрация граждан на территории соответствующего муниципального образования.
Например, в соответствии с решением Совета депутатов сельского поселения Борисовское Можайского муниципального района от 19.10.2010 № 33/8 "О земельном налоге" льгота в виде уменьшения на 50 процентов суммы земельного налога предоставляется малоимущим одиноким пенсионерам, а также малоимущим многодетным семьям, имеющим регистрацию по месту жительства в сельском поселении Борисовское.
Исходя из решения Совета депутатов сельского поселения Лозовское Сергиево-Посадского муниципального района от 29.09.2010 № 10/3 "Об установлении земельного налога" сумма земельного налога, исчисленная в отношении земельных участков, приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, уменьшается на 25% для пенсионеров по возрасту, имеющих постоянную регистрацию по месту жительства в Сергиево-Посадском муниципальном районе.
Решениями Совета депутатов городских и сельских поселений Одинцовского муниципального района (городские поселения Одинцовский, Голицыно, Большие Вяземы, Кубинка, Заречье, Лесной городок, Новоивановское, сельские поселения Барвихинское, Горское, Ершовское, Захаровское, Назарьевское, Никольское, Успенское, Часцовское) "О земельном налоге" предусмотрено освобождение от налогообложения земельным налогом категории налогоплательщиков, имеющих постоянное место жительства в Одинцовском муниципальном районе (физические лица, являющиеся членами многодетных семей, неработающие пенсионеры по возрасту, члены семей военнослужащих, потерявшие кормильца и т.д.).
Согласно решению Совета депутатов городского округа Звенигород от 28.10.2010 № 58/6 "О земельном налоге на территории муниципального образования "Городской округ Звенигород" полностью освобождаются от налогообложения по земельному налогу пенсионеры, зарегистрированные в городе Звенигороде по месту жительства, в том числе члены гаражно-строительных кооперативов.
С учетом изложенного полагаем целесообразным рассмотреть вопрос о проведении уполномоченным центральным органом исполнительной власти Московской области во взаимодействии с Управлением (при необходимости) мониторинга бюджетоэффективности решений муниципалитетов об установлении ставок по налогу и обоснованности введения Льгот.
Рекомендации по итогам мониторинга предлагаем довести до заинтересованных муниципальных органов не позднее 01.11.2012 с учетом возможности принятия и обеспечения действия муниципальных правовых актов об установлении налога и Льгот начиная с налогового периода за 2013 год.
Благодарим за взаимодействие с налоговыми органами.

И.о. руководителя
советник государственной гражданской
службы Российской Федерации 1 класса
В.А. Морозов





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru