АДМИНИСТРАЦИЯ КАНАШСКОГО РАЙОНА
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 августа 2010 г. № 448
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ
ПО СРОЧНОМУ ЗАХОРОНЕНИЮ ТРУПОВ В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ
И В КРУПНОМАСШТАБНЫХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ, АВАРИЯХ,
КАТАСТРОФАХ В КАНАШСКОМ РАЙОНЕ
Во исполнение требований федеральных законов РФ от 12.02.1998 № 28-ФЗ
"О гражданской обороне", от 12.01.1996 № 8-ФЗ
"О погребении и похоронном деле", от 30.03.1999 № 52-ФЗ
"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в целях подготовки мероприятий по срочному захоронению трупов в военное время и в крупномасштабных чрезвычайных ситуациях, авариях, катастрофах в Канашском районе администрация Канашского района постановляет:
1. Утвердить Положение
"Об организации мероприятий по срочному захоронению трупов в военное время и в крупномасштабных чрезвычайных ситуациях, авариях, катастрофах в Канашском районе (приложение № 1).
2. Рекомендовать главам сельских поселений и руководителям организаций в Канашском районе Чувашской Республики утвердить в установленном порядке положения об организации мероприятий по срочному захоронению трупов в военное время и в крупномасштабных чрезвычайных ситуациях, авариях, катастрофах на подведомственных территориях.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава администрации
В.В.СОФРОНОВ
Утверждено
постановлением
администрации
Канашского района
от 10.08.2010 № 448
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СРОЧНОМУ ЗАХОРОНЕНИЮ ТРУПОВ
В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ И КРУПНОМАСШТАБНЫХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ,
АВАРИЯХ, КАТАСТРОФАХ В КАНАШСКОМ РАЙОНЕ
1. Общие положения
Настоящее положение разработано в соответствии с федеральными законами РФ от 12.02.1998 № 28-ФЗ
"О гражданской обороне", от 12.01.1996 № 8-ФЗ
"О погребении и похоронном деле", от 30.03.1999 № 52-ФЗ
"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и на основе методических рекомендаций от 02.07.2009 № 4873-3-5-2 управления (гражданской защиты) Приволжского регионального центра МЧС России.
Мероприятия по срочному захоронению трупов в военное время и в крупномасштабных чрезвычайных ситуациях, авариях, катастрофах организуются в рамках подготовки при ведении военных действий, а также могут быть использованы при разработке "Планов взаимодействия спасательных служб при выполнении задач по срочному захоронению трупов".
Накопленный опыт минувших войн свидетельствует о том, что ведение боевых действий и применение противоборствующими сторонами всего спектра средств нападения направлены не только на поражение людей, но и на уничтожение среды их обитания. Разрушение жилищ, водопроводных и канализационных сетей, уничтожение системы энергоснабжения, уничтожение медицинских и противоэпидемических учреждений, большое количество неубранных трупов людей и животных угрожают населению вспышками инфекционных заболеваний. Большую опасность для здоровья людей представляет возможное заражение продовольствия, воды и воздуха РВ, ОВ и БС.
Обеспечение эпидемиологического благополучия пострадавшего населения является одной из главных задач при ликвидации медико-социальных последствий ЧС и в военное время.
Организация и проведение экстренных санитарно-противоэпидемических мероприятий в чрезвычайных ситуациях и в военное время строятся на общих принципах охраны здоровья, оказания медицинской помощи населению в районах бедствия, предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний. При этом учитываются медико-социальные особенности санитарно-эпидемиологического обеспечения населения, резкое изменение условий его жизнедеятельности.
2. Санитарный надзор за срочным захоронением трупов
Санитарно-гигиеническое и противоэпидемическое обеспечение населения в условиях применения противником современных средств поражения представляет собой комплекс мероприятий, направленных на сохранение здоровья населения, предупреждение воздействия на организм людей вредного воздействия поражающих факторов примененного оружия, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, профилактику возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Мероприятия санитарного надзора, санитарно-гигиенического и противоэпидемического обеспечения проводятся в соответствии с разделами плана медицинского обеспечения, разрабатываемого в органах управления ГО ЧС.
Важной задачей является санитарный надзор за очисткой очагов поражения и срочным захоронением трупов. Доставка погибших к местам захоронения производится специальными командами, в распоряжение которых выделяется транспорт, инструменты, инженерная техника, рабочая одежда подменного фонда и дезинфекционные средства. Санитарный надзор за срочным захоронением трупов включает:
- контроль представителями медицинской службы за соблюдением санитарно-гигиенических требований при выборе мест для братских могил и выполнением правил захоронения;
- контроль за проведением дезинфекционных мероприятий при захоронении трупов, а также проверку полноты сжигания и правильности закапывания опасных для здоровья населения материалов;
Члены команд обеспечиваются специальными комбинезонами или рабочей одеждой, перчатками и фартуками из плотной ткани, а при работе на зараженной территории - средствами индивидуальной защиты.
На месте гибели врачом и сотрудником правоохранительных органов устанавливается причина смерти погибшего.
В морге врачом-патологоанатомом в результате вскрытия оформляется врачебное свидетельство о смерти.
Органы ЗАГС на основании врачебного свидетельства о смерти выдают государственное (гербовое) свидетельство о смерти, которое является основанием для выдачи тела родственникам или сопровождающим труп к месту погребения, кремации.
Перевозку погибших (умерших) к месту погребения осуществляют специальные службы на оборудованном автотранспорте. При необходимости допускается использование автотранспорта других ведомств, не перевозящего пищевое сырье и продукты питания. Отличительные знаки на транспортные средства, привлекаемые для перевозки трупов, выдаются военным комиссариатом.
По окончании перевозки и захоронения погибших (умерших) транспорт должен в обязательном порядке пройти дезинфекцию дезинфицирующими средствами, разрешенными к применению в установленном порядке. После дезинфекции проводится санитарно-эпидемиологический и дозиметрический контроль автотранспорта.
Санитарно-опасный материал (перевязочный, подстилочный, обрывки одежды и пр.) уничтожаются сжиганием, а отбросы собираются и закапываются в ямы и воронки от снарядов.
9. Использование кремации при ликвидации
последствий катастроф
Кремация - предание тел умерших огню с соблюдением того или иного обряда погребения.
Сжигание трупов необходимо проводить особенно в случаях смерти от особо опасных инфекций. Для сжигания 1 трупа отрывают яму длиной в 2 м, шириной в 1 м и глубиной в 1,5 м. Торцовые стороны ямы для лучшего поступления воздуха должны быть срезаны в виде откосов. Топливо (дрова, уголь, торф) укладывают на дно ямы слоем 1 м и обильно поливают 50 - 60 л керосина или солярного масла (только не бензина). Поверх трупа, положенного на подготовленный таким образом костер, кладут еще слой топлива, смоченного тяжелым горючим. Процесс сжигания продолжается около 12 часов и заканчивается полным испепелением трупа. Если необходимо сжечь несколько трупов, то размер ямы, количество дров, другого топлива и объем жидкого горючего соответственно увеличивается.
10. Создание запасов средств для проведения
срочного захоронения трупов в военное время
Создание и накопление материально-технических средств для проведения срочного захоронения трупов и средств обеззараживания проводится органами исполнительной власти Чувашской Республики и органами местного самоуправления на соответствующих территориях в составе запасов нужд гражданской обороны исходя из прогнозируемых объемов работ по срочному захоронению трупов.
Подлежат накоплению:
- средства индивидуальной защиты кожи и органов дыхания для персонала формирований, предназначенных для захоронения трупов в военное время;
- запасы гробов (материалов для изготовления гробов);
- мешки патологоанатомические;
- дезинфицирующие средства (хлорная известь);
- горюче-смазочные материалы (для транспортного обеспечения).
В мирное время создаются запасы гробов (материалов для изготовления гробов) и патологоанатомических мешков из расчета 30% от прогнозируемых безвозвратных потерь, запасы дезинфицирующих средств, применяемых для массовых захоронений, из расчета 40% от прогнозируемых потерь (10% средств может быть использовано для проведения противоэпидемических мероприятий в местах первоначального нахождения погибших). Для восполнения текущих потребностей в ходе непосредственного осуществления мероприятий по захоронению трупов в военное время заблаговременно (мирное время) должны быть заключены договора на поставку необходимых для осуществления срочного захоронения трупов в объеме, соответствующем прогнозируемым потерям.
Оснащение формирований техникой и имуществом осуществляется организацией на базе, которой создаются и функционируют данные формирования. Исходя, из планируемого объема работ по срочному захоронению трупов необходимо учитывать возможность привлечения дополнительных технических средств из других организаций, в особенности это касается землеройной техники и транспортных средств, на которых будет осуществляться транспортировка к месту захоронения.
11. Регистрация и учет массовых погребений
Регистрация и учет массовых захоронений производится на общих основаниях в книге захоронений кладбищ, на которых определены номера участков для погребения в братских могилах.
Администрацией кладбища, на котором производится захоронение, либо ритуальной службой составляется акт в 3-х экземплярах, в котором указывается:
- дата захоронения;
- регистрационный номер захоронения;
- номер участка захоронения;
- количество захороненных;
- номер свидетельства о смерти и дата его выдачи, орган, его выдавший, на каждого захороненного;
- номер танатологического отделения, в котором находился труп;
- регистрационный номер трупа;
- фамилия, имя, отчество трупа;
- адрес его обнаружения;
- адрес его места жительства;
- дата его рождения;
- пол.
Первый экземпляр акта остается на кладбище.
Второй экземпляр акта поступает в архив.
Третий экземпляр акта передается в Департамент здравоохранения.
При захоронении неопознанных тел погибших (умерших) их учет производится по той же схеме, только без паспортных данных.