Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тверская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 мая 2010 г. по делу № А66-1927/2010

с перерывом в порядке статьи 163 АПК РФ

Арбитражный суд в составе: судьи Владимировой Г.А., при ведении протокола секретарем Воронцовой Д.Е.,
рассмотрел в заседании суда дело по заявлению ОАО "Тверская энергосбытовая компания", г. Тверь, Петербургское ш., д. 2, ОГРН 1056900000354,
к ответчику Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тверской области, г. Тверь,
третье лицо ООО "Тверская энергосбытовая компания", г. Тверь
о признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа.
В заседании приняли участие:
от заявителя - Хабаров О.В. - по доверенности,
от ответчика - Фомин В.М., Посохова Л.В. - по доверенности,
от 3-их лиц - Лепилина И.А. - генеральный директор, Кузнецова О.С. - доверенности,

установил:

Открытое акционерное общество "Тверская энергосбытовая компания", г. Тверь (далее заявитель, ОАО) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании действий Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее ответчик), выразившиеся в вынесении решения и предписания от 18.12.2009 г. по делу № 06-6/1-33-2009 незаконными.
Требования мотивированы необоснованным понуждением к опровержению информации о недобросовестности ООО "Тверская энергосбытовая компания" (далее ООО).
Определением от 15 марта 2010 г. суд оставил заявление без движения и принял его к производству после устранения недостатков с тем же предметом иска.
Ответчик с заявленными требованиями не согласился, сославшись на нарушение заявителем антимонопольного законодательства и соответствие оспариваемых действий Административному регламенту по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 25.12.2007 г. № 447 (рег. в МЮ 11.01.2008 г. № 11067).
ООО в отзыве на иск с иском не согласилось, считает оспариваемые действия ответчика законными и обоснованными.
В судебном заседании заявитель уточнил предмет спора и просит признать недействительными решение и предписание ответчика от 18.12.2009 г. по делу № 06-6/1-33-2009, что не противоречит статье 49 АПК РФ.
Суд исходит из следующего: ответчик в связи с обращением ООО (заявление от 25 сентября 2009 г.) приказом от 15.10.09. № 136 возбудил дело и создал Комиссию по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства. На основании полученных от ООО и ОАО сведений ответчик принял решение от 18.12.2009 г. по делу № 06-6/1-33-2009 о признании действий ОАО, выразившихся в направлении в адрес потребителей ООО писем, содержащих недостоверную и неточную информацию о деятельности ООО в качестве энергосбытовой организации, в том числе: о размере задолженности ООО перед ОАО, о неоднократном инициировании ОАО приостановления действия договора с ООО, нарушающими статью 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее Закон 135-ФЗ).
Предписанием по делу № 06-6/1-33-2009 ответчик обязал заявителя в срок до 31 декабря 2009 года принять меры по устранению нарушения статьи 14 ФЗ № 135-ФЗ, с направлением в адрес потребителей ООО (ОАО "Тверской мясокомбинат", ОАО Бежецкий завод "Автоспецоборудование", ОАО "Старицкий сыр") писем дезавуирующих недостоверную и неточную информацию, содержащуюся в письмах от 10.09.2009 г., о деятельности ООО в качестве энергосбытовой компании, в том числе о размере задолженности ООО перед ОАО и о неоднократном инициировании ОАО приостановления действия договора с ООО.
Не согласившись с обоснованностью и правомерностью упомянутых ненормативных актов ответчика, заявитель обратился с названными требованиями в арбитражный суд.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду статья 3 Закона № 135-ФЗ, а не статья 2.

Суд считает, что заявление удовлетворению не подлежит в связи со следующим: в соответствии со статьей 2 Закона № 135-ФЗ о конкуренции этот Закон распространяется на отношения, влияющие на конкуренцию на товарных рынках в Российской Федерации, в которых участвуют российские и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также физические лица.
В соответствии со статьями 1 и 3 Закона № 135-ФЗ, целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения - отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
При этом не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе, введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей (пункт 2 части 1 статьи 14 Закона № 135-ФЗ).
Под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (пункт 9 статьи 4 Закона "О защите конкуренции").

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду статья 23 Закона № 135-ФЗ, а не статья 12.

В соответствии со статьей 12 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган вправе выдавать хозяйствующим субъектам обязательные для них предписания.
Системный анализ норм Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 25.04.2006 № 108, свидетельствует, что ответчик действовал в пределах предоставленных ему полномочий. Так, согласно пунктам 1 и 3 Порядка, антимонопольный орган в случаях, требующих анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке или положения на нем хозяйствующих субъектов, проводит анализ и оценку состояния конкурентной среды на товарном рынке, который включает в себя определение временного интервала исследования товарного рынка; определение продуктовых границ товарного рынка; определение географических границ товарного рынка; определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке; расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке; составление аналитического отчета.
Из содержания и смысла приведенных правовых норм следует, что для квалификации деяния в качестве недобросовестной конкуренции необходимо, чтобы хозяйствующие субъекты являлись конкурентами, то есть находились в одном сегменте товарного рынка, действия лица, совершившее данное деяние, противоречили законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, заключались в введении в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей, совершенные действия причинили или реально могли причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации другого хозяйствующего субъекта - конкурента.
Конечным итогом действий юридического лица должно являться получение преимущества, занятие более выгодного, доминирующего положения на соответствующем товарном рынке по отношению к конкурентам.
Принимая оспариваемые ненормативные акты, ответчик исходил из того, что ОАО, является конкурентом ООО на товарном рынке поставки электрической энергии, не подтвердило сведения, распространенные им в письмах от 10.09.2009 г., направлены в адрес ОАО "Тверской мясокомбинат", ОАО "Бежецкий завод "Автоспецоборудование", ОАО "Старицкий сыр" (далее контрагенты). Заявитель не представил доказательства обоснованности информации, изложенной в письмах, направленных в адрес контрагентов (л.д. 85, 87, 89), не опроверг выводы ответчика, изложенные в оспариваемом решении (л.д. 10,11). Так, в обоснование наличия задолженности заявитель сослался на акт сверки по состоянию на 31.10.2009 г. (л.д. 101), из которого следует, что в июле, августе ООО обязано было оплатить соответственно 32 343 765,10 руб. и 35 813 761, 10 руб. Согласно акту сверки задолженности за электрическую энергию между ОАО и ООО неоплаченная часть в указанный период составила 18 839 361 руб. и 20 992 925,45 руб. (л.д. 100).
Учитывая, что согласно договору оплата за август производится до 20 сентября, то на момент направления спорных писем, сведения о задолженности ООО в сумме 68 млн. руб. не соответствовали действительности. Факт неоднократного приостановления договора заявитель также не подтвердил, поскольку в материалах дела имеется только одно письмо от 11.09.08 г. № 022-02/3084 (л.д. 80), которое было отозвано заявителем (л.д. 81).
Следовательно, действия по доведению до контрагентов ООО указанной информации могли привести к разрыву хозяйственных связей, то есть - оттоку контрагентов. Таким образом, ОАО распространены недостоверные сведения, которые вводят в заблуждение относительно добросовестности ООО, подвергая сомнению выполнение обществом договорных обязательств. Такие действия направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности и являются актом недобросовестной конкуренции, нарушающими права и законные интересы ООО. Ссылка заявителя на то, что ООО не является его конкурентом, не соответствует материалам дела (заключенным договорам поставки с контрагентами).
Доводы заявителя о признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа на том основании, что антимонопольный орган необоснованно признал ООО конкурентом ОАО, заявителем подан иск о признании недействительной ничтожной сделки, оформленной договором купли-продажи (поставки) электрической энергии от 30.04.2007 года № 888, заключенным между ОАО "Тверская энергосбытовая компания" и ООО "Тверская энергосбытовая компания" (дело № А66-499/2010), суд считает ошибочными, поскольку в соответствии со статьей 37 Федерального закона "Об электроэнергетике" субъектами розничных рынков электрической энергии являются потребители электрической энергии, гарантирующие поставщики и энергосбытовые организации.
Согласно пункту 2 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 г. № 530 (с изменениями), субъекты розничных рынков электрической энергии - участники отношений по производству, передаче, купле-продаже и потреблению электрической энергии на розничных рынках.
ОАО и ООО "ТЭК" осуществляют продажу электрической энергии потребителям, заключая договора купли-продажи (поставки) электрической энергии в границах городов Тверь, Бежецк и Старица, в силу чего являются участниками одного товарного рынка, т.е. конкурентами. При этом не имеет значение каким образом и где приобретается электроэнергия для последующей продажи - на оптовом рынке или у гарантирующего поставщика. Решением Арбитражного суда Тверской области от 19.05.2010 г. по делу А66-499/2010 по иску Открытого акционерного общества "Тверская энергосбытовая компания", г. Тверь, к Обществу с ограниченной ответственностью "Тверская энергосбытовая компания", г. Тверь, о признании недействительным договора. Договора купли-продажи (поставки) электрической энергии от 30.04.2007 г. № 888, признан недействительным только в части установления цены.
При изложенных обстоятельствах суд не усматривает несоответствие оспариваемых ненормативных актов ответчика закону, а также нарушение прав и законных интересов заявителя с обязанием его принять меры по устранению нарушения статьи 14 ФЗ № 135-ФЗ, выразившегося в направлении в адрес потребителей ООО писем, содержащих недостоверную и неточную информацию о деятельности ООО в качестве энергосбытовой организации, в том числе: о размере задолженности ООО перед ОАО, о неоднократном инициировании ОАО приостановления действия договора с ООО, нарушающими статью 14 ФЗ № 135-ФЗ с направлением в адрес потребителей ООО (ОАО "Тверской мясокомбинат", ОАО Бежецкий завод "Автоспецоборудование", ОАО "Старицкий сыр") писем дезавуирующих недостоверную и неточную информацию, содержащуюся в письмах от 10.09.2009 г., о деятельности ООО в качестве энергосбытовой компании, в том числе о размере задолженности ООО перед ОАО и о неоднократном инициировании ОАО приостановления действия договора с ООО.
Госпошлина оставляется на заявителе в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 170, 201 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявленного требования о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области от 18.12.2009 г. по делу № 06-6/1-33-2009 о нарушении антимонопольного законодательства Открытым Акционерным Обществом "Тверская энергосбытовая компания", г. Тверь, Петербургское ш., д. 2, ОГРН 1056900000354, отказать.
Госпошлину оставить на заявителе.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый апелляционный арбитражный суд, г. Вологда в месячный срок после его принятия.

Судья
Г.А.ВЛАДИМИРОВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru