Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ - ЧУВАШИИ

РЕШЕНИЕ
от 10 мая 2012 г. по делу № 7/04-АМЗ-2012

Резолютивная часть решения оглашена 24 апреля 2012 г.
Решение изготовлено в полном объеме 10 мая 2012 г.

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
Винокурова Н.Ю. - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - начальник отдела товарных рынков;
Члены Комиссии:
Железина Л.А - заместитель начальника отдела товарных рынков;
Гадилова А.Р. - старший специалист 1 разряда отдела товарных рынков.
рассмотрев дело № 7/04-АМЗ-2012 по признакам нарушения ООО "С." (адрес: <...>) пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",
в присутствии:
от заявителей - ООО "П.": Ш. - (доверенность № 20 от 07.06.2012 г.), ООО "П.-Н": Ш. - генеральный директор;
от ответчика - ООО "С.": С. - директор,
в качестве лица, располагающего обстоятельствами рассматриваемого дела - ОАО "Ч.": И. (доверенность от 30.12.2011 г. № 165-19/22).

установила:

В Чувашское УФАС России 22.02.2012 г. обратились ООО "П." (<...>) и ООО "П.-Н" (<...>) с заявлением на действия ООО "С." (<...>) по неоднократному отключению от электрической энергии нежилых помещений № 20, 21, находящихся на праве собственности у ООО "П." и расположенных на 2 этаже здания Бизнес-центра "Капитал", находящегося по адресу г. Новочебоксарск, ул. Промышленная, д. 78. Указанные помещения переданы в аренду ООО "П.-Н".
Существующая схема электроснабжения здания обеспечивает подачу электрической энергии в помещения № 20, 21 только от энергопринимающего устройства (общего имущества собственников) здания, управление которым в настоящее время осуществляется ООО "С.", иное технологическое присоединение помещений к электрическим сетям невозможно.
ООО "П.-Н" на оказание услуг по транспортировке электрической и тепловой энергии, хозяйственно-питьевой воды, водоотведения, ливневых стоков и содержания мест общего пользования заключен договор с ООО "С.".
Наряду с этим, ООО "С." без письменного предупреждения отключает помещения ООО "П.-Н" от электроснабжения. Такие отключения зафиксированы в актах от 29.12.2011, 30.12.2011, 09.02.2012, 10.02.2012, 13.02.2012, 14.02.2012, 15.02.2012, 16.02.2012, 17.02.2012, 22.02.2012 и в настоящее время от Общества продолжают исходить угрозы об отключении электрической энергии.
Согласно договору на оказание услуг от 04.05.2010 № 01, счетов оплаты, актов выполненных работ и оплаты за оказанные услуги, правовых оснований для отключений электрической энергии у ООО "С." нет. Кроме того, актом сверки взаимных расчетов по состоянию на 15.02.2012 установлена переплата за потребленную электрическую энергию. Однако ООО "С." такие отключения осуществляет, при этом никаких предупреждений не направляет. Доказательств неудовлетворительного состояния электрических сетей также не представляет.
В связи с неправомерными действиями ООО "С.", заявители просят признать их нарушением антимонопольного законодательства и выдать предписание, обязывающее ООО "С." не прекращать электроснабжение, а также обязать ООО "С." выдать технические условия, акты балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электрических сетей и иную техническую документацию для заключения ООО "П.-Н" самостоятельного договора энергоснабжения.
ООО "С." письменно пояснило, что действия по отключению электроэнергии осуществлялись для понуждения ООО "П.-Н" заключить договор на 2012 год по обеспечению транзита ресурсов и компенсации расходов по содержанию мест общего пользования. ООО "П.-Н" свой проект договора представило 01.03.2012. В связи с этим обстоятельством, по мнению ООО "С.", хозяйственный спор разрешен, а конфликтная ситуация исчерпана, поэтому вмешательства Чувашского УФАС России не требуется.
В заседании Комиссии представитель ООО "С." сообщил, что отключение помещений ООО "П.-Н" от электрической энергии осуществлялось на основании письменного уведомления для проведения ремонтных работ, в силу ветхости электрических сетей.
Представитель ООО "П.-Н" с данным объяснением не согласился, пояснив, что конфликт между организациями связан с требованиями ООО "П.-Н" возмещения убытков от затопления помещений. Действия по отключению электрической энергии являются определенной угрозой со стороны ответчика. Отключение электрической энергии осуществлялось без каких-либо письменных уведомлений перед новым годом и позже в феврале т.г., почти на целый месяц. При этом никаких ремонтных работ ООО "С." не осуществлялось и собственники других помещений в данном здании от электрической энергии не отключались.
Представитель ООО "П.-Н" просит рассмотреть данные действия ООО "С." и оказать содействие по самостоятельному заключению договора энергоснабжения с энергоснабжающей организацией.
Комиссия, изучив документы представленные в материалы дела, установила следующие обстоятельства.
Потребление электрической энергии ООО "С." осуществляется на основании договора энергоснабжения № 01-01/326-432 от 17.08.2011 г., заключенного между ООО "С." и гарантирующим поставщиком - ОАО "Ч.". На основании данного договора гарантирующий поставщик обязуется поставить электрическую энергию потребителю. Согласно пункту 1.4 данного договора границы раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности за эксплуатацию соответствующих энергопринимающих устройств и объектов электросетевого хозяйства устанавливаются актами разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственностью сторон, которые составляются между потребителем и сетевой организацией, либо иным собственником (законным владельцем) объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя. Из паспорта электрической установки следует, что электроснабжение здания Бизнес-центра "Капитал" осуществляется от РУ-0,4 кВ ТП-4 ООО "СМУ-58". Таким образом, энергопринимающее устройство ООО "П.-Н" присоединено к электрическим сетям, находящимся в границах балансовой принадлежности ООО "С.".
С учетом данного обстоятельства и подлежащих применению норм материального права, ООО "С." по отношению к ООО "П.-Н" обладает статусом владельца объекта электросетевого хозяйства, а ООО "П.-Н" в свою очередь является потребителем электрической энергии, энергопринимающее устройство которого опосредованно присоединено к сетям ресурсоснабжающей организации.
ООО "П.-Н" в рамках договорных отношений оплачивает потребленную электрическую энергию в составе платы за обслуживание помещений ООО "С.".
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической установлены Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике). Статьями 5, 6 указанного закона определено технологическое единство электроэнергетики, обеспечение бесперебойного и надежного функционирования энергетики, единство экономического пространства в сфере обращения электрической энергии с учетом ограничений, установленных федеральными законами.
С учетом вышеизложенного, сложившееся технологическое соединение электрических сетей и энергопринимающих устройств не может быть прервано на каких-бы то ни было участках, поскольку к общим принципам организации экономических отношений, определенных статьей 6 указанного закона, отнесено технологическое единство электроэнергетики и обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики, являющееся необходимым условием стабильности гражданского оборота, соблюдения прав добросовестных потребителей электроэнергии.
Таким образом, все ограничения в подаче электрической энергии должны выполняться субъектами электроэнергетики, собственниками и иными законными владельцами объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя в строгом соответствии с требованиями Закона об электроэнергетике, Указами Президента Российской Федерации и принятыми в соответствии с вышеуказанным законом нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Во исполнение указанного Закона постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 г. № 530 утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (далее - Основные положения), которыми определены основания для прекращения электроснабжения и порядок введения режима ограничения потребления.
Согласно пункту 161 Основных положений ограничение режима потребления может вводиться в следующих случаях:
а) неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем обязательств по оплате электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей, в том числе по предварительной оплате, если такое условие предусмотрено соответствующим договором с потребителем (далее - неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем своих обязательств);
б) прекращение обязательств сторон по договору, на основании которого осуществляется энергоснабжение потребителя, поставка электрической энергии и (или) оказание услуг по передаче электрической энергии потребителю (далее - прекращение обязательств сторон по договору);
в) выявление фактов бездоговорного потребления электрической энергии или безучетного потребления электрической энергии;
г) выявление неудовлетворительного состояния энергетических установок (энергопринимающих устройств) потребителя, удостоверенного органом государственного энергетического надзора, которое угрожает аварией или создает угрозу жизни и здоровью людей;
д) возникновение (угроза возникновения) аварийных электроэнергетических режимов;
е) возникновение внерегламентных отключений;
ж) наличие обращения потребителя.
Доказательств вышеперечисленных оснований прекращения электроснабжения ООО "С." в материалы дела не представило.
Довод ООО "С." о том, что отключение помещений ООО "П.-Н" от электрической энергии осуществлялось надлежащим образом, на основании письменного уведомления для проведения ремонтных (регламентных) работ, Комиссией признается несостоятельным.
Пунктом 172 Основных положений предусматривающим фактические действия по ограничению режима потребления определено, что для согласования ограничения режима потребления инициатор введения ограничения не позднее чем за 5 рабочих дней до предполагаемой даты введения ограничения режима потребления направляет сетевой организации или иному собственнику (владельцу) объектов электросетевого хозяйства, к сетям которых технологически присоединены энергопринимающие устройства указанного потребителя, уведомление, содержащее сведения:
а) о потребителе, в отношении которого вводится ограничение режима потребления;
б) об основаниях введения ограничения режима потребления;
в) о сроках и объемах вводимого ограничения режима потребления.
Из имеющегося в материалах дела письма ООО "С." от 29.12.2011 г. № 279 следует, что собственнику помещения БЦ "Капитал" - генеральному директору ООО "П.-Н" Ш. сообщается о прекращении с 11 часов 29.12.2011 г. подачи электроэнергии, в связи с регламентными работами. Данное письмо представлено Ш. 29.12.2011 г. Из данных обстоятельств следует, что ООО "С." установленный Основными положениями порядок обязательного уведомления потребителя не соблюден. Кроме того, согласно актам, действия ООО "С." по отключению электроэнергии производились 29.12.2011, 30.12.2011, 09.02.2012, 10.02.2012, 13.02.2012, 14.02.2012, 15.02.2012, 16.02.2012, 17.02.2012, 22.02.2012.
В силу абзаца 8 пункта 113 Основных положений для потребителей электрической энергии третьей категории надежности (к которой относится ООО "П.-Н") допустимое число часов отключения в год может составлять 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления энергоснабжения, за исключением случаев, когда для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные с федеральным органом исполнительной власти по государственному энергетическому надзору.
Таким образом, выполненные ООО "С." отключения электроэнергии не только безосновательны, но еще и со значительным превышением допустимого числа часов отключения.
На основании пунктов 2, 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. № 861 (далее - Правила недискриминационного доступа) ООО "С." не относится к сетевым организациям, а является владельцем электрических сетей через которые опосредованно осуществляется переток электрической энергии в помещения № 20, 21 ООО "П.-Н".
Пунктом 6 Правил недискриминационного доступа определено, что собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения настоящих Правил, предусмотренные для сетевых организаций.
ООО "С." предъявляет ООО "П.-Н" к оплате за электрическую энергию размер платы не соответствующий тарифу, предъявляемому ему ОАО "Ч.". Согласно выставленным ОАО "Ч." счетам № 647 от 10.02.2012 г., № 873 от 20.02.2012 г. предъявляемый ООО "С." тариф за 1 кВт электрической энергии определен в размере 3,11 руб. без НДС, т.е. при включении в него НДС тариф составляет 3,67 руб. В приложении № 1 к договору № 2 от 01.02.2012 г. на обеспечение транзита ресурсов и компенсацию расходов по содержанию имущества мест общего пользования, определяются цены на энергоносители, в т.ч. тариф за 1 кВт электроэнергии установлен в размере 3,95 руб. и дополняется амортизационными отчислениями в размере 0,45 руб, что в целом составляет 4,40 руб.
Из данных документов следует, что ООО "С." нарушает порядок ценообразования на электрическую энергию, поскольку для него тариф на передачу электрической энергии уполномоченным органом в области ценообразования не устанавливался, а сам порядок возмещения расходов сетевых организаций не позволяет увеличивать нерегулируемую цену на электрическую энергию, в целях не допущения превышения уровня предельной нерегулируемой цены на электрическую энергию.
Комиссия, исследовав обстоятельства отказа ООО "С." в составлении и предоставлении ООО "П.-Н" технических документов для заключения договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком - ОАО "Ч.", признает их несоответствующими законодательству в силу следующего.
В соответствии с абзацем 3 части 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии.
Согласно пункту 2 Правил недискриминационного доступа акт разграничения балансовой принадлежности электросетей это документ, составленный в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) физических и юридических лиц к электрическим сетям (далее - энергопринимающие устройства), определяющий границы балансовой принадлежности; акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон это документ, составленный сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств, определяющий границы ответственности сторон за эксплуатацию соответствующих энергопринимающих устройств и объектов электросетевого хозяйства.
В связи с тем, что в рассматриваемом Комиссией, случае не происходит нового технологического присоединения, владелец объектов электросетевого хозяйства должен осуществить техническую фиксацию места в электрической сети, которое определяет точку поставки энергии и как следствие, устанавливает место исполнения взаимных обязательств субъектов электроэнергетики.
Согласно части 9 статьи 25 Закона об электроэнергетике обеспечение недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии контролируется в соответствии с настоящим федеральным законом, антимонопольным законодательством Российской Федерации и утверждаемыми Правительством Российской Федерации Правилами оптового рынка, Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказываемым организациями коммерческой инфраструктуры услугам.
Исходя из имеющихся в деле доказательств и установленных Комиссией обстоятельств, ООО "С." распоряжается объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых осуществляется переток электрической энергии потребителям здания, находящегося по адресу: г. Новочебоксарск, ул. Промышленная, д. 78
Услуга по перетоку электрической энергии (аналогично услуге по передаче электрической энергии) носит естественно-монопольный характер, так как не может быть заменена иной. Соответственно доля этого субъекта на рынке услуг по перетоку электрической энергии, в границах принадлежащих ООО "С." сетей составляет 100%.
Частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2007 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о конкуренции) положение субъекта естественной монополии на товарном рынке признается доминирующим в границах протяженности сетей.
С учетом вышеизложенного, ООО "С." является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по перетоку электроэнергии в границах своих электрических сетей.
Статьей 10 Закона о конкуренции запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе действия по:
экономически или технологически не обоснованному сокращению или прекращению производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;
созданию препятствий доступа на товарный рынок;
нарушению установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Оценив обстоятельства дела, исследовав документы, имеющиеся в материалах дела, заслушав доводы и возражения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к заключению о совершении ООО "С." действий, нарушающих требования пунктов 4, 9, 10 части 1 статьи 10 Закона о конкуренции, абзаца 3 части 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике, требований Основных положений и Правил недискриминационного доступа.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 30, частями 1 - 4 статьи 41, статей 49, статьей 50 Закона о конкуренции,

решила:

1. Признать действия ООО "С." нарушением пунктов 4, 9, 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", абзаца 3 части 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", требований Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 г. № 530, Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. № 861, выразившимся в необоснованном отключении в декабре 2011 г., феврале 2012 г. помещений № 20, 21 ООО "П.-Н" от электроснабжения и в угрозе отключения электрической энергии в последующем, в отказе от составления актов разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности электрических сетей, необходимых ООО "П.-Н" для заключения договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком электрической энергии, в превышении допустимого уровня предельной нерегулируемой цены на электрическую энергию.
2. Выдать ООО "С." предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
3. Рекомендовать ОАО "Ч." оказать содействие в установлении границ электрических сетей Обществ и ускорить заключение договора энергоснабжения с ООО "П.-Н".

Председатель Комиссии
Н.Ю.ВИНОКУРОВА

Члены комиссии:
Л.А.ЖЕЛЕЗИНА
А.Р.ГАДИЛОВА

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Чувашской Республики в соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев со дня его принятия или выдачи.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru