Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Липецкая область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 11 мая 2012 года

Резолютивная часть решения оглашена 10 мая 2012 года.
В полном объеме решение изготовлено 11 мая 2012 года.
Комиссия Липецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии:
Заместителя руководителя, начальника отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы Г.И. Жданова;
членов Комиссии:
Старшего государственного инспектора отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы М.А. Гребенщикова;
государственного инспектора отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы И.А. Ивановой;
специалиста-эксперта отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы Л.О. Ягодиной,
в присутствии представителей ООО "Л1": <...>,
рассмотрев дело № 49 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью "Л1" <...> (далее - ООО "Л1", Общество) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В целях осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства управляющими компаниями г. Лебедяни Липецкой области, законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства Липецким УФАС России был направлен запрос в ООО "Л1", в том числе о наличии факта взимания управляющей компанией с владельцев помещений, расположенных в жилых многоквартирных домах, платы за опломбирование индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды.
На указанный запрос ООО "Л1" представило документы, в ходе анализа которых антимонопольным органом было установлено, что Обществом проводятся работы по опломбированию приборов учета горячей воды. Опломбировка приборов учета холодной воды производится ресурсоснабжающей организацией - ООО "И", приборов учета потребленной электроэнергии - МРО энергосбыта ОАО "Л2".
Стоимость указанных выше работ составляет 279 руб. 71 коп.
Порядок ввода установленного индивидуального прибора учета в Обществе следующий: в порядке и в сроки, установленные приказом Минэнерго РФ от 07.04.2010 № 149 "Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов", на основании заявки граждан производится обследование систем водоснабжения, по итогам обследования составляются технические условия, в соответствии с техническими условиями устанавливается прибор учета, пломбируется и ставится на учет в бухгалтерии предприятия.
Также из пояснений Общества следует, что опломбирование приборов учета необходимо в целях защиты от несанкционированного вмешательства в их работу, нарушающего достоверный учет количества полученного коммунального ресурса.
На вопрос антимонопольного органа об указании нормы действующего законодательства, согласно которой на собственника жилого помещения возложена обязанность по опломбированию индивидуального прибора учета горячей воды, Общество указало, что такая обязанность предусмотрена п. 5 ст. 20 ФЗ от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Изучив представленные документы и информацию, по данному факту приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 26.04.2012 № 86 в отношении ООО "Л1" возбуждено дело № 49 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Закон о защите конкуренции формулирует требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участниками гражданского оборота. Настоящий Закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
ООО "Л1" включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, приказом Липецкого управления ФАС России № 85 от 25 апреля 2012 года в сфере услуг по управлению эксплуатацией жилого фонда с долей более 40% в географических границах города Лебедяни, в связи с чем занимает доминирующее положение на данном товарном рынке.
В силу части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) не допускаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
ООО "Л1" как хозяйствующий субъект, осуществляющий управление жилыми многоквартирными домами, расположенными в г. Лебедяни Липецкой области, должно в соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 (далее - Правила № 307).
Указанными Правилами установлены следующие основные понятия:
"исполнитель" - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги; исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы;
"потребитель" - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
"внутридомовые инженерные системы" - инженерные коммуникации и оборудование, предназначенные для предоставления коммунальных услуг и расположенные в помещениях многоквартирного дома или в жилом доме;
"коллективный (общедомовой) прибор учета" - средство измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом;
"индивидуальный прибор учета" - средство измерения, используемое для определения объемов (количества) потребления коммунальных ресурсов потребителями, проживающими в одном жилом помещении многоквартирного дома или в жилом доме (пункт 3).
Согласно пункту 52 Правил потребитель обязан:
а) при обнаружении неисправностей (аварий) внутриквартирного оборудования, коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборов учета немедленно сообщать о них исполнителю и в аварийно-спасательную службу, а при наличии возможности - принимать все возможные меры по их устранению;
б) при пожарах, авариях на внутридомовых инженерных системах, а также при иных нарушениях, возникающих при использовании коммунальных ресурсов, немедленно сообщать о них исполнителю и в аварийно-спасательную службу;
в) в целях учета коммунальных ресурсов, подаваемых потребителю, использовать коллективные (общедомовые), общие (квартирные) или индивидуальные приборы учета, внесенные в государственный реестр средств измерений;
г) обеспечить сохранность пломб на коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборах учета и распределителях, установленных в жилом помещении;
д) допускать в заранее согласованное с исполнителем время в занимаемое жилое помещение работников и представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования и выполнения необходимых ремонтных работ, а представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для ликвидации аварий - в любое время;
е) в заранее согласованное с исполнителем время (не чаще 1 раза в 6 месяцев) обеспечить допуск для снятия показаний общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета;
ж) информировать исполнителя об изменении оснований и условий пользования коммунальными услугами и их оплаты не позднее 10 рабочих дней с даты произошедших изменений;
з) своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги. В случае невнесения в установленный срок платы за коммунальные услуги потребитель уплачивает исполнителю пени в размере, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, что не освобождает потребителя от внесения платы за коммунальные услуги;
и) нести иные обязанности, предусмотренные Жилищным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами и договором.
Пунктом 53 "д" Правил предоставления коммунальных услуг гражданам предусмотрено, что потребителю запрещается самовольно нарушать пломбы на приборах учета, демонтировать приборы учета и осуществлять действия, направленные на искажение их показаний или повреждение.
При этом, исходя из содержания Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, обязанность по опломбированию индивидуального прибора учета потребителями в целях недопущения механического вмешательства в работу ИПУ при учете объема потребляемых коммунальных ресурсов не предусмотрена.
Законодатель, определив в Правилах в качестве обязательного условия использование потребителями при расчетах за потребленные коммунальные ресурсы индивидуальных приборов учета, находящихся в исправном состоянии, не установил в качестве дополнительного условия обязательное опломбирование индивидуального прибора учета в целях недопущения механического вмешательства в работу ИПУ, тем самым исходил из презумпции добросовестности потребителя.
Во исполнение определения о назначении дела № 49 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению ООО "Л1" сообщило следующее.


