Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Нижегородская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 2 ноября 2011 г. по делу № 181-ФАС52-03/11

Резолютивная часть решения оглашена "20" октября 2011 года
Решение изготовлено в полном объеме "02" ноября 2011 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Гребнев Ю.Н.  - председатель комиссии, заместитель руководителя управления;

Довгаль Р.Ю.  - член  комиссии,  начальник  отдела  контроля   естественных
                монополий;

Горохова М.В. - член комиссии, ведущий специалист-эксперт  отдела  контроля
                естественных монополий, -

с участием:

Т.Т.А.        - председателя правления ТСЖ  "№  <...>"  (протокол  №  1  от
                23.06.2011), -

В.Д.А.        - представителя ОАО "Т" (доверенность от 02.08.2011 № 114),-

рассмотрев дело № 181-ФАС52-03/11, возбужденное по признакам нарушения открытым акционерным обществом "Т" <...> части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

установила:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило заявление ТСЖ "№ <...>" на действия ОАО "Т", выразившиеся в навязывании невыгодных условий договора на отпуск тепловой энергии в горячей воде, связанных с расчетом (корректировкой) объема отпущенной тепловой энергии.
В ходе рассмотрения документов, поступивших в Управление, в действиях ОАО "Т" обнаружены признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" путем нарушения порядка ценообразования на поставляемую тепловую энергию при расчетах с товариществом собственников жилья "№ <...>".
Руководствуясь пунктом 2 части 2 статьи 39 Федерального закона "О защите конкуренции", антимонопольный орган принял решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО "Т", о чем на основании части 4 статьи 44 поименованного закона Управлением издан приказ от 23.03.2011 № 80 "О возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства".
На заседании комиссии Заявитель пояснил, что противоречащими действующему законодательству, по его мнению, являются действия ОАО "Т" в части взимания платы за горячее водоснабжение для нужд населения в ином порядке, чем предусмотрено Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 (далее - Правила № 307, Правила предоставления коммунальных услуг), а именно: исходя из объемов потребления, определенных в гигакалориях, и соответствующего тарифа на тепловую энергию (руб./Гкал), тогда как объем потребления горячей воды должен измеряться в кубических метрах и подлежит применению тариф на ГВС (руб./куб. м).
Кроме того, представителем ТСЖ "№ <...>" пояснено, что в результате установленного ответчиком порядка ценообразования при расчете с данным товариществом последнее переплатило значительные финансовые средства, что привело к ущемлению интересов заявителя со стороны ОАО "Т".
Представитель ОАО "Т" факт нарушения порядка ценообразования не отрицал. Также пояснил, что заявителю произведен перерасчет стоимости тепловой энергии за период с января 2009 года по май 2010 года.
Комиссия, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства № 181-ФАС52-03/11, считает установленными следующие фактические обстоятельства.
Между ТСЖ "№ <...>" и ОАО "Т" были заключены договоры на отпуск тепловой энергии в горячей воде № <...> от 08.05.2007 и № <...> от 19.01.2010 (далее также - Договоры).
В ходе рассмотрения платежных документов, свидетельствующих об оплате ТСЖ "№ <...>" тепловой энергии по вышеуказанным договорам в период с 01.01.2009 по 31.05.2010, установлено, что ОАО "Т" при расчете количества отпущенной тепловой энергии, используемой на нужды горячего водоснабжения, применяет пункт 3.1.2 Договоров, в соответствии с которым исчисление объема отпущенной тепловой энергии производится исходя из расчетной нагрузки на горячее водоснабжение (отопление), количества часов работы системы теплоснабжения, а также коэффициента теплового баланса источника в гигакалориях.
Из представленных ТСЖ "<...>" счетов-фактур (№ <...> от 31.01.2009, № <...> от 28.02.2009, № <...> от 31.03.2009, № <...> от 30.04.2009, № <...> от 30.06.2009, № <...> от 30.06.2009, № <...> от 31.07.2009, № <...> от 31.08.2009, № <...> от 30.09.2009, № <...> от 31.10.2009, № <...> от 30.11.2009, № <...> от 30.11.2009, № <...> от 30.11.2009, № <...> от 31.12.2009, № <...> от 31.01.2010, № <...> от 28.02.2010, № <...> от 31.03.2010, № <...> от 30.04.2010, № <...> от 31.05.2010), выставленных на основании вышеприведенных Договоров за тепловую энергию, следует, что ОАО "Т" плата взимается исходя из расчетных объемов тепловой энергии на горячее водоснабжение и отопление, определенных согласно Методике определения количеств тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения МДС 41 - 4.2000, утвержденной приказом Госстроя России от 06.05.2000 № 105 (далее - Методика № 105), и тарифа на тепловую энергию, установленного для ОАО "Теплоэнерго" региональной службой по тарифам Нижегородской области, в гигакалориях.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, тепловая энергия по Договорам поставляется ОАО "Т" с целью удовлетворения коммунально-бытовых нужд граждан, проживающих в жилом доме, расположенном по адресу: <...>.
Оценивая приведенные фактические обстоятельства, Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного порядка ценообразования (пункт 10).
Статья 4 Федерального закона от 14.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" определяет передачу тепловой энергии как естественно-монопольный вид деятельности.
Юридическое лицо, занятое производством (реализацией) товара в условиях естественной монополии, является субъектом естественной монополии (статья 3 Федерального закона "О естественных монополиях").
В силу прямого указания закона положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим (часть 5 статьи 5 Федерального закона "О защите конкуренции"). ОАО "Т", как субъект естественной монополии, занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче тепловой энергии, географическими границами которого являются границы тепловых сетей, присоединенных к источнику теплоты, эксплуатируемому ОАО "Т".
Кроме того, приказом Нижегородского УФАС России от 18.11.2005 № 153 (с изменениями от 07.04.2010 № 302) ОАО "Т" включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов по позиции "тепловая энергия", "передача тепловой энергии" в географических границах города Нижнего Новгорода (в границах присоединенных тепловых сетей данного хозяйствующего субъекта) с долей на рынке более 50%.
Согласно пункту 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта производится с учетом его доли на рынке определенного товара. При этом доля признается, если не доказано иное, равной указанной в реестре хозяйствующих субъектов.
Таким образом, ОАО "Т" занимает доминирующее положение на рынке реализации тепловой энергии в географических границах присоединенных тепловых сетей, следовательно, действия общества могут быть предметом проверки антимонопольного органа.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
В соответствии с частью 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья вправе заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом, а также договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества.
Как следует из положений пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг, товарищество собственников жилья может являться исполнителем коммунальных услуг.
Исходя из постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 05.10.2007 № 57, ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ. Соответствующие обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими услуги, не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами ТСЖ, в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), например, услуг по энергоснабжению, ТСЖ оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
Размер платы за коммунальные услуги в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Правительством Российской Федерации в пределах предоставленной ему компетенции утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации в целях защиты прав потребителей коммунальных услуг.
Согласно пункту 15 Правил размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Таким образом, товарищества собственников жилья приобретают коммунальные ресурсы в целях удовлетворения бытовых нужд населения (собственников помещений в многоквартирных домах, обслуживаемых исполнителем), следовательно, на отношения, связанные с предоставлением ТСЖ коммунальных услуг гражданам, распространяют свое действие Правила № 307.
Порядок расчета платы за коммунальные услуги, который должен применяться, в т.ч. и в отношении исполнителей коммунальных услуг (ТСЖ, ЖСК, управляющие компании), приведен в разделе III Правил № 307 и зависит от наличия (отсутствия) общедомовых, индивидуальных, общих приборов учета. В рассматриваемом случае многоквартирный дом, находящийся в управлении ТСЖ "№ <...>", в период с 01.01.2009 по 31.05.2010 не был оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии.
Исходя из подпункта "б" пункта 19 Правил № 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги (горячее водоснабжение) в жилых помещениях определяется в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения № 2 к настоящим Правилам.
Исходя из вышеуказанных положений Правил № 307 (пункт 19) и согласно приложению № 2 к Правилам, размер платы за горячее водоснабжение при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета определяется по формуле: количество граждан, проживающих (зарегистрированных) в жилом помещении (квартире), умножается на норматив потребления коммунальной услуги (куб. м в месяц на 1 чел.) умножается на тариф на соответствующую услугу (руб./куб. м).
Как указано выше, норматив потребления такой коммунальной услуги, как горячее водоснабжение, для потребителей - собственников жилья определяется и устанавливается в кубических метрах, соответственно ТСЖ, являясь представителем собственников жилья, должно оплачивать тепловую энергию по тем же нормативам, что и население.
Аналогичная правовая позиция сформулирована Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 09.06.2009 № 525/09 по делу № А31-333/2008-8 Арбитражного суда <...> области.
В соответствии с постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 16.01.2009 в 2009 году тариф за 1 куб. м горячей воды составил 65,67 руб/куб. м (с НДС).
Постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 18.12.2009 № 6848 для ОАО "Т" установлен тариф за 1 куб. м горячей воды на 2010 год, равный 72,23 руб/куб. м (с НДС).
При этом норматив потребления горячей воды для жилого фонда с централизованным горячим водоснабжением, оборудованным ванными, душем и канализацией, составляющий 3,66 куб. м/чел. в месяц, установлен постановлением главы администрации города Нижнего Новгорода от 29.11.2002 № 84 (в редакциях постановления администрации города от 16.01.2009 № 51 и постановления администрации города от 19.05.2009 № 2818).
Количество зарегистрированных лиц, проживающих в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...>, - 291 человек.
Таким образом, размер ежемесячной платы за горячее водоснабжение по нормативу составлял в 2009 году - 69942,49 руб. (с НДС); в 2010 году - 76929,28 руб. (с НДС).
Между тем в ходе рассмотрения дела установлен факт применения к ТСЖ "№ <...>" иного порядка ценообразования на коммунальную услугу горячего водоснабжения, поставляемую населению, не предусмотренного Правилами № 307, что подтверждается имеющимися в материалах копиями счетов-фактур за период с января 2009 года по май 2010 года. Согласно данным платежным документам ежемесячная плата за горячее водоснабжение определялась ОАО "Т" исходя из тарифов на тепловую энергию, установленных для ОАО "Т" региональной службой по тарифам Нижегородской области (в руб./Гкал), и расчетных объемов теплопотребления (в гигакалориях).
Оценив в совокупности приведенные выше положения нормативных правовых актов, комиссия приходит к выводу, что порядок ценообразования на поставляемую коммунальную услугу (ГВС), примененный ОАО "Т" к ТСЖ "№ <...>", противоречит статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 19 Правил № 307 и, как следствие, пункту 10 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
Расчет фактической переплаты ТСЖ "№ <...>" денежных средств за тепловую энергию (ГВС) в период с 01.01.2009 по 31.05.2010 приведен в сравнительной таблице, представленной ОАО "Т" (исх. от 05.08.2011 № б/н), в соответствии с которой общая сумма переплаты составила 223014,27 руб. (с учетом НДС).
В письме (исх. от 20.07.2011 № б/н) ОАО "Т" сообщило комиссии о произведении данным обществом перерасчета ТСЖ "№ <...>" стоимости тепловой энергии за период с 01.01.2009 по 31.05.2010 на общую сумму 223014,29 руб. Ответчиком также представлены уведомления о перерасчете тепловой энергии за указанный период, направленные в адрес ТСЖ "№ <...>". В связи с чем в данном письме ОАО "Т" обратилось к комиссии с требованием о прекращении рассмотрения дела в соответствии со статьей 48 Федерального закона "О защите конкуренции".
С учетом того обстоятельства, что нарушение порядка ценообразования имело место до 31 мая 2010 года, а впоследствии стоимость тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения рассчитывалась ОАО "Т" в соответствии с Правилами № 307 исходя из норматива потребления коммунальной услуги горячего водоснабжения и расчета в кубических метрах, комиссия приходит к выводу о добровольном устранении ОАО "Т" выявленного нарушения антимонопольного законодательства.
Разрешая вопрос о выдаче предписания о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства, за период с <...> 2009 года по <...> 2010 года в сумме 188995,14 (сто восемьдесят восемь тысяч девятьсот девяносто пять рублей 70 копеек) (223014, 27 - НДС (18%) = 188995,14) комиссия исходит из того, что указанные денежные средства, виду неправомерного начисления ТСЖ "№ <...>" платы за коммунальную услугу горячего водоснабжения, получены обществом незаконно.
С учетом изложенного комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 48, 49, 50 Федерального закона "О защите конкуренции",

решила:

1. Признать установленным факт нарушения открытым акционерным обществом "Т" <...> пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" путем нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на коммунальную услугу горячего водоснабжения, предоставляемую потребителям товарищества собственников жилья "№ <...>".
2. Рассмотрение дела № 181-ФАС52-03/11 о нарушении антимонопольного законодательства прекратить в связи с добровольным устранением ОАО "Т" выявленного нарушения антимонопольного законодательства.
3. Выдать ОАО "Т" предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства, за период с <...> 2009 года по <...> 2010 года в сумме 188995,14 (сто восемьдесят восемь тысяч девятьсот девяносто пять рублей 70 копеек).
Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии
Ю.Н.ГРЕБНЕВ

Члены Комиссии:
Р.Ю.ДОВГАЛЬ
М.В.ГОРОХОВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru