Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 3 июля 2012 г. по делу № А12-3567/2012

Резолютивная часть решения суда оглашена 28 июня 2012 г.
Арбитражный суд Волгоградской области
в составе председательствующего судьи Середа Н.Н.
судей Пономаревой Е.В., Наумовой М.Ю.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Скабелиной Е.Н.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Ш. к Правительству Волгоградской области, министерству по управлению государственным имуществом Волгоградской области, с участием Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Волгоградской области
о признании недействующим в части нормативного правового акта
при участии в заседании:
от заявителя - Б., дов. <...>
от ответчиков: от Правительства Волгоградской области - Л., дов. <...>
от министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области - С., дов. <...>
от 3-х лиц: от Управления Росреестра - не явился
от ФГБУ "ФКП Росреестра" - А., дов. <...>

установил:

Индивидуальный предприниматель Ш. обратился в арбитражный суд с заявлением к Комитету по управлению государственным имуществом Администрации Волгоградской области со следующими требованиями:
- о признании незаконными действий по установлению кадастровой стоимости земельного участка и расчета арендной платы;
- об установлении кадастровой стоимости земельного участка, находящегося по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, 1,25 кв. от хутора Новенький площадью 37 000 кв. м., в размере рыночной стоимости в 1 406 000 рублей;
- обязать ответчика произвести расчет арендной стоимости земельного участка, находящегося по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, 1,25 кв. от хутора Новенький площадью 37 000 кв. м., из установленной кадастровой стоимости.
Ш. также обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным постановления Администрации Волгоградской области от 18.11.2011 г. № 1251 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель особо охраняемых территорий и объектов Волгоградской области" в части утверждения кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, 1,25 км от хутора Новенький, площадью 37 000 кв. м.
Определением от 11.03.2012 г. оба заявления объединены в одно производство (т. 2 л.д. 27).
В судебном заседании от 04.06.2012 г. представитель заявителя в порядке ст. 49 АПК РФ уточнил предъявленные требования в части установления кадастровой стоимости земельного участка, находящегося по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, 1,25 кв. от хутора Новенький площадью 37 000 кв. м., просит установить его в размере рыночной стоимости в 1 554 000 рублей (т. 4 л.д. 78).
В судебном заседании 28.06.2012 г. представитель заявителя в порядке ст. 49 АПК РФ уточнил свои требования и просит постановление Администрации Волгоградской области от 18.11.2011 г. № 1251 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель особо охраняемых территорий и объектов Волгоградской области" в части утверждения кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, 1,25 км от хутора Новенький, площадью 37 000 кв. м., с кадастровым номером 34:28:110023:18, признать недействующим, как не соответствующим положениям статьи 66 Земельного кодекса РФ.
Арбитражный суд принял к производству уточненные требования заявителя.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (далее Управление Росреестра"), Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Волгоградской области (далее Кадастровая палата).
В порядке универсального правопреемства произведена замена ответчиков Комитета по управлению государственным имуществом Администрации Волгоградской области на министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области и Администрации Волгоградской области на Правительство Волгоградской области.
Ответчики и Управление Росреестра с предъявленными требованиями не согласились, просят в их удовлетворении отказать. Представитель Правительства Волгоградской области также полагает, что спор в части оспаривания нормативного правового акта не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Представитель Кадастровой палаты принятие решения оставил на усмотрение суда.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав доказательства, арбитражный суд считает предъявленные требования подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 13.09.2007 г. между администрацией Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области и индивидуальным предпринимателем Ш. заключен договор аренды № 3 земельного участка площадью 37 000 кв. м., расположенного по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, 1,25 км от хутора Новенький, площадью 37 000 кв. м., с кадастровым номером 34:28:110023:18, сроком на 49 лет (до 10.05.2056 г.). Земельный участок предоставлен под базу отдыха "Осинки" (право собственности на которую зарегистрировано за предпринимателем 11.05.2007 г.) и отнесен к категории особо охраняемых территорий. Земельный участок передан в пользование по акту приема-передачи от 13.09.2007 г. (т. 1 л.д. 19, 22, т. 2 л.д. 25).
В соответствии с пунктом 2.1. договора размер арендной платы установлен в размере 130 339,16 рублей в год. Впоследствии в соответствии с государственной регистрацией 24.06.2011 г. права собственности на земельный участок за Волгоградской областью и на основании дополнительных соглашений в договоре изменилась сторона - арендодатель с администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области на Комитет по управлению государственным имуществом Администрации Волгоградской области. Также изменился размер арендной платы, который установлен в размере 492 900 руб. (соглашение № 2 от 28.05.2008 г.), в размере 246 494 руб. (соглашение № 3 от 01.07.2009 г.) в размере 272 725,10 руб., исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 1 232 470 рублей (соглашение № 4 от 15.08.2011 г.) - т. 1 л.д. 23, 26, 27, 31, 32, т. 2 л.д. 24.
Письмом от 23.01.2012 г. Комитет по управлению государственным имуществом Администрации Волгоградской области направил в адрес предпринимателя извещение, согласно которому размер арендной платы с 01.01.2012 г. увеличен до 1 757 974,93 рублей (т. 1 л.д. 24, 25).
Увеличение размера арендной платы (в 6,4 раза) обоснованно, в том числе и постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 18.11.2011 г. № 1251 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель особо охраняемых территорий и объектов Волгоградской области", согласно пункту 239 (приложение № 1 к постановлению) которого кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 34:28:110023:18 утверждена в размере 3 892 770 рублей. Постановление опубликовано в областной газете "Волгоградская правда" № 220 от 23.11.2011 г. (т. 1 л.д. 33, 98).
Согласно ст. 13 ГК РФ, ст. 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Кроме того, согласно п. 1 ч. 1 ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности: об оспаривании нормативных правовых актов в сфере налогообложения; валютного регулирования и валютного контроля; таможенного регулирования; экспортного контроля; патентных прав и прав на селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секрет производства (ноу-хау), средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии; антимонопольного регулирования; естественных монополий; регулирования банковской, страховой, аудиторской, оценочной деятельности; использования атомной энергии; государственного регулирования цен (тарифов), регулирования тарифов организаций коммунального комплекса; электроэнергетики; долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости; противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; рынка ценных бумаг; создания, деятельности коммерческих организаций и управления ими; создания, ликвидации (прекращения) инвестиционных фондов и управления ими; несостоятельности (банкротства); размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; рекламы; лотерей; организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, в иных сферах.
Указанные в пункте 1 части 1 настоящей статьи дела рассматриваются арбитражным судом независимо от того, являются ли заявителями организации, индивидуальные предприниматели или граждане.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 17.07.2009 № 145-ФЗ "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 5 статьи 27 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законы субъекта Российской Федерации, правовые акты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, правовые акты органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и правовые акты их должностных лиц, нарушающие права и свободы человека и гражданина, права общественных объединений и органов местного самоуправления, могут быть обжалованы в судебном порядке.
Оспариваемое постановление № 1251 является нормативным правовым актом, затрагивающим права и законные интересы юридических лиц и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, может быть отнесено к актам государственного регулирования платы (цены) за пользование землей, поэтому применительно к названной норме рассмотрение дела о признании его недействующим относится к компетенции арбитражных судов.
Отнесение к подведомственности арбитражных судов указанных дел соответствует общей тенденции развития правового регулирования вопросов подведомственности арбитражным судам дел по нормоконтролю исходя из экономического характера правоотношений, регулируемых постановлением № 1251.
Данная позиция содержится в постановлении Президиума ВАС РФ от 17.01.2012 № 10034/11 по делу № А12-16233/2010. В связи с чем, суд не принимает довод Правительства Волгоградской области о том, что спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Оспаривая постановление № 1251 от 18.11.2011 г., заявитель указал, что оно не соответствует основополагающим нормам установления платы за земельный участок, а именно ст. 66 Земельного кодекса РФ и ст. 3 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
Статья 66 Земельного кодекса РФ устанавливает, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Часть 3 этой же статьи предусматривает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Оспариваемое постановление принято Администрацией Волгоградской области в соответствии с ее полномочиями, предоставленными указанной нормой права, а также в соответствии с постановлениями Правительства РФ от 25.08.1999 г. № 945 "О государственной кадастровой оценке земель", от 08.04.2000 г. № 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель".
Как уже указывалось, постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 18.11.2011 г. № 1251 утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель особо охраняемых территорий и объектов Волгоградской области, в том числе кадастровая стоимость спорного земельного участка утверждена в размере 3 892 770 рублей (пункт 239 приложения № 1 к постановлению).
Результаты государственной кадастровой оценки земель особо охраняемых территорий и объектов по состоянию на 01.01.2009 г. представлены Администрации Волгоградской области для утверждения Управлением Россреестра по Волгоградской области и рассмотрены 25.05.2010 г. на заседании комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с ходом выполнения кадастровых оценочных работ, применением результатов кадастровой оценки земель для налогообложения и иных целей, установленных законодательством. Согласно приложению № 1 к протоколу № 1 от 25.05.2010 г. заседания комиссии "Результаты определения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков второй группы земель особо охраняемых территорий и объектов" удельный показатель кадастровой стоимости спорного земельного участка установлен в 105,21 руб./кв. м. (105,21 руб. x 37 000 кв. м. = 3 892 770 руб.) (т. 3 л.д. 44, 67 - 105).
В свою очередь данный удельный показатель установлен на основании отчета № 34/ООТ/12 об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества, выполненного 09.11.2009 г. ООО "Консалтинговая группа "ЭКСПЕРТ" (т. 2 л.д. 75).
Из указанного отчета следует, что экспертом был использован доходный метод оценки. При этом объектом оценки был не спорный земельный участок, а земельный участок с кадастровым номером 34:28:100028:108, который используется его собственником круглый год под базу отдыха "Золотые пески" (т. 2 л.д. 76 об., 95 - 97, 101). Результаты кадастровой оценки указанного земельного участка и были приняты за основу при установлении удельного показателя кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Арбитражный суд принимает довод заявителя, что в данном случае при определении рыночной стоимости земельных участков неприемлем доходный метод оценки в силу того, что земельные участки, несмотря на то, что все они находятся на особо охраняемой территории, тем не менее, различны по рельефу, структуре, имеют различное удаление от водных объектов, имеют различную инфраструктуру, коммуникации, транспортную доступность. Кроме того, располагаемые на них базы отдыха имеют различную периодичность эксплуатации (круглый год, только в летний сезон и т.д.). Соответственно собственники данных баз отдыха имеют различную доходность. Вследствие чего имеют и различные финансовые возможности по содержанию баз отдыха и земельных участков.
В связи с чем, арбитражный суд соглашается с доводом заявителя, что в данном случае приемлемым является сравнительный подход оценки. В подтверждение своего довода заявитель представил выполненный ООО "Комплект оценка" отчет № 07-02/12 от 08.02.2012 г., согласно которому рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2009 г., произведенная по сравнительному подходу оценки, составила 1 406 000 рублей (т. 1 л.д. 34 - 87).
Учитывая существенную разницу в определении кадастровой (рыночной) стоимости земельного участка, определением суда от 26.04.2012 г. по делу назначена судебная экспертиза. В соответствии с заключением экспертного учреждения ООО "Кредитные системы - Волгоград" от 16.05.2012 г. № 16-05/12 рыночная стоимость спорного земельного участка составила 1 554 000 рублей. При этом экспертом применялся сравнительный подход оценки (т. 4 л.д. 21 - 54).
При таких обстоятельствах арбитражный суд пришел к выводу, что в судебном заседании нашел свое подтверждение довод заявителя о несоответствии оспариваемого постановления основополагающим требованиям установления рыночной цены земли, а именно требованиям, предусмотренным статьей 3 Налогового кодекса РФ и статьей 66 Земельного кодекса РФ. Оспариваемым постановлением нарушаются права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку постановлением установлена завышенная кадастровая стоимость земельного участка, что соответственно влияет на размер арендных платежей.
В связи с чем, в указанной части требования подлежат удовлетворению. Подлежат и удовлетворению требования об установлении рыночной стоимости земельного участка в размере 1 554 000 рублей, поскольку данный размер подтвержден экспертным заключением.
Предпринимателем также предъявлены требования к Комитету по управлению государственным имуществом Волгоградской области о признании незаконными действий по установлению кадастровой стоимости земельного участка и расчета арендной платы.
Арбитражный суд полагает, что в данной части требования удовлетворению не подлежат, поскольку, как установлено в судебном заседании, Комитетом какие-либо действия по установлению кадастровой стоимости земельного участка не предпринимались. Более того, и не могли быть предприняты в силу отсутствия у него таких полномочий.
Производя расчет арендной платы на 2012 г., ответчик действовал в рамках условий договора аренды. Кроме того, расчет арендной платы производился, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденного действующим на тот период постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 18.11.2011 г. № 1251. Следовательно, оспариваемые действия ответчика не могут быть признаны неправомерными.
Вместе с тем, учитывая, что судом установлена кадастровая стоимость арендуемого предпринимателем земельного участка в размере 1 554 000 рублей, арендная плата на 2012 год должна быть рассчитана ответчиком исходя из указанной суммы.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ в связи с удовлетворением требований о признании недействующим нормативного правового акта, понесенные предпринимателем судебные расходы в виде государственной пошлины за заявление в размере 200 рублей и по оплате судебной экспертизы в размере 4000 рублей подлежат взысканию с ответчика Правительства Волгоградской области.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 195 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

Признать не действующим постановление Главы Администрации Волгоградской области от 18 ноября 2011 г. № 1251 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель особо охраняемых территорий и объектов Волгоградской области" в части утверждения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 34:28:110023:18 (пункт 239 приложения 1 к постановлению), как не соответствующим требованиям статьи 66 Земельного кодекса РФ.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 34:28:110023:18, расположенного по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, 1,25 км от хутора Новенький, площадью 37 000 кв. м., в размере 1 554 000 рублей.
Отказать в удовлетворении требований к министерству по управлению государственным имуществом Волгоградской области в части признания незаконными действий по установлению кадастровой стоимости земельного участка и расчета арендной платы.
Обязать министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области произвести расчет арендной платы земельного участка с кадастровым номером 34:28:110023:18, расположенного по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, 1,25 км от хутора Новенький, площадью 37 000 кв. м., на основании договора аренды № 3 от 13.09.2007 г., заключенного с индивидуальным предпринимателем Ш., исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 1 554 000 рублей.
Взыскать с Правительства Волгоградской области в пользу индивидуального предпринимателя Ш. (ОГРН <...>, ИНН <...>) государственную пошлину по заявлению в размере 200 рублей, расходы по оплате судебной экспертизы в размере 4000 рублей, а всего в размере 4200 рублей.
Решение в части признания не действующим в части нормативного правового акта может быть обжаловано в установленном порядке в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через Арбитражный суд Волгоградской области.
В остальной части решение суда может быть обжаловано в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Волгоградской области.

Судьи
Н.Н.СЕРЕДА
Е.В.ПОНОМАРЕВА
М.Ю.НАУМОВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru