Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Липецкая область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 27 июня 2012 г. по делу № А36-3169/2012

Резолютивная часть решения оглашена 20 июня 2012 г., в полном объеме решение изготовлено 27 июня 2012 г.
Арбитражный суд Липецкой области в составе судьи Бессоновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей с использованием аудиозаписи
помощником судьи Полосиной С.М.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Липецкмясо"
к Межрайонной ИФНС России № 4 по Липецкой области
о признании незаконным решения от 14.03.2012 г. № 2272 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения,
при участии в заседании:
от истца: не явился (уведомление № 08840)
от МИФНС: Ивахова Е.А. - главный госналогинспектор по доверенности от 10.01.2012 г.;
Васильева О.Л. - госналогинспектор по доверенности от 25.05.2012 г

установил:

Открытое акционерное общество "Липецкмясо" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании незаконным решения налогового органа от 14.03.2012 г. № 2272 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, принятого по результатам камеральной налоговой проверки.
Представитель налогового органа письменным отзывом заявленные требования оспорил, считая принятый ненормативный правовой акт законным и обоснованным (л.д. 85 - 87).
В судебное заседание 14.06.2012 г. заявитель, надлежащим образом уведомленный о дне и месте судебного разбирательства (почтовое уведомление № 08840), не явился, что в силу положения ч. 3 ст. 156 АПК РФ не препятствовало рассмотрению спора по существу в отсутствие Общества.
Основной правовой проблемой в рамках настоящего спора явилось толкование в применении пунктов 26, 27 статьи 4 Закона Липецкой области "О налоге на имущество организаций в Липецкой области" № 80-ОЗ от 27.11.2003 г. (статья 4 дополнена данными пунктами Законом Липецкой области "О внесении изменения в статью 4 Закона Липецкой области "О налоге на имущество организаций в Липецкой области" от 27.05.2011 г. № 481-ОЗ).
Определением суда от 28.05.2012 г. суд истребовал от Липецкого областного Совета депутатов пояснительную записку к Закону Липецкой области "О внесении изменения в статью 4 Закона Липецкой области "О налоге на имущество организаций в Липецкой области" от 27.05.2011 г. № 481-ОЗ.
В связи с тем, что доказательства по определению суда по состоянию на 14.06.2012 г. не поступили, в заседании объявлен перерыв, слушание дела продолжено 20.06.2012 г.
Выслушав представителей налогового органа, изучив и оценив материалы дела, суд установил следующее.
Налоговым органом была проведена камеральная налоговая проверка ОАО "Липецкмясо" (акт проверки от 08.02.2012 г. на л.д. 21 - 52 т. 1) на основе первичного налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций, представленного 27.10.2011 г.
По результатам проверки заместителем руководителя МИФНС России № 4 по Липецкой области было принято решение № 2272 от 14.03.2012 г. об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной (см. л.д. 14 - 2). Оспариваемым решением предложено засчитать из имеющейся переплаты сумму авансового платежа по налогу на имущество в размере 1 095 764 руб. и внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Не согласившись с указанным решением, налогоплательщик реализовал свое право на апелляционное обжалование ненормативного акта в вышестоящий налоговый орган. В связи с тем, что апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения, общество обратилось в Арбитражный суд Липецкой области.
В обоснование требования, заявитель ссылается на нарушение налоговым органом пунктов 26, 27 статьи 4 Закона Липецкой области от 27.11.2003 г. № 80-ОЗ "О налоге на имущество организаций Липецкой области" (далее - Закон № 80-ОЗ), полагая, что Общество, которое является организацией-сельхозтоваропроизводителем правомерно воспользовалось льготой по налогу на имущество. Применение указанной льготы не ставится законодателем в зависимость от осуществления налогоплательщиком строительства (реконструкции, модернизации) объектов, поименованных в Законе № 80-ОЗ.
Как установлено материалами дела, ООО "Липецкмясо" в проверяемом периоде являлось сельхозпроизводителем.
В силу положений пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщик вправе использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Согласно статье 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Общество является плательщиком налога на имущество (пункт 1 статьи 373 НК РФ).
В соответствии со статьей 372 НК РФ налог на имущество организаций устанавливается Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов РФ определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по налогу. При установлении налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
В соответствии с пунктами 26, 27 статьи 4 Закона Липецкой области "О налоге на имущество организаций в Липецкой области" № 80-ОЗ от 27.11.2003 г. (в редакции Закона Липецкой области от 27.05.2011 г. № 481-ОЗ "О внесении изменения в статью 4 Закона Липецкой области "О налоге на имущество организаций в Липецкой области", вступившего в силу 01.06.2011 г. и распространившего свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2010 года) освобождаются от налогообложения: организации-сельхозтоваропроизводители, признаваемые таковыми в соответствии со статьей 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также организации, осуществляющие переработку сельхозпродукции, первичную подработку и хранение зерна, осуществляющие строительство, реконструкцию и (или) модернизацию животноводческих комплексов (ферм), сахарных заводов, мощностей для первичной подработки и хранения зерна, объектов по глубокой переработке высокопротеиновых сельскохозяйственных культур (сои, пшеницы, ржи, кукурузы, рапса, нута и сорго), по указанным объектам капитальных вложений в отношении имущества, используемого для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, - на срок фактической окупаемости, но не более 8 лет;
По мнению заявителя, вышеприведенные положения статьи 4 подразумевает, что организации-сельхозтоваропроизводители освобождаются от налога на имущество в любом случае, вне зависимости от того, осуществляют они строительство (реконструкцию, модернизацию) объектов или нет. А иные организации, не имеющие статус сельхозтоваропроизводителя, но работающие в сфере сельского хозяйства, освобождаются от налога на имущество только в том случае, если они осуществляют строительство (реконструкцию, модернизацию) животноводческих комплексов (ферм), сахарных заводов, мощностей для первичной подработки и хранения зерна, объектов по глубокой переработке высокопротеиновых сельскохозяйственных культур (сои, пшеницы, ржи, кукурузы, рапса, нута и сорго), по указанным объектам.
С целью уяснения действительного смысла нормы и выяснения волеизъявления законодателя, Арбитражным судом Липецкой области была истребована от Липецкого областного Совета депутатов пояснительная записка к Закону Липецкой области "О внесении изменения в статью 4 Закона Липецкой области "О налоге на имущество организаций в Липецкой области" от 27.05.2011 г. № 481-ОЗ.
Из содержания данной пояснительной записки следует, что предлагаемый проект закона Липецкой области "О внесении изменения в статью 4 Закона Липецкой области "О налоге на имущество организаций в Липецкой области" предусматривает введение налоговых льгот сельскохозяйственным товаропроизводителям и организациям, осуществляющим переработку сельхозпродукции, инвестирующим средства в строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов, сахарных заводов, мощностей для первичной подработки и хранения зерна. Указанные приоритетные направления поддержки определены в соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.02.2009 г. № 90. Законопроект направлен на создание дополнительных стимулов для привлечения инвестиций и развитие производственной базы на селе по указанным приоритетным направлениям. Учитывая специфику деятельности и дополнительные сроки окупаемости инвестиций в сельском хозяйстве, предлагается предоставлять льготу по налогу на имущество организаций при строительстве, модернизации и реконструкции объектов - исходя из фактического срока окупаемости, но не более 8 лет.
Как содержание данной пояснительной записки, так и буквальное толкование приведенных выше норм статьи 4 Закона № 80-ОЗ, позволяют сделать вывод о том, что в соответствии с пунктами 26, 27 от налогообложения освобождаются следующие категории налогоплательщиков: организации-сельхозтоваропроизводители, признаваемые таковыми в соответствии со ст. 346.2 НК РФ; организации, осуществляющие переработку сельхозпродукции, первичную подработку и хранение зерна. При этом льгота предоставляется исключительно при выполнении в качестве обязательного условия - осуществление вышеуказанными категориями налогоплательщиков строительства, реконструкции и (или) модернизации животноводческих комплексов (ферм), сахарных заводов, мощностей для первичной подработки и хранения зерна, объектов по глубокой переработке высокопротеиновых сельскохозяйственных культур (сои, пшеницы, ржи, кукурузы, рапса, нута и сорго). При этом льгота предоставляется по указанным объектам капитальных вложений в отношении имущества, используемого для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции. Срок предоставления льготы - в течение срока окупаемости, но не более восьми лет.
Подобный вывод суд основывает также на анализе изменений, вносимых в статью 4 Закона № 80-ОЗ.
В частности основании пункта 14 статьи 4 Закона Липецкой области от 27.11.2003 г. № 80-ОЗ "О налоге на имущество организаций в Липецкой области" (который был введен Законом Липецкой области от 05.08.2005 г. № 199-ОЗ) освобождались от налогообложения организации, производящие сельскохозяйственную продукцию и (или) выращивающие рыбу, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализующие эту продукцию и (или) рыбу, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, составляет не менее 70 процентов.
Однако Законом Липецкой области от 25.11.2009 г. № 332-ОЗ внесены изменения в статью 4 Закона Липецкой области от 27.11.2003 г. № 80-ОЗ "О налоге на имущество организаций в Липецкой области", согласно которым пункт 14 статьи 4 признан утратившим силу с 01.01.2010 года.
Вместе с тем, Законом Липецкой области от 27.05.2011 г. № 481-ОЗ внесены изменения в статью 4 Закона Липецкой области от 27.11.2003 г. № 80-ОЗ "О налоге на имущество организаций в Липецкой области", которая дополнена пунктами 26 и 27. Учитывая, что положения данных пунктов улучшали положения налогоплательщиков-сельхозтоваропроизводителей, в соответствии со статьей 5 НК РФ, они распространили свое действие на правоотношения с 01.01.2010 г.
Таким образом, законодатель, отменив льготу в отношении организаций-сельхозтоваропроизводителей в целом, с 01.01.2010 г. уточнил условия ее применения в виде осуществления вышеуказанными категориями налогоплательщиков строительства, реконструкции и (или) модернизации животноводческих комплексов (ферм), сахарных заводов, мощностей для первичной подработки и хранения зерна.
Соответственно под строительством следует понимать создание зданий, строений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства). В качестве модернизации законодатель квалифицирует работы, в результате выполнения которых изменилось технологическое или служебное назначение объектов основных средств, что привело к повышению его технического уровня и экономических характеристик (путем замены конструктивных элементов и систем основных средств более эффективными). К реконструкции действующих предприятий относится переустройство существующих цехов и объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения, как правило, без расширения имеющихся зданий и сооружений основного назначения, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономического уровня на основе достижений научно-технического прогресса и осуществляемое по комплексному проекту на реконструкцию предприятий в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции, в основном без увеличения численности работающих при одновременном улучшении условий их труда и охраны окружающей среды.
Вопрос о выполнении Обществом работ по реконструкции, модернизации, осуществлению строительства был предметом камеральной проверки. Вместе с тем, документы, подтверждающие осуществление ОАО "Липецкмясо" капитального строительства, модернизации и реконструкции объектов капитального строительства в налоговый орган не представлены.
Равным образом, в нарушение положений ст. 65 АПК РФ подобные документы не были представлены заявителем и в материалы настоящего дела.
Таким образом, суд находит обоснованным довод налогового органа о неправомерном заявлении налогоплательщиком - ОАО "Липецкмясо" в первичном налоговом расчете по авансовым платежам по налогу на имущество за 9 месяцев 2011 г. налоговой льготы, что привело к не исчислению и неуплате сумма авансового платежа по налогу на имущество в размере 1 095 764 рублей.
Спора по арифметическому расчету сумм доначисленного налога между сторонами не имелось.
Таким образом, суд не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально удовлетворенным исковым требованиям. В этой связи оснований для взыскания с налогового органа либо возврата госпошлины из средств федерального бюджета не имеется.
Руководствуясь статьями 100 - 110 - 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

В удовлетворении заявленных требований открытого акционерного общества "Липецкмясо" о признании незаконным решения налогового органа от 14.03.2012 г. № 2272 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, принятого по результатам камеральной налоговой проверки, - отказать.
Данное решение в месячный срок может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в г. Воронеже через Арбитражный суд Липецкой области, по истечении данного срока - в суд кассационной инстанции.

Судья
БЕССОНОВА Е.В.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru