Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 5 июля 2012 г. по делу № А12-12846/2012

Резолютивная часть решения объявлена 04 июля 2012 года
Полный текст решения изготовлен 05 июля 2012 года
Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Стрельниковой Н.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Поповой А.С.,
рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области в Николаевском, Быковском районах о привлечении к административной ответственности закрытого акционерного общества "Тандер" (ОГРН 1022301598549)
с участием в деле в качестве заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области
при участии в судебном заседании:
от заявителя - М., начальник, удостоверение,
от ЗАО "Тандер" - П., представитель по доверенности <...>,
от Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области - М., представитель по доверенности <...>,

установил:

Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области в Николаевском, Быковском районах (далее - административный орган, Отдел) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, в котором просит привлечь закрытое акционерное общество "Тандер" (далее - общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
К участию в деле в качестве деле в качестве заинтересованного лица определением суда от 21.06.2012 г. привлечено Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал требования с учетом письменных пояснений. Отметил, что не обеспечение обществом температурного режима хранения и последующей реализации пищевой рыбной продукции, несомненно привело к снижению качества пищевой продукции, снизило безопасность и пищевую ценность продукции. Поскольку нарушение температурных режимов хранения рыбной продукции является причиной как острых, так и хронических пищевых отравлений, пищевых токсикоинфекций и токсикозов. Отравление может иметь летальный исход.
Представитель общества возражает против удовлетворения заявленных требований.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области поддерживает позицию заявителя, полагает требования подлежащими удовлетворению.
Изучив представленные документы, выслушав доводы лиц участвующих в деле, арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению, в действиях общества имеется состав правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 14.43 Кодекса.
Согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 322 Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по надзору и контролю за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка и осуществляет полномочия, в том числе государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства; по государственному контролю за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей; по контролю за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области от 14.03.2012 № 303 проведена плановая выездная проверка за соблюдением обществом обязательных требований установленных законодательством РФ в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и (или) защиты прав потребителей.
Сотрудником Отдела в присутствии представителя общества и с участием двух понятых произведен отбор образцов (проб) продукции для проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов деятельности, о чем составлен протокол от 05.04.2012.
05.05.2012 Отделом составлено приложение к акту проверки.
В ходе проверки административным органом сделан вывод о допущении обществом нарушений обязательных требований к процессам хранения и реализации пищевой продукции (продовольственных товаров).
На основании материалов проверки Отделом в отношении общества 22.05.2012, в отсутствие надлежаще извещенного о дате и времени составления протокола законного представителя юридического лица, составлен протокол об административном правонарушении № 4628 по части 1 статьи 14.43 Кодекса.
На основании статьи 25.11, 23.1 Кодекса Отдел обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса.
В силу абз. 3 части 3 статьи 23.1 Кодекса судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, частью 1 статьи 14.43 настоящего Кодекса, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.43 Кодекса нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективная сторона вышеуказанного правонарушения выражается в нарушении требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки, проведенной 05.04.2012 в отношении общества, осуществляющего свою деятельность в сфере услуг розничной торговли продовольственными товарами выявлены следующие нарушения требований обязательных требований к процессам хранения и реализации пищевой (продовольственных товаров), а именно: в магазине "Магнит" "Популярный" по адресу: г. Николаевск, ул. Чайковского, 43 "Б" часть скоропортящихся продуктов (рыбных изделий) хранится и реализуется в нарушение требований к условиям хранения, установленным производителем и нормативно-технической документацией, так например:
Хранится и реализуется из холодильника "Премьер" сельдь слабосоленая, атлантическая, неразделанная по СТО 7875 198003-2009 - производитель: Россия ООО "ТДЭСТ" Курская область, г. Железногорск, проезд Киевский, дата изготовления 29.02.2012 г., срок годности не более 45 суток, производитель установил следующие условия хранения - при температуре от -8° С до -2° С. Однако фактически данная продукция хранится и реализуется при температуре -1° С. Размер партии продукта 4 штуки масса пробы 0,27 кг (270 гр.)
Хранится и реализуется с холодильной горки мойва жирная холодного копчения - изготовитель ЗАО "Камышинский рыбозавод" г. Камышин Волгоградская область ул. Волжская 40, по ТУ 9263-12900472093-2002, дата изготовления 26.03.2012 г., срок годности 60 суток, производитель установил следующие условия хранения - при температуре от -0° С до -5 С°. Однако фактически данная продукция хранится и реализуется при температуре + 4 С°. Размер партии продукта 18 штук, масса пробы 180 гр. Вышеперечисленное является нарушением требований к хранению и реализации продукции, предусмотренных п. 5 ст. 15 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пп. 1, 2, 3 ст. 19 и п. 1 ст. 20 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", а также п. п. 1.3, 7.5, 8.24 СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов"; СанПиН 2.3.2.1324-03 "Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов".
В силу части 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании) со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:
защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;
обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 № 299 "О применении санитарных мер в Таможенном союзе" утвержден Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза (далее - Единый перечень товаров), который вступил в силу с 01.07.2010.
В разделе 1 главы II Единого перечня товаров установлены требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов.
Согласно статье 7 Федерального закона от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей" потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
На основании пункта 5 статьи 15 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования.
Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников.


Согласно пункту 3 статьи 39 приведенного Закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Основы правового регулирования в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов на территории Российской Федерации установлены Федеральным законом от 02.01.2000 № 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон о качестве и безопасности пищевых продуктов).
В статье 1 Закона о качестве и безопасности пищевых продуктов даны следующие понятия:
качество пищевых продуктов - совокупность характеристик пищевых продуктов, способных удовлетворять потребности человека в пище при обычных условиях их использования;
безопасность пищевых продуктов - состояние обоснованной уверенности в том, что пищевые продукты при обычных условиях их использования не являются вредными и не представляют опасности для здоровья нынешнего и будущего поколений;
пищевая ценность пищевого продукта - совокупность свойств пищевого продукта, при наличии которых удовлетворяются физиологические потребности человека в необходимых веществах и энергии.
Пунктом 1 статьи 20 Закона о качестве и безопасности пищевых продуктов предусмотрено, что при реализации пищевых продуктов, материалов и изделий граждане (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица обязаны соблюдать требования нормативных документов.
В соответствии со ст. 19 Закона о качестве и безопасности пищевых продуктов хранение и перевозки пищевых продуктов, материалов и изделий должны осуществляться в условиях, обеспечивающих сохранение их качества и безопасность.
В силу статьи 4 Закона о качестве и безопасности пищевых продуктов одним из средств обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий является применения мер, государственными органами, по пресечению нарушений настоящего Федерального закона, в том числе требований нормативных документов, а также мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности к лицам, виновным в совершении указанных нарушений.
Согласно Санитарно-эпидемиологическим требованиям к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов СП 2.3.6.1066-1, утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.09.2001 № 23 хранение пищевых продуктов должно осуществляться в соответствии с действующей нормативной и технической документацией при соответствующих параметрах температуры, влажности и светового режима для каждого вида продукции (пункт 7.5).
Пунктом 8.24 СанПиН 2.3.6.1066-01 установлен запрет на реализацию продукции - при отсутствии необходимых условий для соблюдения температурных и влажностных условий хранения.
Факт нарушения обществом обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами, к вышеназванной продукции, подтвержден материалами дела и обществом не оспорен. Данные нарушения создают непосредственную угрозу жизни и здоровью людей.
Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса.
В связи с чем, ответчик, осуществляя предпринимательскую деятельность, самостоятельно на свой риск, должен был знать о порядке осуществления торговли указанным товаром и с должной степенью внимательности и осмотрительности относиться к процессу его реализации, не предлагать к продаже товар, в нарушение действующего законодательства, тем самым не допускать указанного нарушения. Между тем, обществом не были приняты все зависящие от него меры для недопущения названного нарушения, что свидетельствует о наличии в его действиях вины.
Общество имело возможность соблюсти нарушенные правила, но необходимых действий к этому не предприняло.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В рассматриваемом случае, обществом не были своевременно предприняты все зависящие от него меры по обеспечению норм температурного режима хранения и последующей реализации пищевой рыбной продукции. Таких доказательств суду не представлено. Таким образом, в действиях общества усматривается вина в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
Относительно совершенного обществом правонарушения суд отмечает, что административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 Кодекса, посягает на права граждан являющихся потребителями, более того правоотношения, возникающие в сфере защиты прав потребителей, находятся под особым государственным надзором.
В соответствии со статьей 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность.
Анализ исследованных судом доказательств с учетом требований действующего законодательства Российской Федерации свидетельствует об обоснованности требований заявителя о привлечении к административной ответственности общества.
Доказательств тому, что у общества отсутствовала возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом предусмотрена административная ответственность, суду не представлено.
При таких обстоятельствах факт наличия в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, состава административного правонарушения, заявителем документально подтвержден и его следует считать доказанным в соответствии со статьей 65, частью 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Обстоятельства, указанные в протоколе об административном правонарушении, в ходе судебного разбирательства нашли свое подтверждение.
Порядок привлечения к административной ответственности заявителем соблюден. Проверка проводилась в рамках полномочий административного органа и с соблюдением действующего законодательства.
Сроки привлечения к административной ответственности, предусмотренные ст. 4.5 Кодекса, не истекли.
Согласно пункту 63 части 2 статьи 28.3 Кодекса в компетенцию должностных лиц органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка, входит составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 14.43 названного Кодекса.
Судом установлено, что протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным лицом.
Частью 1 статьи 3.1 Кодекса предусмотрено, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Частью 3 ст. 4.1 Кодекса установлено, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Поскольку в материалах дела отсутствуют сведения о том, что общество ранее привлекалось к административной ответственности за совершение однородных правонарушений, суд считает возможным привлечь общество к административной ответственности с назначением наказания в виде минимального размера штрафа, предусмотренного санкцией нормы ч. 1 ст. 14.43 Кодекса.
В силу частей 1 и 2 статьи 4.1 Кодекса размер штрафа не может быть установлен ниже предела, предусмотренного соответствующей статьей Кодекса.
Совершенное обществом правонарушение, по мнению суда, является существенным по своему характеру, поскольку вышеназванные нарушения посягают на нарушение законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, создают непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, что свидетельствует о невозможности квалифицировать его в качестве малозначительного и применения судом последствий, предусмотренных статьей 2.9 Кодекса.
Суд с учетом оценки имеющихся в деле доказательств, характера совершенного обществом правонарушения, его вины, и руководствуясь статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находит справедливой, обоснованной, соразмерной совершенному деянию меру административного наказания в виде наложения административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Заявление Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области в Николаевском, Быковском районах удовлетворить.
Привлечь закрытое акционерное общество "Тандер", юридический адрес г. Краснодар, ул. Леваневского, 185, место нахождения г. Краснодар, ул. Солнечная, д. 2, корп. 5, ОГРН 1022301598549, к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначив административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (ста тысяч) рублей.
Административный штраф подлежит оплате по следующим реквизитам:
Получатель: УФК по Волгоградской области (Управление Роспотребнадзора по Волгоградской области),
ИНН 3444121098;
р/с 401018103 000 000 1 000 3 в ГРКЦ ГУ Банка России по Волгоградской области г. Волгоград;
КПП 344401001;
ОКАТО 18401000000;
БИК 041806001;
КБК 141 116 28000016000140.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.

Судья
Н.В.СТРЕЛЬНИКОВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru