Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ - ЧУВАШИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 9 апреля 2012 г. по делу № А79-2576/2012

Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии под председательством судьи, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Вымпел-Коммуникации" в лице Чебоксарского филиала г. Чебоксары к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии г. Чебоксары о признании незаконным и отмене постановления от 24.01.2012 № 65 о привлечении к административной ответственности,
третье лицо - Л.,
при участии: представителей заявителя - директора Д., по доверенности от 25.08.2011 № 1468, Б., по доверенности от 10.05.2011 серии 21 АА № 0048296, Я., по доверенности от 28.10.2011, представителей Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике - Чувашии - специалиста-эксперта С. по доверенности от 05.03.2012 № 35, специалиста-эксперта К., по доверенности от 02.11.2011 № 87, третьего лица - Л.,

установил:

открытое акционерное общество "Вымпел-Коммуникации" в лице Чебоксарского филиала (далее - ОАО "ВымпелКом", акционерное общество) обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Управление Роспотребнадзора по Чувашской Республике - Чувашии, Управление) о признании незаконным и отмене вышеуказанного постановления о привлечении к административной ответственности.
Заявление мотивировано тем, что оспариваемым постановлением акционерное общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 10 000 руб. за включение в договор условий, ущемляющих права потребителя. В постановлении от 24.01.2012 указывается на нарушение ОАО "ВымпелКом" статьи 16 Закона РФ "О защите прав потребителей", т.е. включение в договор и тарифные планы "Мир Билайн" и "Добро пожаловать" условий, ущемляющие права потребителей.
Так, упомянутые тарифные платы содержат условие о том, что в случае отсутствия активности со стороны абонента (звонки, сообщения) на номере в течение 90 дней взимается абонентская плата в размере 5 рублей в день. Абонентская плата прекращает взиматься в случае исчерпания доступного баланса, а также в случае возобновления активности абонента на номере.
Считает, что постановление Управления является незаконным, нарушает права и законные интересы общества и подлежит отмене.
В силу статьи 28 Федерального закона "О связи" тарифы на услуги связи устанавливаются оператором связи самостоятельно, если иное не предусмотрено указанным Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о естественных монополиях. В соответствии с Правилами оказания услуг подвижной связи, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2005 № 328, тарифы на услуги подвижной связи устанавливаются оператором связи самостоятельно. Тарифным планом могут устанавливаться дифференцированные тарифы по временам суток, дням недели, выходным и нерабочим дням, а также по набору и объему оказываемых услуг подвижной связи.
Согласно статье 2 Федерального закона "О связи" под услугами связи понимается деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений. Соответственно, услуга связи состоит не только из действий по приему, передаче и доставке сообщений, но и ее обработке и хранению.
В этой связи считает допустимым в тарифном плане сочетание нескольких видов тарификаций, поскольку при неактивности абонентов оператор продолжает оказывать услуги связи, осуществляя хранение и обработку сигналов и сообщений, сохраняя доступ к сети подвижной связи, а также возможность осуществления вызовов в любой момент времени.
Представители ОАО "ВымпелКом" в судебном заседании поддержали требование о признании незаконным и отмене постановления Управления о привлечении к административной ответственности и привели доводы, изложенные в заявлении и письменных пояснениях к отзыву, а также в дополнительных пояснениях.
Управление Роспотребнадзора по Чувашской Республике - Чувашии отзывом на заявление и его представители в ходе рассмотрения дела требование заявителя не признают.
Указывают, что условия тарифного плана о взимании абонентской платы при отсутствии активности со стороны абонента на номере в течение 90 дней противоречит Правилам оказания услуг подвижной связи, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2005 № 328.
По их мнению, потребителем должны оплачиваться только предоставленные оператором услуги связи. Взимание платы за период когда абонент не пользуется услугами связи, вынуждает потребителя пользоваться услугами связи ОАО "ВымпелКом" и влечет нарушение права потребителя на свободу выбора услуг. В этой связи полагают, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным.
Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица Л. отзывом на заявление требование заявителя считает не подлежащим удовлетворению. Указывает, что в силу статьи 16 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" условия договора, ущемляющие права потребителя, являются недействительными. Заключая договор с тарифным планом "Мир Билайн", "Добро пожаловать" ОАО "ВымпелКом" включило в договор условия, не соответствующие требованиям действующего законодательства.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав и оценив письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, по факту обращения Л. о несоблюдении ОАО "ВымпелКом" действующего законодательства в области защиты прав потребителей Управлением Роспотребнадзора по Чувашской Республике - Чувашии была проведена проверка.
В ходе проведения проверки административным органом были выявлены нарушения законодательства о защите прав потребителей, выразившиеся во включение в договор об оказании услуг связи "Билайн" условий, ущемляющих права потребителя. Так, тарифный план оператора связи "Мир Билайн", "Добро пожаловать" содержит условие о том, что в случае отсутствия активности со стороны абонента на номере в течение 90 дней, взимается абонентская плата в размере 5 руб. в день. Абонентская плата прекращает взиматься в случае исчерпания доступного баланса, а также в случае возобновления абонентской активности на номере.
По факту выявленного нарушения в отношении акционерного общества с участием его представителя 06.12.2011 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В последующем, т.е. 24.01.2012 на основании упомянутого протокола и собранных материалов административным органом принято постановление о привлечении ОАО "ВымпелКом" к административной ответственности, предусмотренной названной выше нормой КоАП Российской Федерации в виде штрафа в размере 10 000 руб.
В силу статьи 9 Федерального закона "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации", пункта 1 статьи 1 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" отношения с участием потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о защите прав потребителей, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктами 1 и 4 статьи 421 Кодекса установлено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора; условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 422).
В соответствии со статьей 16 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными; запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг); продавец (исполнитель) не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату; потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены - вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы.
Фактические обстоятельства по делу свидетельствуют, что Управлением при проведении проверки установлено, что представленные в ходе проверки договоры на оказание услуг связи, состоящие из бланка договора, текста договора и выбранного потребителем тарифного плана, содержат условия о том, что в случае отсутствия активности со стороны абонента на номере в течение 90 дней, взимается абонентская плата в размере 5 руб. в день. Абонентская плата прекращает взиматься в случае исчерпания доступного баланса, а также в случае возобновления абонентской активности на номере.
Названое условие противоречит пунктам 31 и 37 Правил оказания услуг подвижной связи, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2005 № 328. Согласно упомянутым пунктам Правил размер платы определяется продолжительностью соединения по сети подвижной связи, а основанием для выставления счета является объем оказанных услуг связи. Вышеуказанные Правила предусматривают, что в случае неиспользования абонентом услуг связи, оператор не вправе взимать какую-либо плату с абонента.
В соответствии с пунктом 32 Правил оказания телематических услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2007 № 575, при оказании телематических услуг связи оператор связи не вправе требовать плату за оказание телематических услуг связи за тот период, в течение которого оказание телематических услуг связи приостанавливалось в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Изложенное находит свое подтверждение статьей 37 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", в соответствии с которыми потребитель обязан оплатить оказанные ему услуги в порядке и в сроки, которые установлены договором с исполнителем.
Кроме того, из смысла пункта 3.2 (2) и раздела 6 (пунктов 6.4.1.4; 6.4.2.6) договора следует, что оператор связи приостанавливает оказание услуг связи в случае исчерпания денежных средств на лицевом счете абонента, необходимых для оказания услуг связи (см. л.д. 24 - 33).
Таким образом, оплате потребителем подлежат только предоставленные оператором услуги связи. Взимание платы за период, когда абонент не пользуется услугами связи оператора, обязывает потребителя пользоваться услугами связи оператора и нарушает право потребителя на свободный выбор услуг, установленное статьей 16 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", пунктом 21 Правил.
Суд считает несостоятельными доводы заявителя о возможности взимания с абонента платы в случае отсутствия с его стороны активности в течение 90 дней, как основанные на неверном толковании норм действующего законодательства.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ОАО "ВымпелКом" не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
Нарушений норм процессуального законодательства со стороны административного органа не допущено, штраф к акционерному обществу применен с учетом требований статьи 4.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 207 - 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

открытому акционерному обществу "Вымпел-Коммуникации" в лице Чебоксарского филиала г. Чебоксары отказать в удовлетворении заявления к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии г. Чебоксары о признании незаконным и отмене постановления от 24.01.2012 № 65 о привлечении к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии в течение десяти дней с момента его принятия.
Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru