ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 августа 2012 г. № 271
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ
БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2013 - 2015 ГОДЫ
В целях содействия социальному и экономическому развитию Орловской области с учетом принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств, а также реализации положений статьи 184.2
Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьи 83
Закона Орловской области от 6 декабря 2007 года № 724-ОЗ "О бюджетном процессе в Орловской области" Правительство Орловской области постановляет:
1. Утвердить основные направления бюджетной и налоговой политики Орловской области на 2013 - 2015 годы согласно приложению
.
2. Департаменту финансов Орловской области (В.Г. Щипкова) обеспечить составление проекта бюджета Орловской области с учетом основных направлений бюджетной и налоговой политики Орловской области на 2013 - 2015 годы.
3. Рекомендовать главам муниципальных образований области обеспечить разработку проектов местных бюджетов с учетом Бюджетного послания
Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике в 2013 - 2015 годах" и основных направлений бюджетной и налоговой политики Орловской области на 2013 - 2015 годы.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя Губернатора и Председателя Правительства Орловской области Б.М. Коновалова.
Председатель Правительства
Орловской области
А.П.КОЗЛОВ
Приложение
к постановлению
Правительства Орловской области
от 2 августа 2012 г. № 271
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2013 - 2015 ГОДЫ
Основные направления бюджетной и налоговой политики Орловской области на 2013 - 2015 годы (далее - бюджетная политика) сформированы в соответствии с Бюджетным посланием
Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике в 2013 - 2015 годах", а также с учетом положений Бюджетного
и Налогового
кодексов Российской Федерации, распоряжения
Правительства Орловской области от 11 мая 2012 года № 192-р.
Бюджетная политика разработана в целях обеспечения социальной стабильности, устойчивого развития, решения комплекса задач по повышению уровня жизни населения Орловской области, повышения качества и доступности государственных услуг, эффективности и результативности бюджетных расходов, стимулирования развития налогового потенциала, а также долгосрочной устойчивости бюджета путем последовательного снижения дефицита бюджета, повышения открытости, эффективности и прозрачности государственного управления.
I. Основные направления бюджетной политики
Орловской области в 2013 - 2015 годах
Главной задачей бюджетной политики является поэтапный переход к "программному бюджету" с наращиванием доли программных расходов в структуре расходной части областного бюджета, выполнение органами власти взятых на себя бюджетных обязательств, обеспечение сбалансированности областного и местных бюджетов, реалистичность бюджета с точки зрения его выполнимости.
Основными направлениями бюджетной политики являются:
1. Формирование "программного бюджета". Для достижения целей социально-экономической политики и обеспечения общественного контроля за их достижением формирование и исполнение бюджета должно осуществляться на базе государственных программ.
Переход к "программному бюджету" в полном объеме необходимо осуществить, начиная с областного бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, а его отдельные элементы должны быть задействованы в областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов.
2. Повышение эффективности и обоснованности механизмов реализации и ресурсного обеспечения государственных программ, их увязка с долгосрочными целями социально-экономической политики области.
3. Внедрение программно-целевого принципа организации деятельности органов исполнительной власти с усилением ответственности руководителей органов исполнительной власти за достигнутые результаты деятельности.
4. Повышение качества предоставляемых населению государственных услуг, прежде всего в сферах образования, здравоохранения и культуры, с отказом от механического наращивания бюджетных расходов в этих сферах. От успешности действий именно в этих сферах непосредственно зависят условия жизни населения.
5. Снижение размера бюджетного дефицита, как на областном уровне, так и на уровне бюджетов муниципальных образований, в целях сохранения макроэкономической стабильности и устойчивости выполнения социальных обязательств в последующие годы, недопущение увеличения количества принимаемых обязательств, не обеспеченных доходными источниками для их реализации.
6. Решение социальных задач, реализация социально и экономически значимых программ и мероприятий, направленных на сохранение и повышение жизненного уровня населения Орловской области, совершенствование форм и методов социальной поддержки населения для обеспечения большей адресности при предоставлении социальной помощи, услуг и льгот.
7. Совершенствование механизмов предварительного, текущего и последующего контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств.
4) пополнение, обеспечение сохранности библиотечных и музейных фондов;
5) создание условий для адаптации деятельности учреждений культуры к современным условиям экономического развития.
Основными направлениями политики в сфере социальной защиты населения в 2013 - 2015 годах будут являться:
1) обеспечение безусловного исполнения всех законодательно установленных публичных нормативных обязательств, а также обязательств по выплатам иных социальных пособий и компенсаций, индексация по уровню инфляции публичных нормативных и приравненным к ним обязательств;
2) переориентация на поддержку семей с доходами ниже прожиточного минимума;
3) дифференцированный подход к построению системы учреждений социального обслуживания населения области, направленный на повышение качества работы при сохранении всего диапазона и увеличения объемов оказываемых услуг;
4) повышение эффективности социальной защиты населения и социального обслуживания;
5) осуществление мероприятий по обеспечению комплексной безопасности социальных объектов, а также по обеспечению полноценного доступа инвалидов к объектам и услугам социальной сферы;
6) максимально возможное обеспечение детей-сирот жилыми помещениями при достижении ими требуемого возраста и материальная помощь детям-сиротам в ремонте их жилья;
7) ориентация бюджетных расходов не на содержание сети учреждений, а на обеспечение результативности их деятельности, в том числе и путем конкуренции учреждений с негосударственными, прежде всего, социально-ориентированными некоммерческими организациями.
В целях стимулирования инновационного развития необходимо продолжить:
государственную поддержку развития инновационной инфраструктуры, включая поддержку малого инновационного предпринимательства;
поддержку научных исследований, проводимых в образовательных учреждениях высшего профессионального образования;
развитие индустриальных парков.
Начиная с 2012 года в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования и реализации статьи 179.4
Бюджетного кодекса Российской Федерации создан Дорожный фонд Орловской области. Источником формирования фонда являются акцизы на автомобильный бензин, дизельное топливо и моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей и транспортный налог, подлежащие зачислению в областной бюджет. В соответствии с Указом
Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" будет обеспечено создание механизма привлечения иностранных организаций, обладающих современными технологиями и управленческими компетенциями, к участию в конкурсах и аукционах на строительство автомобильных дорог, в том числе и регионального значения. В целях улучшения качества дорожной инфраструктуры муниципальных образований будет продолжена практика выделения субсидий муниципальным образованиям области на софинансирование расходов по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения.
Одним из важнейших направлений расходов остается финансовое обеспечение программы развития и укрепления социальной и инженерной инфраструктуры Орловской области при строительстве объектов социального комплекса и инфраструктурных объектов.
В рамках реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 1 марта 2011 года № 330-р "Об утверждении плана мероприятий, связанных с подготовкой и проведением празднования 450-летия основания города Орла" планируется софинансирование мероприятий, определенных вышеуказанным планом.
Также необходимо предусмотреть ассигнования на развитие сельского хозяйства области. Расходы бюджета должны обеспечивать необходимый уровень софинансирования средств, поступающих из федерального бюджета на реализацию расходных обязательств Орловской области по данному направлению.
Будет продолжена реализация мероприятий, способствующих улучшению жилищных условий населения. Необходимо предусмотреть финансовое обеспечение мероприятий по обеспечению жильем молодых семей, граждан, проживающих в сельской местности, и других категорий граждан в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Орловской области.
Следует активизировать работу по привлечению средств из государственной корпорации "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". Это позволит улучшить жилищные условия граждан, проживающих в аварийном жилье, а также продолжить работу по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов на территории Орловской области.
IV. Политика в области межбюджетных отношений
Одним из важнейших направлений бюджетной политики является формирование и совершенствование межбюджетных отношений.
Основными принципами межбюджетных отношений в 2013 - 2015 годах остаются следующие:
1) принцип разграничения доходов и расходных обязательств между бюджетами разных уровней;
2) принцип самостоятельности бюджетов и ответственности органов местного самоуправления за полноту сбора обязательных платежей на территории муниципального образования и полноту учета расходных обязательств в соответствии с полномочиями, установленными действующим законодательством;
3) принцип равенства бюджетных прав муниципальных образований во взаимоотношениях с органами государственной власти области;
4) принцип сбалансированности доходных источников и расходных обязательств каждого уровня бюджетной системы;
5) выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований с применением объективной, формализованной и прозрачной системы;
6) создание стимулов для наращивания собственной доходной базы;
7) сокращение наименее эффективных видов финансовой помощи, повышение концентрации межбюджетных трансфертов на важнейших приоритетных направлениях;
8) переход на конкурсный метод получения субсидий на расходы капитального характера.
Межбюджетные отношения в 2013 - 2015 годах будут строиться с учетом разграничения полномочий между уровнями бюджетной системы, а также соответствующих поправок в Бюджетный
и Налоговый
кодексы Российской Федерации и расширением бюджетных полномочий органов государственной власти Орловской области и органов местного самоуправления по формированию расходов соответствующих бюджетов.
В соответствии с Указом
Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" планируется передача полномочий по предоставлению дополнительного образования детям с муниципального на областной уровень.
Межбюджетные трансферты местным бюджетам будут предоставляться с учетом расходов на заработную плату работников учреждений культуры по новой отраслевой системе оплаты труда и средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений, доведенной до средней заработной платы работников общего образования по региону, в соответствии с Указом
Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".
Распределение налоговых доходов между областным бюджетом и бюджетами муниципальных образований области будет осуществлено в соответствии с нормативами, установленными Бюджетным кодексом
Российской Федерации.
В соответствии с Бюджетным кодексом
Российской Федерации, Федеральным законом
от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" формирование показателей проекта консолидированного бюджета будет основано на базе основных параметров прогноза социально-экономического развития области по каждому муниципальному образованию. Сохранится нормативный подход к формированию межбюджетных отношений, одним из основополагающих факторов которого является учет социальной структуры населения Орловской области.
Следуя направлениям бюджетной политики, определенной в Бюджетном послании
Президента Российской Федерации Федеральному собранию от 28 июня 2012 года "О бюджетной политике в 2013 - 2015 годах", в целях создания условий для эффективного выполнения полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, поддержка мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных районов (городских округов), поощрение достижения наилучших показателей деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов будет осуществляться в рамках подпрограммы "Межбюджетные отношения с муниципальными образованиями Орловской области" Государственной программы Орловской области "Управление государственными финансами Орловской области".
Будет продолжена практика формирования дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, Областного фонда компенсаций, включающего субвенции на выполнение полномочий по расчету и предоставлению дотаций бюджетам поселений в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса
Российской Федерации, законов Орловской области от 26 декабря 2005 года № 562-ОЗ
"О межбюджетных отношениях в Орловской области", от 5 декабря 2008 года № 846-ОЗ
"О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов Орловской области полномочиями органов государственной власти Орловской области по расчету и предоставлению дотаций бюджетам поселений за счет средств областного бюджета", дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных районов и городских округов, иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных районов и городских округов. Посредством предоставления бюджетных кредитов из областного бюджета по-прежнему будет оказываться содействие органам местного самоуправления в финансировании дефицита местных бюджетов и покрытии временных кассовых разрывов в целях обеспечения решения вопросов местного значения, определенных законодательством Российской Федерации.
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности и Областной фонд компенсаций в 2013 - 2015 годах будут сформированы исходя из возможностей областного бюджета в объемах, обеспечивающих выплату заработной платы, расходов на содержание оптимизированной действующей бюджетной сети, включая расходы на оплату коммунальных услуг с учетом роста тарифов, на организацию отдыха детей в каникулярное время и других расходов в рамках исполняемых полномочий. При этом повысятся требования к порядку определения объемов дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований и пропорции соотношения дотаций и субсидий, предоставляемых местным бюджетам из регионального бюджета.
Предоставление межбюджетных трансфертов из областного бюджета будет осуществляться исключительно при соблюдении органами местного самоуправления условий, определенных бюджетным законодательством, с применением к его нарушителям мер принуждения, предусмотренных действующим законодательством.
В целях решения задачи разграничения бюджетных полномочий, закрепления ответственности между органами власти разных уровней и повышения самостоятельности главных распорядителей средств областного бюджета в 2013 - 2015 годах финансовые средства для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий будут передаваться из Областного фонда компенсаций главными распорядителями средств областного бюджета, осуществляющими функции по выработке региональной политики в соответствующих сферах деятельности.
V. Заключение
Бюджетная и налоговая политика Орловской области на 2013 - 2015 годы является основой для эффективной организации бюджетного процесса в области, совершенствования структуры расходов бюджетов, упорядочения бюджетных процедур и дальнейшего совершенствования межбюджетных отношений между областными органами государственной власти и органами местного самоуправления области.