За период с 01.01.2010 по 31.03.2012 ООО "Л1" опломбировано 1237 приборов учета.
Из них оплачено 20 на сумму 5594 рубля 20 коп. по обращениям граждан о нарушении целостности пломб.
На заседании Комиссии представитель ООО "Л1" также пояснил, что под опломбированием индивидуального прибора учета горячей воды понимается опломбирование места установки индивидуального прибора учета, т.е. пломбирование соединения счетчика с подводящей воду трубой.
Также из пояснений представителя ООО "Л1" следует, что первоначальное опломбирование прибора учета при вводе его в эксплуатацию производится бесплатно. И лишь в случае нарушения целостности пломб по вине абонента работы по повторной опломбировке приборов учета производятся платно.
Однако Комиссия Липецкого УФАС России не может согласиться с указанными доводами по следующим обстоятельствам.
В своем первоначальном письме от 11.04.2012 № 192 ООО "Л1" указало, что Обществом проводятся работы по опломбированию приборов учета горячей воды. Опломбировка приборов учета холодной воды производится ресурсоснабжающей организацией - ООО "И", приборов учета потребленной электроэнергии - МРО энергосбыта ОАО "Л2".
Стоимость указанных выше работ составляет 279 руб. 71 коп.
В письме от 24.04.2012 № 259 ООО "Л1" указывает, что опломбировка приборов учета необходима в целях защиты от несанкционированного вмешательства в их работу, нарушающего достоверный учет количества полученного коммунального ресурса. В случае нарушения целостности на нем пломб расчеты производятся в соответствии с п. 19, 21 и 22 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.
Кроме того, ООО "Л1" в обоснование своей позиции в качестве нормы действующего законодательства, возлагающей на собственника жилого помещения обязанность по опломбированию индивидуального прибора учета горячей воды, указало п. 5 ст. 20 ФЗ от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Однако пункт 5 статьи 20 указанного Закона гласит, что приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод - по договору водоотведения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2013 года, за исключением статьи 9 и части 2 статьи 40 настоящего Федерального закона, т.е. в настоящее время данный Закон неприменим.
Также в приказе от 11.01.2012 № 2 "О взимании платы за опломбирование прибора учета", утвержденном генеральным директором ООО "Л1", не содержится информации о том, что первичное опломбирование приборов учета горячей воды производится без взимания платы.
Документов, подтверждающих факт проведения первичного опломбирования приборов учета горячей воды без взимания платы, ООО "Л1" представить не смогло в силу их отсутствия.
Однако, несмотря на изложенное, Комиссия Липецкого УФАС России пришла к выводу, что действующим законодательством ни первичное, ни повторное опломбирование места установки индивидуального прибора учета не предусмотрено.
Так, частью 9 статьи 13 Закона № 261-ФЗ установлено, что с 01.07.2010 организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минэнерго Российской Федерации от 07.04.2010 № 149 утвержден Порядок заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов. Разделом 3 данного Порядка предусмотрено, что договор на установку (замену) прибора учета в числе существенных условий наряду со сроками установки (замены) прибора учета должен содержать указание на порядок ввода установленного прибора учета в эксплуатацию.
В то же время действующими нормативными актами не регламентировано, что ввод индивидуального прибора в эксплуатацию в обязательном порядке должен включать в себя процесс опломбирования прибора учета.
Пункт 3.1.4 ГОСТ Р 50193.2-92 "Измерение расхода воды в закрытых каналах. Счетчики холодной питьевой воды", устанавливающий требования, в том числе к вводу в эксплуатацию новых или отремонтированных счетчиков, предусматривает, что пломбирование соединения счетчика с подводящей воду трубой производится при необходимости в целях обнаружения недозволенного снятия счетчика.
Министерство регионального развития Российской Федерации в письме от 14.05.2005 № 2220-АБ/70 дает разъяснение, что "опломбирование крепежных деталей средств измерения (накидных гаек, фланцев), пломбирование запорной арматуры на обводной линии узла учета полученной питьевой воды выполняются организациями канализационного хозяйства (ВКХ) в целях обеспечения защиты от несанкционированного вмешательства в работу средств измерения".
Таким образом, следует, что действия по опломбированию средств учета воды не являются оказанием услуг населению и другим организациям и производятся исключительно в интересах управляющей организации с целью контроля от несанкционированного доступа к приборам учета и не обладают никакими полезными потребительскими свойствами.
Следовательно, утверждения ООО "Л1" о том, что собственники жилых помещений обязаны производить опломбирование приборов учета расхода горячей воды за свой счет, являются несостоятельными.
С учетом изложенного, сложившаяся практика по опломбированию приборов учета в целях недопущения механического вмешательства в работу ИПУ в помещениях, расположенных в многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО "Л1", не обусловлена требованиями действующего законодательства, а направлена на обеспечение интересов управляющей компании, принявшей на себя обязательства по управлению жилым многоквартирным домом, в частности, по предоставлению коммунальных услуг.
Таким образом, необходимость производить опломбирование индивидуального прибора учета потребителем за свой счет не обусловлена заинтересованностью самого потребителя (спросом).
В данном случае необходимость приобретения потребителем данной услуги вызвана тем, что управляющей компанией ввод в эксплуатацию приборов учета горячей воды и последующее принятие показаний данных приборов к расчету ставится в прямую зависимость от опломбирования этих приборов учета, несмотря на то что действующими нормативными актами не регламентировано, что для ввода индивидуального прибора в эксплуатацию потребитель должен в обязательном порядке произвести процесс опломбирования данного прибора в целях недопущения механического вмешательства в работу ИПУ.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Исходя из вышеизложенного, указанные действия ООО "Л1" имеют признаки ущемления прав и законных интересов собственников жилых помещений, поскольку ставят перед ними необоснованные условия реализации своих прав на ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета, что является нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что вследствие нарушения антимонопольного законодательства ООО "Л1" получило доход в размере 5594 (пяти тысяч пятисот девяносто четырех) рублей 20 коп.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:

В документе, видимо, допущен пропуск текста, восстановить по смыслу который не представляется возможным.

1. Признать общество с ограниченной ответственностью "Л1" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся в ущемлении интересов владельцев жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО "Л1", путем навязывания дополнительной платной услуги по опломбированию индивидуальных приборов учета горячей воды, необходимой для ввода установленных приборов учета в эксплуатацию.
2. Выдать обществу с ограниченной ответственностью "Л1" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
3. Выдать ООО "Л1" предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода в размере 5594 (пяти тысяч пятисот девяносто четырех) рублей 20 коп., полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в установленном законом порядке.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.





ПРЕДПИСАНИЕ
от 11 мая 2012 г. № 49

Комиссия Липецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии:
Заместителя руководителя, начальника отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы Г.И. Жданова;
членов Комиссии:
старшего государственного инспектора отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы М.А. Гребенщикова;
государственного инспектора отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы И.А. Ивановой;
Специалиста-эксперта отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы Л.О. Ягодиной,
в присутствии представителей ООО "Л1": <...>,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 11 мая 2012 года по делу № 49 о нарушении обществом с ограниченной ответственностью "Л1" <...> части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" предписывает:
1. Обществу с ограниченной ответственностью "Л1" в срок до 31 мая 2012 года прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в ущемлении интересов владельцев жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО "Л1", путем навязывания дополнительной платной услуги по опломбированию индивидуальных приборов учета горячей воды, необходимой для ввода установленных приборов учета в эксплуатацию, а именно: при вводе индивидуальных приборов учета горячей воды в эксплуатацию не взимать плату за опломбирование приборов учета с владельцев жилых помещений.
2. О выполнении пункта 1 настоящего предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.
3. Обществу с ограниченной ответственностью "Л1" в срок до 31 мая 2012 года перечислить в федеральный бюджет доход в размере 5594 (пяти тысяч пятисот девяносто четырех) рублей 20 копеек, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства.
<...>
4. О выполнении пункта 2 настоящего предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru